Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Норманнисты и антиннорманисты



Летописное известие 862 г. о призвании славянами и угро-финнами на княжение варягов стало базой для формирования, так называемых, «норманнской» и «антинорманнской» теорий происхождения Древнерусского государства.

«Норманнская теория» была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской академии наук во 2-й четверти XVIII в., – Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером. По их мнению, государство у восточных славян было создано норманнами (варягами). Разделявшие эту точку зрения историки (А.-Л. Шлецер и др.) подчеркивали мирный характер призвания Рюрика и делали вывод о предначертанности монархии в России. Некоторые европейские ученые-норманисты на основании этих исследований высказывали мнение, что славяне в принципе не способны были организовать собственную государственность без помощи с запада.

Основателем противоположной точки зрения – «антинорманнизма» – стал М.В. Ломоносов. Выводы Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера оскорбили его патриотические чувства. В своих трудах «Краткий российский летописец» (1760 г.) и «Древняя российская история» (1766 г.) он пытался доказать, что варяги не играли никакой существенной роли в жизни восточных славян. М.В. Ломоносов и его последователи вопреки свидетельствам источников утверждали, что термин «Русь» происходит от названия реки Рось, что балтское племя пруссов имеет славянское происхождение и т. д.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что длящийся уже не одно столетие спор норманистов и антинорманистов имеет не научную, а, скорее, политическую подоплеку. Не случайно выдающийся русский историк В.О. Ключевский называл варяжскую «проблему» патологией общественного сознания.

Большинство современных исследователей солидарны во мнении, что у восточных славян в ходе естественного развития общественных отношений сложились в IX в. все предпосылки для формирования государства. С другой стороны, невозможно отрицать большую роль норманнов в культурном, экономическом и политическом развитии восточного славянства.

Население сел и городов. Развитие ремесла и торговли.

«Русская Правда»

«Русская правда» – первый сборник юридических актов Древней Руси, созданный на основе обычного права и княжеских уставов. Существует три редакции данного памятника: краткая(нач. XI в.), пространная (XII в.) и сокращенная из пространной (XIII в.). Создателями этого документа традиционно считают Ярослава Мудрого («Правда Ярослава»), его сыновей («Правда Ярославичей») и внука – Владимира Мономаха («Устав Владимира Всеволодовича»). «Русская правда» включает нормы уголовного, гражданского и процессуального права. В силу того, что община (вервь) по-прежнему преимущественно управлялась обычным правом, указанный свод законов, в первую очередь, регулировал правовые отношения при княжеском дворе и определял обязанности общины по отношению к князю.

Стремясь к упразднению такого наследия родоплеменных отношений как кровная месть, «Русская правда» постепенно сужает сферу ее применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками либо заменяет месть денежным штрафом – вирой. Виру платили князю, а родичи потерпевшего получали компенсацию – головничество. «Правда Ярославичей» полностью запрещает кровную месть, что свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества. Размер виры прямо зависел от социального статуса пострадавшего. Убийство простого свободного человека «стоило» 40 гривен, «княжих мужей» – 80 гривен, а за убитого холопа хозяин получал возмещение 5 гривен как за порчу имущества. Дифференциация виры является доказательством того, что социальное расслоение было санкционировано государством.

«Русская правда» упоминает и особый тип виры – дикую (повальную) виру, которую платила вся вервь, если на ее территории произошло убийство, а преступник не был выдан властям. Сохранение дикой виры можно рассматривать как яркий пример круговой поруки в общине.

Последняя редакция Пространной Правды – «Устав Владимира Всеволодовича», приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113–1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава Великого (1125–1132 гг.). Сократились проценты по долгам; облегчилось положение смердов, указывалось, кто может быть превращен в холопа. На Руси эпохи удельных государств управление и суд не были разграничены, а потому органы управления были одновременно и органами суда в подвластных сферах. По «Русской правде», суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично или поручал это дело наместникам. В систему доказательств вины помимо свидетельств, присяги, поличного включался и «Суд божий» – испытание подозреваемого железом и водой.

Свободное население

Основное население Древней Руси составляли свободные общинники – «люди» (людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и городов, платившие князю налоги.

«Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь, старших дружинников.

«Огнищанин» – это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом – «огнищем» хозяина.

«Отроками», «детесками» или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя.

Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси, как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.

В заключение добавим, что древнерусский термин «муж» можно было применить к представителю любой категории свободного населения.

Несвободные категории населения на Руси

Несвободное население Древней Руси делилось на две большие категории – полузависимые и люди, находящиеся на положении рабов.

К первым следует отнести закупов и рядовичей.

Человека, отрабатывающего ранее взятый долг («купу»), «Русская правда» называет закупом. Закуп сохранял личное имущество и большинство юридических прав, а главное – возвращал себе полную свободу, расплатившись с кредитором. Однако до выплаты долга закуп обязан был работать на хозяина, терпеть побои «про дело». В случае попытки бегства пойманный закуп превращался в холопа. «Устав Владимира Всеволодовича» (1113 г.) позволял закупам «искать кун» (устраиваться на работу) в другом хозяйстве, чтобы вернуть купу.

Категорией, близкой к закупам, были рядовичи. Так называли людей, заключивших с господином многолетний договор («ряд»), в соответствии с которым они теряли большую часть прав, но приобретали покровительство влиятельного человека. Чаще всего рядовичи служили старостами или надсмотрщиками в господском хозяйстве.

Полностью зависимых людей в Древней Руси называли холопами, челядью или робами. «Русская правда» указывает три основных источника «обельного» (полного) холопства: 1) добровольная самопродажа в рабство; 2) женитьба на рабе без особого договора-ряда; 3) найм на работу в должности огнищанина или тиуна без особого договора-ряда. Обельные холопы считались собственностью господина и не имели никаких прав.

Пожалуй, самое тяжелое положение было у изгоев – лиц, не относящихся ни к городской, ни к сельской общине, лишенных покровительства князя и, разумеется, вынужденных рассчитывать только на свои силы.

Путь из «варяг в греки»

Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов, где в центре города, на торге, реализовывалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и др. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец X в.). В крупных городах существовали особые торговые подворья для иностранных торговцев – «гостей».

Славяне экспортировали меха, воск, лен, полотно, костяные и янтарные изделия. Ввозились дорогие ткани – «паволоки» (парча, восточные шелка), серебро в дирхемах, медь, олово, свинец, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь.

Путь из Скандинавии в Византию (путь «из варяг в греки» ), помимо главного направления (Финский залив – р. Нева – Ладожское озеро – р. Волхов – Ильмень озеро – р. Ловать – волок до Днепра – р. Днепр – Черное море), имел ещё ответвление и через Западную Двину.

Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому морю.

На 3апад вели два направления: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику.

Проникновение иностранных купцов в Чёрное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу XII в. она была в основном перенесена на Север – в Новгород, Смоленск и Полоцк. Таким образом, некогда самый важный для восточных славян торговый путь – «из варяг в греки» – утратил свое значение.

Следует заметить, что торговые пути играли не только экономическую роль. Благодаря им, укреплялись военно-политические и культурные связи Древней Руси с соседними народами.

 

Князья Древней Руси

 

Рюрик (862–879 гг.)

«Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. словене ильменские, кривичи и угро-финские племена пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика с дружиной. Рюрик был новгородским князем с 862 по 879 гг. Он успешно подавил восстание Вадима Храброго в 874 г. и для укрепления своего положения женился на представительнице местной знати Ефанде, которая родила ему сына Игоря (Ингвара) и двух дочерей. Летопись называет Рюрика основателем многих городов Новгородской земли и упоминает, что, умирая в 879 г., Рюрик поручил заботу о своем малолетнем сыне дружиннику Олегу (Хельгу), который и стал следующим новгородским князем. Принято считать, что Рюрик является основателем княжеской династии Руси и создателем системы полюдья – объезда князем подчиненных земель с целью сбора дани.

Олег (879–912 гг.)

Дружинник (по некоторым сведениям родственник) Рюрика, Олег княжил в Новгороде с 879 г. Умирая, Рюрик не только передал Олегу престол, но и поручил ему заботиться о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. Таким образом, были объединены оба центра славянской государственности, и создана Киевская Русь. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 907 г. Олег во главе огромного войска (2000 кораблей) совершил поход на Константинополь (Царьград), в результате которого был заключен первый в русской истории международный договор. Византия принимала на себя обязательства, чрезвычайно выгодные для Руси, к примеру, греки заплатили по 12 гривен каждому русскому воину. По преданию, Олег, в знак победы, прикрепил свой щит «на вратах Цареграда». В 911 г. был заключен новый русско-византийский договор, по условиям которого, русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, в течение полугода могли жить в Византии за счет казны, также греки обязались на свои средства чинить и оснащать русские корабли. Летопись сообщает, что князь Олег погиб в 912 г. от укуса змеи.

Игорь (912–945 гг.)

После смерти князя Олега на киевский престол взошел сын Рюрика – великий князь Игорь (912–945 гг.). В 903 г. он женился на знатной псковитянке Ольге, которая родила Игорю сына Святослава. Уходя в поход против Византии в 907г., князь Олег поручил Игорю управление Киевом. Ко времени правления князя Игоря относится первое летописное упоминание о племенах кочевников-печенегов. В 915 г. киевский князь заключил с печенегами мир, но уже в 920 г. воевал с ними. Князь Игорь совершил два неудачных похода на Византию в 941 и в 944 гг. Они аннулировали преимущества торгового договора 911 года. Главным мероприятием киевского князя был сбор дани с подвластных ему племен. Он назывался полюдьем и длился с ноября по апрель. Размер дани не являлся фиксированным. Поэтому в 945 г., после того, как великий князь Игорь второй раз вернулся с малой дружиной в землю древлян, возмущенные общинники, возглавляемые местным князем Малом, убили Игоря. За его смерть древлянам жестоко отмстила княгиня Ольга.

Ольга (945–957 гг.)

Жестоко подавив восстание древлян, великая княгиня Ольга (945–962 гг.) упразднила полюдье и ввела новый порядок сбора налогов – повоз. Теперь подданные должны были сами свозить дань в особые места – погосты, где ее учитывали специально назначенные данщики или княжеские тиуны. Размер налогов был строго фиксирован и получил название урока. Погосты являлись также местом обмена или торговли. Таким образом, благодаря великой княгине Ольге был сделан заметный шаг в сторону укрепления государства. В 955 г. (или 957). Ольга посетила Константинополь, где приняла христианство по восточному образцу и получила при крещении имя Елена. Принято считать, что после 957 г. она передала бразды правления страной своему сыну, Святославу Игоревичу. Однако во время его частых военных походов она вынуждена была вновь принимать на себя управление государством, хотя и не всегда поддерживала активную завоевательную политику Святослава. В 969 г. великая княгиня Ольга умерла. Канонизирована Русской православной церковью.

Святослав (962–972 гг.)

Сын Игоря и Ольги, Святослав (962–972 гг.), прославился как «князь-воин» и провел подавляющую часть своего правления в военных походах. Летописец, характеризуя Святослава, создает образ истинного рыцаря – храброго, благородного, неприхотливого в быту, бескомпромиссного и неутомимого. Во время похода 964–966 гг. Святослав подчинил вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии и уничтожил Хазарский каганат. По договоренности с византийским императором Никифором II Фокой Святослав в 967 г. напал на Дунайскую Болгарию и завоевал ее. Летопись сообщает, что он намеревался присоединить Болгарию к своим владениям и даже перенести столицу в Переяславец-на-Дунае. В 968 г. Киев, где находились мать и сыновья Святослава, осадили печенеги. Князь был вынужден вернуться на Русь. Однако уже в 970 г. он снова воевал на Дунае. Теперь его противником стала Византия. В 971 г. Святослав со своим войском был осажден в Доростоле. После неудачной попытки снять осаду, ему пришлось подписать с императором Иоанном Цимисхием договор, по которому русские должны были покинуть Придунавье. Святослав погиб в 972 г, возвращаясь на родину, от рук печенежского хана Кури, который устроил засаду на днепровских порогах.

У князя Святослава Игоревича от разных жен было трое сыновей – Ярополк, Олег и Владимир. Уходя во второй дунайский поход (970 г.), князь назначил Ярополка править в Киеве, Олега – в Древлянской земле, а младшему – Владимиру (сыну ключницы Малуши) достался Новгород.

Ярополк и первые усобицы

После смерти Святослава (972 г.) великим князем киевским стал Ярополк Святославович (972–980 гг.), однако, в 977 г. между братьями началась усобица. Олег Древлянский погиб в сражении, а Владимир, опасаясь за свою жизнь, бежал из Новгорода в Швецию. В 980 г. Владимир во главе варяжской дружины захватил Киев и убил Ярополка.

Важнейшей причиной первой русской междоусобицы стало то обстоятельство, что правила престолонаследия еще не были четко сформулированы и не закрепились традицией. Она случилась после смерти Святослава, потому, что он был первым русским князем, оставившим нескольких наследников.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь