Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основоустройство античного мира и назначение античной философии.



Дело философии.

Родо-видовое устройство вещей и мыслящей речи. Философия как вид дела. Дела, равновеликие философии. Четыре стороны всякого дела. Определяющее значение предметной стороны. Четыре стороны дела философии. Общая характеристика каждой из четырёх сторон дела философии.

Предмет философии.

Аристотель о предмете философии. Что такое сущее? Разнообразие сущего (виды сущего). Что такое мир? Различие сущего и бытия. Бытие в понятии «хорошего» и «плохого». Основные философские вопросы о бытии сущего.

Устройство мыслящей речи.

Значение слова «логос». Отношение мысли, речи и предмета. Что такое мышление? Особенность мышления у животных и человека. Внешняя и внутренняя речь. Артикуляция как особенность речевого звучания. Речь как система знаков. Речь как способ управления мышлением. Освобождение мышления от присутствия предмета. Воображающий характер человеческого мышления.

4. Метод (способ), деятель и цель философии.

Мыслящая речь как способ человеческих дел. Что такое толкование? Самотолкующий характер философского логоса. Что такое толкование и самотолкование? Исходное значение слова " философия". Что такое мудрость? Любовь как состояние деятеля философии. Цель философии. Аристотель о различии дел (вещей) полезных и хороших самих по себе.

Понятие истории философии.

Понятие события. Определение истории через понятие события. Что такое история философии? Понятие философского события. Понятие «великого философа». Способ связи между философскими событиями. История философии как диалог. Почему философы по-разному говорят в историко-философском диалоге?

Историко-философские эпохи.

Понятие мирового события и мировой эпохи. Понятие историко-философской эпохи. История философии как свидетельствование мироистории. Названия и временные границы историко-философских эпох. Основные черты историко-философских эпох. Начало истории философии в Древней Греции. Представители (великие философы) историко-философских эпох.

Основоустройство античного мира и назначение античной философии.

Сущность античного мира. Пространство и время античного мира. Телесность античного мира: понятие стихии (элемента), качества четырёх стихий, сопряжённость и взаимопревращение стихий, расположение стихий в пространстве мира. Созерцание как призвание человека античного человека. Назначение античной философии. Представители античной философии.

8. Становление сущего и Логос (по фрагментам Гераклита).

«Фрагментация» наследия Гераклита. «Выспрашивал самого себя». Книга Гераклита. Главное суждение Гераклит: сущее есть и не есть (метафора вхождения в реку). «Раздор — отец всего». Скрытость гармонии. Огнеподобность мира. Что такое Логос в понимании Гераклита? Люди в своём обычном отношении к Логосу и образ достойного человека.

9. Сократ как образец философа (основываясь на произведении Платона " Апология Сократа" ).

Обстоятельства жизни Сократа, символическое значение профессий родителей, основные биографические события. Призвание Сократа, образ жизни, традиция (Сократ и Платон). Суд над Сократом: причины обвинения, поведение Сократа на суде, отношение Сократа к смертному приговору. Значение Сократа для истории философии.

10. Сократ о мудрости (основываясь на произведении Платона " Апология Сократа" ).

Что такое мудрость? Повод для рассуждения Сократа о мудрости на суде («прежние обвинители). Суждение оракула. Испытание сограждан на мудрость (кого и с какими выводами). Вывод Сократа о своей мудрости. Кому доступна полная мудрость? Сократическая беседа как путь к мудрости.

Сократическая беседа.

Обычные обстоятельства, поводы, предметы (темы) сократической беседы. Порядок (ход) сократической беседы. «Майевтика» как способ взаимодействия собеседников. Техника поиска определения понятия (диалектика). Дать пример поиска определения понятия (на выбор студента). Ирония как художественный образ сократической беседы. Пример сократической беседы в «Апологии Сократа».

12. Сократ о божестве и этике (основываясь на произведении Платона " Апология Сократа" ).

Обвинение в непочитании богов. Ход оправдания Сократа по этому обвинению. Даймон (гений) Сократа. Обвинении в порче молодёжи. Ход оправдания Сократа по этому обвинению. Понятие этики. Рассудительный характер этики Сократа. Тезис Сократа о невозможности сознательно делать зло другим людям.

Основоустройство средневекового мира и назначение средневековой философии.

Сущность средневекового мира. Пространство и время средневекового мира. Основные события христианской мироистории. Вочеловеченный Бог — главное сущее Средневековья. Призвание средневекового человека и смысл Церкви. Библия как Богооткровение. Назначение, особенность и темы философского дела в Средневековье. Аврелий Августин — великий философ Средневековья.

Основоустройство мира Нового времени и назначение новой философии.

Сущность мира Нового времени. Понятие развития. Пространство и время мира Нового времени. Призвание нового человека и наука Нового времени. Назначение философии Нового времени. Основополагающие понятия эпохи: «мыслящее Я» и метод. Представители философии Нового времени.

15. Понятие и работа метода (на примере философии Декарта, по первоисточникам).

Понятие метода. Образование метода по ходу научных занятий. Значимость математики для образования метода. Абсолютные и относительные вещи (свойства), их расположение в порядке методичного познания. Сомнение, интуиция, дедукция, индукция: способ действия каждого, соответствующие им предметы, взаимосвязь, их работа в метафизике Декарта.

16. Проект всеохватывающего познания (на примере философии Декарта, по первоисточникам).

Понятие первоначала познания. Декартовский символ дерева. Понятие метафизики. Предметы метафизики (по Декарту). Физика (её предмет). Основные познавательные отрасли и конечная цель познания. Методичное устройство метафизики Декарта.

17. Всеобщее сомнение и «мыслящее Я» (на примере философии Декарта, по первоисточнику).

Цель методичного сомнения. В чём, в каком порядке, на каком основании осуществляется сомнение (чувственно данное и умственно данное сущее, «сон» и «бог-обманщик»)? Несомненность «мыслящего Я». Содержание «мыслящего Я». Определение мышления, данное Декартом. Высший принцип всего человеческого познания, высказанный Декартом.

18. Бог как поручитель истинности познания (на примере философии Декарта, по первоисточнику).

Понятие «Бог». Место доказательства бытия Бога в порядке методичного познания у Декарта. Доказательство от события простого бытия конечного «мыслящего Я». Доказательство от наличия идеи Бога в «мыслящем Я» (вопрос о причине этой идеи). Доказательство от признаков, мыслимых в идее Бога («онтологическое» доказательство). Доказательство положения «Бог не «обманщик». Причины заблуждений человека (отношение воли и рассуждающего мышления). Как возможно избегать заблуждения?

19. Понятие субстанции (на примере философии Декарта, по первоисточнику).

Понятие субстанции. Соотносительная субстанциальность мыслящего и телесного сущего. Сущность мыслящего сущего. Сущность телесного сущего. Доказательство бытия телесного сущего. Абсолютная субстанция. Вопрос о взаимодействии телесной и мыслящей субстанций.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Для магистрантов

Задача и способ исследования Локка.

Что является предметом исследования Дж. Локка? Почему Локк не исследует душу человека саму по себе? Каков путь (метод) исследования Локка? Почему необходимо определить границы человеческого познания? Как эта задача связана с позицией скептицизма? За что Локк упрекает предшествующую ему философию?

 

Понятие идеи у Локка, простые идеи.

Определение «идеи» Локком. Покажите отличие понимания идей Локком от понимания идей Платоном. Что такое опыт? На что направлен опыт ощущения и опыт рефлексии? Какие идеи Локк называет простыми? Приведите примеры простых идей ощущения и рефлексии.

Реальность идей.

В чем состоит «реальность» идей? Оцените простые и сложные идеи по их реальности. Что Локк называет общими идеями? Как и для чего они образуются? Оцените общие идеи по их реальности. Как связаны общие идеи и термины (слова)? Как Локк определяет понятие «сущность»? Что такое реальная и номинальная сущность?

 

Культурология

 

Миф как система чудесного.

Особенность отношения архаического человека к миру. Родовое самосознание архаического человека. Временные и этнические черты архаической культуры. Радиоуглеродный метод в археологии. Понятие чудесного. Формы чудесного: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия. Понятие мифа и мифологии. Формы чудесного в мифе. Генетическая систематизация мира в мифе.

Олимпийские боги.

Перечислите олимпийских богов. Опишите их внешний вид, склад души, образ жизни, характер отношений друг с другом и с людьми.Изучите сюжеты, связанные с Зевсом, Аполлоном, Афиной, Гермесом, Гефестом, Герой, Афродитой. Какая существенная функция человеческого индивида, общества, культуры олицетворяется каждым из этих богов? Как эта функция проявляется во внешнем виде, характере, образе жизни этого бога? Приведите в качестве примера по одному мифологическому сюжету о каждом боге. Покажите, что поведение бога в этом сюжете соответствует его функции. Какие элементы в образе каждого бога являются рудиментами (остатками) хтонического периода развития мифологии.

Греческие мифы о героях.

Определите понятие «герой» в греческой мифологии. Как в героях проявляется их божественное происхождение? Как строятся отношения между богами и героями, между героями и простыми людьми? Составьте типовой портрет героя. Какие сюжеты в мифах о героях выражают победу человека над хаотичными силами природы? Укажите, где герои действуют грубой физической силой, а где – силой ума, силой красоты. Найдите сюжеты, где герои побеждают хаотичные силы посредством противопоставления их друг другу. Приведите примеры мифов, где герои действуют как просветители, утверждая среди людей определенные знания, технические умения, социальные институты, элементы культуры. Какое воздаяние получают герои за свои подвиги? (Приведите примеры).

Дело философии.

Родо-видовое устройство вещей и мыслящей речи. Философия как вид дела. Дела, равновеликие философии. Четыре стороны всякого дела. Определяющее значение предметной стороны. Четыре стороны дела философии. Общая характеристика каждой из четырёх сторон дела философии.

Предмет философии.

Аристотель о предмете философии. Что такое сущее? Разнообразие сущего (виды сущего). Что такое мир? Различие сущего и бытия. Бытие в понятии «хорошего» и «плохого». Основные философские вопросы о бытии сущего.

Устройство мыслящей речи.

Значение слова «логос». Отношение мысли, речи и предмета. Что такое мышление? Особенность мышления у животных и человека. Внешняя и внутренняя речь. Артикуляция как особенность речевого звучания. Речь как система знаков. Речь как способ управления мышлением. Освобождение мышления от присутствия предмета. Воображающий характер человеческого мышления.

4. Метод (способ), деятель и цель философии.

Мыслящая речь как способ человеческих дел. Что такое толкование? Самотолкующий характер философского логоса. Что такое толкование и самотолкование? Исходное значение слова " философия". Что такое мудрость? Любовь как состояние деятеля философии. Цель философии. Аристотель о различии дел (вещей) полезных и хороших самих по себе.

Понятие истории философии.

Понятие события. Определение истории через понятие события. Что такое история философии? Понятие философского события. Понятие «великого философа». Способ связи между философскими событиями. История философии как диалог. Почему философы по-разному говорят в историко-философском диалоге?

Историко-философские эпохи.

Понятие мирового события и мировой эпохи. Понятие историко-философской эпохи. История философии как свидетельствование мироистории. Названия и временные границы историко-философских эпох. Основные черты историко-философских эпох. Начало истории философии в Древней Греции. Представители (великие философы) историко-философских эпох.

Основоустройство античного мира и назначение античной философии.

Сущность античного мира. Пространство и время античного мира. Телесность античного мира: понятие стихии (элемента), качества четырёх стихий, сопряжённость и взаимопревращение стихий, расположение стихий в пространстве мира. Созерцание как призвание человека античного человека. Назначение античной философии. Представители античной философии.

8. Становление сущего и Логос (по фрагментам Гераклита).

«Фрагментация» наследия Гераклита. «Выспрашивал самого себя». Книга Гераклита. Главное суждение Гераклит: сущее есть и не есть (метафора вхождения в реку). «Раздор — отец всего». Скрытость гармонии. Огнеподобность мира. Что такое Логос в понимании Гераклита? Люди в своём обычном отношении к Логосу и образ достойного человека.

9. Сократ как образец философа (основываясь на произведении Платона " Апология Сократа" ).

Обстоятельства жизни Сократа, символическое значение профессий родителей, основные биографические события. Призвание Сократа, образ жизни, традиция (Сократ и Платон). Суд над Сократом: причины обвинения, поведение Сократа на суде, отношение Сократа к смертному приговору. Значение Сократа для истории философии.

10. Сократ о мудрости (основываясь на произведении Платона " Апология Сократа" ).

Что такое мудрость? Повод для рассуждения Сократа о мудрости на суде («прежние обвинители). Суждение оракула. Испытание сограждан на мудрость (кого и с какими выводами). Вывод Сократа о своей мудрости. Кому доступна полная мудрость? Сократическая беседа как путь к мудрости.

Сократическая беседа.

Обычные обстоятельства, поводы, предметы (темы) сократической беседы. Порядок (ход) сократической беседы. «Майевтика» как способ взаимодействия собеседников. Техника поиска определения понятия (диалектика). Дать пример поиска определения понятия (на выбор студента). Ирония как художественный образ сократической беседы. Пример сократической беседы в «Апологии Сократа».

12. Сократ о божестве и этике (основываясь на произведении Платона " Апология Сократа" ).

Обвинение в непочитании богов. Ход оправдания Сократа по этому обвинению. Даймон (гений) Сократа. Обвинении в порче молодёжи. Ход оправдания Сократа по этому обвинению. Понятие этики. Рассудительный характер этики Сократа. Тезис Сократа о невозможности сознательно делать зло другим людям.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь