Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Язык программирования Паскаль



Язык программирования Паскаль (назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля (1623 — 1662)), разработан в 1968 — 1971 гг. Никлаусом Виртом, профессором, директором Института информатики Швей­царской высшей политехнической школы. Язык Паскаль, созданный первоначаль­но для обучения программированию как систематической дисциплине, скоро стал широко использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Широкой популярности Паскаля среди программистов способствовали сле­дующие причины:

• Благодаря своей компактности, удачному первоначальному описанию Пас­каль оказался достаточно легким для изучения.

• Язык программирования Паскаль отражает фундаментальные и наиболее важные концепции (идеи) алгоритмов в очевидной и легко воспринимаемой фор­ме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать про­граммы.

• Язык Паскаль позволяет четко реализовать идеи структурного программиро­вания и структурной организации данных.

• Язык Паскаль сыграл большую роль в развитии методов аналитического до­казательства правильности программ и позволил реально перейти от методов от­ладки программ к системам автоматической проверки правильности программ.

• Применение языка Паскаль значительно подняло " планку" надежности разра­батываемых программ за счет требований Паскаля к описанию используемых в программе переменных, проверки согласованности программы при компиляции без ее выполнения.

• Использование в Паскале простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

Использование среды программирования Турбо Паскаль

Разработка программ на Паскале включает в себя следующие действия (этапы разработки программы): ввод и редактирование текста программы на языке про­граммирования Паскаль, ее трансляцию, отладку.

Для выполнения каждого этапа применяются специальные средства: для ввода и редактирования текста используется редактор текстов, для трансляции програм­мы — компилятор, для построения исполняемого компьютером программного мо­дуля с объединением разрозненных откомпилированных модулей и библиотекой стандартных процедур Паскаля — компоновщик (linker), для отладки программ с анализом ее поведения, поиском ошибок, просмотром и изменением содержимого ячеек памяти компьютера — отладчик (debugger).

Для повышения качества и скорости разработки программ в середине 80-х гг. была создана система программирования Турбо Паскаль.

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной средой програм­мирования, так как она объединяет в себе возможности ранее разрозненных средств, используемых при разработке программ: редактора текстов, компилятора, компоновщика, отладчика, и при этом обеспечивает программисту великолепные сервисные возможности. Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль версий 6.0 и 7.0 имеет следующие возможности:

• множество накладывающихся окон;

• поддержка мыши, меню, диалоговых окон;

• многофайловый редактор, который может редактировать файлы до 1 Мбайта;

• расширенные возможности отладки;

• полное сохранение и восстановление среды разработки.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Большинство программ создаются для решения какой-либо задачи. В процессе решения задачи на компьютере пользователю нужно ввести обрабатываемые дан­ные, указать, как их обрабатывать, задать способ вывода полученных результатов. Поэтому как программист вы должны знать:

• как ввести информацию в память (ввод);

• как хранить информацию в памяти (данные);

• как указать правильные команды для обработки данных (операции);

• как передать обратно данные из программы пользователю (вывод). Вы должны упорядочить команды таким образом, чтобы:

• некоторые из них выполнялись только в том случае, если соблюдается неко­торое условие или ряд условий (условное выполнение);

• другие выполнялись повторно некоторое число раз (циклы);

• третьи выделялись в отдельные части, которые могут быть неоднократно вы­полнены в разных местах программы (подпрограммы).

Таким образом, как программист вы должны уметь использовать семь основ­ных элементов программирования: ввод, данные, операции, вывод, условное вы­полнение, циклы и подпрограммы и на их основе строить программы.

Этот список не является исчерпывающим, однако он содержит те элементы, которые обычно присущи всем программам (и процедурным языкам программиро­вания). Многие языки программирования, в том числе и Паскаль, имеют еще до­полнительные средства, которые вы изучите далее. Ниже дается краткое описание каждого элемента.

Ввод означает считывание значений, поступающих с клавиатуры, с диска, из порта ввода-вывода.

Данные — это константы, переменные и структуры, содержащие числа (целые и вещественные), текст (символы и строки) или адреса (переменных и структур).

Операции осуществляют присваивание значений, их комбинирование сложение, деление и т. д. ) и сравнение значений (равные, неравные и т.д.).

Вывод означает запись информации на экран, на диск или в порт ввода-вывода.

Условное выполнение предполагает выполнение набора команд в случае, если удовлетворяется (является истинным) некоторое условие (если это условие не удовлетворяется, то эти команды пропускаются или же выполняется другой набор команд) или если некоторый элемент данных имеет некоторое специальное значение или значение из некоторого спектра.

Благодаря циклам некоторый набор команд выполняется повторно или фиксированное число раз, или пока является истинным некоторое условие, или пока некоторое условие не стало истинным.

Подпрограмма представляет собой набор команд, который имеет имя и может быть неоднократно вызван из любого места программы по его имени.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ

Практически каждый (алгоритмический) язык программирования (ЯП) предназначен для записи некоторого множества алгоритмов. Соответственно, учитывая, что алгоритмом, как правило, называют набор инструкций, понятных исполнителю, и то, что исполнителем в данном случае является ЭВМ, легко определить набор механизмов (средств управления исполнителем), которыми обязан обладать каждый язык программирования. Знание этих базовых механизмов позволяет программисту довольно легко переходить с одного языка на другой (хотя бы по той простой причине, что в любом новом языке эффективнее искать известные вещи, чем натыкаться на неизвестные). Кроме того, зачастую оно (знание) позволяет легче понять структуру языка в целом.

Синтаксис

Каждый язык (не только программирования) характеризуется алфавитом - набором букв, допустимых к использованию, и синтаксисом - набором правил, по которым эти символы следует записывать. Большинство ЯП в качестве алфавита используют латинский алфавит, дополненный арабскими цифрами и всякого рода разделителями вроде скобок, знаков арифметических операций, запятых, etc.

Наиболее общим в синтаксисах ЯП является выделение среди всех лексем (минимальных единиц языка, имеющих самостоятельный смысл) служебных (зарезервированных) слов и правила записи операторов - " предложений" из лексем.

Кроме того, среди лексем выделяются символы операций (как правило они состоят из одной-двух букв). Особенностью операции (и главным ее отличием от оператора) является наличие результата. Как правило операции выступают в роли связок между какими либо значениями (результатами других операций или функций, значениями, возвращаемыми функциями). Приоритет операций, устанавливающий порядок их выполнения, является частью синтаксиса ЯП и для (бинарных) арифметических операций совпадает с общепринятым. Порядок выполнения операций определяется их приоритетом, порядком записи и скобками.

Синтаксические правила наиболее распространенных алгоритмических ЯП различаются лишь в деталях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь