Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зрительно - двигательная готовность к школе



В понятие «психологическая готовность к школе» вхо­дит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Од­нако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно дер­жать ручку, будет быстро уставать при письме.

Не менее важным является координация глаза и движе­ния руки. Психологи такую координацию называют зритель­но-двигательной и считают ее одной из самых главных со­ставляющих психологической готовности к школе.

Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уро­вень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.

Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подго­товке руки. Учить ребенка писать до школы не следует.

Во-первых, не все родители знают, как правильно учить ребенка писать. Это зачастую приводит к формированию не­правильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию.

Во-вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6-7 лет. То есть тогда, когда ребенок уже стал школьником.

Подготовка же руки к письму до школы может заклю­чаться в упражнениях и заданиях, направленных на разви­тие координации движений рук.

Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обу­чению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблю­дая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:

· если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, пово­рачивает лист, значит, он не в состоянии менять направле­ние линии с помощью движений пальцев;

· если на рисунке все предметы нарисованы очень мел­ко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоян­ном напряжении.

Поговорим о зрительно-двигательной коорди­нации. У ребенка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картин­ки или предмета отдельные части, что поможет ему одновре­менно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это уме­ние крайне необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.

Вот почему так важно, чтобы у ребенка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли бы только то задание, которое им дают глаза.

Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно-дви­гательной координации играет рисование. У ребенка, работа­ющего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.

Таким образом, от вас требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш — между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным паль­нем, спокойно, без напряжения, не сгибая, положив его на карандаш. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать ближе 3-4 см от отточенного края или ворса. Сидеть при этом он должен пря­мо, не наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.

Следует напомнить, что правильная посадка при рисова­нии (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здо­ровья внутренних органов.

 

1.4. Методы психологической подготовки детей к школьному обучению

 

Однако не все дети к началу школьной жизни оказываются готовы к обучению. Таким детям требуется специальная работа по коррекции развития.

Поскольку все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, несмотря на их разнообразие, в совокупности характеризует единое целое — психологическое новообразование кризиса семи лет, — можно назвать и единое средство, используемое при коррекции психологической неподготовленности к школе: это игровая деятельность.

Но, поскольку игра неоднородна, да и сами компоненты психологической готовности к школе весьма разнообразны, можно выделить разные виды игр, способствующих возникновению и развитию отдельных компонентов психологической готовности детей к школе.

Кроме этого, любые виды игры оказывают на развитие ребенка многостороннее действие, поэтому необходимо выделить именно тот аспект в игре, который прямо и непосредственно связан с соответствующим компонентом психологической готовности детей к обучению в школе.

а) Как можно помочь детям, которые не умеют ориентироваться на смысловые связи задачи, а усматривают в задаче лишь наличную, конкретную ситуацию? Для этого в играх с ними нужно использовать приемы, которые помогают ребенку увидеть условность в позиции взрослого (а позиция взрослого— это условная позиция) и условность самой ситуации в целом. Для этого в игру включают ситуации временной задержки: например, ответ на загадку дают не сразу, а лишь после определенного светового или звукового сигнала. Очередь для выступления определяется жребием и т.п.

Однако одним этим приемом не сформировать у детей настоящей произвольности в общении со взрослым. Для этого нужна целая система занятий и игр. Особое место тут занимает сюжетно-ролевая игра. Она предполагает определенные сюжет и содержание, которые задаются и проигрываются разнообразными взаимосвязанными ролями: врач — пациент, шофер — пассажир, учитель — ученик. Таким образом, в основе общения ребенка со взрослым лежат ролевые отношения, возникающие и развивающиеся внутри сюжетно-ролевой игры. Когда ребенок освоит роли с противоположным содержанием (врач — пациент, учитель — ученик), он должен учиться согласовывать и роли с одинаковой направленностью (врач — медсестра, ученики между собой и т.д.).

Особое место принадлежит играм в детский сад и школу, причем каждый ребенок должен побывать во всех ролях — и учителем, и воспитателем, и учеником, и ребенком, посещающим детский сад. Когда ребенок исполняет роли воспитателя и особенно учителя, важно, чтобы он обращал внимание не на форму (звонить в звонок и ставить отметки), а на содержание (придумывать самостоятельно задачи и проверять правильность, сравнивая свое решение с решением другого ребенка или взрослого).

Вообще то, что в игре ребенка выделено особо, — форма или содержание — является, с одной стороны, показателем развития игровой деятельности, а с другой стороны — критерием уровня развития произвольности в общении со взрослым.

При этом надо иметь в виду, что использовать эти приемы возможно лишь с детьми, имеющими определенный уровень развития игровой деятельности. Как правило, дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеют определенный уровень развития игры, хотя и очень низкий. В противном случае, если игровая деятельность у ребенка совсем не развита, требуется его глубокое психологическое обследование со стороны специалиста-психолога.

Проверить уровень развития игровой деятельности можно, предложив ребенку сыграть в какую-нибудь игру. Для этого нужен небольшой, но разнообразный набор игрушек, с помощью которого можно реализовать различные типы сюжетов. При игре ребенка необходимо фиксировать:

1. Как он использует игрушки: игрушки — это цель или средство?

2. Есть ли у ребенка замысел игры?

3. Как он умеет согласовывать ролевые позиции?

Коррекцию можно проводить с детьми, которые умеют действовать по сюжету, с помощью взрослого могут относительно самостоятельно придумать сюжет, согласовывают хотя бы роли с противоположным содержанием, используют игрушки и для разворачивания сюжета, а не только манипулирования ими.

б) Развитию умения действовать по инструкции и выстраивать учебное действие способствуют игры с правилами. Необходимо, чтобы ребенок получил большой опыт участия в таких играх. В игре с правилами, так же как и в сюжетно-ролевой игре, есть два рода отношений — отношения с содержанием дополнительности, соревнования, противопоставления (как правило, это отношения между двумя командами) и отношения помощи, поддержки, совместного движения в общем направлении внутри команды. Для ребенка важны и те и другие отношения, но особое место в психологической подготовке к школе занимают отношения внутри команды, внутри одного коллективного дела. С этой целью нужно предлагать ребенку совместные игры, другую совместную деятельность по правилам. Это может быть любая деятельность — совместное рисование, сочинение сказок и т.д.

Отношения такого рода возможно устанавливать только после тогo, как ребенок научился согласовывать ролевые отношения разного типа. Точно так же, как игра с правилами является определенным этапом в развитии сюжетно-ролевой игры, так и отношения внутри коллективной деятельности связаны с ролевыми играми «генетической» зависимостью. Поэтому такую коррекционную работу можно проводить лишь в том случае, если ребенок уже умеет играть в ролевые игры и общаться внутри игры со сверстниками.

в) Третье направление коррекционной работы связано с необходимостью формировать у ребенка способность к адекватной самооценке.

Ни в коем случае нельзя искусственно снижать самооценку ребенка. Надо учить его видеть других, показать возможность перехода с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации, помочь ему стать на позицию учителя. Тут могут помочь режиссерские игры.

Режиссерская игра — это игра, где ребенок является одновременно создателем сюжета, постановщиком его (предметным воплотителем) и испытателем всех ролей. Такое обобщенное отношение дает ребенку возможность взглянуть и на себя, и на других со стороны.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь