Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: «Культура письменной речи: русская пунктуация»



Часа

План

1. Понятие пунктуации.

2. История возникновения пунктуационных знаков.

3. Рекомендательный характер русской пунктуации.

4. Трудные случаи русской пунктуации.

 

Список литературы

1. Русский язык и культура речи / Под ред. О. Я. Гойхмана. - М., 2002. - С. 150 - 151.

2. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2002.

3. Руднев В. Н. Русский язык и культура речи. – М., 2006. – С.175-178.

 

Задания

 

1. Определите функции знаков препинания и объясните их постановку.

 

1) Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятелями, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка… Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском языке. Тончайшие философские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели чего точно изобразить не можем, не языку нашему, но не довольному своему в нем искусству приписывать долженствуем.

Кто от часу далее в нем углубляется… то увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море (М.В. Ломоносов. Российская грамматика).

2) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу? (И.С. Тургенев).

 

2. Разделите предложения по группам, соответствующим правилам пунктуации:

(1) запятые, выделяющие части сложного предложения;

(2) запятые, выделяющие обособленные члены предложения (определения, обстоятельства и т.д.);

(3) запятые, оформляющие сравнительный оборот;

(4) запятые, оформляющие вводные слова и конструкции.

Воспользуйтесь любым учебником по русскому языку (например,

Валгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Справочник.

– М.: Высшая школа, 1993; Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Русская орфография и пунктуация. – М.: Русский язык, 1990), если выделенные жирным шрифтом понятия требуют дополнительного разъяснения.

 

Примеры использования пунктуационных знаков Группа правил
Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона (А. Сталь) (2)
Люди любят удивляться, и это служит семенами науки (Р. Эмерсон) (1)
Бежать, кстати, это – известная манера побеждать (П. Кальдерон) (4)
Шутку, как и соль, следует употреблять с умеренностью (Пифагор) (3)
Быть умным – значит не спрашивать, на что нельзя ответить (В. Ключевский)  
Любовь к ближнему, хорошо понятая, начинается с самого себя (В. Гете)  
Есть довольно много людей, презирающих богатство, но лишь немногие из них смогут расстаться с ним (Ф. Ларошфуко)  
Верования, которые мы теперь называем ложными, некогда считались истинными (Р. Эмерсон)  
Воображение – горячий конь, часто сбрасывающий с седла своего всадника (Р. Соути)  
Свет переполнен глупцами, и кто не желает этого видеть, тот должен держаться особняком и разбить свое зеркало (Н. Буало)  
Глупость и мудрость с такой же легкостью схватываются, как и заразные болезни. Поэтому выбирай себе товарищей (У. Шекспир)  
В процессе перенесения мысли на бумагу, по-видимому, ускользает самая тонкая ее часть (О.Уайльд)  
Гордость – это скользкая покатость, в низу которой ожидает нас высокомерие и тщеславие (П. Декурсель)  
Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений (В. Гюго)  
Человек, полностью не владеющий собственным языком, никогда не овладеет другим (Б. Шоу)  

 

3. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

 

1) Когда человеческий дух не в состоянии проникнуть в глубь вопроса то он подобно пчеле летает высасывая мед только по цветочным венчикам (Т.Тассо).

2) Время неподвижно как берег: нам кажется что оно бежит а напротив проходим мы (П. Буаст).

3) Люди забывают какие отвратительные мысли приходят им в голову и возмущаются обнаружив их у других (С. Моэм).

4) На одного человека умеющего мыслить приходится по крайней мере сто людей которые могут наблюдать. Человек с острой наблюдательностью конечно редко встречается но гораздо реже человек с острым мышлением (Г. Бокль).

5) Нам нравится наделять себя недостатками противоположными тем которые у нас есть в действительности слабохарактерные люди например любят хвастаться упрямством (Ф. Ларошфуко).

6) Мой жизненный опыт убедил меня что люди не имеющие недостатков имеют очень мало достоинств (А. Линкольн).

7) Учитель пытающийся преподавать без того чтобы внушить ученику желание учиться кует холодное железо (Х. Манн).

8) Прошедшее нужно знать не потому что оно прошло а потому что уходя не умело убрать своих последствий (В. Ключевский).

9) Человек отправляющийся в путешествие в страну языка которой не знает собственно отправляется в школу а не в путешествие (Ф. Бэкон).

Чтобы правильно выполнить это упражнение, сначала нужно ответить на следующие вопросы:

1. Всегда ли следует ставить запятую в сложносочиненном предложении перед союзом и?

2. Всегда ли ставится запятая перед союзом как?

(Тем, кто сомневается в правильности ответов, необходимо воспользоваться любым справочником по пунктуации).

 

4. Расставьте знаки препинания в следующих текстах в соответствии с действующими пунктуационными нормами. Используйте справочники по орфографии и пунктуации, указанные в списке литературы. Сравните свою версию расстановки знаков с опубликованным текстом.

 

Был сильный мороз. Город курился дымом. Соборный двор топтанный тысячами ног звонко непрерывно хрустел. Морозная дымка веяла в остывшем воздухе поднималась к колокольне. Софийский тяжелый колокол на главной колокольне гудел стараясь покрыть всю эту страшную вопящую кутерьму. Маленькие колокола тявкали заливаясь без ладу и складу вперебой точно сатана влез на колокольню … В четыре прорези многоэтажной колокольни встречавшей некогда тревожным звоном косых татар видно было как метались и кричали маленькие колокола словно яростные собаки на цепи. Мороз хрустел курился. Расплавляло отпускало душу на покаяние и черным-черно разливался по соборному двору народушко (М. Булгаков. Белая гвардия).

Уехала девушка которую я любил которой я ничего не сказал о своей любви и так как мне шел тогда двадцать второй год то казалось, что я остался один во всем свете. Был конец августа в малорусском городе где я жил стояло знойное затишье И когда однажды в субботу я вышел после работы от бондаря на улицах было так пусто что не заходя домой я побрел куда глаза глядят за город (И. Бунин. В Августе).

Очаровательное утро Свободно без прежнего трения оно проникало сквозь зарешеточное стекло промытое вчера Родионом Новосельем так и несло от желтых липких стен. Стол покрывала свежая скатерть еще с воздухом необлегающая. Щедро окаченный каменный пол дышал фонтанной прохладой (В. Набоков. Приглашение на казнь).

Практическая работа №27

Тема: «Основы мастерства публичного выступления»

Часа

План

1. Оратор и его аудитория.

2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, основные приемы поиска материала.

3. Композиция публичного выступления.

4. Приемы изложения и объяснения содержания речи.

5. Аргументация в ораторской речи.

6. Монолог и диалог в публичных выступлениях.

7. Речевые тактики и стратегия общения.

8. Контакт оратора с аудиторией.

9. Как повысить интерес слушателей к выступлению?

10. Как готовиться к выступлению.

11. Оценка эффективности публичного выступления.

 

Список литературы

1. Введенская Л. А. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов / Введенская Л. А., Павлова Л. Г. - Ростов-н/Д., 2002. - С. 271-324.

2. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи / Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. - Ростов-н/Д., 2000. - С. 211-302.

3. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация / Гойхман О. Я., Надеина Т. М. - М., 2001. - С. 207-220.

4. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М., 2002. - С. 348-361.

5. Ивин А. А. Теория аргументации: Учебное пособие. - М., 2000.

6. Клюев Е. В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 1999. - С. 22-137.

7. Кохтев Н. Н. Риторика. - М., 1994. - С. 86-95, - С. 102-133.

8. Львов М. Р. Риторика. 1995. - М., - С. 23-55.

9. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. - Ростов-н/Д., 2002.

10. Савкова З. В. Искусство оратора. - Санкт-Петербург, 2000. - С. 143-187.

11. Сергеечева В. Как говорить убедительно. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 4-157.

12. Хайнц Леммерман. Уроки риторики и дебатов. - М., 2002. - С. 47-234.

13. Хазагеров Т. Г., Ширина Л. С. Общая риторика. Курс лекций. - Ростов-н/Д., 1999.

14. Шейнов В. П. Риторика. - Минск, 2000. - С. 413-480.

 

Задания

1. Изучите композиционные особенности приведенной ниже речи, а также использование в ней риторических фигур и приемов аргументации.

 

Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933г.)

«Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желаю омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби – совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грас, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, - она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.

И еще несколько слов – для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусству и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире, его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному внимания Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства».

2. Составьте и подготовьтесь произнести перед аудиторией речь на одну из следующих тем:

1) Читайте, читайте, читайте!

2) О времена! О нравы!

3) Отцы и дети.

4) Ученье – свет.

5) Ода здоровому образу жизни.

6) Ода студенчеству.

7) Легко ли быть молодым.

8) О красоте.

9) Дарите людям радость.

10) Человек и природа.

 

3. Готовясь к выступлению, обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваше выступление.

 

Критерии оценки речей. (По книге «Русский язык и культура речи» / Под ред. О.Я. Гойхмана. - М., 2002).

 

 

Аспекты Возможные ситуации Кол - во баллов
1. Соответствие содержания речи теме а) соответствует полностью
б) не полностью
в) не соответствует
2. Использование фактов а) в достаточном количестве
б) в недостаточном количестве
в) в излишнем количестве
г) не использованы
3. Характер использованных фактов а) интересные факты
б) свежие факты
в) всем известные факты
4. Интерпретация фактов а) удачная интерпретация
б) не вполне удачная (не все факты освещены полно, объективно)
в) неудачная (большинство фактов объясняется неверно, неумело или явно предвзято)
5. Количество аргументов а) аргументы содержатся в достаточном количестве
б) в недостаточном количестве
в) в излишнем количестве
г) аргументов по существу нет
6. Характер аргументов а) аргументы впечатляющие (убедительные, оригинальные, броские и др.)
б) аргументы среднего качества (недостаточно логичны, недоказательны, растянуто изложены и др.)
в) аргументы слабые (совсем неубедительные, недейственные)
7. Использование типов аргументов (аргументы к делу, аргументы к человеку, к пользе) а) использование аргументов разных типов
б) типовое однообразие аргументов
8. Ориентация содержания речи на аудиторию (насколько выступающий ощущает конкретный состав слушателей) а) заметная ориентация на всю аудиторию
б) ориентация только на часть аудитории
в) отсутствие ориентации
9. Композиционная (структурная) сторона речи а) композиция четкая, хорошо различаются приступ, основная часть, заключение); приступ и заключение не затянуты; части и подчасти последовательны и логически связаны
б) композиция неполная (отсутствует одна из частей), недостаточно четкая (не всегда логичны переходы от одной части или подчасти к другой)
в) композиция и структура речи нечеткие (речь сумбурна, есть неоправданные и длительные отступления; какие - то моменты информационно не закончены; имеются неоправданные возвращения к уже сказанному, повторы; за речью трудно следить)
10. Выразительность речи а) используется большой запас слов, богатый словарь; представлены разнообразные грамматические конструкции, множество фигур речи; удачно и в нужной мере используются периоды
б) лексикон оратора средний; грамматические конструкции однообразны; используется небольшое количество фигур речи немногих типов; периоды не используются
в) лексикон скудный, грамматика бедна, фигуры речи отсутствуют
11. Ортологическая сторона речи а) отсутствуют ошибки произношения слов, грамматические неточности, употребления слов в неправильном значении, тавтологии и т.п.
б) перечисленное имеется в небольшом количестве и носит случайный характер
в) перечисленное наблюдается в большом количестве (четыре случая и более)
12. Подготовленность речи а) речь хорошо подготовлена (выступающий лишь изредка пользуется конспектом; не создает впечатления, что он что-то забыл и припоминает; не делает поправок; речь уверенна и естественна)
б) речь недостаточно подготовлена (выступающий часто смотрит в текст, делает заметные неоправданные паузы, несколько раз делает поправки и т.д.)
в) речь плохо подготовлена (оратор фактически читает ее либо долго вспоминает, что нужно сказать, часто и заметно сбивается и поправляется и т.п.)
13. Соблюдение правил произнесения речи а) речь произносится мастерски (темп средний, варьирующийся при изменении содержания; голос не тихий и не слишком громкий; речь не монотонна; умело используются жесты и мимика; выступающий обозревает всю аудиторию, а не смотрит в одну точку; отсутствуют отвлекающие моменты - частое использование платка и т.п.)
б) речь произносится на среднем уровне: произносится скороговоркой или замедленно, тихо или очень громко; взойдя на трибуну, выступающий сразу начинает речь; жесты и выражение лица не соответствуют содержанию речи; выступающий проявляет внешнюю робость и неуверенность в себе; речь монотонна
в) речь произносится плохо: присутствуют все перечисленные недостатки или большинство из них
14. Реакция выступающего на поведение аудитории а) выступающий внимательно следит за аудиторией и чутко реагирует на восприятие его речи (по необходимости перестраиваясь); заметен его интерес к аудитории как к своего рода собеседникам
б) выступающий не следит за реакцией аудитории и не склонен обращать на нее внимание, сосредоточившись лишь на своих рассуждениях и размышлениях, на том, как лучше выразить мысль

 

 

Приложение №1

Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление

Справка 1. Аннотация– это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Аннотация состоит из двух обязательных частей:

1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора;

2) адресат первичного текста.

 

Кроме этого могут быть факультативные части:

1) композиция, структура первичного текста;

2) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

 

Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

1. Характеристика содержания текста:

 

В статье (книге) рассматривается…

В книге изложены…

Статья посвящена…

В основу работы положено…

Автор останавливается на следующих вопросах…

Цель статьи – показать…

Автор ставит своей целью проанализировать…

 

2. Композиция работы:

 

Книга состоит … глав (… частей)…

Статья делится на … части

В книге выделяются … главы.

 

3. Назначение текста:

 

Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

Сборник рассчитан…

Предназначается широкому кругу читателей…

Для студентов, аспирантов…

Книга заинтересует…

 

Образец аннотации:

Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Ростов-н/Д., 1998.

 

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.

Справка 2. Реферат– это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Требования к написанию реферата по специальности

Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в «ползанье» по тексту.

Цель реферирования – создать «текст о тексте», «схватить новое и существенное в сочинениях» (М.В. Ломоносов). Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Основные требования, предъявляемые к реферату:

- информативность, полнота изложения,

- объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста,

- корректность в оценке материала.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

 

Виды рефератов

Репродуктивные Продуктивные

               
       

 

 


Реферат-конспект реферат-резюме реферат-обзор реферат-доклад

 

Реферат-конспектсодержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

 

Реферат-резюмеприводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

Реферат-обзорохватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-докладдает анализ информации, приведенной в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы.

 

Справка 3. Рецензия– это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т. п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.

В отличие от рецензии отзывдает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

Типовой план для написания рецензии и отзывов:

1. Предмет анализа. (В работе автора…, В рецензируемой работе…, В предмете анализа…).

2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме…, актуальность темы обусловлена…, Актуальность темы не вызывает сомнений…).

3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых) результатов, является…).

4. Краткое содержание работы.

5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом…, Таким образом, рассматриваемая работа…, Автор проявил умение разбираться в …, систематизировал материал и обобщил его…, Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий…), автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты…).

6. Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том…, К недостаткам работы следует отнести…, Существенным недостатком работы является…, Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора…).

7. Выводы. (Представляется, что в целом статья… имеет важное значение…, Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки…, Работа удовлетворяет всем требованиям…, а ее автор, безусловно, имеет (определенное, заслуженное, абсолютное) право…).

Справка 4. Тезисы– кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи.

По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают первичным, оригинальным научным произведением либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.Оригинальные тезисы пишутся как сжатое отражение собственного доклада, статьи автора.

Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микротему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Логика изложения в тезисах должна быть по возможности обозначена формально и/или графически. Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть следующим:

- вводные слова в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых…),

- оппозиционные фразы (внешние факторы – внутренние причины),

- классификационные фразы (поле глаголов действия, поле глаголов

состояния).

Графически логика изложения может быть подчеркнута нумерацией каждого тезиса.

Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие, как правило, примеров, цитат, а также лаконизм стиля.

В зависимости от стиля изложения можно выделить два типа тезисов.

Тезисы глагольного строя особенно частотны, они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание. В них используются предложения с глагольным сказуемым.

Тезисы номинативного строя встречаются редко. Они предельно лаконичны. В них чаще всего отсутствуют глагольные сказуемые и потому заметно преобладание имен существительных.

 

Справка 5. Конспект– Особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника

(исходного текста). Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной (для конспектирующего) информации. Письменная фиксация этой информации в форме не предназначенного для публикации вторичного текста избавляет составителя конспекта от необходимости повторно обращаться к первоисточнику.

Конспекты классифицируют:

- по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или развернутые) и смешанные. Для краткого конспекта отбираются лишь самые важные положения, факты; в подробном конспекте фиксируются также доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный конспект предполагает совмещение того и другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;

 

- по степени свернутости и форме представления основной информации: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект;

 

- по количеству перерабатываемых источников: монографические

(составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);

 

- по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный конспект передает все основные положения, важнейшие смысловые связи, т.е. смысловую сетку первоисточника. Селективный конспект включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный конспект носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.

Подготовка конспекта включает следующие этапы:

1. Вся информация, относящаяся к одной теме, собирается в один блок – так выделяются смысловые части.

2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Справка 6. Научный текст(автореферат, курсовая или дипломная работа, проблемная статья и т.п.).

Для научного сочинения характерна стройная композиция. В каждом тексте выделяются структурно-смысловые компоненты (части): заголовок, введение, основная часть, заключение.

Заголовок– это информативная единица, он обычно отражает тему данного текста и должен соответствовать содержанию этого текста.

Выделяются несколько типов заголовков:

- названия общего характера: Мир ценности. Тоталитарный язык. Язык и картина мира;

- названия, конкретизирующие вопросы теории, непосредственно разрабатываемой автором: Образный потенциал наименований нравственных качеств в русском языке;

- названия, отражающие специфику авторской постановки вопроса: Русская орфография: культурологический и лингвистический аспекты. Коммуникативно-прагматический аспект изучения терминов.

Введение(вводная часть)в курсовом и дипломном сочинении обычно состоит из трех частей.

В первой части обосновывается тема, указывается ее актуальность в научном и практическом отношении, т.е. автор вводит читателя в курс дела, раскрывая перед ним: а) чему посвящено данное исследование, б) в какой круг проблем включается автором решаемый вопрос, чем мотивирует автор выбор темы и целесообразность ее разработки. В этой же части определяются основные понятия, помогающие раскрыть тему.

Во второй части излагается состояние изученности темы, четко выделяются те вопросы, которые остались еще не разрешенными в данной области и которым посвящено исследование автора.

Обзор литературы не должен состоять в «протокольной» передаче содержания источников. Изложение не должно быть простым пересказом или конспектом. В этой части введения необходимо сопоставить взгляды разных авторов, выделить в них бесспорные положения, если таковые имеются, обнаружить противоречия, выразить свое отношение к литературе, которая прочитана

В третьей части формулируется цель работы и ставятся конкретные, четко сформулированные задачи. При формулировании цели можно использовать такие стереотипы: цель работы:

раскрыть специфику;

выявить закономерности (выявление закономерностей);

создать типологию (создание типологии);

объяснить явление;

описать функции;

разработать модели;

охарактеризовать систему;

обобщить факты;

систематизировать элементы.

Решение поставленных задач, изложение результатов исследования должно быть подчинено общей идее работы.

Здесь же описываются источники исследования и методики научного анализа.

Собственно исследование.Этот раздел является центральным. В этой части излагаются результаты проведенного исследования. Весь фактический материал, систематизированный и обработанный, представляется в виде различных классификаций, фиксируются закономерности, выявленные в процессе анализа. Наблюдения автора обстоятельно обосновываются теоретически.

Выводы.В этом разделе подводится итог предпринятого исследования, делаются обобщения и выводы, к которым пришел автор, даются выходы на смежные проблемы, показываются пути дальнейшего изучения. Выводы могут быть сделаны в виде тезисов, т.е. кратко сформулированных и пронумерованных отдельных положений, или в связном, но предельно сжатом изложении.

Приложение №2.

Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление

Слово документ происходит от латинского слова documentum, что означает доказательство, свидетельство. В русский язык слово документ вошло в Петровскую эпоху: документами стали называть деловые бумаги, имевшие правовую значимость. В дальнейшем у слова документ развились два новых значения:

1) узкое, бытовое: паспорт, удостоверение;

2) переносное, расширительное: все то, что может свидетельствовать о чем-либо, подтверждать что-либо (произведение искусства – документ эпохи и т. п.).

Существует около 60 видов управленческих документов. Служебные документы делятся на несколько больших групп по своему функциональному значению: личные, директивные и распорядительные, административно-организационные, информационно-справочные, деловые письма, финансовые и учетные документы.

Каждый документ имеет определенную текстовую форму. Различают пять типов записи текстов: линейная запись (автобиография, заявление, доверенность и др.), трафарет (справки, контракты, договоры и др.), таблица (финансовые ведомости и др.), анкета (личный листок по учету кадров и др.), тексты-аналоги (приказы, решения, постановления и др.).

Образцы управленческих документов, их композиция и оформление закреплены в государственном стандарте «Организационно-распорядительная документация. Основные положения». – М.: Главархив, 1975.

Личные документы:

Заявление –документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Основные компоненты:

-адресат (наименование официальной должности, фамилия, инициалы лица, которому адресовано заявление, ставится в дательном падеже; если заявление адресовано организации, то ее наименование ставится в винительном падеже. Адресат располагается вверху с отступом в треть строки);

- должность, фамилия, инициалы заявителя располагается под адресатом в родительном падеже с предлогом от или без него;

- после слова заявление ставится точка, если нет предлога от;

- текст заявления пишется с красной строки и содержит краткое изложение просьбы;

- краткая аргумент


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1274; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.156 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь