Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава XI. Индийская цивилизация



Н. Чоудхури. ИНДУИЗМ: РЕЛИГИЯ, КОТОРОЙ ЖИВУТ

* Перевод осуществлен по изд.: Choudhuri N. Hinduism: A Religion to Live By. L., 1979. P. 123-163, 191-211.

Материалы главы подготовлены Е.В. Слинько.

[В истории индуизма автор выделяет две стадии: до-исторический индуизм (т.е. комплекс верований и ритуалов древних ариев, сложившийся до того, как они достигли Индии, и зафиксированный в Ведах) и исторический индуизм, который связан с появлением трех крупных культов — Шивы, Кали-Дурги и Кришны. Причем автор приходит к выводу, что «верования и обряды индуизма оставались по существу неизменными начиная с V в. и по сей день».

Главная отличительная черта индуизма—слияние религии и мирской жизни. Один из главных выводов автора состоит в том, что суть индуистской религиозности не в мистическом самопогружении, а в практическом, утилитарном характере отношений между людьми и богами. Поклонение и религиозные обряды имеют вполне мирские цели — приобретение или поддержание благосостояния в этом мире. Однако вся светская жизнь оказывается в той или иной степени под контролем религии. Религия определяет все: от выбора профессии до удовлетворения естественных потребностей человека.

Другой важной чертой этой религии является отсутствие прямой связи ее с моралью, которая наличествует в христианстве: «Индуистские боги могут дать их почитателям все, что есть в мире, но они не несут никакой ответственности за моральное поведение человека. К помощи религии прибегают во всех делах, как моральных, так и нет. Религия и мораль никак не пересекаются».

Вслед за теми, кто пишет об индуизме, автор указывает на трудность описания этой религии, возникающей из-за многообразия ее форм, и выделяет три типа различий: 1) территориальные, 2) социальные, порожденные разделением общества на отдельные слои, и 3) внутренние различия в верованиях, культах и ритуалах.

В социальном плане автор очерчивает четыре модификации индуизма — индуизм брахманов, аристократии, народный индуизм и индуизм аскетов.

Внутренние различия в индуизме настолько велики, что на первый взгляд он предстает перед исследователем, скорее, как конгломерат религий, а не одна религия. Часть из этих различий может быть объяснена той долгой эволюцией, которую прошел индуизм, сохраняя самые древние черты наряду с более поздними. Другая часть различий проистекает из того, что индуизм, в отличие от христианства, никогда не имел центрального символа веры. В этом причина «терпимости» индуизма: если нет фиксированной доктрины, то все верования в принципе верны. Неиндуистом считается не тот, кто не верит в догматы (за неимением таковых), а тот, кто не соблюдает предписания, запреты и не выполняет обряды индуизма. К внутренним же различиям относится разнообразие обрядов, которое связано в большинстве случаев с социальным разделением.]

Многообразие форм в индуизме. «Внешние» различия

Территориальные различия. Каждый из крупных географических типов создан единством верований и практик, а также подобием социальной и культурной жизни. Вот эти «блоки»: северо-индийская равнина от Пенджаба до Бихара, включая западную часть Центральной Индии, официально называемую Мальва; южная Индия, где говорят на четырех основных дравидийских языках; Бенгалия и Ассам, включая Ориссу, Раджпутану, Махараштру и Гуджарат. Самый поразительный контраст существует между индуизмом северной равнины и остальной частью страны, в особенности югом. Это различие возникло не благодаря естественному развитию индийской культуры в особом географическом, этническом и культурном окружении, но явилось результатом политической истории, а именно, мусульманского завоевания.

Еще один важный территориальный и этнический блок представляет собой абсолютно другой мир даже в фантастическом мире индуизма. Он находится в горных районах Центральной Индии, и его индуизм — это индуизм примитивных племен, которые отошли на периферию религии либо еще в древности, либо уже в XIX в. Объектами поклонения для них служат камни, имеющие странную форму; животные, внушающие страх, дух, не имеющий формы, умершие родственники и т.д.

Общие различия между территориальными блоками не следует преувеличивать. Они не создали чувства превосходства одной группы над другой. Ни один индус не будет отрицать веру в других богов индуизма, каков бы ни был его местный, «личный» бог.

Единство индуизма. Присущее индуизму единство в разнообразии предстает еще более поразительным, если учесть, что оно не было создано пропагандой или средствами коммуникации. Конечно, оно имеет своих носителей и инструменты. Единство поддерживалось брахманами, чей образ жизни по всей Индии остается наименее подверженным социальным изменениям; господством санскрита, который сохранил единство идеологии в индуизме, а также корпусом нормативных религиозных текстов, широко известных как «шастры».

Жречество и аристократия. Форма индуизма, присущая брахманам, не претерпела сколько-нибудь значительной трансформации с древнейших времен, т.е. сохранила всю рутину ритуалов и обрядов, предписанных священными текстами, включая Веды. Большинство брахманов запоминало эти тексты механически, не вникая особо в содержание. Но брахманская элита, пандиты, действительно, были знатоками индийского Священного Закона и философии, хотя и они иногда принимали участие в свадебных или похоронных церемониях. Их обычным занятием было исполнение всех обрядов, инициация и духовное наставничество, изучение священных текстов и преподавание. Они пользовались большим авторитетом и уважением и выполняли функции духовных наставников как благодаря своей учености, так и принадлежности к семьям, имеющим наследуемую клиентуру. Эти пандиты были очень строги и скрупулезны в выполнении всех обрядов до самых мелких деталей.

Народный индуизм. Однако простой народ имел свой индуизм, в котором священная составляющая играла подчиненную роль, а сознательная историческая традиция отсутствовала вовсе. Этот индуизм существовал в непрерывности повседневной жизни, несмотря на то, что его корни терялись в далеком прошлом и он так же относился к высокому индуизму, как диалект к литературному языку.

Индуизм аскетов. Три проявления индуизма, описанные выше, а именно жреческое, аристократическое и народное, находились в рамках оседлой социальной жизни индуиста. Кроме них существовало также и третье несоциальное, если не антисоциальное проявление религии. Оно было развито людьми, которые покинули общество, чтобы вести жизнь, посвященную религии, либо индивидуально, либо в рамках групп, организованных в нищенствующие

ордена. Святые жили уединенно в лесах или горах, питаясь добровольными подаяниями. Некоторые из них стали не только знаменитыми, но и легендарными.

Внутреннее многообразие

Многообразие как отражение исторического развития. Среди заутренних различий индуизма первыми должны быть описаны те которые являются продуктом долгого развития этой религии. Ни одна черта, о которой известно, что она составляла часть индуизма, не была утрачена. Поэтому можно сказать, что индуизм является музеем всей его истории. Но он, однако, является и музеем религий всего мира. Все черты примитивных религий, анимизм, фетишизм, шаманизм и т.д., присутствуют в текущей религиозной жизни индуизма.

Различия в верованиях. Религия, которая сохранила в такой степени все свои разновременные черты, не могла иметь единого символа веры, и индуизм его никогда не имел. Индус не обязан верить в какие-либо догмы. В индуизме не может быть ереси, так как нет фиксированной доктрины. Так же трудно точно сказать, во что индус верит, как и определить, во что он не верит. По отношению к широкому выбору культов и практик, которые предлагает индуизм, индус будет следовать принципу «предпочтение, но никакого исключения». Он даже может верить в догмы, несовместимые между собой, не отдавая себе отчет в их несовместимости. Он может примирить и объединить их с помощью веры. Единство индуизма заключается в неограниченной способности к вере, а не в единственности объекта веры.

Многочисленные объекты веры располагаются на разных уровнях сознания и поэтому могут быть разделены на группы. На первом плане стоит единый для всех индусов объект веры. Это истинный монотеистический Бог. К этому абстрактному Богу никогда не обращались для получения каких-либо благ, он не имел культа Г как такового. На протяжении тысячелетий дискуссии, касающиеся этого Бога, были философскими, а не религиозными.

Его самым распространенным именем является Бхагаван. Он всезнающ, всесилен, вездесущ. Он олицетворенное сострадание и в то же время справедливость. Бхагавану никогда не поклонялись, он также не был объектом регулярной молитвы. Ни в одном религиозном тексте индуистов природа этого Бога не обсуждается.

Ниже находится особый мир богов индуизма, который описан в мифологии и теогонии индуизма, природу и функции которых священные тексты индуизма сделали почти невозможными для

понимания. Все эти боги принадлежат к индуистскому политеизму, но три самых важных божества воплощают в себе полное смешение монотеизма и политеизма. В индуизме, как и в греческой и римской религиях, монотеизм никогда не исключал политеизм, и наоборот. Но индуизм представляет собой уникальное явление, так как из политеизма он создал монотеизм с тремя богами.

Речь идет об индуистской Троице (Брахма, Вишну, Шива), где первому приписываются функции Творца, второму — Хранителя, а третьему — Разрушителя. Но вне мифологии, т.е. в реальных обрядах и поклонении, эти функции не различались. Им поклонялись как одному высшему Богу, имеющему все соответствующие функции и атрибуты, но индус мог выбирать одного из них в качестве своего особого монотеистического Бога, не отрицая своей преданности двум другим.

Такой политеизм может быть назван полиморфным, так как в нем один Бог имеет три формы. Настоящий политеизм существует в индуизме за фасадом монотеизма, созданным этой триадой. Но это не политеизм Ригведы. К концу XVIII в. большая часть ведических богов перестала служить объектом поклонения. Самыми главными сохранившимися политеистическими божествами являются следующие: Лакшми, богиня богатства и благополучия, Ганеша, бог мирского и, особенно, коммерческого успеха, и Сарасвати, богиня знания.

Многообразие религиозной практики в индуизме. Обряды и ритуалы индуизма еще более разнообразны и многочисленны, чем верования. Религиозная жизнь индуиста имеет несколько измерений, и религия требует от него разной степени и формы участия в тех или иных религиозных церемониях в зависимости от его положения в обществе. Прежде всего, религиозная жизнь индуса, живущего в миру, обычно очень отличается от той, которую ведут отрешившиеся от этого мира. Кроме того, у индусов в миру она будет отличаться в зависимости от касты, пола и возраста. Человек, который не является дваждырожденным, а также женщины и дети не обязаны выполнять какие-либо обряды, кроме тех, что связаны с почитанием предков или с освящением свадьбы или других светских событий.

Формально религиозные обязанности дваждырожденного весьма немногочисленны. Обязательные религиозные обряды дваждырожденных и особенно брахманов дошли до наших дней из глубокой древности, с ведической стадии развития религии. Брахман обязан лично выполнять три ежедневных обряда. Речь идет о произнесении знаменитой молитвы Гаятри, сопровождаемой омовениями, жестами и т.д. Она состоит из трех строк из Ригведы, обращенных к богине Савитри (солнце) с просьбой «пробудить» ум молящегося. Наряду с чтением этой молитвы дваждырожденный обязан совершить

большое количество домашних обрядов, жертвоприношения и подношения неизвестным богам, которых почитают всех вместе.

Далее идут обряды, предназначенные для выполнения всеми индуистами независимо от касты. Они начинались с инициации, которую пожилые мужчина или женщина получают от учителя. Все индийские семьи имели гуру, которых они считали духовными учителями. Если их просили об этом, гуру давали специальную молитву своему последователю и инструкции касательно почитания им богов. Это почитание было направлено на одного из главных антропоморфных богов.

Другую форму личного почитания представляют собой обряды, которые совершаются каждый год согласно обету. Эти обряды и поныне охватывают, включают в основном все личные и частные формы религиозной практики индусов. За их пределами лежит огромная и не менее разнообразная сфера публичной практики.

Однако если эта практика называется публичной, это не значит, что она специально организуется. В индуизме нет централизованной иерархической организации. Эта религия довольно спонтанно стала однородной в обрядах и является «самоуправляющейся». Даже цари в древности никогда не управляли религиозной практикой, хотя именно они по большей части построили огромные храмы Индии.

Контроль за повседневной жизнью. Жесткий характер носил контроль за принятием пищи и питья от других людей. Ни один индиец не мог есть с тем, кто не принадлежал к его касте. Брахман не только не мог во время еды касаться человека другой касты или сидеть рядом с ним, он не мог есть с ним под одной крышей, даже сидя от него на некотором расстоянии.

Вина и искупление. Существенной отличительной чертой индуизма является то, что понятие греха не ограничивается тем, что на Западе относят к религиозной или моральной сфере, а включает в себя все, что может случиться с домохозяином или может быть им сделано. Все мыслимые нарушения, начиная с убийства брахмана, инцеста или воровства и заканчивая случайной смертью коровы, укушенной собакой, классифицированы в порядке тяжести и с учетом степени ответственности.

Чистое и нечистое. В регуляции поведения индуса огромную роль играет понятие нечистоты. Все материальные вещи, включая человеческое тело, могут стать крайне нечистыми, а некоторые являются по существу и неисправимо нечистыми.

События жизни. Религии были подчинены также такие событ" ия, как зачатие, рождение, свадьба и смерть, которые в других обществах рассматриваются как светские. Эти ритуалы начинались с зачатия, от которого индусы считали свой возраст.

Комментарии

В книге Н. Чоудхури раскрывается огромное разнообразие (полиморфизм) индуизма как религии, сочетающей самые разные верования и допускающей широкую вариативность образа жизни и представлений. Это давало основание для суждений о том, что индуизм не дает основы для интегративной системы регуляции и представляет собой политеистическую и полиморфную структуру верований. Поэтому и сам термин «индуизм» подчас считается условным и даже неправомерным, так как слишком велика степень полиморфизма различных верований и религиозных практик в этом регионе.

Однако за этим многообразием скрывается тщательно регулируемая упорядоченность отношений.

Л. Дюмон. HOMO HIERARCHICUS

Перевод осуществлен по изд.: Dumont L. Essai sur le systeme des castes. P., 1967. P. 36-81, 110-150.

[Любую цивилизацию можно себе представить, по мнению автора, в духовном плане в самом общем виде как состоящую из двух компонентов: системы ценностей, идей и верований, которые формируют собой «идеологию» (т.е. того, что осознается членами данного общества и чему они придают большое значение), и неидеологического «остатка» (т.е. того, что не осознается ими или игнорируется). Таким образом, каждый элемент может находиться либо в сфере «идеологии», либо относиться к области подсознательного.

Анализ индийского общества проводится через сопоставление с основными категориями западного общества.

Главными ценностями западного общества являются равенство и свобода. Их носитель (отдельный индивид) действует согласно своей воле и имеет равные права с другими индивидами, составляющими общество. Именно это представление об обществе как сумме отдельных индивидов мешает западным антропологам, по мнению автора, понять структуру индийской цивилизации.

Индийская модель ориентирована на общество в целом. Идеалом признается такая организация общества, которая является оптимальной для достижения его целей (а не счастья индивида). Главным понятием здесь выступает иерархия, где каждая социальная группа (каста или подкаста) имеет свое место, более высокое по отношению к одним группам и низкое по отношению к другим в зависимости от того, насколько важны ее функции в достижении целей. Градация статусов имеет свои корни в религии. Самыми важными признаются религиозные ценности и цели, так как религия представляет в этом обществе абсолютную, конечную истину. Т.е. иными словами, иерархия структурирует общество в соответствии с его высшими

ценностями. Самую высшую ступень иерархии занимает, естественно, не царь, а жрец, так как именно функция последнего оказывается наиболее социально значимой. Основным принципом иерархии является оппозиция чистое/нечистое. Существование этой оппозиции не только осознается: забота о сохранении чистоты пронизывает всю повседневную жизнь индуса. Наиболее чистыми признаются брахманы, а максимально нечистыми — неприкасаемые. Нечистота бывает временная и постоянная. В результате таких событий, как смерть, рождение и т. д., временно нечистым может стать любой индус, даже принадлежащий к высокой касте. Нечистота временная отличается от нечистоты постоянной только длительностью, а никак не качественно. Нечистота - это состояние, в которое может впасть любой индус при контакте с органической жизнью. Постоянная же нечистота является следствием того, что в древности некоторые социальные группы стали специализироваться в нечистых профессиях, и постепенно эти профессии были закреплены за ними и стали наследственными.

Оппозиция чистое/нечистое определяет также систему социального разделения труда (систему джаджмани): чистые профессии должны быть отделены от нечистых. Заботе о сохранении чистоты также подчинены правила, касающиеся приема пищи и заключения браков.

Помимо оппозиции чистое/нечистое, есть и другие критерии, в соответствии с которыми определяется место касты в иерархии. Все они так или иначе связаны с основной оппозицией. Автор выделяет, прежде всего, почитание коровы, вегетарианство и детские браки.

Но если высшее место в системе ценностей принадлежит ценностям религиозным, а высшую ступень иерархии занимают брахманы, то какое же место отводится власти и ее носителям? В отличие от других обществ в Индии власть и религия оказываются четко разделенными. Власть принадлежит царю, а все священнические функции исполняет жрец. Царь может заказать жертвоприношение, но не может его совершить. Царь оказывается господином материально, но он зависим духовно, в то время как брахман духовно возвышается над всеми, но материально подчинен царю. Согласно автору, эта ранняя секуляризация власти в Индии явилась необходимым условием для складывания иерархии. Но положение власти в обществе определяется не только теорией чистоты. Если бы это было так, то, как замечает автор, торговец-вегетарианец должен был бы иметь более высокий статус, чем царь, который ест мясо. Но это не происходило и не происходит в действительности. Почему? Отвечая на этот вопрос, автор обращается к классической теории варн (четырех религиозно обусловленных «сословий» индийского общества): жрецов, воинов, земледельцев и слуг. Эта теория, признавая превосходство брахманов, отводит второе место воинам и объединяет эти две варны как высшие по отношению ко всем остальным. Таким образом, теория варн уравновешивает теорию чистого в том, что касается власти.

Помимо идеологии, выделен также неидеологический «остаток», т.е. то, что не осознается или «игнорируется». В индийском обществе под это определение попадает примерно то, что на Западе называют

политико-экономической сферой в противовес религиозной. При рассмотрении этих аспектов делается вывод о том, что властным и экономическим отношениям в индийском обществе не придается самостоятельной ценности, они не осознаются отдельными от религии. Религия «объемлет» собой властные отношения так же, как экономика остается невыделенной из политической сферы.]

Социальная иерархия и каста

Фундаментальная оппозиция

Система каст представляет собой иерархию наследственных групп, которые одновременно различаются и взаимодействуют между собой на основе трех факторов: 1) градация статусов, 2) детальные правила, которые призваны обеспечить их разделение, 3) разделение труда и взаимозависимость.

Базисный принцип этой концепции основан на оппозиции чистое/нечистое. Эта оппозиция подразумевает иерархию, которая есть превосходство чистого над нечистым, она предполагает разделение труда, так как чистые и нечистые профессии должны быть разделены. Целое основано на необходимом и иерархизированном сосуществовании двух противоположностей.

Этот факт имеет первостепенное значение: именно целое управляет частями; и это целое воспринимается как основанное на оппозиции.

В нашей цивилизации мы обычно забываем о соотнесении с общим началом, и обращение к иной структуре взаимодействия поможет извлечь ее из категории антикварных курьезов и придать статус одной из форм, изобретенных человечеством.

Оппозиция чистое/нечистое и истоки института неприкасаемых. Обычно признают, что эта оппозиция проявляется в наиболее общей форме в противопоставлении двух крайних категорий: брахманов, жрецов по преимуществу, которые занимают высшее положение по отношению ко всему множеству каст, и неприкасаемых — крайне нечистых слуг, живущих за пределами деревень в отдельных поселениях. Неприкасаемые не могут пользоваться тем же колодцем, что и все остальные, вход в индуистские храмы им был воспрещен вплоть до реформы Ганди, они также обязаны подчиняться множеству других запретов. Термин «неприкасаемый» является скорее английским, чем местным, хотя он тоже существует, но этих людей в повседневной жизни обозначают в каждом отдельном случае с помощью названия касты, к которой они принадлежат. Чтобы обозначить категорию, часто прибегают к эвфемизмам, среди которых пос-

ледний по времени, введенный Ганди, — хариджаны, «сыны Хари», т.е. создания Бога (Вишну).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь