Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Современная социокультурная ситуация в регионе и ее влияние на СКД.



Социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.

Она включает в себя: а) социально-культурную среду (поля жизнедеятельности); б) соответствующие сферы жизнедеятельности

Поля жизнедеятельности: 1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованности); 2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; 3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей — их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения); 4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, так и на интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни); 5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности); 6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире). Сферы жизнедеятельности:

образовательная (представленная учреждениями системы образования, в т.ч. специального); производственная (характеризуется видами производственных структур, определяющих номенклатуру профессий, условиями профессионального самоопределения и самореализации личности в той или иной сфере трудовой деятельности); досугово-рекреационная (представлена досуговыми и туристско-экскурсионными учреждениями); физкультурно-оздоровительная (инфраструктура учреждений спорта и здравоохранения, обеспечивающих здоровье человека, развитие его физических и психических способностей); информационная (библиотеки, средства массовой информации). В условиях конкретного региона, в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социокультурной среды могут выступать в качестве приоритетных направлений культурной политики и социокультурного проектирования.

Социокультурная ситуация является результатом многовековой истории и географии отдельного региона.

На характер социокультурной ситуации конкретного региона могут повлиять следующие факторы: географическое положение региона (например, за счет выгодного ГП - развитая рекреационная деятельность), национальный состав (в зависимости от него ведется политика в сфере межнациональных отношений в Пермском крае - Целевая комплексная программа «Гармонизация национальных и межнациональных отношений народов Прикамья»), история региона (исторический туризм, музейная деятельность региона и т.д.), уровень урбанизации в регионе многие другие факторы.

Пермский край:

ПК является субъектом РФ и образован в 2005 г. путем слияния ПО и Коми-перм. Авт. Округа. Расположен на стыке Европы и Азии. Занимает 1\5 часть Уральского эконом. Региона как субъект относится к приволжскому автономному округу. население Пк около 3 млн. чел. в Перми 1 миллион. Коренными жителями считаются коми-пермяки. Сегодня на территории ПК проживают около 80 национальностей и принадлежат к 3 языковым группам: славянская группа, тюрская(татары, башкиры), фино-угорская(коми-пермяки, марийцы). В связи с этим культурно-исторические традиции региона достаточно разнообразны. Народные промыслы и ремесла Прикамья занимают важную нишу в сохранение и передачи культурно-исторических ценностей. Культура Прикамья всегда развивалась в диалоге традиций разных народов. Узорное вязание и ткачество коми-пермяков и русских соседствовало с шитьем тюбетеек и многоцветным ткачеством полотенец и паласов перм. татар и башкир.

Специфич. особенности региона (ПК). Принципы культурной политики в Пермском крае определяются ее содержанием: открытость, консерватизм, гибкость и вариативность по отношению к разным территориям и общественным группам, целостность и интегративность.

Основные направления культурной политики видятся следующими:

а) сохранение, обновление и развитие предметной инфраструктуры культуры: школ, информационных сетей, театров, архивов, музеев, галерей, библиотек, клубов, спортивных сооружений;

б) восстановление доступного для всех групп населения системы общего и профессионального образования, ориентированного одновременно и на приобщение к культурным традициям, и на освоение современных социальных технологий (на рынке труда, на потребительском рынке и пр.); повышение социально-экономического статуса учителя;

в) поддержка очагов культуры, сохраняющих и приумножающих наследие (традиции) разных (этнических, территориальных, профессиональных) групп населения Пермского края; их открытие для широких слоев населения;

г) открытие Пермского края для внешних источников культуры (российских и зарубежных); участие городов Края в международных и российских конкурсах; интенсификация обмена культурными достижениями с российскими (мировыми) культурными центрами; приглашение в Край деятелей искусства из иных российских (европейских/азиатских/американских) культурных центров;

д) поддержка местных культурных инициатив (помощь в оформлении проектов);

е) формирование современных конкурентных, социально ориентированных образцов предпринимательского поведения; поддержка инициатив, направленных на совершенствование культуры труда и производства на предприятиях Пермского края;

ж) строительство политической культуры современного типа: рациональной, конкурентной, компромиссной и открытой, призванной вытеснить авторитарные стили управления, с одной стороны, и преодолеть отчуждение значительной части населения от политики, с другой; создание современного политического поля, в котором на основе компромисса происходит согласование властных инициатив и интересов граждан;

з) поддержка сложившихся в Крае центров гуманитарного знания, в т.ч. научных школ в пермских университетах и институтах.

Отличительной чертой «Пермского проекта» является работа с субъектами культурной политики – определение субъектов, формирование субъектов и поэтапное (эшелонированное) делегирование им соответствующих полномочий. Одним из важных шагов в этом направлении является программа поддержки инициатив территорий Пермского края по формированию муниципальных программ развития сферы культуры, инициированная Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций.

Содержанием региональной культурной политики должна стать долговременная, последовательно реализуемая властью в сотрудничестве с обществом программа, направленная на обеспечение доступа самых широких групп населения к современным культурным ресурсам, достаточным и необходимым для того, чтобы пользоваться достижениями современной цивилизации.

Основные региональные проблемы:

• Смысловое несоответствие культурной инфраструктуры задачам модернизации.

• Отраслевая замкнутости культурных институций, закрытости по отношению внешним процессам.

• Отсутствие ясных представлений о социальной структуре современного общества и, как следствие, потеря контакта со многими социальными группами со стороны органов управления культурой.

• Культурная изолированность молодежных сообществ.

• Миграция из регионов – значительных результатов можно добиться средствами культурной политики – созданием притягательной среды и атмосферы, возможностей для насыщенного досуга и самореализации, рабочих мест в культурном и творческом секторе, привлекательных для современного горожанина.

• Деградация городской и региональной среды.

• Города Пермского края – продукты индустриального развития с характерными признаками: невыразительной типовой застройкой и проблемной экологией.

Тенденция, выходящая в плоскость реальной государственной политики на уровне конкретного Пермского региона (правда, с заявлением претензий не только на межрегиональный и российский, но и на мировой уровень) - это тенденция к смене лидерства или, по крайней мере, смещению акцентов государственного внимания и поддержки в сторону индустрии презентации современной культуры как «ускорителя» осуществляемых в обществе радикальных реформ. Сторонники такого подхода стоят на позициях своего рода «авангардизма» (или «культурно-политического авангардизма»), способного, по их мнению, привести к быстрой и «относительно малозатратной» культурной модернизации российского общества. В результате такой политики («инновационно-проектного действия») будет достигнуто, как ожидается, «изменение ценностей, институций и сознания людей».

22. Культурно-досуговая и культурно-просветительная деятельность учреждений клубного типа

Клуб (англ. club) - общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и др. интересами, а также для совместного отдыха и развлечений.

Клубы впервые появились в Англии в XVI в. В начале XVII в. был основан один из старейших английских клубов — " Фрайди Стрит", среди членов которого был У. Шекспир. В России первый клуб («Английский клуб») был открыт в 1770 в Петербурге по инициативе иностранцев. Он был популярен среди высших слоев общества и в литературных кругах. В число его членов входили Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, И.А. Крылов. Позднее «Английский клуб» был организован также в Москве.

Клуб, как объединение, действующее на основе согласования индивидуальных потребностей молодых людей, социального заказа государства (министерств, органов по работе с детьми и молодежью разных уровней) и локального сообщества (группы взрослых, населения), выполняет важную социальную функцию. В клубном пространстве удовлетворяются коммуникативные, социокультурные, образовательные, информационные запросы различных категорий детей и юношества.

Главные методические принципы любительского творчества – свободное волеизъявление граждан, самоорганизация и самоуправление, равноправие, избирательность интересов и форм досуговой деятельности.

1. Неформальные общественно-добровольные формирования: волонтеры, культурно-просветительские общества, молодежные объединения. Они представляют собой открытую социально-культурную систему, взаимодействуя с другими, они, как правило, приглашают, нанимают специалиста – социально-культурного организатора.

Неформальные объединения типа: клуб интересных встреч, клуб одиноких сердец, клуб друзей.

Основные виды любительских объединений и клубов по интересам (официально зафиксированы в положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.):

1. Общественно-политические клубы (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры.

2. Производственно-технические клубы (клубы технического творчества - радио, моделирование, картинг и др.; дизайн; компьютерная техника; и др.). Привлекательным, но по-прежнему пока еще малодоступным, направлением является техническое творчество. Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники. Формы участия культурно-досуговых и внешкольных учреждений в распространении технического творчества могут быть различны. Несомненно, что развитие этого вида творчества зависит от заинтересованности административных органов и наличия профессиональных кадров. Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях, Домах культуры. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов - озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации.

3. Клубы естественно-научной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, клубы любителей астрономии, физики и многие другие.

Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время среди школьников и студентов стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций.

4. К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.

Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день - это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем.

5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. И если раньше клубы коллекционеров относились к объединениям художественной направленности, то с принятием нового положения о клубах по интересам и любительских объединений в 1986 году коллекционеры выделились в отдельную группу. Сегодня действуют клубы филателистов, филофонистов, филокартистов, нумизматов и многие другие.

6. Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).

Диапазон жанров искусства в самодеятельных коллективах велик - кружки, студии, любительские объединения, клубы по интересам, которые способствуют развитию самодеятельности и инициативы масс. В них применяются и используются различные формы организованного досуга, которые способствуют приобщению неорганизованного населения к участию в социально-культурной деятельности в сфере свободного времени. Объединения художественной направленности чаще всего подразделяют на две группы: учебно-творческие и искусствоведческие. В свою очередь учебно-творческие делятся на авторские и исполнительские коллективы.

Деятельность всех клубов по интересам и любительских объединений осуществляется по следующим основным видам: познавательная, пропагандистская, учебно-исследовательская, коллекционно-собирательская и организаторская, что закреплено в положении о клубах по интересам и любительских объединениях за 1986 год.

Клуб в широком понимании - это государственное или общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании культурных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством, клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществления деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования.

Культурно-досуговая деятельность клубов: кружки по интересам, культурно-досуговые программы, непосредственное общение участников, участие в социально-культурных акциях.

Культурно-просветительная: лекции, просвещение через любительское творчество и т.д.

В самом общем виде всю информационно-просветительскую работу учреждений социально-культурной сферы можно разделить на три вида: устную, наглядную и художественно-публицистическую.

Устный вид информационно-просветительской деятельности основан на выступлении ведущего, лектора. Это все формы вербального общения. Наглядная информационно-просветительская деятельность в основном опирается на визуальную информацию, а художественно-публицистический вид информирования является синтезом публицистики и искусства.

Говоря о видах информационно-просветительской деятельности, нельзя не остановиться на многообразии культурно-досуговых форм и методов воздействия на аудиторию.

В.Я. Суртаев в зависимости от способа осмысления и подачи социальной информации условно разделяет клубные формы на четыре группы:

1) рационально-познавательные (лекции, беседы, встречи за «круглым столом»);

2) эмоционально-зрелищные (спектакли, концерты, театрализованные представления);

3) познавательно-поведенческие (участие в работе инициативных любительских и общественно-политических клубов); 4) комплексные (праздники и обряды, дискотеки, многообразные виды тематических вечеров. При этом он отмечает, что важным основанием для классификации просветительных мероприятий является степень участия в них масс.

Чаще всего формы информационно-просветительской деятельности разделяют на три вида: монологические, в которых преобладает речь ведущего или лектора (популярная лекция, публичная речь, экспресс-информация, брифинг, консультационно-справочная работа); диалогические формы, в которых происходит взаимодействие информатора или ведущего и аудитории. К ним относятся: встречи с интересными людьми вечер вопросов и ответов, ток-шоу, диспут, круглый стол, аукцион идей; комплексные формы, которые входят в работу лекториев, университетов. Среди них различные месячники (культуры, искусства, памяти, согласия и т.д.); чтения (литературные педагогические, тематические циклы).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1540; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь