Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и задачи палеографии.



Предмет и задачи палеографии.

Палеография - вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, изучающая внешние признаки письменных источников (приметы) в их историческом развитии.

 

Термин " палеография" впервые употребил в начале XVIII в. французский историк Б. Монфокон, автор книги по греческой палеографии (1708). С его именем связано выделение палеографии из дипломатики в качестве отдельной исторической дисциплины, выполняющей вспомогательную функцию по отношению к истории как науке. Этот термин состоит их двух греческих слов: " палайос" - древний, " графос" - пишу.

 

К внешним признакам рукописей исследователи относят:

-алфа­витную систему,

-графические особенности букв,

-материал и орудия письма,

-чернила,

-украшения рукописей (вязь, орнамент, инициалы),

-водяные знаки (филиграни),

-формат и переплет рукописей.

 

Основными задачами палеографии являются:

- вооружение навыками правильного чтения рукописей и ус­тановления их содержания;

- выяснение авторства, времени и места написания письмен­ных источников;

- установление подлинности рукописного источника.

 

Изучение датированных источников показывает, что на про­тяжении веков материал рукописей, начертание букв и украше­ния изменялись. Изучение этих изменений позволяет установить да­ту рукописей, в которых отсутствуют указания на время их на­писания, в этом случае с учетом всей совокупности внешних палео­графических особенностей рукописного источника дата установле­ния приблизительно - в пределах десятилетия или столетия.

 

Палеография изучает преимущественно рукописные источни­ки до XIX века. Но принципы палеографического анализа могут применяться и в исследовании документов по­следних двух столетий. Палеографический метод заключается в наблюдении надсовокупностью палеографических признаков и выявлении их соответствия друг другу для определенного периода времени. Например, в Древней Руси документы писались на пергамене и уставом. Потребности экономического, политического и культурного развития сер. XIV – к. XV вв. привели к появлению более ускоренного письма – полуустава, а дорогостоящий материал пергамен стал постепенно вытесняться бумагой. XV-XVII вв. соответствовал более высокий уровень развития производительных сил и централизации Русского государства. В этот период ведущим типом делового письма стала скоропись, а материалом для письма – бумага. Т.е. каждому историческому этапу присуща совокупность определенных палеографических признаков. Несоответствие хотя бы одного из этих признаков " своей" эпохе свидетельствует о копии или подделке рукописи. К примеру, фиолетовыми чернилами и стальным пером не могут быть написаны подлинники конца XVIII в., хотя все остальные признаки (тип письма, водяные знаки) совпадают с этим временем.

 

Палеография связана со многими сопредельными ВИД, к числу которых относят­ся: историческая хронология; метрология; дипломатика, зани­мающаяся определением происхождения, подлинности, даты, а также внешних особенностей исторических источников, главным образом, актового материала; археография; ну­мизматика; геральдика; генеалогия; кодикология, изучающая состав и судьбу средневековых рукописных книг; эпиграфика.

 

Общей палеографии не существует. В зависимости от систем алфавита и языка различают разные виды палеографий (греческая, латинская, славяно-русская, грузинская и пр.). Наше внимание привлекает, прежде всего, русская палеография. Следует отметить, что возникновение письменности на Руси связано с оформлением древнерусской народности, развитием социально-экономического строя и культуры.

 

Образование Древнерусского государства обусловило введение единого алфавита и его развитие. В процессе формирования, расширения и централизации Русского государства развивалась и русская письменность: вырабатывалась графика, типы и виды письма, изыскивались материалы и орудия, утверждались приемы его декоративного оформления. В последующие периоды определились грамматические основы русского языка.

 

Внешний вид рукописи и орудия письма. Чернила и краски.

Самый древний русский рецепт чернил — сажа с камедью (вишневым клеем), разведенная на обыкновенной воде. Это так называемые «копченые» чернила.

XV век дал новый рецепт — «вареные» чернила: «часть дубовые коры, другая ольховые, полчасти ясеневые и сего наклади полон сосуд железен или глинян и вари с водою дондеже искипит вода мало не все, и оставшую часть воды влий в сосуд опришний, и паки налив воды вари таноже, и наклади свежие коры и потом вари без коры, а вложи жестылю в плат завязав и железину вложи и мешат, а на третий день пиши».

В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую.

Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.

Самый древний рецепт чернил принадлежит египтянам — смесь сажи и масла для письма на папирусе. Из пурпура и киновари делали красные, «придворные», чернила. А в состав черных входили сажа, косточки и лоза винограда, древесный костяной уголь. В XVI веке изобрели используемые до сих пор железные чернила. Для их изготовления перерабатывали ольховые корни, ореховую или дубовую кору. С тех пор было изобретено множество рецептов чернил, включая «вечные» и даже невидимые.

 

 

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЦИФР.

До введения в XVIII в. арабских цифр, на Руси и в России цифры обозначались буквами ки-

рилловского алфавита. Традиция эта была заимствована из Византии. Некоторых букв кирил-

ловского алфавита не было в греческом языке (" б" и " ж" ), и порядок букв греческого алфавита

не совпадал с кириллицей (" фита" в нем следовала за " и" ). Кроме того, древнерусская цифро-

вая система не знала нуля. Поэтому цифры от 1 до 9, а также цифра 10 обозначались буквами

кириллицы, начиная с буквы " аз", но не совсем в том порядке, в котором они располагались в

алфавите.

Числа от 11 до 19 обозначались соединением буквы, обозначающей цифру от 1 до 9, с буквой " i" (" и десятеричное" ), обозначающей 10. Однако порядок написания цифр в этих числах отличался от современного. Числа записывали так, как они назывались:

одиннадцать = один на десять, двенадцать = на десять и т. д. Иными словами, снача

ла писали букву, обозначающую единицы, а затем – букву, обозначающую 10.

Этот порядок записи распространялся только на числа от 11 до 19. Во всех остальных случаях при написании числа использовался привычный для нас порядок цифр.

Числа, обозначающие " круглые" десятки и сотни, обозначались соответствующими буквами каждое.

Тысячи не обозначались особыми буквами. Для их обозначения использовались уже

имеющиеся буквенные выражения цифр, а перед буквой внизу строки ставился особый значок,

напоминающий крест с двумя перекладинами.

Чтобы буквы, обозначающие цифры и числа, выделялись в тексте (состоящем из таких же

букв), цифры и числа выделялись титлами. Иногда цифра и числа отделялись от остального

текста точками или группами точек.

 

13. Украшение текста древнерусских рукописей.

В начале рукописи или главы, а иногда и абзаца перед текстом делались заставки- декоративные или сюжетные изображения, которые занимали всю ширину листа, а по высоте до трети. В конце старинной книги или ее глав и разделов имелись концовки, подобные заставкам, но меньших размеров. Разрисованные и увеличенные первые заглавные буквы, начинающие текст книги, получили название инициалы. Украшением многих рукописей служили миниатюры- раскрашенные от руки иллюстрации в тексте. Такие старинные рукописи именовались " лицевыми".
Мастер- переписчик в зависимости от традиций того или иного художественного центра и особенностей копируемого оригинала устанавливал общий формат книги и решал, как писать: в два или один столбец. Он должен был найти пропорции между общим размером книги и размером текста. Все графическое, шрифтовое и художественное оформление зависело от него.

 

Орнаментальные украшения в книгу вносили уже после того, как текст был написан. Нередко можно встретить рукописные произведения с незаполненными местами или черновыми наброскамиукрашений. Не часто мы обнаруживаем имя художника, исполнившего миниатюру, заставки и инициалы, поэтому довольно трудно разделить работу писца и художника. Он приступал к своему многосложному делу со " страхом божиим и верою", с молитвой и заканчивал работу благодарением Богу.

 

Заставки — небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста. Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое, их основная функция — «ввести читателя» в текст книги, дать ему определенный философско-эстетический настрой. Кроме того, заставки применялись для того, чтобы зрительно разделять текст книги на части.

Чаще всего заставки имели прямоугольную форму и были разнообразны по цветовой гамме. В одной книге помещалось от 2 до 6 заставок. В некоторых заставках помещались изображения святых.

 

Концовки — различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов.
Если заставки являются неотъемлемыми элементами оформления рукописной книги, то концовка в виде декоративно-сюжетной композиции для нее не характерна; роль концовки в древнерусской книге, как правило, выполняли последние строки текста, которым придавалась форма воронки (текста сводился в воронку путем сокращения числа букв справа и слева строки).
Изредка встречаются также заключения в форме креста и круга.


Были распространены и полевые украшения — это узоры на полях, которые часто называют цветки.

14. Предмет и задачи нумизматики.

Предметом изучения нумизматики являются монеты в их взаимосвязи с историей, политикой, культурой, техникой и экономикой. Нумизматика является и общественной наукой, которая выполняет две общественные функции:

• выявляет памятники культуры, делает их достоянием общества;

• участвует в изучении общества.

 

 

Общественными функциями нумизматики являются:
а) выявление нумизматических памятников истории и культуры;
б) изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих – особенно в отношении античности и средних веков – более глубокому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

К специфическим задачам нумизматики относятся: разработка принципов и методов изучения монетных находок и описания монет; регистрация и классификация – историческая, территориальная и метрологическая – объектов нумизматического исследования; изучение различных форм и типов монет и других видов денег и выявление исторических фактов, обусловивших их возникновение; изучение закономерностей, особенно причин возникновения последствий процесса порчи монет; изучение истории метрологических фактов монетного дела; изучение техники изготовления монет и форм организации монетного производства; изучение возникающих в связи с монетным делом конкретных явлений товарно-денежных отношений; изучений истории монетного права, монетного законодательства и монетных конвенций; выявление области распространения монет какого-либо определённого типа формы выражения экономических контактов.

Главной задачей нумизматики является составление нумизматических каталогов, необходимых для изучения и идентификации монет (самые известные – каталоги Krause).

 

 

Б) Техника монетного дела.

Одним из первых металлов, применяемых в монетном деле, был естественный сплав золота и серебра — электрон или электр (ή λ ε κ τ ρ ο ν ), или, как его называли греки, «белое золото». Чистое золото как монетный металл появляется позже электра.

Электровые, серебряные и золотые монеты обслуживали нужды крупной торговли, участвовали в больших торговых операциях, так как стоимость крупных номиналов «монет из драгоценных металлов в древности была сравнительно высокой. Из-за отсутствия в обращении до IV в. до н. э. монет из дешевого металла, меди, которые могли служить разменными деньгами, приходилось чеканить серебряные монеты очень мелких номиналов, вес которых часто не превышал 0, 18 г и даже доходил до 0, 047 г.
Медь, которая играла по отношению к золоту и серебру вспомогательную роль, получила широкое распространение только в IV в. до н. э. 3. Из меди чеканилась мелкая разменная монета, служившая нуждам местного внутреннего рынка. Греки употребляли медь различного состава, были известны сплавы ее с другими металлами— так называемая эгинская, коринфская, делосская медь. Римлянам была известна бронза (сплав меди с оловом) и латунь (сплав меди с цинком).
Другие металлы в монетном деле применялись очень редко и распространение их было локально ограниченным.

В монетном деле в Греции и Риме употреблялись драгоценные металлы очень высокой пробы. Проба для золота была не ниже 98%, для серебра не ниже 95%.

Античная монетная техника знала два способа производства монеты — чекан и литье.

Вполне доказано и неоспоримо, что чеканка монеты —наиболее ранний и наиболее распространенный способ изготовления монеты. Литье применялось в большинстве случаев при производстве крупных медных монет, чеканить которые было очень трудно 4.

Техника чекана. Инструментами, необходимыми для чекана монет, были наковальня, молот, клещи или щипцы, штемпели лицевой и оборотной сторон, на которых вырезано то или иное изображение. Монетный кружок отливался заранее в определенном весе и размере. Ударом штемпеля по монетному кружку негативное изображение штемпелей наносилось на монету. Нижний штемпель был врезан в наковальню (обычно это штемпель лицевой стороны) и имел более глубокий рельеф. Эта наковальня с укрепленным на ней штемпелем называлась α κ μ ο ν ί σ κ ο σ. Верхний штемпель имел цилиндрическую форму и накладывался на монету. На нем обычно сохранялись следы от многочисленных ударов молота, а при частом употреблении верхушка у него расплющивалась.
Таким образом, процесс изготовления монеты сводился к следующему: заранее отливалось в глиняной или каменной форме необходимое количество монетных кружков, выверялся их вес. Затем они разогревались до определенной температуры и по очереди накладывались на наковальню. Эту операцию производил один рабочий, другой рабочий прикладывал верхний штемпель и ударял по нему молотом.
Весь процесс чеканки одной монеты длился около 6—7 секунд. В результате такой поспешности при примитивной ручной технике получалось большое количество поврежденных монет, со смещенным изображением, поврежденными, сдвоенными надписями, так называемые «incusi» — монеты, которые чеканились не штемпелем, а застрявшим в нем предыдущим экземпляром. Однако все такие бракованные монеты пускались в обращение наряду с хорошими.

Рис. 4. Штемпели лицевой и оборотной сторон

Техника литья. Техника литья развивалась независимо друг от друга в г. Ольвии в VI в. до н. э. и в древнем Риме в IV в. до н. э. Ольвийские литые медные монеты по сходству техники изготовления и размеру с римскими часто неправильно называют ассами.
Отливка монет производилась группами в групповой форме. Об этом свидетельствуют оставшиеся на некоторых монетах следы металла, соединявшего монеты (литники). В коллекции Британского музея имеется такая группа соединенных монет. После от ливки литники разрубались и на месте разрубания оставался след. Формы для литья делались из глины, на поверхность которой оттискивалось изображение монеты, после чего глина обжигалась. Форма состояла из двух половинок, в результате смещения которых монета иногда приобретала неправильную форму гурта.

Рис. 5. Литейные формы

В) фальшивомонетничество.

Фальсификация монет с целью наживы появилась одновременно с первыми металлическими деньгами. Самые старые обнаруженные фальшивые деньги — это копия серебряной монеты VI в. до н. э. с греческого острова Эгина. Подделка выполнена из меди с серебряным покрытием при очень высоком техническом исполнении[1].

Изначально, когда деньги обладали реальной стоимостью, равной весу золота, серебра, меди, содержащейся в монетах, основным способом был выпуск фальшивых монет из более дешёвых сплавов или меньшего размера. Причём оба эти способа применялись также самим государством, князем, лордом, но в последнем случае это никогда не называлось выпуском фальшивых монет, ведь они были настоящие, просто меньшей стоимости (см. «Порча монет»). Иногда это приводило к народным волнениям.

К фальшивомонетничеству иногда относят намеренную порчу монет из драгоценного металла с целью их облегчения и, таким образом, присвоения себе украденного металла. Например, в допетровской России серебряная копейка имела неправильную форму, близкую к овалу (это было связано со способом чеканки таких монет). Так как на монете неправильной формы порча не слишком заметна, была чрезвычайно распространена порча монет путём отрезания кусочков серебра от края (см. «Обрезывание монет»).

В новейшей истории выпуском фальшивых денег занимались и на государственном уровне с целью подрыва экономики враждебной державы. Одно из первых упоминаний — использование Наполеоном фальшивых русских денег в войне 1812 года.

 

 

Предмет и задачи палеографии.

Палеография - вспомогательная (специальная) историческая дисциплина, изучающая внешние признаки письменных источников (приметы) в их историческом развитии.

 

Термин " палеография" впервые употребил в начале XVIII в. французский историк Б. Монфокон, автор книги по греческой палеографии (1708). С его именем связано выделение палеографии из дипломатики в качестве отдельной исторической дисциплины, выполняющей вспомогательную функцию по отношению к истории как науке. Этот термин состоит их двух греческих слов: " палайос" - древний, " графос" - пишу.

 

К внешним признакам рукописей исследователи относят:

-алфа­витную систему,

-графические особенности букв,

-материал и орудия письма,

-чернила,

-украшения рукописей (вязь, орнамент, инициалы),

-водяные знаки (филиграни),

-формат и переплет рукописей.

 

Основными задачами палеографии являются:

- вооружение навыками правильного чтения рукописей и ус­тановления их содержания;

- выяснение авторства, времени и места написания письмен­ных источников;

- установление подлинности рукописного источника.

 

Изучение датированных источников показывает, что на про­тяжении веков материал рукописей, начертание букв и украше­ния изменялись. Изучение этих изменений позволяет установить да­ту рукописей, в которых отсутствуют указания на время их на­писания, в этом случае с учетом всей совокупности внешних палео­графических особенностей рукописного источника дата установле­ния приблизительно - в пределах десятилетия или столетия.

 

Палеография изучает преимущественно рукописные источни­ки до XIX века. Но принципы палеографического анализа могут применяться и в исследовании документов по­следних двух столетий. Палеографический метод заключается в наблюдении надсовокупностью палеографических признаков и выявлении их соответствия друг другу для определенного периода времени. Например, в Древней Руси документы писались на пергамене и уставом. Потребности экономического, политического и культурного развития сер. XIV – к. XV вв. привели к появлению более ускоренного письма – полуустава, а дорогостоящий материал пергамен стал постепенно вытесняться бумагой. XV-XVII вв. соответствовал более высокий уровень развития производительных сил и централизации Русского государства. В этот период ведущим типом делового письма стала скоропись, а материалом для письма – бумага. Т.е. каждому историческому этапу присуща совокупность определенных палеографических признаков. Несоответствие хотя бы одного из этих признаков " своей" эпохе свидетельствует о копии или подделке рукописи. К примеру, фиолетовыми чернилами и стальным пером не могут быть написаны подлинники конца XVIII в., хотя все остальные признаки (тип письма, водяные знаки) совпадают с этим временем.

 

Палеография связана со многими сопредельными ВИД, к числу которых относят­ся: историческая хронология; метрология; дипломатика, зани­мающаяся определением происхождения, подлинности, даты, а также внешних особенностей исторических источников, главным образом, актового материала; археография; ну­мизматика; геральдика; генеалогия; кодикология, изучающая состав и судьбу средневековых рукописных книг; эпиграфика.

 

Общей палеографии не существует. В зависимости от систем алфавита и языка различают разные виды палеографий (греческая, латинская, славяно-русская, грузинская и пр.). Наше внимание привлекает, прежде всего, русская палеография. Следует отметить, что возникновение письменности на Руси связано с оформлением древнерусской народности, развитием социально-экономического строя и культуры.

 

Образование Древнерусского государства обусловило введение единого алфавита и его развитие. В процессе формирования, расширения и централизации Русского государства развивалась и русская письменность: вырабатывалась графика, типы и виды письма, изыскивались материалы и орудия, утверждались приемы его декоративного оформления. В последующие периоды определились грамматические основы русского языка.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь