Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Образец экзаменационного билета промежуточного экзамена (V семестр)



1. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды

2. На фортепиано:

а) определить и разрешить аккорд fis – c – d – a

б) секвенция диатоническая по 2 ↓: Дубовский. З. 383. № 9

в) гармоническая последовательность e-moll ¾ t-III-s│ D-D7-VI│ s6-II43-II43#3│ K-D-D2│ t6-D43-t│ s6-II43-s65#1│ K-D7 6-5│ t-s64-t║

3. Гармонический анализ: Мендельсон. «Странствующий музыкант» (тт. 1-9)

 

Примерный список вопросов для устного ответа на промежуточном экзамене (V семестр)

1. Понятие о гармонии

2. Музыкальный склад. Фактура

3. Гармоническое и мелодическое соединение трезвучий и секстаккордов

4. Перемещение трезвучий и секстаккордов

5. Скачки при соединении трезвучий и секстаккордов

6. Секстаккорды главных и побочных ступеней лада. Особенности структуры и голосоведения

7. Кадансовый квартсекстаккорд

8. Классификация каденций

9. Доминантсептаккорд. Разрешение в тонику. Полный и неполный D7

10. Прерванный оборот

11. Обращения доминантсептаккорда

12. Септаккорд второй ступени. Обращения. Виды разрешений

13. Диатонические секвенции

14. Фригийский оборот

15. Септаккорд седьмой ступени и его обращения.

16. Проходящие обороты с участием трезвучий, септаккордов и их обращений

17. Вспомогательные обороты

18. Доминантовый нонаккорд

19. Септаккорды побочных ступеней лада

Примерный список произведений для гармонического анализа

К промежуточному экзамену (V семестр)

1. Балакирев М. Сборник обработок русских народных песен. № 6.

2. Бах И. Английская сюита a-moll. Сарабанда.

3. Бетховен Л. Соната № 8 для ф-п. Вступление. Соната для ф-п. № 20 G-dur. Ч. II. Соната № 2. Ч. II.

4. Варламов А. «Звёздочка ясная».

5. Гайдн Й. Соната для ф-п. № 2. Ч. 1. Соната для ф-п. № 5. Ч. 1. Ч. 2. Ч. 3. Соната для ф-п. № 7. Ч. 1. Соната для ф-п. № 16. Ч. 3.

6. Глинка М. «Сомнение».

7. Глинка М. Романс Антониды из оперы «Иван Сусанин».

8. Гурилёв А. «Деревенский сторож».

9. Гурилёв А. «Матушка, голубушка». «Я говорил при расставаньи»

10. Даргомыжский. «Мне грустно».

11. Лист Ф. «Утешение» № 2. «Утешение» № 4.

12. Мендельсон Ф. Песня без слов № 9.

13. Моцарт В. «Колыбельная». Соната для ф-п. К 457 с-moll. Ч. III. Соната для ф-п. № 5. Ч. 2. Соната для ф-п. № 8. Ч. 2. Соната для ф-п. № 14 b. Соната для ф-п. № 17. Ч. 2.

14. Рахманинов. «Сон».

15. Скрябин А. Прелюдия соч. 11. № 9.

16. Чайковский П. «Средь шумного бала». «Песня жаворонка», «Марш деревянных солдатиков», «Старинная французская песенка», «Болезнь куклы», «Утренние размышления» из «Детского альбома». «Евгений Онегин». Вступление.

17. Шуберт Ф. «Прекрасная мельничиха»: «Любопытство». «Зимний путь»: «Застывшие слёзы», «Ворон».

18. Шопен Ф. Вальс ор. 34. № 3. Вальс ор. 64. № 2. Вальс ор. 69. № 2. Прелюдия № 4. Прелюдия № 7.

19. Шуман Р. «Альбом для юношества». «Незнакомец». «Детские сцены».

№ 12. № 13. «Арабески». Ч. 1. «Карнавал». «Эстрелла». «Бабочки» ор. 2. № 8.

Примерные требования к итоговому экзамену (VII семестр)

1. Гармонизовать мелодию (письменно) уровня сложности соответствующую программе курса. Например:

2. Ответить на вопрос по теории гармонии, иллюстрируя рассказ музыкальными примерами (см. примерный список вопросов для устного экзамена)

3. Сделать анализ фрагмента музыкального произведения (см. примерный список произведений для анализа)

4. Сыграть на фортепиано:

· соединения двух предложенных аккордов

· разрешение или виды разрешений заданного аккорда

· различные последовательности аккордов

· гармонизацию предложенной мелодии или баса с листа

· секвенцию определённого педагогом типа на данный мотив

· постепенную модуляцию в тональности первой степени родства в форме классического периода; в зависимости от уровня группы – в более далёкие тональности, а также различные виды внезапных модуляций

· период или построение другой формы с заданным началом, тональным или функциональным планом

 

Образец экзаменационного билета итогового экзамена (VII семестр)

1. Мелодическая фигурация. Неаккордовые звуки

2. Гармонический анализ: Лист Ф. «Сонет Петрарки» E-dur

3. Постепенная модуляция в форме периода: G-dur – Es-dur

4. е-moll: t-s6-VII2г-D-VII43г-D2-t6-II7-Д43-t-VI6-t-II2-II2#3- t

5. Секвенция: Алексеев Б. Задачи по гармонии. C. 243. № 11

Примерный список вопросов для устного ответа на итоговом экзамене

(VII семестр)

1. Понятие о гармонии. Роль гармонии в музыкальном целом.

2. Лад. Ладовые структуры. Ладовые функции тонов и созвучий.

3. Склад. Виды складов. Фактура. Приёмы фактуры.

4. Альтерация аккордов субдоминантовой группы

5. Альтерация аккордов доминантовой группы

6. Классификация родства тональностей

7. Отклонения в тональности первой степени родства

8. Модуляции в тональности первой степени родства

9. Постепенная модуляции в отдалённые тональности

10. Классификация модуляций

11. Неаккордовые звуки.

12. Энгармоническая модуляция

13. Мажоро-минорные системы

14. Органный пункт

15. Классификация секвенций

16. Полная диатоника мажора и минора. Фригийский оборот

Примерный список произведений для гармонического анализа

К итоговому экзамену (VII семестр)

 

1. Бетховен Л. Соната для ф-п. № 17. Ч. 1.

2. Гайдн Й. Соната для ф-п. № 5. Ч. 1.

3. Григ Э. «Баллада» (тема). «Время роз». Мелодия соч. 38, № 3.

4. Дебюсси К. «Лунный свет».

5. Лист Ф. «Всюду тишина и покой».

6. Мясковский Н. «Простые вариации» (тема).

7. Прокофьев С. «Мимолётности»: №11, № 16. «Здравица».

8. Равель М. «Античный менуэт».

9. Рахманинов С. Романсы: «Давно ль, мой друг». «Они отвечали», «Утро». Хоры: «Ангел», «Ночка», «Сосна».

10. Римский-Корсаков Н. «Цветок засохший», соч. 51. № 3. Вступление к опере «Снегурочка»

11. Россини Д. Каватина Альмавивы из оперы «Севильский цирюльник»

12. Свиридов Г. Хоры: «Топи да болота» из маленькой кантаты «Деревянная Русь», «Снег идёт», «Песня» из «Весенней кантаты».

13. Скрябин А. Прелюдии соч. 11, № 4. № 5. № 9. № 10. Мазурка соч.25, № 3.

14. Танеев С. Хоры: «На могиле», соч. 27. № 1. «Альпы», соч. 15. № 2.

15. Чайковский П. «Скажи, о чём в тени ветвей». «Мы сидели с тобой». «Размышление» соч. 42, № 1. «Мелодия» соч. 42, № 3. «Ромео и Джульетта» (побочная тема). Вальс соч. 40, № 9.

16. Чесноков П. Хоры: «На старом кургане», «Русалка», «Ночь», «Яблоня», «Листья», «Лотос».

17. Шебалин В. Хоры «Парсу», «Эхо».

18. Шопен Ф. Прелюдии: До мажор, ми минор, си минор, ми мажор.

19. Шуман Р. «В повозке еду тихо», соч.142, № 4.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

· Аккорд – созвучие из трёх или более звуков разной высоты, которые расположены или могут быть расположены по терциям (классическое определение). В современном понимании аккорд – любое сочетание звуков

· Алеаторика (лат. аlea – жребий, игральная кость) – композиторская техника незакреплённого текста, при котором исполнителю даётся право свободы исполнения (в отношении типа фактуры, метроритма)

· Альтерация – повышение или понижение неустойчивых ступеней лада с целью обострения их тяготения в устойчивые

· Атональность – организация музыкальной ткани, в которой отсутствует единый общий высотный устой. Характеризуется напряжённым фонизмом, обусловленным трактовкой диссонанса как выразительной основы гармонии

· Вводный септаккорд – септаккорд, основным тоном которого является VII ступень лада (вводный тон)

· Вспомогательный звук – неаккордовый звук на слабой метрической доле между аккордовым звуком и его повторением

· Гармонизация – выявление тонально-функциональной сущности заданной мелодии и сопровождение её соответствующими аккордами (сопрано, баса, а также средних голосов)

· Гармоническое соединение – способ связей двух аккордов, где общий звук (звуки) остаётся на месте в том же голосе

· Гармония (греч. – связь, лад, строй, соразмерность, стройность) – научная и учебно-практическая дисциплина, изучающая звуковысотную организацию музыки, созвучия и их связи. Гармония в музыке обозначает также: приятную для слуха слаженность звуков (благозвучие), объединение звуков в созвучия и их закономерное последование, аналог слову «аккорд»; применяется для характеристики высотной системы, аккордики, тональных (ладовых) функций и т.п. конкретного музыкального стиля («гармония Чайковского», «гармония венских классиков»)

· Гетерофония – музыкальный склад, промежуточный между монодическим и полифоническим; одновременное звучание вариантов одной мелодии. Чаще встречается в виде эпизодических отклонений от унисона

· Главные септаккорды лада – септаккорды V, II и VII ступеней. Остальные – побочные

· Главные трезвучия лада – трезвучия I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта) ступеней. Остальные – побочные

· Движение (виды движения) голосов: прямое – в одном направлении: восходящем либо нисходящем (параллельное – с неизменным интервалом между голосами), косвенное – при неподвижности одного или нескольких голосов, противоположное – голоса движутся в разных направлениях

· Диапазон – звуковой объём голоса или инструмента

· Динамика – громкость, сила звучания

· Диссонантная тональность – звуковысотная организация, где «тоника» – диссонирующее созвучие

· Додекафония – атональная двенадцатитоновая система, основанная на последовательности из двенадцати неповторяющихся, расположенных в строго определённом порядке тонов

· Задержание – неаккордовый звук на сильном времени (более сильной доле, чем его разрешение). Приготовленное задержание – если звук (звуки) остаётся от предыдущего аккорда

· Золотая секвенция – нисходящая по секундам, как правило, минорная секвенция с кварто-квинтовым соотношением гармонических функций

· Кадансовый квартсекстаккорд – тонический квартсекстаккорд, который используется в каденциях как задержание к доминанте

· Каденция – мелодико-гармонический оборот, завершающий музыкальное построение

· Камбиата – вспомогательный звук, брошенный скачком

· Кластер – гармония из плотно расположенных интервалов

· Консонанс (созвучие, согласное звучание) и диссонанс (нестройность, нестройное звучание) – противоположные понятия теории музыки, характеризующие слияние или неслияние восприятии одновременно звучащих тонов

· Кульминация – высшая точка музыкального развития

· Лад – системность высотных связей, объединённых центральным созвучием

· Мажоро-минор – взаимопроникновение ладов противоположного наклонения. Три развитых системы: одноименный, параллельный, однотерцовый

· Мелодическое соединение – способ соединения двух аккордов, при котором ни один из звуков не остаётся на месте, в том числе и общий (общие)

· Мелодия – одноголосная, ладово и ритмически организованная последовательность звуков, несущая определённый эмоционально-выразительный смысл

· Микрохроматика – звуковая система из интервалов меньше полутона

· Модальность – принцип гармонии, берущий за основу ладовый звукоряд. Если в тональной системе – тяготение к определённому тональному центру, то в модальной – неизменность звукоряда при свободном перемещении тонического устоя

· Модуляция – переход в другую тональность с закреплением в ней. Модуляция внутри темы – малая, межтемная – большая, охватывающая всё произведение – генеральная

· Неаккордовые звуки – не входящие в состав аккорда: задержания, проходящие, вспомогательные, предъёмы

· Нонаккорд – аккорд из пяти звуков, расположенных по терциям. В неполном нонаккорде отсутствует квинтовый тон; располагается четырёхзвучно без повторения какого-либо тона

· Одноименные тональности – мажор и минор, имеющие общую тонику (C-dur – c-moll)

· Однотерцовые тональности – мажор и минор, имеющие общую терцию (C-dur – cis-moll)

· Органный пункт – звук (созвучие), выдерживаемый или повторяемый, на фоне которого происходит смена гармонии

· Отклонение – переход в другую тональность без закрепления в ней

· Параллельный мажоро-минор (миноро-мажор) – смешение гармонических форм мажора и параллельного минора: для мажора – гармоническая доминанта параллельного минора (III d), для минора – гармоническая субдоминанта параллельного мажора (VI m)

· Партитура – способ нотной записи многоголосных музыкальных произведений на более чем двух нотоносцах, расположенных один под другим и разделённых тактовыми чертами

· Переменный лад – переменность устоя без изменения звукоряда (или наоборот)

· Перемещение – повторение аккорда с изменением его мелодического положения или расположения, либо мелодического положения и расположения одновременно

· Переченье – противоречие между звуком натуральной ступени в одном голосе и его альтерационным изменением в другом, обычно в другой октаве

· Период – наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законченную музыкальную мысль

· Полиметрия – одновременное сочетание различных метров

· Полиладовость – одновременное сочетание разных ладов (при одной тонике), также вообще сочетание различных по составу звукорядов (обычно диатонических)

· Политональность – вид ладотонального изложения, основанный на синтезе двух или более тональностей

· Постепенная модуляция – строящаяся как цепь последовательных переходов через тональности первой степени родства

· Предъём – неаккордовый звук, чуждый данному аккорду, входящий в состав последующего

· Прерванный оборот – содержащий переход доминанты в VI ступень (VI b)

· Проходящий звук – неаккордовый звук на слабой или относительно сильной доле между разными аккордовыми звуками

· Пуантилизм – метод композиции, где музыкальная ткань создаётся не из соединений мелодических линий или аккордов, а из «точек»-звуков или «точек»-аккордов, разъединённых паузами и (или) скачками

· Расширенная (хроматическая) тональность – форма ладовой организации, предполагающая возможность в пределах данной тональности любого аккорда на каждом из звуков хроматической гаммы. При этом значение тоники как «центра притяжения» сохраняется

· Расщепление (тона) – одновременное звучание в аккорде пониженного и повышенного варианта одного и того же тона

· Секвенция – повторение мотива или гармонического оборота на другой высоте непосредственно вслед за первым его проведением. Повторяемая часть – звено секвенции. Интервал перемещения звеньев секвенции – шаг секвенции. Первое звено – мотив, модель секвенции

· Секстаккорд – первое обращение трезвучия. Возможно 10 вариантов расположения при тесном (наличие унисона) – 4, широком (наличие октавы) – 4 и смешанном (октава между сопрано и тенором) – 2 расположениях

· Септаккорд – аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям. При четырёхголосном складе записывается на двух нотных станах без удвоения какого-либо тона при тесном (3 вида) и широком (3 вида) расположениях. Неполный септаккорд – четырёхзвучный аккорд с удвоением основного тона (вместо отсутствующего квинтового тона)

· Синкопа – перемещение акцента с сильной или относительно сильной доли такта на слабую

· Скачок – ход голоса на интервал, шире терции (в полифонии строгого стиля терция считается скачком)

· Склад – принцип изложения музыкальной ткани, понятие, определяющее специфику развёртывания голосов, логику их горизонтальной и вертикальной организации. Основные виды: монодия (одноголосие, не предполагающее аккордово-гармонической основы), полифония (одновременное звучание двух и более мелодий), гомофония (взаимодействие трёх основных функций голосов – мелодии, баса и гармонических голосов, ясное разделение голосов на главный и сопровождающие)

· Скользящие аккорды – параллельные последования трезвучий, септаккордов, нонаккордов и их обращений

· Сонорика (лат. sonare – звучать) – гармония, основывающаяся исключительно на красочной характерности, фонизме созвучий. Сонор – это краска, гармония-тембр

· Субдоминантсептаккорд – септаккорд II ступени, наиболее яркий представитель аккордов группы субдоминанты (вбирающий все ступени субдоминантовой группы)

· Тесситура – часть диапазона, свойственная данному голосу или инструменту или использованная в данном музыкальном произведении

· Трезвучие – аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям

· Тональность – лад с определённой тоникой, имеющий свои постоянные знаки альтерации

· Унисон – одновременное сочетание звуков одной высоты в двух или нескольких голосах

· Фактура – оформление музыкальной ткани. Чувственно воспринимаемый, непосредственно слышимый звуковой слой музыки

· Фригийский оборот – гармонизация нисходящего верхнего тетрахорда натурального минора

· Хроматизм – повышение или понижение ступеней, вызывающее новые тяготения. В широком смысле – любое повышение или понижение ступени лада

· Эллипсис (пропуск, выпадение) – замена аккорда, ожидаемого по функциональной логике, на другой, нарушающий эту логику

· Энгармонизм – совпадение по звучанию (звуков, интервалов, аккордов, тональностей) при различном их значении и нотации

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Вариант 1

№ п/п Вопрос Предлагаемые варианты ответов Пра вильные ответы
1.   Трезвучия каких ступеней яв­ляются бифункциональными? а) I и III б) III и VI в) VII и II  
2. Какие из перечисленных то­нальностей являются по от­ношению к Es-dur тональностями третьей степени родства (классификация Н.А.Римского-Корсакова)? а) А, а, h б) Д, Е, F в) f, g, Аs  
3. Какой из гармонических обо­ротов называется «проходя­щим»? а) К64 – Д7 – Т б) VII2 – Д – VII43 в) T – II2 – T    
4. Общими (переходными) ак­кордами-тональностями для тональностей II степени род­ства (гр. В) являются… а) тональности гармонических ладов б) одноименные тональности в) однотерцовые тональности  
5. «Рахманиновская» гармония – это…   а) Д7 с повышенной квинтой б) VII43 с квартой в) Т7    
6. Какие из перечисленных то­нальностей являются по от­ношению к Es-dur тональностями второй степени родства? а) G, d, b, D б) f, g, As, a в) e, B, h, fis  
7. Какой из гармонических обо­ротов называется «вспомога­тельным»? а) К64 – Д7 – Т б) VII2 – Д – VII43 в) T – II2 – T  
8. Какой из гармонических обо­ротов называется «прерванной каденцией»? а) Д7 – VI б) Д7 – Т в) Т – Д43 – Т6  
9. При скачке мелодии на сексту вверх расположение аккорда (как правило)… а) сохраняется б) меняется с тесного на широкое в) меняется с широкого на тесное    
10. «Неаполитанская» гармония – это созвучия, относящиеся к сфере… а) III низкой ступени б) VI низкой минорной ступени в) II низкой ступени  
11. Гармоническое соединение аккордов – это способ соеди­нения двух аккордов, при ко­тором… а) общий звук или звуки остаются на месте в том же голосе б) общие звуки не остаются на месте в тех же голосах в) все звуки двигаются вверх  
12. Автентическая каденция – это… а) гармонические обороты Д – Т в на­чале предложения или периода б) гармонические обороты Д – Т в конце предложения или периода в) гармонические обороты S – Т в конце предложения или периода    
13. Аккорд трагических кульми­наций произведений П.И.Чайковского (гармония «смерти») – это… а) VI53 гармонического мажора б) ДД7 b 5 в мажоре в) S7 с повышенной примой (в миноре)  
14. При перемещении аккорда меняется… а) его функция б) структура (терцовая на нетерцовую или наоборот) в) мелодическое положение или распо­ложение или то и другое одновременно    
15. Перемещение аккорда – это… а) его повторение в изменённом виде б) его переосмысление в другой то­нальности в) смена его функции  
16. При нормативном разрешении Д7 в Т53 в тонике удваивается… а) прима б) терция в) квинта  
17. Плагальная каденция – это… а) гармонические обороты S – Т в на­чале предложения или периода б) гармонические обороты S – Д – Т в конце предложения или периода в) гармонические обороты S – Т в конце предложения или периода    
18. Кадансовый квартсекстаккорд – это аккорд… а) заключительных частей построений б) начальных частей построений в) начальных и заключительных частей построений  
19. Альтерация – это изменение… а) неустойчивых ступеней лада б) вида аккорда в) функции аккорда  
20. При мелодическом соединении двух аккордов… а) все звуки ведутся в одном направле­нии б) все звуки ведутся вверх в) все звуки ведутся вниз г) ни один из голосов (даже при нали­чии общего звука) не остаётся на месте    
21. Половинная плагальная кА­денция – это… а) заключительная каденция типа S – Т б) любой гармонический оборот, со­держащий аккорды субдоминантовой функции в) каденция, заключающая первое предложение аккордами субдоминан­товой группы  
22. Какой из перечисленных ак­кордов – т.н. «ложный» доми­нантсептаккорд? а) Основной доминантсептаккорд с по­бочными тонами б) В миноре – S65 с повышенной при­мой в) В мажоре – Д7 с пониженной квин­той  
23. «Прокофьевская» доминанта – это… а) аккорды доминантовой группы с расщеплённой квинтой б) аккорды тонической группы с по­бочными тонами в) аккорды доминанты с повышенной квинтой и септимой  
24. В секстаккордах главных сту­пеней лада нежелательно уд­воение… а) примы б) терции в) квинты    
25. При нормативном разрешении VII7 и его обращений в тонику удваивается… а) прима б) терция в) квинта    

Вариант 2

№ п/п Вопрос Предлагаемые варианты Ответов Пра вильные ответы
1. Какие существуют типы соот­ношения трезвучий? а) прямое, косвенное, противоположное б) кварто-квинтовое, терцовое, секун­довое в) мелодическое и гармоническое  
2. При скачке мелодии на квинту вниз расположение аккорда (как правило)… а) меняется с широкого на тесное б) меняется с тесного на широкое в) сохраняется  
3. Половинная автентическая каденция – это… а) заключительная каденция типа Д – Т б) каденция, заключающая первое предложение аккордами доминантовой группы в) любой гармонический оборот, со­держащий аккорды субдоминантовой функции    
4. Шаг секвенции – это… а) интервал перемещения звена секвен­ции б) величина, измеряющая промежуток времени между началом первого и окончанием последнего звеньев сек­венции в) сумма интервалов перемещений всех звеньев секвенции  
5. При нормативном разрешении II7 и его обращений в тонику удваивается… а) прима б) терция в) квинта  
6. При тесном расположении трезвучия расстояние между соседними голосами (сопрано-альт, альт-тенор) должно быть не больше… а) кварты б) сексты в) октавы г) терции  
7. При широком расположении трезвучия расстояние между соседними голосами (сопрано-альт, альт-тенор) должно быть не меньше… а) октавы б) ундецимы в) малой ноны г) квинты    
8. Септаккорды каких ступеней называются побочными (сек­венцаккордами)? а) V, VII б) I, III, IV, VI в) VII, II    
9. Какие существуют типы дви­жения голосов? а) прямое, косвенное, противополож­ное б) кварто-квинтовое, терцовое, секун­довое в) мелодическое и гармоническое.  
10. Мотив секвенции – это: а) первое звено секвенции б) мелодическая связка, объединяющая звенья секвенции в) гармонический оборот, завершаю­щий секвенцию  
11. Какое из перечисленных со­звучий – особая хроматиче­ская медианта? а) c-e-g в E-dur б) as-ces-es в с-moll в) f-a-c в D-dur    
12. К какой функциональной группе принадлежит трезву­чие второй ступени? а) тонической б) доминантовой в) субдоминантовой  
13. Тональности В-dur и Ges-dur по отношению к Аs-dur – тональ­ности (классификация Рим­ского-Корсакова)… а) первой степени родства б) второй степени родства (группа А) в) второй степени родства (группа В) г) третьей степени родства    
14. Тройное задержание – это… а) одновременное задержание в трёх голосах б) повторение одного и того же звука в трёх разных аккордах в) одновременное звучание гармоний трёх разных функциональных групп  
15. Побочные доминанты – это… а) участвующие в отклонениях моду­лирующие доминанты, не теряющие связи с начальной тональностью б) обращения основного доминантсеп­таккорда в) аккорды субдоминанты  
16. Фригийский оборот – это… а) гармонизованный нисходящий верх­ний тетрахорд натурального минора б) любой гармонический оборот, со­держащий созвучия II низкой ступени в) гармонический оборот, завершаю­щийся трезвучием II низкой ступени    
17. В неполном септаккорде от­сутствует (как правило)… а) прима б) терция в) квинта  
18. Сопоставление – это появле­ние новой тональности… а) на грани двух музыкальных по­строений б) посредством модулирующего пере­хода в) посредством модулирующей одно­голосной связки  
19. Какой из перечисленных не­аккордовых звуков употреб­ляется на сильном времени? а) вспомогательный б) проходящий в) предъём г) задержание    
20. Переченье – это… а) хроматизация звука в другом голосе б) переход общего звука в другой голос в) хроматизация устойчивых ступеней лада  
21. Тональностями диатониче­ского родства (I степени род­ства) по отношению к f-moll являются… а) g, B, d б) b, Des, Es в) e, G, a    
22. В неполном нонаккорде от­сутствует (как правило)… а) прима б) терция в) квинта  
23. Вторичной альтерацией аккордов субдоми­нантовой группы в мажоре считается... а) понижение VI ступени лада б) повышение II ступени лада в) повышение IV ступени лада    
24. «Прометеев аккорд» – это… а) Д43 с повышенной квинтой в мажоре б) VII2 c пониженной квинтой в миноре в) нонаккорд с секстой и пониженной квинтой в мажоре    
25. Модулирующий аккорд – это… а) созвучие, репрезентирующее основ­ную (первоначальную) тональность б) созвучие, которое следует за общим (посредствующим) аккордом и выяв­ляет новую тональность в) созвучие, принадлежащее обеим то­нальностям  

 

Ключи к тестам

Вариант 1

1. б 6. а 11. а 16. а 21. в
2. а 7. в 12. б 17. в 22. б
3. б 8. а 13. в 18. а 23. в
4. а 9. б 14. в 19. а 24. б
5. б 10. в 15. а 20. г 25. б

Вариант 2

1. б 6. а 11. б 16. в 21. б
2. а 7. г 12. в 17. а 22. в
3. б 8. б 13. б 18. а 23. б
4. а 9. а 14. а 19. г 24. в
5. в 10. а 15. а 20. а 25. б

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абызова Е. Гармония / Е. Абызова. – М., 2001.

2. Алексеев Б. Задачи по гармонии / Б. Алексеев. – М, 1976.

3. Аренский А. Сборник задач (1000) для практического изучения гармонии / А. Аренский. – М., 1969.

4. Берков В. Гармония / В. Берков. – М., 1970.

5. Визель. З. Начальные упражнения по гармонии на фортепиано / З. Визель. – Свердловск, 1990.

6. Дубовский И. Учебник гармонии / И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов. – М., 1985.

7. Дьячкова Л. Гармония в музыке ХХ века / Л. Дьячкова. – М., 1994.

8. Зелинский В. Курс гармонии в задачах / В. Зелинский. – М., 1982.

9. Максимов С. Упражнения по гармонии на фортепиано / С. Максимов. – М., 1977.

10. Мясоедов А. Задачи по гармонии / А. Мясоедов. – М., 1994.

11. Мясоедов А. Учебник гармонии / А. Мясоедов. – М., 1980.

12. Мясоедова Н. Пособие по игре на фортепиано в курсе гармо­нии / Н. Мясоедова, А. Мясоедов. – М., 1986.

13. Мутли А. Сборник задач по гармонии / А. Мутли. – М., 1986.

14. Мюллер Т. Гармония / Т. Мюллер. – М., 1982.

15. Римский-Корсаков Н. Практический учебник гармонии / Н. Римский-Корсаков. – М., 1952.

16. Скребкова О. Хрестоматия по гармоническому анализу / О. Скребкова, С. Скребков. – М., 1978.

17. Соловьёва Н. Упражнения на фортепиано в курсе гармонии / Н. Соловьёва. – М., 1989.

18. Степанов А. Гармония / А. Степанов. – М., 1971.

19. Степанов А. Творческие и инструктивные задания по гармонии / А. Степанов. – М., 2006.

20. Тюлин Ю. Краткий теоретический курс гармонии / Ю. Тюлин. – М., 1978.

21. Тюлин Ю. Задачи по гармонии / Ю. Тюлин, Н. Привано. – М., 1960.

22. Тюлин Ю. Образцы решения гармонических задач / Ю. Тюлин, Н. Привано. – М., 1966.

23. Тюлин Ю. Учебник гармонии / Ю. Тюлин, Н. Привано. – М., 1986.

24. Шацилло А. Некоторые вопросы методики обучения гармонизации мелодии / А. Шацилло. – М., 1982.

25. Шульгин Д. Теоретические основы современной гармонии / Д. Шульгин. – М., 1994.

26. Хрестоматия по гармонии / Сост. Н. Привано. – М., 1967. – Вып. 1. М., 1970. – Вып. 2.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Программа курса…………………………………………………………………….3

 

Пояснительная записка………………………………………………..……...3

 

Примерный тематический план…………...…………………………………4

 

Содержание курса ……………..……………………………………………...5

 

Практические задания……..……………..………………………………………...15

 

Краткие методические указания……..……………………………………………23

 

Методические рекомендации для преподавателей.……………………………..23

 

Руководство самостоятельной работой студентов……………………………….29

 

Методические рекомендации для студентов………………………......................30

 

План анализа музыкального произведения (фрагмента)………………………...32

 

Экзаменационные требования …………………………………………………….33

 

Примерные требования к промежуточному экзамену (V семестр)……....33

 

Образец экзаменационного билета промежуточного экзамена

(V семестр)...…………………………………………………………………33

 

Примерный список вопросов для устного ответа на промежуточном

экзамене (V семестр)….…………………………………………………….34

 

Примерный список произведений для гармонического анализа

к промежуточному экзамену (V семестр)…..……………………………...34

 

Примерные требования к итоговому экзамену (VII семестр)…………….35

 

Образец экзаменационного билета итогового экзамена (VII семестр)..…35

 

Примерный список вопросов для устного ответа на итоговом экзамене (VII семестр)………………..………………………………………………..35

 

Примерный список произведений для гармонического анализа к итоговому экзамену (VII семестр)…………………………………………………..36

 

Терминологический минимум……………………………………………………..37

 

Тестовые задания для контрольной проверки знаний…………………………...41

 

Ключи к тестам……………………………………………………………………..47

 

Библиографический список………………………………………………………..47

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь