Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К. Гилб. СПОРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ МИРОВЫХ СИСТЕМ И ЦИВИЛИЗАЦИЙ⇐ ПредыдущаяСтр 65 из 65
Перевод осуществлен по изд.: Gilb С.L. Whose World? What History? / Comparative Civilizations Review. 1997. № 35. P. 43-55. Усиливающееся общее осознание глобальной взаимосвязанности и приближение нового тысячелетия заставили ученых по-новому посмотреть на то, что называется всеобщей историей, и на то, что принято теперь называть мировыми системами (различного рода), сравнительным изучением цивилизации, международными отношениями или историей глобализации. Важнейший вопрос заключается в том, чтобы определить адекватную единицу изучения: если это не нация-государство, то за такую единицу следует принять широкие сферы взаимодействия, известные в прошлом как «мир», целостные цивилизации (как бы мы их ни определяли), политические и экономические системы или же весь земной шар. За каждым из этих подходов кроются скрытая или явственная концепция, принятые аксиомы, критерии содержательности, методология и соответствующие требования к фактам. В эту дискуссию внесли свой вклад три недавно выпущенные книги: 1) «Цивилизации и мировые системы: изучение мироисторческих перемен», под ред. С. Сандерсона; 2) «Концептуализация глобальной истории», под ред. Б. Мазлиша и Р. Буултьенса; 3) посмертное собрание работ М. Ходгсона, озаглавленное «Переосмысление мировой истории»*. Большая часть дискуссии посвящена определениям, включая определение самой истории. С самого начала следует отметить, что в этих книгах встречаются все ранее выдвигавшиеся подходы. Участники книги С. Сандерсона и часть участников книги «Концептуализация глобальной истории» склоняются к номотетическому подходу, т.е. ищут общие законы. До сих пор очевидными источниками такого подхода оказываются взгляды древних греков, особенно Платона, концепция естественных законов, вытекающая не только из коперниковской революции, но также из представления, родственного греческой концепции универсального логоса, о том, что формы являются первичными, а их конкретные проявления имеют производный характер. В прежние времена мировая история означала историю мира «как мы его знаем». В книге «Концептуализация глобальной истории» У. Шэффер пишет: «В мировой истории «мир» большей частью не имел глобального характера, а всеобщность истории в древности основывалась на цивилизационной гордыне и географическом невежестве». Греческое слово «ойкумена» означало обитаемые территории, известные грекам. Сходные варианты локализма встречаются в истории и в наше время. Даже У. МакНейл, глава американских специалистов по мировой истории послевоенного периода, был обвинен в европоцентризме. Другой подход заключается в том, чтобы относить «мировую историю» только к периоду, когда мир стал связан экономическими институтами. Именно это имел в виду К. Маркс, когда он утверждал, что до 1500 г. не существовало единства мира в экономическом плане и поэтому выражение «мировая история» применимо См.: Civilizations and World Systems, Studying World-Historical Change/ Sanderson S. (eds.). Walnat Creek (CF) etc, 1995; Conceptualizing Global History/Mazlish B. and Buultjens R (eds.). Boulder, 1993; Hodgyon М. Rethinking World History. Cambridge. 1993. только к периоду после 1500 г., особенно к тому периоду, когда эру мировой истории открыла крупная промышленность. После того как мир был интегрирован капитализмом, он предположительно может быть впоследствии интегрирован коммунизмом. История экономически интегрированного мира, как ее представляют ученые марксистского направления, весьма отличается от глобальной истории, рассматриваемой в публикации Б. Мазлиша, который подчеркивает, что мир всегда был единым в плане природной среды. Всемирная история, особенно та, которая была написана европейцами в XIX и начале XX в., совпадает с тем, что историки геополитики называют универсальными государствами или универсальными империями. Такого рода государства возникали тогда, когда периферийная территория, находящаяся в рамках государственной системы, достигала господства над другими государствами, создавая на относительно короткий период единую крупномасштабную политическую единицу. В статье Д. Уилкинсона, помещенной в сборнике «Цивилизации и мировые системы», проводится различие между универсальными государствами, которые объединяли под властью единого центра региональные территории и унифицировали местные особенности, и универсальными империями, которые управляли территориями, отличающимися значительной гетерогенностью. Он дает список из 23 универсальных империй, существовавших до 1500 г. Было бы интересно узнать, сколько из этих 23 империй породили «универсальные истории» и как будет выглядеть сопоставление этих историй с теми образцами универсальной истории, которые дала Европа. Обычно обвинение против универсальных историй европейских ученых состоит в том, что в них в скрытом или явном виде проводится империалистическая позиция, в соответствии с которой вся история человечества охватывается единым метафизическим, а часто и телеологическим принципом. Они имели некоторое сходство с иудео-христианско-исламской мессианской традицией, а некоторые элементы были заимствованы из греческой мысли. Не удивительно, что вновь и вновь приходится отстаивать положение, согласно которому универсальная история может существовать без налета европоцентризма. Для этого необходимо использовать представления об истории, заимствованные из разных цивилизаций. Однако достижение согласия в этом плане будет затруднительным: европейцы — не единственный народ, который считал себя центром мира. Сторонники системного подхода не принимают во внимание культуру как первичный компонент, упуская тем самым жизненно важный фактор. Следует все же полагать, что общество как со- вокупность имеет свою культуру, связанную с политикой и экономикой. Важным аспектом культуры является, конечно, религия. Однако И. Валлерстайн, А.Г. Франк и Д. Уилкинсон не считают религию отдельной системой. К тому же они не учитывают существенную роль религии в формировании политической культуры от ее изначального периода. Большие дискуссии происходили между цивилизационщиками относительно соотношения между империями и цивилизациями. Они склонны подчас рассматривать, опредмечивать цивилизацию как пространство, имеющее определенные географические и исторические границы, так или иначе связанные с государствами. В свое время К. Квигли писал, что, когда универсальная империя, как политическая единица, в которой господство принадлежит ранее периферийному государству, начинает господствовать над целой цивилизацией, эта цивилизация и общество входят в золотой период мира и процветания, не претерпевая особых изменений, — до того, как она подвергается разрушению в результате натиска извне. По мнению М. Мелко, цивилизации охватывают множество интегрированных систем. Д. Уилкинсон придерживается прямо противоположного взгляда. Он полагает, что цивилизации позднего периода представляли собой части крупных сетей отношений, сложившихся в результате того, что они в течение долгого периода были включены в единые макрогосударственные системы. По его словам, цивилизации основаны на военно-политических взаимосвязях, что включает в себя связи в форме конфликта (эту идею он заимствовал у Г. Зиммеля). Цивилизации — это мировые системы, критериями для которых являются города и закрытые сети отношений, а не письменность или культурное единство. Примерно в 1500 г. до н. э., по его мнению, египетская и месопотамская цивилизации соединились в относительно равной пропорции. На основе этого соединения возникает Центральная цивилизация, постепенно поглощающая все остальные цивилизации мира, и это поглощение носит асимметричный, неравный характер. В течение этого времени между цивилизациями возникали спорадические связи и коллизии, которые он называет конвергенцией. Конвергенция могла быть результатом войны, торговли, имперского владычества, миграций, культурного обмена или дипломатии. Вплоть до конца XIX или начала XX в. существовал цивилизационный плюрализм. Ни одна из цивилизаций не погибла, потому что гибель означала бы, что все ее города подверглись уничтожению или депопуляции. А так как этого никогда не происходило, лучше всего говорить о смене цивилизаций, а не о крушении и возрождении. В настоящее время, согласно Д. Уилкинсону, существует только одна цивилизация, поглотившая остальные... Последний вопрос заключается в следующем: может ли культурная преемственность сохраняться в современных условиях, и если может, какие формы и содержание будет принимать история по мере того, как Интернет стирает здесь и там различия и уничтожает время. Люди по-прежнему ищут смысла, надежды, стабильности и общения, но как найти все это в условиях разрушительных перемен? Если языком Интернета является английский, можно ли сказать, что проблема евроцентризма ушла в прошлое? Очевидно, многое еще остается выяснить в наших подходах к мировой истории. Комментарии Статья американской ученой К. Гилб дает содержательное представление о разнообразии подходов, которые наиболее приняты в современной западной (преимущественно американской) теории цивилизаций, и о дискуссиях, которые ведутся в последнее время вокруг вопросов о соотношении цивилизаций и мировых систем. Статья свидетельствует, что дискуссии далеки от завершения и выводы остаются проблематичными. Можно полагать, что такая познавательная ситуация отражает реальные процессы, происходящие в мире. Действительно, в определенных отношениях происходит становление единого (в смысле общего) пространства, т.е. действуют тенденции, ведущие к единообразию мировой экономики и культуры. Формируются не только глобальные экономические сети, подчиняющие деятельность самых различных субъектов общим принципам, но и происходит соответствующая социокультурная адаптация, приводящая к расширению общемировой культуры. Однако эти тенденции не отменяют социокультурного разнообразия, а также самобытности малых и больших культур. Напротив, мир сталкивается не только с явлением «этнического возрождения», но и устойчивостью или возрождением цивилизационных принципов как самобытности разных цивилизаций мира. Наряду с универсализацией одних аспектов и сетей взаимодействия, глобализация дает простор разнообразию других аспектов и субъектов. Более того, плюрализм, присущий постиндустриальному обществу, означает не только сохранение прежнего разнообразия, но и усиливающийся спрос на такое разнообразие. Поэтому антиномия мироведческих и цивилизационных исследований отражает различные измерения мировых процессов: «мир един и разнообразен». СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ АБДЕЛЬ-МАЛЕК (Abdel-Malek) Ануар (р. 1924), египетский уче- ABAHECOBA Галина Алексеевна (р. 1938), доктор социологичес- АНДЕРЛЕ (Anderle) Отмар, австрийский историк, директор Ин- Geschichtswissenschaft (1960); Theoretische Geschichte (1963); Ganzheitsforschung und Kulturwissenschaft (1965). АРМИЛЛАС (Armillas) Педро, профессор Чикагского универси- АРОН (Агоп) Раймон (1905—1983), французский социолог и пуб- L'opium des intellectuels (1968); Les desillusions du progres (1969); Penser la guerre: Clausewitz (1976). АХИЕЗЕР Александр Самойлович, доктор философских наук, Критика исторического опыта. Т. 1-3 (1991, 1997). БАЛАШОВ Николай Иванович, академик РАН, специалист по БАТУНСКИЙ Марк Абрамович (1933-1997), российский исла- БОЛИВАР (Bolivar) Симон (1783—1830), видный идеолог и лидер БРОДЕЛЬ < Braudel) Фернан (1902-1995), видный французский БЭГБИ (Bagby) Филип, профессор Калифорнийского универси- ВАСИЛЬЕВ Леонид Сергеевич (р. 1930), русский востоковед, ав- Культы, религии, традиции в Китае (1970); История религий ВАСКОНСЕЛОС (Vasconcelos) Xoce (1881-1959), мексиканский Mision de la raza iberoamericana (1925); Obras completas. V. 1—2 Индология. ВЕБЕР (Weber) Макс (1864—1920), немецкий социолог, фило- ГИЛБ (Gilb) Корин (р. 1925), американская ученая, специалист ГОНГ (Gong) Геррит, американский ученый, сотрудник Джорд- ГРИФФИТ (Griffith) С., американский военный историк. ГРЮНЕБАУМ (Grunebaum) Густав фон Эдмонд (1909-1972), ис- Islam. Essays in the Nature and Growth of a Cultural Tradition ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912-1992), русский историк, автор ГУРЕВИЧ Арон Яковлевич (р. 1924), доктор исторических наук, ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-1885), русский со- ДЖЕРМАНИ (Germany) Джино, аргентинский социолог. Соч.: The ДРУЖИНИН Александр Георгиевич, заведующий отделом в Се- ДЮМОН (Dumont) Луи, французский ученый, автор многих ра- Homo hierarchicus (1965); Homo aequalis (1977). EPACOB Борис Сергеевич (р. 1932), доктор философских наук, лизации и культура» (вып. 1-3, 1994, 1995, 1996). Соч.: Обще- ЗИНИН Сергей Васильевич (р. 1957), ведущий научной сотрудник ИБН-ХАЛДУН (Ибн Хальдун) (Ibn Khaldun) Абдаррахман Абу ИГНАТЕНКО Александр Александрович (р. 1947), доктор истори- КАВОЛИС (Kavolis) Виктор (1930-1997), специалист в области КАЛЛО (Callot) Э., французский специалист по философии ис- Ambiguite et antinomies de l'histoire et de sa philosophie (1962). КВИГЛИ (Quigley) Кэрол, профессор Джорджтаунского универ- КЛАУЗЕВИЦ (Clausewitz) Карл фон (1780-1831), видный воен- КРЕБЕР (Kroeber) Альфред (1876—1960), американский ученый, по 1946 г., специалист в культурной антропологии, культуро- КУЛБОРН (Coulborn) Раштон (ум. 1968), профессор Принстонс- МАКНЕЙЛ (McNeill) Уильям, профессор истории Чикагского МАЛИНОВСКИЙ Василий Федорович (1765-1814), русский про- МАРТИ (Marti) Xoce (1853-1895), латиноамериканский мысли- МЕЛКО (Meiko) Мэтью, профессор социологии университета в Фон дер Муль (Von der Muhll) Джордж, профессор Калифорний- НАСР (Nasr) Сейид Хосейн (р. 1933), профессор гуманитарного НИДЭМ (Needham) Дж., профессор Кембриджского универ- ОТТЕРБЕЙН (Otterbein) К.Ф. (1918-1992), американский воен- ПАНДЕЙ (Pandei) Раджендра, индийский социолог, профессор ПАС (Paz) Октавио (р. 1914), мексиканский мыслитель и поэт, ПЕРРИ (Perry) Марвин (р. 1934), американский историк, про- РАЙТ (Wright) Квинси (1890-1970), профессор Чикагского PEBOH (Revon) Мишель, французский политолог и правовед кон- РЕДФИЛД (Redfield) Роберт (1897-1958), американский культу - РИЧАРДСОН (Richardson) Дэвид, профессор Эдинборского уни- РОБЕРТСОН (Robertson) Роланд, профессор социологии Питтс- РОДО (Rodo) Xoce Энрике (1871-1917), уругвайский мыслитель РУДОМЕТОФ (Roudometof) Виктор, докторант социологии Пит- САГАДЕЕВ Артур Владимирович (1931-1997), российский восто- САЙД (Said) Эдвард, арабский историк, работающий в Англии. Arab Society: Continuity and Change (1985). САРМЬЕНТО (Sarmiento) Доминго Фаустино (1811-1886), вид- СЕА (Zea) Леопольдо (р. 1912), мексиканский философ, автор ра- СЕРВИС (Service) Элман, английский историк. Соч.: Origins of СИНГЕР (Singer) Мильтон, американский социолог, профессор Traditional India: Structure and Change (1959); Krishna: Myths, When a Great Tradition Modernizes: An Anthropological Approach СОРОКИН (Sorokin) Питирим Александрович (1889-1968), рос- СТАРОСТИН Борис Сергеевич (р. 1944), доктор философских наук, СТАРОСТИНА Юлия Павловна, сотрудник ИНИОН. Соч.: Роль и религия на Востоке: XX век (совместно с Б.С. Старости- СТИДМЕН (Steadman) Дж.М., научный работник библиотеки Хан- СУЩИЙ Сергей Яковлевич (р. 1961), доктор социологических наук, СУНЬ ЦЗЬГ (Sun Tze) (VI-V вв до н.э.), выдающийся полководец ТЕЙНТЕР (Tainter) Дж., современный английский историк. ТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд (1889-1975), видный британский УИЛКИНСОН (Wilkinson) Дэвид, профессор Калифорнийского УОТТ (Watt) У. Монтгомери, британский исламовед. ХАНТИНГТОН (Huntington) П. Сэмюэл, американский полито- ХОДЖСОН (Hodgson) М.Г.С. (1920-1968), американский историк- ХОРД (Hord) Джон, американский историк. ЧОУДХУРИ (Choudhuri) Нирад, индийский историк и публицист, ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875-1975), немецко-француз- Kulturphilosophie. Verfall und wieder aufbau der Kultur (1926— ШЕМЯКИН Яков Григорьевич, научный сотрудник Института Ла- ЩЕРБАТСКИЙ Федор Ипполитович (1866-1942), русский иссле- ШИЛЗ (Shils) Эдвард, профессор Чикагского университета. Соч.: Tradition (1981). ШОХИН Владимир Кириллович (р. 1951), российский индолог. Соч.: Древняя Индия в культуре Руси (1988); Брахманистская фи- ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (1880-1936), немецкий философ Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte (1920-1922); в ЭЙДЛИН Лев Залманович (1909-1985), российский китаевед и Поэзия эпохи Тан: VII-X вв. (1987). ЭЙЗЕНШТАДТ (Eisenstadt) Шмуэль (р. 1923), израильский уче- Revolution and the Transformation of Society: A Comparative Study ЭЛИАС (Elias) Норберт (р. 1897), немецкий историк и специа- Sociogenetic and Psychigenetic Investigations (1978); Die hofflische ЭКХАРД (Eckharde) Уильям (ум. 1992), американский психолог, Civilizations, Empires and Wars: A Quantitative History of War ЭНГЕЛЬС ^Engels) Фридрих (1820-1895), немецкий философ и ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (1883-1963), немецкий философ, один
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы