Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сын замещает бывшего жениха матери



Б.Х. (Йонасу): Кто принадлежит к твоей семье? Йонас: Отец, мать, младший брат и я. Б.Х.: Кого-то еще не хватает?

Йонас: У моей матери был один мертворожденный ребенок, девочка. Б.Х.: Она для нас важна. Где ее место в констелляции? Йонас: Между мной и моим братом.

Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей женат или помолвлен до брака друг с другом?

Йонас: Да, у моей матери был жених. Он погиб на фронте. Б.Х: Он нам тоже нужен.

Рис. 12.1

О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, сын (Йонас); +2 — второй ребенок, мертворожденная дочь; 3 — третий ребенок, сын; +БЖМ — бывший жених матери, погиб на фронте.

Б.Х. (Йонасу, видя, что тот ставит бывшего жениха мЯтери в расстановку): Уже сейчас заметна твоя идентификация.

Йонас: Ты имеешь в виду с бывшим женихом моей матери?

Б.Х.: Да.

Я могу сразу сформировать констелляцию, показывающую решение проблемы, так как в данном случае оно не представляет никакой сложности.

Рис. 12.2

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец: Мне это подходит, но все же бывший жених моей жены мне немного мешает.

Б.Х.: Ему должно быть оказано уважение.

Как чувствует себя мать?

Мать: Мне очень хочется повернуться, чтобы увидеть моего бывшего жениха. (Смеется.)

Б.Х.: Да, это нормально. Но муж должен встать между вами, иначе твои отношения с мужем разрушатся.

(Играющему роль Йонаса): Как чувствует себя старший сын?

Первый ребенок: Довольно хорошо.

Б.Х.: Как чувствует себя младший сын?

Третий ребенок: Я очень взволнован, но не понимаю почему.

Б.Х.: Как чувствует себя умершая сестра?

Второй ребенок: Хорошо.

Бывший жених матери: Мне хочется подойти поближе к остальным, но я знаю, что это было бы нехорошо.

Б.Х. (Йонасу): Хочешь встать на свое место в расстановке?

(Йонасу, уже стоящему в расстановке): Сейчас ты можешь сказать своей матери одну очень простую фразу. Посмотри на отца и скажи ей: «Это он мой отец! »

(Йонас смеется и смотрит на бывшего жениха матери.)

Б.Х: Нет, нет.

11*

I ill

(Группе). Йонас автоматически конкурирует с отцом, потому что замещает бывшего жениха матери. Тот важен для матери, и Йонас замещает его в ее пользу.

(Йонасу): Ты рассказал, что уехал далеко от дома родителей. Это как раз то, что однажды сделал бывший жених твоей матери. Но если ты перейдешь в область влияния отца, тебе больше не надо будет уходить. Твое место — рядом с отцом. Поэтому скажи своей матери: «Это он мой отец! »

Йонас (матери): Это он мой отец!

Б.Х.: «Только он1»

Йонас: Только он!

Б.Х.: «С другим у меня нет ничего общего».

Йонас (смеется): Да, с другим у меня нет ничего общего. Он — мой отец1 i

Б.Х.: Мне хотелось бы сказать тебе несколько слов о тех, которые ищут Бога. Не возражаешь?

Йонас: Нет.

Б.Х.: Они ищут своего отца, и как только находят, то прекращают поиски. Или же направляют их на что-то другое.

(Группе): В данном случае я сразу же сформировал констелляцию, показывающую решение проблемы. Чем больше расстановок семей мы сделали на этом семинаре, тем больше опыта у нас есть и тем меньше шагов нам нужно, для того чтобы найти правильное решение.

Семейно-системный орган равновесия

Как к отдельным людям, так и к группам нас привязывает определенный «орган чувства». Этот орган, постоянно подгоняя нас и управляя нами, сохраняет нашу связь с людьми и группами, точно так же, как вестибулярный аппарат, постоянно подгоняя и управляя Ha> \i, позволяет нам сохранить равновесие. Человек может сознательно позволить себе упасть — вперед или назад, влево или вправо, однако при таком движении, как только тело достигает определенного наклона, бессознательно срабатывает определенный рефлекс, заставляющий его выпрямиться, и предотвращает падение. Аналогично этому рефлексу в наших отношениях работает определенный орган, превосходящий нашу волю и желания. Он воздействует как средство коррекции и уравновешивания в тех случаях, когда мы отступаем от условий, обеспечивающих успех в отношениях, и тем самым подвергаем опасности нашу принадлежность к системе. Как и орган равновесия, «орган», регулирующий наши отношения, воспринимает каждого из нас вместе с нашей семейной «областью», а также нашу свободу действий и ограничения внутри нашей системы и управляет нами с помощью чувств счастья и неудовлетворенности. Подобную неудовлетворенность мы испытываем как вину, а счастье — как невиновность.

Иными словами, вина и невиновность всегда переживаются только в отношениях между людьми и не существуют вне отношений. Все наши действия, оказывающие влияние на других, сопровождаются определенными «знающими» чувствами невиновности или вины. Подобно глазу, который должен постоянно воспринимать разницу между светлым и темным, для того чтобы видеть, этот «знающий» системный орган постоянно проверяет, не вредят ли наши действия отношениям или, наоборот, служат им. Все наши действия, вредящие отношениям, мы испытываем как вину, а все действия, служащие им, — как невиновность.

Однако и вина и невиновность служат одному хозяину. Подобно кучеру, сильной рукой управляющему своими лошадьми, этот орган управляет нашими виной и невиновностью и заставляет их тянуть одну и ту же повозку в одном и том же направлении, и обе они — в одной упряжке. Чувства вины и невиновности «несут» отношения вперед и благодаря своему взаимодействию сохраняют их на правильном пути. Конечно, нам иногда хочется взять «бразды правления» в собственные руки, но кучер не позволяет нам этого. Мы едем в этой повозке одновременно как пленники и гости. Имя этого кучера - совесть.

О совести

Совесть людей зависит от того, из какой семьи или группы они происходят. Совесть велит каждому действовать в соответствии с правилами, привязывающими человека к своей группе и служащими ей. Совесть запрещает человеку все поступки, которые могли бы исключить его из его группы или как-то навредить ей.

Но каждый отдельный индивидуум руководствуется совестью в каждой отдельной группе по-разному, так как то, что может быть полезным одной группе, причиняет вред другой, и то, что гарантирует нам невиновность в одной группе, делает виновными в другой. Например, работа — семья (мы руководствуемся одной совестью в работе и другой — в семье).

В то же время для каждого отдельного индивидуума и каждой определенной группы совесть служит целям, которые могут дополнять или противостоять друг другу — как в случае любви и справедливости или свободы и закона. При этом совесть — в зависимости от своих целей -пользуется различными чувствами невиновности и вины. Поэтому мы испытываем вину и невиновность по-разному — в зависимости от того, служат ли они любви, системной несвободе или же справедливому равновесию сил в системе; а также от того, служат ли они системным порядкам и правилам или обновлению человека и его свободе. Но то, что служит любви, вредит справедливости, а то, что является невиновностью для законопослушного, для следующего чувствам любви может оказаться виной.

Иногда совесть требует от нас простой и однозначной реакции, например, когда мы спешим на помощь ребенку, оказавшемуся в беде. В большинстве же случаев совесть действует как многоаспектная и разнообразная динамика, в соответствии с которой мы переживаем нашу невиновность и вину также многоаспектно и по-разному. То есть иногда мы ощущаем нашу совесть как одноаспектную, но в большинстве случаев она подобна группе, разные члены которой пытаются разными способами достичь разных целей при помощи своих различных чувств вины и невиновности. При этом члены группы оказывают друг другу поддержку и сдерживают друг друга в чем-то на благо всей группы. Но даже когда они противостоят друг другу, они все служат высшему порядку, который, подобно полководцу, стремящемуся к успеху на разных фронтах, использует разные войска и различную тактику на разных территориях, чем достигает только частичного успеха на каждом из этих фронтов в пользу большего целого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь