Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Археологические и письменные источники о древнейшем населении Восточной Европы
Проблему происхождения и ранней истории древних славян решают ученые разных наук: историки, археологи, этнографы, лингвисты. Период расселения славянских народов, возникновения у них классового общества и образования древнеславянских государств, — скудно, но все же освещен письменными источниками. Более древний период происхождения древних славян и их первоначального развития почти совсем лишен достоверных письменных источников. Поэтому происхождение древних славян может быть освещено только лишь на основании археологических материалов, которые в данном случае приобретают первостепенное значение. Формирование славянских племен и их культуры прошло несколько этапов. Самый ранний — праславянский (праславяне) этап. Он охватывает в основном I тысячелетие до н. э. В Центральной и Восточной Европе существовали тогда родственные между собой культуры, занимавшие довольно обширную территорию. В этот период еще нельзя выделить чисто славянскую культуру, она только начинает складываться в недрах этой древней культурной общности, из которой вышли не только славяне, но и некоторые другие народы. Второй период можно назвать древнеславянским. На рубеже I тысячелетия н. э. мы уже можем выделить археологические культуры древних славян. В это время появляются и определенные письменные сведения о славянах. Этот период охватывает значительную часть I тысячелетия н. э. В этот бурный историческими событиями период передвижения одних народов, вытеснения и крушения других древних народов идет процесс интенсивного формирования черт восточнославянской культуры, складывается славянская территория. Третий период развития славянской культуры можно назвать феодальным. Он начинается с образования Древнерусского государства с центром в Киеве. Древние славяне. Раньше, чем стали известны археологические памятники древних славян, ученые знали о них из различных письменных источников. Среди них особое место занимает первая русская летопись «Повесть временных лет», основной задачей которой, по словам самого летописца, было выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Автор летописи подробно описывает расселение славянских племен и период, непосредственно предшествующий образованию древнерусского государства. Самые древние письменные сведения о расселении народов, в числе которых были, видимо, и славяне, оставлены древнегреческим историком Геродотом. Ему было известно много различных племен, живших к северу и востоку от территории расселения скифов, в их числе он называет невров и меланхленов, живших по среднему Днепру, в низовьях Десны и Сейма. Более определенно о славянах писали римские и византийские историки. К I в. н. э. относятся сведения римского историка Тацита, который пишет о древних славянах, называя их венедами, а более поздние византийские историки называли потомков венедов антами и склавинами. Однако сведения эти являются крайне неопределенными и на их основании трудно хотя бы приблизительно очертить границу венедов или антов. В этих условиях особую значимость приобретает археологический материал. Вопрос о происхождении славян волновал многих исследователей, и в настоящее время он еще очень далек от окончательного решения. На протяжении последних двух столетий возникали и боролись за свое право различные, часто противоположные точки зрения на происхождение славян. Однако, несмотря на различные мнения, мысль в этом вопросе развивалась в основном в двух направлениях: одни считали, что славяне произошли из одного центра, расселившись потом по обширной территории Восточной, Южной и частично Центральной Европы; другие же полагали, что древние славяне занимали обширную территорию, заселенную ныне многочисленными славянскими народами. Причем, больше всего было споров вокруг первой проблемы: откуда расселились славяне и где лежит та территория, на которой произошли славяне. Изучение древних славян затруднено тем, что в первые века новой эры совершались существенные перемещения племен, сопровождавшиеся жестокой борьбой их между собой и с Римской империей, в ходе которой ассимилировались и исчезали с арены истории целые этнические группировки, происходили коренные изменения в области быта и культуры. Культура славян очень древняя, своими корнями она связана с далекими предками, племенами индоевропейцев, заселявших Европейский материк и значительную часть Юго-Западной и Южной Азии. Именно из этого огромного массива древних культур и племен выделились славяне наряду с другими народами Европы. Нa основании исторических, археологических и лингвистических сопоставлений, большинство археологов считает, что древнейшая территория славянских племен охватывала верховья Одера, верхнее и среднее течение Вислы, междуречье Днепра и Буга и Южную Белоруссию. На северо-западе и западе их соседями были германские племена, на северо-востоке — балтийские племена у верховий Днепра, на юго-востоке - иранские племена скифо-сарматского мира, а на юге - фракийские и кельтские племена. Формирование древних славян проходило в постоянных контактах и взаимовлияниях с этими соседними племенами. Наиболее сложным вопросом остается выделения древнейшей славянской культуры. Дело в том, что на исконно славянской территории в I тысячелетии до н. э. в раннем железном веке сложилось несколько культур. Одной из самых ранних праславянских культур является лужицкая, расположенная по Висле и Одеру. Памятники этой культуры простираются на север, к побережью Балтийского моря, на юге они доходили до верховий Вислы и Дуная, на западе — до среднего течения Эльбы, а на востоке — до Буга и верховий Припяти. Самые первые памятники лужицкой культуры относятся к эпохе бронзы, еще к концу II тысячелетия до н. э. Однако большинство лужицких поселений относится к середине I тысячелетия до н. э. Среди них наиболее хорошо исследован древний поселок, расположенный на берегу Бискупинского озера около польского г. Познани. Остатки деревянных строений благодаря влажности почвы великолепно сохранились. Поселок был огорожен мощной оборонительной стеной, выстроенной из трех рядов деревянных срубов, заполненных внутри глиной, землей и камнями. В поселке открыты восемь мощеных бревнами параллельных улиц, вдоль которых располагались длинные дома. Основу дома составлял каркас из вертикальных деревянных опор, а стены были сложены из бревен, вставленных в пазы вертикальных опор. Дома делились на отдельные большие помещения площадью 70—80 кв. м. Каждая секция имела отдельный вход, который вел сначала в сени, а затем в большую комнату с очагом, сложенным из камней, обмазанных глиной. Устройство домов в виде огромных коллективных жилищ, разделенных на комнаты, свидетельствует о том, что в них жили родовые общины, внутри которых уже было четкое деление на семьи, но семьи еще не выделились из рода. Среди находок много керамики от различных сосудов. Лужицкие племена занимались земледелием. В результате раскопок найдены остатки деревянной сохи, роговые мотыги на деревянной ручке, железные серпы и простые каменные зернотерки. На Бискупинском поселении обнаружены также обуглившиеся зерна ржи, пшеницы, ячменя и гороха. Из волокнистых растений был известен лен. В I тысячелетии до н. э. у племен лужицкой культуры железо совсем вытесняет камень, а потом и бронзу, из которой стали делать только украшения. В хозяйстве лужицкого населения значительное место занимало и домашнее скотоводство. На поселениях много костей домашних животных, среди них особенно костей крупного рогатого скота. Широко известны погребения лужицкой культуры. Умерших сжигали, а остатки сожжения заключали в глиняные горшки, накрывали черепком и ставили в ямы. Рядом с урнами клали небольшое количество вещей и ставили сосуды, видимо, с пищей. Такие могильники называют «полями погребений», или «полями погребальных урн». Обряд погребения в урнах позже получил широкое распространение у славян и неславянских племен Восточной Европы в первой половине I тысячелетия н. э. В это время на территории восточной Европы были и другие славянские культуры. Однако нельзя сказать, какая из этих культур была древнейшей славянской культурой. Во II в. до н. э. между верховьями Западного Буга и Среднего Днепра, т. е. в южной части Белоруссии и в лесостепной Северной Украине, вплоть до Киева на юге и Брянска на севере, появляется зарубинецкая культура. Считают, что центры формирования этой культуры находились в западной части указанной территории. В течение четырехсот лет зарубинецкие племена были единственным и многочисленным населением лесостепного Поднепровья и Полесья, т. е. тех территорий, которые рассматриваются как древнеславянские земли на востоке Европы. Эта культура впитала в себя традиции целого ряда праславянских культур, сложилась на их основе и на той территории, которую они занимали. Поселения зарубинецкой культуры располагались на крутых берегах рек, укреплялись тыном. Люди жили в прямоугольных наземных домах-мазанках. С начала нашей эры преобладающим типом жилищ стали прямоугольные полуземлянки площадью 10 — 15 м2, с двускатной крышей, очагом или печью. Этот тип жилищ сохранился до средневековья почти без изменений у большинства славянских племен. Рядом с жилищем располагались ямы-погреба. Основу хозяйства составляло мотыжное земледелие и домашнее скотоводство. Люди разводили коров, лошадей, овец и свиней. Однако самое характерное для этой культуры — это так называемые поля погребальных урн. Этот обряд был известен и у праславян, а на рубеже нашей эры он становится господствующим. Под Киевом известны два больших могильника. Раскапывая их, археологи встречали в основном пережженные кости и глиняную посуду. Кроме того, встречаются железные ножи, бронзовые фибулы (застежки), булавки и браслеты. Иногда попадаются железные наконечники копий. Среди археологических материалов зарубинецкой культуры часто находят римские и кельтские вещи, свидетельствующие о связи древних славян с Причерноморьем и Западной Европой. Северными соседями людей зарубинецкой культуры были балты. Восточные балты занимали обширную территорию бассейна Верхнего Днепра и прилегающие земли. Лучше других территорий изучена юго-восточная часть Верхнего Поднепровья, где известна юхновская культура. Юхновские поселения расположены группами по три-четыре поселения, укрепленные земляными валами. Очевидно, вокруг группы поселков простирались общинные земли. Свое название культура получила по имени Юхновского поселения. На юхновских поселениях перед нами встает картина жизни древних земледельцев. В культурном слое юхновских поселений собраны черепки глиняной посуды, многочисленные кости домашних животных, ручные зернотерки, мотыги из кости и другие орудия труда. У живших на Десне юхновцев было открыто интересное культовое место. При раскопках обнаружены остатки вертикально врытых по кругу столбов. В центре круга, очевидно, стоял деревянный идол. Это место полукругом огибало большое помещение с остатками большого глиняного сосуда для принесения жертвы, с изображением медведя на его поверхности. От юхновцев почти не отличалась культура других племен Северного Поднепровья, живших в бассейне Западной Двины и на Верхней Оке. Здесь также расположены укрепленные городища Юхновского типа. На поселениях обнаруживаются остатки жилых построек в виде больших длинных домов, разделенных на одинаковые секции. Поселки такого типа невелики, в них обитала патриархальная община в 30—50 человек, ведущая общее хозяйство. Во II—III вв. в среде раннеславянских племен происходят значительные изменения. Они связаны, с одной стороны, с расширением территории славянского мира и дальнейшим проникновением их на территорию балтов и других народов. А, с другой стороны, славяне были подвержены политическому и культурному влиянию с юга, со стороны сарматов, готов и других племен, границы расселения которых постоянно менялись из-за начавшегося великого переселения народов и вторжения варваров в пределы Римской империи. Постоянные перемещения и ассимиляции привели к тому, что в начале III в. некоторые племена славян были вытеснены в Верховья Днепра, на Десну. На Нижнем и Среднем Поднепровье, на Южном Буге и Днестре, вплоть до Черного моря распространилась новая культура — Черняховская, названная так по могильнику у с. Черняхово, к югу от Киева. Основными археологическими памятниками этой культуры являются большие поселения открытого типа наподобие современных сел и могильники. У черняховцев наблюдается значительный прогресс по пути накопления имущественного неравенства и классообразования. Наличие монет свидетельствует о широких как внутренних, так и внешних торговых связях, широком развитии ремесла. Среди украшений встречаются римские фибулы, дорогие изделия из стекла и сделанные по форме стеклянных сосудов глиняные сосуды. В значительной своей массе посуда сделана на гончарном круге. У черняховцев был высокий для того времени уровень экономической и социальной жизни. Это подтверждается наличием развитого ремесла, широких и устойчивых торговых связей, развитого пашенного земледелия, изготовленной на гончарном круге посуды, римских вещей. Черняховская культура прекратила свое существование в конце IV в. н. э. Ее исчезновение, очевидно, связано с событиями «великого переселения народов». В 375 г. орды гуннов перешли Дон и в короткий срок разграбили и сожгли почти все черняховские поселения по Днепру, Южному Бугу. Со страшными событиями гуннского разорения связана еще одна волна передвижения значительной части населения на север, в верховья Днепра. Славянские племена продолжали расширять свою территорию к северу - в верховья Днепра, в бассейн Западной Двины, к озерам Ильмень и Чудскому, осваивалась смежная с Поднепровьем территория и часть Волго-Окского бассейна. Однако на вновь осваиваемых славянами землях в ряде мест продолжало сохраняться старое балтийское, а также финно-угорское население. Балты значительно отличались от славян своей культурой. В Приднепровье они сооружали наземные деревянные дома столбовой конструкции, возникли иные формы глиняной посуды, делали ямы-погреба, женский костюм изобиловал многочисленными и разнообразными украшениями. Около своих поселений балты устраивали специфические убежища — маленькие крепости, расположенные на возвышенных местах и обнесенные рвами и земляным валом с оградой. В Верхнем Поднепровье, на землях балтов, куда распространились славяне, известны и такие археологические памятники, которые сочетают в себе как славянские, так и балтские элементы. В культуре балтов распространяются славянские элементы: посуда, железные предметы. К концу I тысячелетия н. э. культура балтов приобрела славянский облик, очевидно, балты утратили к этому времени и свой язык. В середине и второй половине I тысячелетия н. э. наблюдается расширение славянами территории обитания на юг, в Среднее Поднепровье и в междуречье Днепра и Дона, однако сюда двигались уже не «чистые» славяне, а население, включившее в свой состав ассимилированные восточно-балтские группировки. Племена освоили новую территорию в VIII—X вв. Их поселения были расположены на высоких местах, укреплены валом и рвом. Люди жили в полуземлянках с бревенчатыми стенами. Внутри жилищ были устроены глинобитные печи. Рядом с жилым помещением устраивались ямы для хранения зерна. По остаткам зерен на дне ям установлено, что жители поселков сеяли пшеницу, рожь, ячмень и просо. Земледелие жителей поселков было плужным; на поселениях найдены плужные ножи и лемехи. Хлеб убирали железными серпами, а зерно размалывали ручными жерновами. По остаткам костей установлено, что население разводило коров, лошадей и свиней. В культурных слоях поселений найдены привозные вещи и среднеазиатские монеты, свидетельствующие о развитии далеких экономических связей. Несколько отличались по своей планировке городища, расположенные в верховьях Дона. У села Боршево, например, древнее славянское поселение состояло более чем из 200 небольших прямоугольных жилищ, в которых жили отдельные семьи. Стены их были выложены из деревянных плах, в углу стояла каменная печь. Хозяйственный комплекс включал в себя жилой дом, хлебные ямы, погреба и ремесленную мастерскую. В лесостепной полосе найден ряд славянских кладов, которые являются не только свидетельством высокого уровня самобытной культуры восточных славян, но и показателями бурно развивавшегося имущественного неравенства. Один из кладов был найден у с. Мартыновки на р. Роси. Он состоял из вещей, относящихся к VI в. Среди них были серебряные фигурки лошадей с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения бородатых мужчин в типичных славянских рубашках с вышивкой. Здесь же находились два серебряных сосуда с клеймами VI в. К VII в. относится Другой богатейший из кладов найден у села - Б. Перещепино на близ города Полтава (Украина). Клад состоял из византийской Дорогой посуды и содержал до 25 кг золота и около 50 кг серебра. Очевидно, он был собственностью какого-то вождя. Клад состоит из византийских и иранских вещей, добытых, вероятно, во время Походов на Византию. На большом серебряном блюде помещена латинская надпись, свидетельствующая о том, что дорогое блюдо принадлежало епископу г. Констанцы. Ряд славянских кладов относится к VIII в. Клады зарывали, так боялись военной опасности. В 5 – 6 вв. н. э. в результате расселения древних славян по территории балтов и разложения первобытнообщинных отношений складываются новые образования - территориально-политические союзы, знаменующие собой конец первобытной истории и начало сложения феодальных, классовых отношений. Восточнославянские объединения упоминаются как вполне конкретные образования в древнерусской летописи — «Повести временных лет». Эти новые объединения стали называться по названию возглавлявшего их племени. Внутри этих союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории. В верховьях Днепра в это время создается многочисленное объединение славянских племен — кривичей. Установлено, что кривичи пришли в верхнее Приднепровье, поглотив живших там балтов. С кривичами связан обряд захоронения в длинных курганах. Их необычная для курганов длина образовалась потому, что к погребенным останкам одного человека подсыпали насыпь над урной другого. Таким образом, курган постепенно рос в длину. Вещей в длинных курганах немного, встречаются железные ножи, шилья, глиняные пряслица, железные пряжки от пояса и сосуды. В это время четко сформировались и другие славянские племена, или племенные союзы. Довольно определенно в ряде случаев прослеживается территория этих племенных объединений благодаря особой конструкции курганов, существовавшей у некоторых славянских народов. На Оке, в верховьях Дона, по Угре жили древние вятичи. В их землях распространяются курганы особого типа: высокие, с остатками деревянных оградок внутри. В этих оградках помещались остатки трупосожжения. В верховьях Немана и по Березине в болотистом Полесье жили дреговичи; по Сожу и Десне — радимичи. В низовьях Десны, по Сейму расселились, занимая довольно большую территорию, северяне. К юго-западу от них, по Южному Бугу, обитали тиверцы и уличи. На самом севере славянской территории, по Ладоге и Волхову, жили словены. Многие из этих племенных союзов, особенно северные, продолжали оставаться и после образования Киевской Руси, так как процесс разложения первобытных отношений у них протекал медленнее. Различия между восточнославянскими племенами прослеживаются не только в конструкции курганов. Еще в конце прошлого века археологом А. А. Спицыным было замечено, что височные кольца — специфические, часто встречающиеся у славян женские украшения, вплетавшиеся в волосы, различны на разных территориях расселения славянских племен. Конструкции курганов и распространение височных колец определенных видов позволили археологам довольно точно проследить территорию распространения того или иного славянского племени. Отмеченные особенности (погребальные сооружения, височные кольца) между племенными объединениями Восточной Европы возникли у славян, по-видимому, не без влияния балтийских племен. Восточные балты во второй половине I тысячелетия н. э. как бы «вросли» в восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян. Развитие этих территориально-политических союзов шло постепенно по пути превращения их в государства. Цит. по: Мартынов А.И. Археология СССР. М., 1973. С. 238 – 258.
«Повесть временных лет » о происхождении и расселении восточных славян «И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык (в древности слово «язык» обозначало «народ». Прим. авторов-составителей) произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты, сербы и хорутане (одно из славянских племен, жившее славянского народа, ныне живущего в Словении. Прим. авторов-составителей.) Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полоча-нами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами (Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, не имели собственного племенного названия. Это можно объяснить тем, что здесь жили выходцы из разных славянских земель и племен, следовательно, славяне — общее имя, отличавшее их от соседнего неславянского населения (чуди, веси и др. Прим. авторов – составителей.), и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево (Ладожское озеро. Прим. авторов-составителей), и устье того озера впадает в море Варяжское (т.е. Балтийское. Прим. авторов-составителей). А Днепр впадает устьем в Понтийское море (т.е. Черное. Прим. авторов-составителей); это море слывет Русским. Поляне же жили в те времена отдельно и построили городок Киев. А у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полота, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск. От них же происходят и северяне. Поляне же были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древлянами; радимичи же и вятичи - от рода ляхов (поляков. Прим. авторов-составителей). Были два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем. Было их множество; сидели они прежде по Днестру до самого моря».
Цит. по: Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси: XI – начало XII в. М., 1978.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 2559; Нарушение авторского права страницы