Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность игровой деятельности



В широком смысле игра является многогранным, исторически сложившимся социальным явлением, в котором проявляется социальный опыт и культура прошлых поколений и одновременно приобретается настоящий социальный опыт взаимоотношений людей.

Большинству игр присущи четыре главные черты:

– свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

– творческий, импровизационный, активный характер деятельности;

– эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, т.п.;

– наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.[33]

Сущность феномена игровой деятельности, как эффективной педагогической технологии показал С.И. Гессен. Он рассматривает ее как произвольную деятельность, в которой настоящее не жертвуется будущему. В игре каждый момент имеет «самодовлеющую ценность». Игра «протекает из момента в момент», в ней последовательность действий, образов, эмоций удовлетворяется сама по себе. Игра ребенка может беспрестанно менять свой ход в зависимости от внешних впечатлений, может без конца начинаться сызнова, произвольно прерываться, не терпя от этого никакого ущерба.[34]

Именно такая трактовка игровой деятельности позволяет понять, почему дети с удовольствием включаются в игру, чувствуют себя в большей безопасности, что им наиболее эффективно исследовать, «пробовать» различные роли, переводя их в символический мир игры.

Внутренняя референтность в игре обеспечивается эмпатией и рефлексией.

Эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Рефлексия – осмысление своих собственных действий.

Состязательность и соперничество являются «внутренней» пружиной» мотивации действий детей в игре и направлены на выигрыш – игровой результат, который вызывает подъем активности, творчества, создает условия для мобилизации всех потенций ребенка.

Мотивация ребенка в игровой деятельности развивается на нескольких уровнях.

На первом уровне мотивация связана с получением удовольствия от игры, которая выражается словами «хочу играть», представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.

На втором уровне мотивация связана с игровой задачей, то есть с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Особенности игровой задачи в том, что она заранее задана: соглашаясь играть, каждый автоматически принимает и игровую задачу, существующую в виде правил, и руководствуется ею в своих действиях, и ее можно выразить в виде «Надо! » – своеобразная форма осознанной необходимости.

Третий уровень связан с процессом выполнения игровой задачи. Чтобы справиться с этим заданием, ребенку необходимо мобилизовать максимум духовных и физических сил, дабы не просто повторить уже известное решение, но из множества возможных вариантов выбрать наиболее удачный или из уже известных – составить новую комбинацию. Преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже некоторое открытие себя, своих возможностей, и это выражается как «Я могу».[35]

При разработке игровой технологии учет уровневой мотивации детей в игре обеспечивает сопровождение игровых действий ребенка высоким эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, мощным стимулятором его активности.

 

Структура и принципы игровой технологии

Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Этот феномен в образовательном процессе используется в качестве технологии освоения дидактического материала; как технология внеклассной работы, как элементы более общей педагогической технологии.

В отличие от игр вообще игровая технология обладает существенным признаком четко поставленными педагогическими задачами и соответствующими им педагогическим результатам.

Любая игровая технология включает в себя ряд взаимосвязанных элементов, которые позволяют соответствовать психолого-педагогической природе игровой деятельности. Данные элементы представлены в табл. 15.

 

Таблица 15

Структурные элементы игровой технологии

Элемент Характеристика
Игровая ситуация Эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, на активизацию мыслительной деятельности и воображения ребенка
Задачи игры Постановка задач игры
Правила игры, игровое действие Правила игры организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия, выступают регулятором игрового действия. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Игровые действия должны быть мотивированы, должны постепенно усложняться и соответствовать числу учащихся
Игровое состояние Эмоциональное отношение к действительности, поддерживаемое проблемностью ситуации, элементами соревновательности, занимательности, используемыми аксессуарами, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора
Результат игры Результат для педагога: игра продемонстрировала умения, уровень усвоения знаний и норм поведения. Результат для учеников: игра пробудила интерес к проблеме, принесла эмоциональное удовлетворение

 

При разработке, организации игровых проектов в образовательном процессе важно соблюдать педагогические принципы игровых технологий.

Принцип активности – важнейший, базовый для игры. Активно действовать – безусловное правило участия в любой игре.

Принцип самостоятельности – определяется исходя из того, что каждое действие играющего должно быть результатом самостоятельного усилия, управления собственной деятельностью.

Принцип коллективности – отражает значение коллективных действий в игре, в интересах достижения индивидуального результата участника игры и ведущего (руководителя).

Принцип моделирования, является определяющим игру как таковую. Без осознания модельного существования – нет игры. Деятельность играющего реализуется в определенной системе квазиреальности.

Принцип проблемности – отражает проблемную, развивающую природу игры. Разрешение возникающих одна за другой проблемных ситуаций – своего рода упражнение по развитию творческого мышления и повышения интеллектуальной, творческой активности обучаемых в игре.

Принцип соревновательности – обеспечивает побуждение играющих к лидерству в игре, к победе, к достижению более высокого результата.

Принцип новизны – обеспечивает познавательную активность и интерес участников.

Принцип динамичности – отражает влияние факторов времени и пространства. Игровое время можно ускорить, вернуть, остановить, замедлить.

Принцип результативности – обеспечивает количественное и качественное отражение результатов игровой деятельности.

Принцип обратной связи (рефлексии игрового действия) – диктует прохождение и отображение информации о протекании игры и деятельности в игре. Это позволяет соотносить играющему свои действия в игре с оптимально приемлемыми в игровой ситуации, вносить соответствующие коррективы в свою позицию относительно игрового процесса и развивающейся ситуации.[36]

 

Классификация игровых технологий

 

В педагогической литературе не существует единого подхода к классификации игровых технологий. Классифицируют их по характеру педагогических задач, по характеру деятельности учеников, по организационному характеру и т.д.

Для представления методического разнообразия применения игровых технологий в образовательном процессе, их целесообразно различать по наиболее характерным признакам, представлены в табл. 16.

Таблица 16

Виды игровых технологий

Признак Вид игр
Характер деятельности Физические, интеллектуальные, социальные, психологические
Характер педагогического процесса Дидактические, познавательные, воспитательные, развивающие, творческие (репродуктивные, продуктивные), диагностические, профориентационные, психотерапевтические
Характер игровых действий Сюжетные, ролевые, деловые, драматизации, имитационные, спортивные, военно-прикладные, туристические
Характер среды Аудиторные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные
Количество участников   Массовые, групповые, индивидуальные

 

Игровые технологии, в соответствии с предложенной классификацией, находятся во взаимосвязи. Обычно один игровой проект включает в себя комплекс игр с различными характерными признаками.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь