Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Детство как особое явление культуры



 

Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Однако наше познавательное отношение к этому миру внутренне противоречиво. Интерес к детству, как к историческому прошлому, возникает лишь на определенном этапе индивидуального и социального развития человека, а любые представления о нем основываются на опыте пройденного жизненного пути с позиций сегодняшнего самосознания. Взрослый человек не может вернуться в свое детство. Мир детских переживаний часто кажется ему таинственным и закрытым. В то же время каждый взрослый хранит память о своем детстве, его наследие в себе. Ребенок в свою очередь, не может ни физически, ни психологически существовать без взрослого, его мысли, чувства, переживания являются производными от жизненного мира взрослых. И эта з акономерность повторяется в науках об обществе: общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрослой культуры.

Термин детство широко используется в современной науке и его интерпретация очень разнообразна. В индивидуальном плане – это устойчивая последовательность актов взросления растущего человека, его состояние до «взрослости», в обобщенном социальном – это совокупность детей различных возрастов, составляющих «до взрослый контингент» общества. Д.И. Фельдштейн выделяет следующие характеристики детства как социального явления:

функционально - это состояние процесса вызревания подрастающего поколения и подготовки к воспроизводству будущего общества;

содержательно - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определении Я в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми;

сущностно - детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь», между тем, во все большей степени регулирующему и определенному действию социального культурного.

Как особый социальный феномен детство исторично. На различных этапах исторического развития общества оно не только имеет свою структуру и содержание, но и разное отношение взрослых к детству. Сравнительное изучение содержания и методов воспитания детей у разных народов мира представлено целым рядом исследований.

Ф. Боас выделил социокультурный детерминизм при рассмотрении каждой конкретной культуры. Детская культура, в понимании Ф. Боаса, это совокупность моделей поведения, которые ребенок усваивает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли. Он положил начало исследованию культуры как целостности, как системы, состоящей из множества взаимосвязанных компонентов. Заимствование элементов одной культуры у другой не может протекать как механический процесс и вовсе не является автоматическим следствием культурных контактов. При взаимодействии культур, заимствуемый элемент культуры переосмысливается и приобретает в другой культуре иное значение, нежели имел в той, откуда был заимствован.

З. Фрейд считал, что формирование человеческой личности происходит в раннем детстве, когда социальное окружение подавляет нежелательные, недопустимые в обществе, в первую очередь, сексуальные влечения. И этим психике ребенка наносятся травмы, которые затем в различных формах (в виде изменений черт характера, психических заболеваний, навязчивых сновидений, особенностей художественного творчества и т.д.) дают о себе знать в течение всей последующей жизни. Именно из этого утверждения З. Фрейда делается вывод о том, что различия в практике детского воспитания у разных народов приводят к формированию у них своеобразных черт характера. Дети, выросшие в одной и той же социокультурной среде, получают одни и те же психологические травмы, отличающиеся от тех психологических травм, которые получают дети, растущие в иной социокультурной среде.

С позиций «неофрейдизма», утверждавшего, что разные типы «социального характера» (Э. Фромм) и культурные типы личности это есть ограниченные вариации, возникающие на основе одних и тех же всеобщих, инвариантных закономерностей индивидуального развития (А. Кардинер, Р. Линтон, К. Дюбуа). Главная идея неофрейдистской теории - наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся путем воспитания детей из поколения в поколение и тем самым определяющей его историю. Положительной стороной этого подхода явилось то, что он впервые дифференцированно поставил вопрос о социокультурных детерминантах воспитания детей и их значениях в процессе межпоколенной трансмиссии культуры.

Однако Р. Шведер высказывает следующие сомнения по проблеме социокультурной детерминации воспитания детей:

поведение индивида невозможно вывести ни из его собственных индивидуальных свойств, ни из свойств среды;

способы ухода за младенцами сами по себе не позволяют предсказать будущий характер взрослого;

возможность сравнения ситуации обратно пропорциональна степени их культурной сложности, поскольку сходные ситуации, могут иметь в разных культурах неодинаковое значение;

объективные условия, внешние события-стимулы не гарантируют адаптации организма к его среде.

В связи с этим, большинство этнографов постепенно отошли от этой теории, обобщая результаты исследований простыми и понятными категориями бихевиоризма – теории научения.

Особое влияние на развитие проблем взаимодействия культуры и ребенка оказала американская исследовательница, ученица Ф. Боаса, Маргарет Мид (1901-1978). Она была первым этнографом, для которого мир детства стал главным предметом исследования. Ее полевые исследования на Самоа, островах Адмиралтейства, Новой Гвинее и др., открыли совершенно новые и непривычные для ученых методы воспитания детей.

В противоположность фрейдистам, М. Мид доказывает, что детство не является отражением культуры, а, напротив, культурные традиции, развиваясь по собственным законам, определяют содержание детства. В любом обществе ребенок рождается с некоторыми универсальными биологическими предпосылками (беспомощность, зависимость от взрослых, особенности пола, темперамента и т.д.), но каждая культура использует эти «особенности» по-своему. Любой признак может быть выделен как способ дифференциации детей. Например: пол ребенка – особое положение у многих народов занимает старший сын, а у индейцев хопи – девочка. Во многих племенах детей обмотанных пуповиной убивали, а в Новой Гвинее, такие люди считались талантливыми резчиками. Помимо формирования суперструктур, определяющих судьбу ребенка, культура осуществляет еще и функцию отбора существующих у ребенка психологических возможностей (характера, темперамента) развивая одни, подавляя другие. Так формируется характерный для данной культуры тип личности.

Важной заслугой М. Мид было преодоление типичного для этнографии, как и для многих других наук о человеке, андроцентризма, т.е. склонности рассматривать и принимать в качестве подразумеваемой нормы мужское поведение. При этом М.Мид не просто фиксирует различия в поведении и социализации мальчиков и девочек, но и показывает их социально-структурные и культурные детерминанты, которые раньше традиционно вписывались на якобы универсальные свойства биологического полового деморфизма.

С позиций современной науки ее полевые исследования безусловно в чем-то наивны. Акцентируя межкультурные различия индивидов, М. Мид нередко преувеличивала их, не замечая существенных стадиально-исторических и внутрикультурных вариаций. Общим теоретико-методологическим недостатком исследований М. Мид была недооценка некоторых социобиологических универсалий, на которые обратили внимание ученые 80-х годов ХХ столетия. Однако эти упущения не умаляют заслуги М. Мид в развитии междисциплинарного этнографического изучения детства.

В исследованиях ХХ столетия ребенок и его поведение описываются то извне, с точки зрения взрослых членов общины, то изнутри, с точки зрения его собственного внутреннего мира и его сверстников. Это характерно для многих обобщающих работ. Например, известный французский этнолог П. Эрни в книге «Ребенок и его среда в Черной Африке», анализирует сущность ритуальной педагогики и ее отличия от современной педагогики, специально углубляя проблему особенностей африканской культуры детства. Он прослеживает вертикальную интеграцию ребенка через систему его реальных и символических связей с представителями старших поколений (вертикальная интеграция) и исследует положение ребенка в обществе сверстников (горизонтальная интеграция). Слияние горизонтальной и вертикальной интеграции дает, по П. Эрни, определенный тип личности и позволяет представить положение ребенка в целостном глобальном сообществе. Но эти утверждения П. Эрни сделаны без учета историко-культурных особенностей народов Африки и уровня их социально-экономического развития.

Вместе с тем, первые монографические исследования детства были посвящены доклассовым и раннеклассовым обществам (североамериканским индейцам, народам Африки и Океании). Их относительная простота в сочетании с экзотической непохожестью на европейский образ жизни создавали ситуации легких обобщений относительно модальной личности, национального характера. Как только предметом изучения стало детство в индустриально-развитых странах (в индустриальной культуре), ситуация значительно усложнилась. Оказалось, что родительские установки и реальная педагогическая практика имеют, кроме социокультурных, этнокультурных и социально-классовые детерминанты, и их вариации изменяются в ходе истории.

Изменения, происходящие с ребенком, выражаются не только в приобретении им норм социальной культуры, а в самом развитии социальных качеств, которые свойственны человеческой природе. На практике это осуществляется достижением определенного уровня социализации, который типичен для культуры конкретного исторического общества, для конкретного времени. Это состояние развития того социального уровня, который характеризует человека определенной эпохи. Писатель Ю. Поляков в своем литературном эссе отметил, что история, или, точнее, конкретная историческая ситуация ХХ столетия к разным поколениям предъявляет различные требования: в 20-е годы требовалось больше одержимых и бессеребренников, в 30-е - больше палачей и предателей, в 40-е - больше героев и мучеников. Так и формируется физиономия поколения.

Социальная дифференциация общества существенно отражается на индивидуальности жизненного пути, его конкретном содержании, которое варьируется в разных обществах и у представителей разных групп и слоев населения одного и того же общества. Например, дети, принадлежащие к более обеспеченной социальной группе, имеют другое качество жизни. Их детство, период относительной беззаботности, более длительно, нежели ребенок из другой социальной группы, когда он рано приобщается к производительному труду взрослых. Таким образом, ничто не может изменить инвариантную последовательность циклов детства, взрослости и старости. Но длительность и содержание каждого из них существенно зависят от социальных факторов. Ни одно психофизиологическое или социально-психологическое (например, поступление в школу) событие в жизни ребенка не может быть понято, если не соотнести его с хронологическим возрастом в момент наступления данного события, социальной принадлежностью, исторической эпохой, ее культурой и календарной датой совершения этого события.

Структура жизненного пути, последовательность, время наступления важнейших жизненных событий и соответствующих им социальных переходов существенно меняются из поколения в поколение. Например, если сравнить детей одного поколения, которые пошли в 2000 году в школу в Чечне или в Сибири, можно четко представить себе эти различия. Первые дети восприняли начало учебы как переход к мирной жизни, возможность отдохнуть от тяжелых потрясений, связанных с войной, возможность наверстать упущенное в годы военного конфликта. То вторые дети, восприняли поход в школу, как переход от одного состояния детства «дошкольного» к другому «школьному», как желание постичь что-то новое в этой жизни, получить доступ к чему-то ранее запрещенному (например, отказ от дневного сна).

Таким образом, жизненный путь ребенка обусловлен сложной совокупностью культурных, социально-исторических условий, от которых зависят стоящие перед личностью на каждом данном этапе развития конкретные задачи и те средства, которыми он располагает для их решения.

Во всех культурах различаются этапы детства, взрослости и старости. Но внутри этой периодизации существует множество вариаций, потому что в каждой культуре система возрастной стратификации делит людей на старших и младших. А понятие «старшинства» имеет не только описательное, но и ценностное, культурно-историческое социально-статусное значение, одновременно обозначая неравенство прав и обязанностей.

В большинстве культур особое значение придают возрасту от 5 до 7 лет. В это время родители обычно передают, а дети принимают на себя ответственность за младших детей, уход за животными и выполнение ряда других домашних обязанностей. В этом возрасте дети становятся ответственны за свое социальное поведение и их наказывают за нарушение принятых норм. Считается, что в 5-7 лет ребенок уже «входит в разум» и у него сложился более или менее устойчивый характер, позволяющий принимать ему новые социальные роли. Ребенок присоединяется к группе сверстников, участвует в ролевых играх. В этот период происходит и разделение групп детей по половому признаку.

Периодизация возрастного пути зависит от свойственной каждой культуре символике чисел. Такие священные числа имеют все народы, но между собой они не всегда совпадают. В греко-римской традиции одним из главных священных чисел было 7. Западная христианская традиция впитала в себя характеристики, данные детству античными авторами. Она присутствует в поэзии Соломона, в сочинениях Гиппократа, Пифагора, Аристотеля, и их вариации известны во всех культурах европейского средневековья. Например, в древнерусском Травнике отражены многие положения, восходящие к Гиппократу и Птоломею: «Первая седмица – когда бывает человеку семь лет от рождения: зубов испадение, незлобие, кроткость и неразумение, шалости в играх и все мысли младенческие... Вторая седмица – когда бывает человеку два раза по семь от рождения (14 лет), приходит он в распаление, свойственное юности, и обуреваем бывает похотью плотской, семени испущением и буйством нелепым... Третья седмица – когда бывает человеку три раза по семь (21 год), тогда он юноша буен и многомятежен, в уме гнездятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя многие нелепыя буйства. Но тогда же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходить и учению старших следует, во всем подражая и во всем преуспевая».

У датчан, шведов, готов священным числом было 5. У германских племен 6, так же как у норвежцев, исландцев, баварцев: 6-12-18-24 и т.д. У африканских народов «базовым» является число 8, например, у племени котоко целостный человек «ме» состоит из 8 элементов, а жизненный путь делится на 8 стадий.

Разные культуры выделяют неодинаковое количество «возрастов жизни», причем очень часто не только для мужчин разных племен, но мужчин и женщин даже одного племени. Мальчикам и девочкам одного и того же возраста приписывают разные свойства и ожидают от них разного поведения. У мужчин племени масаев жизнь до наступления взрослости делиться на четыре ступени: маленький мальчик, старший мальчик, воин и взрослый мужчина, у женщин есть только две возрастные степени – девочка и молодая взрослая женщина. При чем у многих народов взрослость женщины определяется не только наступлением физиологических изменений в её организме (например, как на Самоа, в 11-12 лет), но сменой женщиной социального статуса (как, например, у индейцев хопи, когда девочка 5 лет «символически выходит замуж» и становиться взрослой женщиной). В Грузии разделяют только четыре возрастных группы для мужчин, с 5-6 лет до 15, с 15 лет до 25-30, с 25-30 до 50 лет, и свыше 50. При этом переход из одной возрастной группы в другую, происходит не по достижению «истинного» физиологического возраста, а в результате физических возможностей. Если ребенок из первой возрастной группы вызвал на спортивное состязание члена второй возрастной группы и победил его, он переходит в следующую возрастную группу.

Многие народы хауса (Нигерия) не знают своего календарного возраста, но при этом они всегда знают, кто из них старше. Такое знание им совершенно необходимо, так как строгие правила этикетного поведения могут быть нарушены только между равными сверстниками. Порядок рождения существенен даже для близнецов, и терминология родства последовательно различает старших и младших братьев и сестер. Достаточно строгие возрастные традиции существуют на Кавказе, в частности, среди адыгов. В их культуре утвердился институт старшинства – это древний и живой закон, где распределены права и обязанности старших в обществе. Институт старшинства устанавливает заслуженное уважение к мудрости и справедливости старших, выявляет естественное стремление к долголетию при сохранении ясности ума и души.

В традиционных культурах вариативность называния человека определенным именем наиболее четко зависела от его статуса и возраста. Младших детей, называли ласково: в русской культуре - «зайка», «рыбка», «солнышко», в немецкой - «сокровище», «драгоценность», в английской - «кошечка», «крошка», в японской - «змейка». Обращаясь к подростку, использовали укорачивали имя – Машка, Ванятка, Васятка, Энн (Анна), Лиз (Элизабет), Джо (Джонаттан), Бекки (Ребэкка). Получение полного имени Мария, Элизабет – являлось важнейшим показателем перехода ребенка от мира детства к миру взрослых. Однако в традиционной культуре есть примеры особо уважительного отношения к ребенку. Например, хорошо выполняющих свое ремесло детей, называли полным именем – Иван Иванович, Мария Петровна, хотя лет Ивану Ивановичу, может быть всего десять. Такие примеры были известны в годы войны, при проведении сельскохозяйственных работ (посевные, выпас скота), когда дети выполняли и перевыполняли рабочую норму взрослого человека.

В русской традиционной культуре, главным критерием, отделявшим детский возраст от взрослого, являлось умение изготовить и пользоваться вещью самостоятельно, научился ты это делать в 6 лет – взрослый, нет – ходи до старости в Иванушках-дурачках. Детям внушалось, что самая легкая ноша – это знания, приобретенные трудом. (Знания и умения – есть не просят; Знания не тяжесть - их не носить за спиной).

Дети в русских, чувашских и других народов крестьянских семьях с раннего возраста приобщались к труду. О степени взрослости ребенка судили не по тому, как он одет, а по тому, что он научился делать. Ребенок воспитывался в труде и именно в нем находил для себя удовлетворение. Уже шестилетние малыши гордились своим трудом. Например, стихотворение Н.А. Некрасова «Мужичок с ноготок». В нем говориться не только об эксплуатации детского труда, но и о гордости ребенка за свой труд. В труде ковалась сила, ловкость, умение справляться с трудностями. Труд рождал достаток и радость. «За труд возьмись, будет жизнь» «Работящим рукам – цены нет».

Совсем по-иному обстоит дело в современных европейских культурах, включая и современную российскую культуру. Сегодня ребенку надо не просто достигнуть определенного возраста, научиться самостоятельно обслуживать себя, пользоваться элементарными трудовыми операциями, чтобы перейти в общество взрослых. Этого уже недостаточно. В ходе исторического развития сложность орудий труда неизмеримо возросла, а психические и физические способности человека изменились мало. Между уровнем знаний и умений, которого требует от человека современное производство, и реальными возможностями ребенка образовался разрыв. Это и мешает ребенку быть сопричастным к деятельности взрослых и отодвигает процесс взросления до неопределенного времени, сдерживает развитие его личностных качеств. Вместе с тем, многие родители с целью всестороннего развития ребенка начинают искусственно освобождать его от бытовых забот и интенсивно занимаются исключительно интеллектуальным развитием без учета его интересов и потенциальных возможностей, и, тем самым, замедляют процесс естественного взросления ребенка.

Вместе с тем, преемственность и обновление культуры, неразрывно связано с процессом смены поколений и межпоколенной трансмиссией культуры. Межпоколенная трансмиссия культуры – сложный социальный процесс, в котором И.С. Кон выделяет несколько относительно самостоятельных аспектов:

1) субъективный – от кого и кому передается культура, имеются ли в виду взаимоотношения вообще старших и младших, или родителей и детей, или разных поколений;

2) объективный – что именно, какие знания, навыки, ценности, социальные установки передаются, какие свойства общество старается привить детям;

3) процессуальный – каким путем и способами (непосредственное взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной деятельности, пример, формальное обучение и т.д.) осуществляется трансмиссия;

4) институциональный – посредством каких специальных институтов она осуществляется.

Среди множества факторов, под влиянием которых формируется человек, его социальная ответственность и культура поведения, решающую роль играют социально-экономические условия, традиции и веками сформированная духовная культура и психология народа. Воздействие на человека общественных отношений, экономических и политических условий (в том числе традиций, обычаев, обрядов народов) носят всеобъемлющий характер. В течение всей своей жизни люди осознанно и неосознанно находятся под постоянным воздействием общественных отношений, условий окружающей социальной и природной среды, микросоциума, где каждый человек проводит основную часть времени.

Таким образом, изучение мира детства является междисциплинарной областью знания. И этим объясняется его предметно-тематическое и методологическое многообразие. С предметно-тематической точки зрения выделяют следующие направления:

с позиций физической антропологии - изучение преимущественно физического развития ребенка (рост, вес, сенсомоторные процессы) в соотношении природных, биологических и этно- социокультурных факторов (условия питания, способы ухода за детьми и т.д.);

с позиций культурной антропологии, социологии и социальной психологии - изучение процессов социализации, институтов и методов приобщения детей к культуре;

с позиций культурологии, этнологии, педагогики и возрастной психологии - изучение содержания духовного мира и темпов психического развития детей, воспитываемых в разных социальных и этнокультурных средах.

Реальное детство в ту или иную культурную эпоху, состоит из множества факторов, сопоставить которые в единую многозначную картину, используя только знания педагогики и психологии нельзя. Детство есть культурно-исторический феномен, который можно понять лишь с учетом возрастного символизма, т.е. системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный цикл индивида и возрастную стратификацию общества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3070; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь