Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогическая система и педагогический процесс в СКД. Сущность и структура



Первушина О.В., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д..

Социально-культурная деятельность является той сферой педагогической практики, где систематически и эффективно используется богатейший арсенал педагогических методов и технологий, в их числе – обучающих и воспитательных, игровых, общеобразовательных и профессиональных, классно-урочных и альтернативных, академических и клубных, индивидуальных и групповых и т.д.

Педагогический процесс в СКД имеет свою специфику, целый ряд присущих ему особенностей.

Главная особенность - это диалектическое сочетание, тесная связь двух видов деятельности в процессе функционирования культурно-досуговых учреждений и объединений - деятельность штатных работников, педагогов-организаторов, менеджеров социально-культурной деятельности (профессионалов), других людей, специально подготовленных и выступающих в качестве просветителей, организаторов, воспитателей, и деятельность массы участников социально-культурных форм и программ, ради которых и осуществляется этот вид деятельности Деятельность участников имеет, в свою очередь, двоякую природу. С одной стороны, это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой стороны, это деятельность ответная – прямой, заранее предвидимый, проектируемый результат усилий специалистов социально-культурной деятельности Умение стимулировать, направлять деятельность различных социальных групп и общностей, включать личность в творческий процесс в наиболее активной форме, создавать условия для самоутверждения и творческий самореализации и т.д. - основа педагогического мастерства менеджера социально-культурной деятельности.

Другой, не менее важной особенностью является добровольное включение личности в систему социально-культурной деятельности. С педагогической точки зрения это обстоятельство имеет свои плюсы и минусы С одной стороны, добровольное включение способствует тому, что участник досугового объединения или мероприятия принимает сам, установленные здесь правила, нормы, требования По этой причине воспитание в этой сфере органично накладывается на процесс самовоспитания С другой стороны, участник социально-культурной деятельности, практически в любой момент может выйти из сферы воспитательного влияния Это порождает такую особенность воспитания, как невозможность действовать последовательно и систематично Поэтому опора на потребности и интересы аудитории, обязательность их учета в организации всех видов и форм социально-культурной деятельности является важнейшей специфической чертой педагогического процесса в сфере досуга.

Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных целью духовного и творческого развития личности.

В педагогической системе СКД можно выделить следующие взаимосвязанные структурные компоненты:

1. Цель - (ближняя – задача привлечь, завлечь; средняя – задача привлечь, завлечь + общ. знач. цели; дальняя – общественно значимые цели). Педагогическая задача - единицей педагогического процесса. Педагогическая задача - это педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

2. Программа или методика педагогического воздействия - это совокупность средств, форм и методов, объединенных педагогической целью.

3. Форма социально-культурнойдеятельности - Форма как способ организации содержания, смысловое и художественно-образное решение и воплощение замысла (тематический вечер, театрализованный конкурс, клубная гостинная, вечер отдыха, вечер-юбилей, празднник и т.д.), и форма. как организация людей в специальную досуговую структуру, досуговое объединение, досуговый коллектив.

· способ организации аудитории на акцию

· конкретная пед.акция (концерт, спектакль, выставка)

4. Методы педагогического воздействия - способы педагогического воздействия. Методы (приемы и способы достижения поставленной цели) –Методика – совокупность форм, методов и средств

Методы СКД можно классифицировать следующим образом:

1) Методы информационно-просветительные: изложение, разъяснение, комментирование, обобщение, демонстрация, упражнение.

2) Методы воспитательные: убеждение, пример, поощрение, порицание, внушение, заражение, требование.

3) Методы организационные, стимулирующие социально-культурную активность: соревнование, игра, конкурс, критика и самокритика, перспектива.

4) Методы социологического исследования объекта: наблюдение анкетирование, интервью, изучение документации, эксперимент.

5. Средства педагогического воздействия. Ведущие средства социально-культурной деятельности: живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; средства наглядной агитации и пропаганды; технические средства звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная и иная аппаратура и т.д.

6. Субъект педагогического процесса – это руководители творческих досуговых коллективов и любительских объединений, лидеры групп, профессиональные кадры.

7. Объект педагогического процесса - это аудитория социально-культурных форм.

8. Итог, результат педагогического процесса.

Таким образом, взаимосвязь таких компонентов педагогической системы СКД: субъект, объект, программа или методика (цель, задачи, содержание, средства, формы, методы) - порождают реальный ПП в досуговой сфере как динамическую систему через которую осуществляется социально-культурная деятельность.

ПП - процесс продвижения к цели воспитания. Основные функции ПП: просвещение воспитан­ников; их развитие (совершенствование физических сил, интеллектуальных возможностей, духовности); формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира (функция ценностно-ориентационная или аксиологическая); социальная адаптация (приспособ­ление воспитанников к условиям жизни).

Структура педагогического процесса. Субъектный состав педагогиче­ского процесса: семья; школа (детские сады, ясли, прогимназии, центры развития, собственно средняя общеобразовательная школа, малокомплект­ные сельские школы и т.п.); внешкольные учреждения (художественные, спортивные и музыкальные школы, станции юннатов, домов и дворцов мо­лодёжи, клубы и т.п.); культурно-просветительные учреждения (библиоте­ки, музеи, дома и дворцы культуры, театры и т.п.); средства массовой ин­формации (телевидение, периодическая печать, радио); природа; язык и обычаи народа. Основной субъект педагогического процесса - сам воспи­танник.

Структура взаимодействия субъектов педагогического процесса (процессуальная структура). Её компоненты: содержательно-целевой; организационно-деятельностный; эмоционально-мотивационный; контрольно-оценочный.

Содержание СКД УК по сохранению, освоению и использованию историко-культурного наследия в региона

Культурные ценности - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. " нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".

Одним из ориентиров социально-культурной политики на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации являются технологии, направленные на сохранение, реставрацию и совершенствование учета объектов, входящих в культурное наследие. Типология культурно-исторических и культуроохранных технологий достаточно широка, она включает, прежде всего, технологии учета и изучения памятников истории и культуры, ландшафтных зон и историко-культурных заповедников. Непосредственно с ними связаны реставрационные технологии по возвращению памятников и культурных сооружений; технологии музеефикации частных художественных собраний и коллекций (произведений изобразительного искусства, орденов, костюмов, монет, почтовых марок и т.д.).

Охрана памятников представляет собой современное направление государственной политики – сохранение культурного наследия. Над ее решением трудятся люди самых разных профессий – философы, историки, архитекторы, реставраторы, искусствоведы, музейные работники, краеведы. Становится все более очевидной необходимость объединения усилий этих людей в целях сохранения культурного наследия и памяти о тех, кто оставил яркий след в истории и культуре России. Памятниковедение как наука уточняет понятийный аппарат, дает единые критерии оценки исторической, эстетической и научной значимости памятников и их классификацию. В слове «памятник» корень, основа и смысл его – память. Памятник является материальным выражением интеллектуальной памяти и представляет собой хранителя и передатчика информации. Только комплексное использование культуроохранных технологий с учетом социально-культурных и экономических факторов может дать положительные результаты по патриотическому воспитанию молодежи. Охрана ландшафтов Ландшафт – природно-территориальный комплекс, однородный по своему происхождению и истории развития, обычно на территории площадью не менее нескольких квадратных километров. Ландшафт культурный – целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствами. Под охраной ландшафтов понимают систему административно-правовых, экономических, технологических, биотехнических, просветительских мероприятий, направленных на сохранение возможности выполнения ландшафтом ресурсовоспроизводящих и средоформирующих функций. Охрана и использование культурно-исторического и природного наследия в туризме Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительных функций. Музейная сеть включает следующие социально-культурные институты музейного типа, которые находятся в ведении государства, ведомств либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-научные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художественные памятники историко-бытового характера, архитектурные, архитектурно-ландшафтные, военные и др. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции.

Занятия декоративно-прикладным творчеством, изучение и возрождение народных ремесел и промыслов может стимулировать воспитание у молодежи духовных, нравственных, патриотических и эстетических ценностей.

Основой для осуществления большинства культуроохранных технологий на общефедеральном и региональном уровнях является сформированный и систематически заполняемый Федеральный регистр культурных ценностей. Он представляет собой электронную базу данных с организацией доступа к ней через глобальные информационные сети. В результате кропотливой поисковой и исследовательской работы в архивах России и зарубежных государств, Федеральный регистр и ряд специальных государственных сводных каталогов содержат уникальную информацию о российских культурных потерях в период Второй мировой войны, о похищенных, незаконно вывезенных, находящихся в международном розыске, перемещенных культурных ценностях, а также о культурных ценностях, запрещенных к вывозу за пределы Российской Федерации.

В технологическую базу культуроохранной деятельности входит создаваемая и поддерживаемая на федеральном уровне общероссийская система мониторинга сохранности и использования памятников истории и культуры. Благодаря мониторингу осуществляется целенаправленное проведение комплекса противоаварийных, консервационных и реставрационных работ по следующим направлениям: памятники истории и культуры общероссийского (федерального) значения, по следующим технологиям: памятники деревянного зодчества, памятники культового назначения, переданные в пользование религиозным организациям, историко-культурные и музейные заповедники.

Регион: Общее количество объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования город Пермь, составляет 67. Одной из основных проблем сохранения культурного наследия на территории города Перми является отсутствие собственников объектов, что затрудняет выделение бюджетных средств на проведение необходимых ремонтно-реставрационных работ. В настоящее время общее количество бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Перми – 60. В удовлетворительном состоянии, не требующем проведения ремонтно-реставрационных работ, находится около 5 % объектов культурного наследия, расположенных на территории города Перми. Все остальные объекты требуют проведения ремонтно-реставрационных работ. Для решения подобных проблем предполагается применение программно-целевого подхода. Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, к которым относятся: угроза потери части культурного наследия вследствие опережения темпов роста его утраты над темпами его восстановления и консервации; неэффективное использование бюджетных средств; нарушение принципа равного доступа граждан Российской Федерации к культурным ценностям. На сегодняшний день на территории города Перми нет ни одного ОКН местного (муниципального) значения, хотя ряд архитектурных построек и объектов монументального искусства обладает признаками ОКН, что подразумевает необходимость присвоения им официального статуса ОКН и создание реестра ОКН муниципального значения города Перми. Для формирования позитивного отношения жителей города Перми к культурно-историческому наследию необходимо проведение полноценной политики популяризации ОКН, обеспечение свободного доступа жителей к информации об ОКН и проведение систематических культурных мероприятий, пропагандирующих необходимость гуманного отношения к истории города и страны в целом Одна из задач деятельности Департамента культуры и молодежной политики г.Перми является: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Перми, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Перми;

Департамент культуры и молодежной политики осуществляет следующую деятельность в этой сфере:

осуществляет в рамках решаемых Департаментом задач учет объектов культурного наследия, контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами установленного законодательством Российской Федерации порядка учета, охраны, реставрации и использования объектов историко-культурного наследия местного значения; в установленном порядке осуществляет обследование, консервацию, ремонт и реставрацию объектов культурного наследия местного значения; осуществляет популяризацию объектов культурного наследия путем создания и развития информационных систем и иными способами.

Нормативно-правовая база: Гражданский кодекс Российской Федерации; Градостроительный кодекс Российской Федерации; Земельный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»; Закон Пермского края от 07 июля 2009 г. № 451-ПК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края»; распоряжение губернатора Пермского края от 05 декабря 2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения»; постановление Правительства Пермского края от 15 июня 2007 г. № 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон»; Устав города Перми;

ЦКП " Сохранение, изучение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования город Пермь" (2013-2018 гг.):

Цель: обеспечение сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) для создания условий их полноценного и рационального использования, успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь города Перми. Задачи программы 1. Выявление, изучение, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия. 2. Проведение работ по текущему содержанию объектов культурного наследия. 3. Страхование объектов культурного наследия (памятников монументального искусства). 4. Мониторинг состояния объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования город Пермь. 5. Реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в оперативном управлении у муниципальных учреждений культуры и молодежной политики. 6. Выявление объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. 7. Популяризация объектов культурного наследия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3389; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь