Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль и место сценографии в организации СК акций



Под сценографией понимают создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. ее задачей является оформление пространства сцены и предоставления визуальной оправы театральном представлении с помощью пластично-художественных средств и световых эффектов. В сценографию принадлежит также компоновки сценических реквизитов и костюмов.

По Козловой:

Сценография - искусство создания зрительного образа сценического зрелища посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники. Все эти изобразительные средства являются компонентами театрального представления, способствуют раскрытию его содержания, сообщают ему определенное эмоциональное звучание. Развитие сценографии тесно связано с развитием ИЗО, архитектуры, драматургии, кино.

Сценография помимо художественных задач должна решать и задачи технические. Во-первых давать возможность удобно работать коллективам и исполнителям различных жанров (хору, танц. коллект., оркестру, требующих порой взаимоисключающих сценич. условий), во-вторых, проводить буструю смену номеров, особенно при открытом занавесе; в-третьих, наиболее выразительно и эффектно разместить в прологе и финале всех участников; в-четвертых, хорошо видеть происходящее на сцене всем зрителям; в-пятых позволять строить мизансцены не только по горизонтали, но и по вертикали.

Важные составляющие С.:

- сценические эффекты - средства и приемы создания слуховых и зрительных иллюзий, необходимых по ходу представления, с целью произвести на зрителя определ. эмоц. впечатление. Сцен. эффекты делятся на шумовые(производятся за кулисами с помощью простых приспособлений), механические (связаны со сложным передвижением артистов по сцене - полеты, провалы, и с движением самой декорации- мельница) и световые(С. э. бывают стационарные (звезды, луна, туман, радуга и т. п.) и динамические (молния, взрыв, пожар, дождь, снег, ход поезда и проч.). Для С. э. служат специально изготовленные приборы и приспособления или проекционный аппарат с неподвижными и движущимися диапозитивами (" радуга", " дождь", " снег", " бегущие облака", " волны" и т. д.). Новые технологии - Лазер, проекция, лазерное шоу.

- СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛОЩАД'КА, часть театрального пространства, на к-рой проходит представление. Различают закрытые и открытые С.п. Закрытые С. п, как правило, отделены от зрительного зала портальной стеной. Боковые

пространства сцены, считая от границ портала делаются в профессиональных театрах равными 6, 5 метров с каждой стороны. Т.о., ширина сцены в два раза превышает ширину портала. К закрытым С. п. относится сцена-коробка (др. названия: глубинная, колосниковая, портальная, закрытая сцена). К открытым (т. е. полностью открытым зрительному залу) С. п. относятся: пространственная (с трехсторонним обзором) - сцена, окруженная с трех сторон местами для зрителей, а с четвертой - закрытой стеной; сцена- арена -с трех или со всех сторон окруженная местами для зрителей; кольцевая - сцена, выполненная в виде подвижного или неподвижного кольца, внутри к-рого находятся места для зрителей. Передвижные С.п. педженты (англ, padgeant - передвижная сцена в виде небольшой повозки в средневековом театре, применявшаяся при постановке мистерий, мираклей, театрализованных процессий), кароссы (площадки, используемые в карнавальных шествиях), фурки. Разновидностью открытых площадок являются такиенетрадиционные площадки, как акватории, стадион, площадь, улица, поляна, грузовой автомобиль и т. п.По технической оснащенности С. п. различают: лифтовую - двухэтажную сцену, имеющую верхний и нижний планшет и перемещающуюся по вертикали за стационарной портальной стеной; подъемно-опускную - сцену с подъемно-опускным планшетом; элеваторную - сцену, оснащенную такой механизацией, при к-рой подача собранных декораций из трюма сочетается с горизонтальным перемещением их на накатных площадках. По расположению зрителей относительно С. п. различают фронтальную, на к-рой традиционно расположение актеров на небольшом возвышении (помосте); сцену-арену, когда зрители находятся вокруг актеров; амфитеатр, когда зрители расположены выше актеров. Зрители могут находиться ниже актеров, если используются высокие С. п. или вертолет, - напр., актеры могут проезжать или пролетать мимо зрителей

- декорации оформление сцены, павильона, съемочной площадки, средствами живописи, архитектуры, графики, освещения, постановочной техники, кино и др. создающие зрительный образ спектакля, кинофильма, театрализованного представления, праздника, помогающее раскрытию его идейно-художественного замысла.

Виды Д: живописная, широко используемая в 18 в, Расписывались красивые и сложные задники, на 'к-рых нередко изображались целые архитектурные ансамбли и эл-ты интерьера, т. е. создавался живописный фон спектакля Сегодня такая декорация при необходимости воспроизводится с помощью технических средств: лазера, голографии', симультанная Д - в одной образно оформленной выгородке совмещаются различные места действия; пространственная близка к симультанной по способу организации различных мест действия в единую установку, но она не ограничивается коробкой сцены, а включает в свою изобразительную систему зрительный

зал, архитектуру театрального здания. Места действия в Д этого типа могут быть рассредоточены в различных точках всего театрального комплекса; диа рамная Д- способ оформления спектакля, при к-ром объемные, строенные Д. первых планов постепенно переходят в плоскостное живописное изображение; кулисно-арочная способ, основанный на применении живописных кулис и падуг: каждый

план кулис и замыкающаяся сверху падуга образуют своеобразную арку; павильон -жесткие Д., детально изображающие какое-л. помещение; перспективная выполняется в соответствии с законами перспективного сокращения истинных размеров, используется для иллюзорного углубления игрового пространства;

пластические (объемные) Д. - строятся на применении объемных деталей в системе плоских стенок, пандусы, лестницы и др. объемные эл-ты позволяют разнообразить планировку сценического пространстве, менять в соответствии с конкретными требованиями глубину и ширину сценической коробки. Важную роль в построении

объемной Д. играет сценическая машинерия.

- костюмы 1) одежда, платье (театральный К.). 2) Мужское (пиджак и брюки) или женское (жакет и юбка) верхнее платье Один из эл-тов эстетической культуры, характеризующий обычаи, образ и стиль жизни, вкусы людей. К. отличаются друг от друга по форме, назначению, использованию материала, украшений. К. - один из важнейших эл-тов оформления праздника. В театре, хореографии, киноиск-ве К. представляет собой самостоятельную область творчества художника. В нем сохраняется достоверность функционально оправданной одежды условность, необходимая для организации зрелища, в соответствии с замыслом режиссера, сюжетом,

художественными традициями, спецификой восприятия К. на сцене, при киносъемках, технологией изготовления. К. решает три основные задачи: создание внешней характеристики образа и через это раскрытие его внутренней сущности, определение среды, в к-рой происходит действие (исторической, национальной, социально- экономической, фантастической), создание, вместе с др. эл-тами оформления, зрительного образа

зрелища. Необходимое дополнение к К. - грим и прическа.

-реквизит совокупность предметов, вещей (подлинных и бутафорских), используемых в театральном и театрализованном представлениях, на киносъемках. К Р. относятся все предметы, к-рые находятся во время представления на сценической площадке (картины, часы, вазы, обручи, мячи, и т. д.) или с которыми выходят исполнители (ручка, блокнот, бинокль, ружье, шпага и т. п.). В Р. всегда много подлинных предметов. В зависимости от жанра, от стилистики постановки Р. имеет разный характер. В одних спектаклях используются в основном натуральные предметы, в др. - предметы могут быть упрощенными или преувеличенными в размерах (фарс, комедия) или фантастически видоизмененными, приукрашенными (сказка).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь