Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общая характеристика творчества Горация.



Если Аристотель тяготеет к словесному осмыслению природы поэтического творчества среди других видов искусств, то Гораций, как истинный римлянин, более практичен, конкретен и «нормативен». Эстетические принципы его находятся в гармонии с философией «золотой середины». Гораций – сторонник серьёзного отношения к творчеству, не одобряет крайностей, исходит из здравого смысла, мудрости.

Изложение ведётся в свободной манере, в духе живой беседы. Поэт переходит от одной темы к другой, подкрепляя теоретические выкладки ссылками на апробированные литературные приёмы/аналогии. В основе его рассуждений – требование единства формы и содержания. Идеал Горация – ясность, простота, логика.

В литературном произведении все элементы должны быть органически связаны. Дерзость допустима, но с умом, и задача должна быть выбрана по силам. Залог литературного успеха – точный расчёт и умение трудиться над словом.

Один из важных вопросов – отношение к греческим образцам. Гораций иронизирует над тотальным бездумным копированием; опыт эллинов должен осваиваться творчески.

Поэзия может приносить пользу, но она же доставляет эстетическое наслаждение. Хороши те стихи, в которых два этих аспекта органично сочетаются. Характеризует Гораций и истинного поэта, профессионала своего действия. Долг поэта – отделывать каждый стих, доводя его до совершенства («Почаще поворачивайте свой стилос»). Гораций не одобрял увлечения внешне красивой формой, ратовал за «правдивость слова», а она проистекала из умения наблюдать жизнь и нравы людей и делать выводы. Очевидно, что поэт не может быть безупречен, но печально, если он глух к замечаниям.

Важной чертой поэзии самого Горация является «вещественность», отсюда – обилие существительных при скудости глаголов. Сказуемые часто заменяются тире. Слово у Горация весомо, сам стих упруг, внутренне энергичен. «Ударной» обычно является первая строка. Стихи Горация написаны стопами разного размера, слогами разной длительности (античность не знала рифмы, была гармония восходящего и нисходящего ритма).

Каждый образ собирателен и точен. Наблюдаются предельно конкретизированные изображения вещественного мира. Так же есть географические прилагательные, сравнения, метафоры. Конкретные образы чередуются с абстрактными образами и рассуждениями. Возникают сентенции общего характера. Взгляд поэта движется от первого плана к фону и в обратном направлении. Привлекают мифологические и географические образы. Существует приём всеохватного изображения мира.

ЭПОДЫ. САТИРЫ. ПОСЛАНИЯ.

«Эподы» - дебютная книга Горация (30 год до н.э.); в неё вошло 17 стихотворений. С греческого «эпод» - припев (стихотворение перемежающегося ритма: нечётные стихи написаны дактилем, чётные - ямбом).

В тематическом отношении эподы разнообразны. Некоторые касаются сферы политики. Программный характер носят первый и второй эподы. 9й эпод адресован покровителю Горация Меценату, с которым его связывала взаимная симпатия. В эподе также высказывается радость по поводу победы Октавиана под Анцием, сокрушения Клеопатры и надежда на весёлые возлияния по этому поводу. Прославляет Гораций и сельскую жизнь. Несбыточно мечтает о «золотом веке». Некоторые эподы выражают отношение к литературе, к литературным противникам.

В тридцатые годы Гораций выступает и в другом лирическом жанре – сатир. Он написал две книги таких произведений. Латинское слово «сатира» (или «сатура») означает блюдо с разнообразными плодами, которое приносили в храм богини плодородия Цереры. В римской литературе сатира первоначально представляла эклектичный жанр. Первые сатиры создал Квинт Энний, использовавший диалогическую форму. Если предшественник Горация Луцилий обличал, то Гораций скорее философствует, предаётся медитациям. Открывающая сборник сатира высмеивает скупость. Иронизирует Гораций и над гуляками, и над болтунами, и над шутами, и над рабами собственных пороков. Выделяется группа сатир, утверждающих нравственные ценности (щедроты сельского уединения; вводится эпиллий – рассказ об Офелле как призыв к достойной реакции на неприятности). Выражается и жизненная философия Горация: отсутствие зависти к богатству и власти; неброский, независимый образ жизни; внутренняя свобода. Поэт остаётся с друзьями, способными прощать недостатки, ибо никто из нас не безгрешен.

Ещё один лирический жанр, над которым Гораций трудился уже в последние годы жизни – послания, составляющие две книги. Послания до Горация также писали Луцилий, Цицерон, позднее – Овидий. Послания Горация носят более субъективный характер, чем сатиры, ибо построены как доверительный обмен мнениями с близкими по духу людьми. Главное здесь – поиски положительных начал в жизни: так, полезны занятия философией, способность взвешенно реагировать на неизбежные жизненные препятствия, умение различать мнимые и истинные блага. Наставников Горация в философии был Гомер. Касается Гораций и литературных проблем, отвергая жалкие потуги лишённых оригинальности стихотворцев. О себе Гораций говорил как о не ходившем по чужим стопам.

ОДЫ

Оды составляют наиболее весомую часть наследия Горация; он обратился к ним, уже испытав себя в жанре эподов и сатир. Первая книга была издана в 23 BC после окончательной победы ОА. Сам Гораций называл свои лирические стихотворения песнями, позднее комментаторы начали называть их одами, имея в виду их торжественный характер. Оды собраны в четырёх книгах: 38-20-30-15. В некоторых одах Гораций продолжает традиции Пиндара; более близка ему лирика Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта; в частности, он использует характерные для них стихотворные размеры. Но Гораций не только берёт на вооружение формы и размеры греческих лириков – он наполняет их новым содержанием, тем самым придав своим стихам классическую законченность. Оды Горация – художественное воплощение его политической философии: со внимание следит поэт за острой борьбой за власть в Риме после убийства Цезаря. Государство видится кораблём, захваченным бурей (эта метафора была первоначально использована Алкеем). Оды Горация – своеобразное зеркало политических событий в Риме. Последние нередко предстают в форме мифологических образов; так, ОА – воплощение Меркурия. Гораций обращается к Клио, славит Юпитера. Превознося ОА, Гораций придавал его власти сакраментальную, божественную окраску.

Принципиально значимы для понимания творчества Горация как поэта-«государственника» его т.н. «римские оды» (1-6 оды 3й книги). Оды эти – прямое обращение к ОА, римской молодёжи, народу. С молодым поколением поэт связывает особые надежды (воплощение гражданского долга – укрепление Рима). Но не скрывал он и тревоги, ибо среди молодёжи царили изнеженность, культ наслаждений, эгоизм. В целом «римские оды» характеризуются как единством проблематики, так и внутренней художественной цельностью. В четвёртой оде, обращённой к Каллиопе, Гораций утверждает религиозность как нравственный фундамент римской жизни. Залог возвышения Рима – в восстановлении высоких моральных норм, патриотического чувства, решимости к самопожертвованию. Завершающая цикл ода – призыв к восстановлению авторитета богов, жестоко карающих отступников. Искоренению подлежит и «обильный грех» - моральное разложение.

Огромное значение имеют произведения, прославляющие деяния ОА. Апофеозом стала «Песнь столетия», сочинённая Горацием по прямому заказу в 17 BC – признание того, что после смерти Вергилия Гораций принял эстафету первого поэта Рима.

 

24 Принцип «золотой середины» в одах Горация.

 

Гораций – величайший лирик со сложнейшей стихотворной структурой и техникой. Стих Горация очень непривычен, и не из-за отсутствия рифмы, которая появилась только в Средневековье. Стих Горация труден, поскольку в нём повторяющаяся метрическая единица – строфа (часть строки), и строфы разнообразные, разнометрические. В стихах присутствует гармоничное соотношение восходящих и нисходящих тонов. На этом фоне и выстраивается чеканный узор фраз Горация. Горацию принадлежит термин, выражающий суть его жизненной философии – «золотая середина». Поэт не приемлет крайностей, утверждает здравый смысл, склоняется к среднему пути. Умеренность и рассудительность – самая

надёжная линия. Солон говорил: «Ничего лишнего» - это понимание близко Горацию. Философия «золотой середины» органически сопряжена со стоическим жизнеощущением. В мире одна неотвратимая реальность – смерть, перед ней все равны. Человек не должен забываться, во всём есть предел.

У Горация много од о любви, но он пишет о влюблённости, о лёгком увлечении. Гораций не понимает сильной любви. Лучше жить в независимости – она даёт покой.

Так же Гораций пишет о философии (эпикурейцы и стоики). Гораций ценит культ душевного покоя, равновесия и независимости.

В поэзии недопустимы крайности, нужна умеренность. В учении Горация соединение противоположностей – нет крайностей.

Гораций сторонится социума – мир огромен, непонятен, волнителен. Поэт ценит покой, независимость, свободу, воля. Счастье – в своём маленьком мирке.

Лишь мысль о смерти часто тревожит Горация. Нужно жить сегодняшним днём, чтобы внезапная смерть ничего не отняла.

Лирический герой Горация – маленький человек в бушующем, огромном мире. Человек стремится к «золотой середине», к равновесию (ОА Гораций называет вторым Юпитером).

У Горация наблюдается зигзагообразное движение мысли, всеохватное изображение мира. В поэзии происходит своеобразное затухание колебаний маятника.

Лирика Горация кинематографична, и каждый кадр зрим и слышим; каждый следующий кадр дан более крупным планом. Описание концентрированное. Когда Гораций, например, хочет показать простой патриархальный быт, он пишет: «В доме блестит на столе солонка отчая одна» - здесь же мы видим гордость человека, честно живущего и достойного в своей бедности. Гораций никогда не пишет, например, просто «вино» - он обязательно снабжает его эпитетом. Всякий единичный образ маркируется.

У Горация вещественны сравнения и метафоры: республика – гибнущий корабль, девушка – наливающиеся пурпуром грозди винограда. Ругательства Гораций не употребляет без имён современников, известных в Риме. У поэта множество крылатых фраз на все случаи жизни, философских сентенций. Может совпасть отвлечённое и конкретное в одном образе, и тогда появляется сильнейший образ (например, неизбежности). Часто чередование конкретного образа и бесконечного плана философских обобщений; глаз движется от переднего плана к фону и наоборот (своеобразные качели на уровне ритма и образов). Это дисциплинирует внимание читателя.

Гораций также вставляет географические образы, расширяющие пространство по горизонтали. Поэт неоднократно облетает мыслью мир, а затем останавливается на нужном топосе.

Вводит Гораций и мифологические образы. В частности, называет Тибур и Торент как места, где хотел бы обрести покой. Пространство расширяется и в плане вертикальном: вводятся образы богов как сравнение со смертными. Герои же никогда не называются прямо по имени.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 3001; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь