Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Телесная смерть и бессмертие души



VI. Эсхатология

 

Учение о конечных судьбах человека и мира называется эсхатологией – от слова eã sxaton – предел, конец, цель. Разделяется на две части – частная и общая эсхатология. Первая – о посмертной участи человека, вторая – о конце этого мира.

Телесная смерть и бессмертие души

Идея бессмертия души есть идея исключительно библейская. За пределами традиции Откровения она не встречается. Когда говорят о том, что в религиях, которые не являются религиями Откровения, присутствует учение о бессмертии души, то под этим понимается нечто весьма отличное от того, что понимает под бессмертием души Библия. Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные восточные учения. Но это не означает, что они признают личное бессмертие. Душа как невещественная субстанция сохраняется для вечности, но она спасается лишь как некая голая схема; неповторимый рисунок человеческой личности при этом неизбежно распадается. Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции, оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека.

Священное Писание говорит, что Бог не сотворил смерти: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2, 28-24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смертность не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Человек не умер бы, если бы не согрешил.

В Священном Писании о телесной смерти говорится как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. Апостол Петр говорит: Скоро должен оставить храмину мою (2 Пет. 1, 14), а в следующем стихе он называет свою смерть отшествием. Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти апостол Павел: Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах (2 Кор. 5, 1), или Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23), или Время моего отшествия настало (2 Тим. 4, 6).

В Священном Писании говорится о невозможности уничтожения души, например, Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28); Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 9-31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день. Священное Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения.

В 1 Тим. 6, 16 говорится, что Бог есть Единый, имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души? В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, Создавшему возможно уничтожить бессмертное, т.е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться.

 

Частный суд

Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Священном Писании Ветхого Завета в Сир. 11, 26-27 о частном суде говорится: Легко для Господа – в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его. В Новом Завете сказано: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.

Что такое суд? Когда говорят о суде, то обычно понимается некоторый процесс, который состоит из двух частей:

1) Исследование правоты или виновности подсудимого;

2) Произнесение над ним приговора.

В Церковном Предании суд Божий над человеком обычно таким образом и описывается. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это есть не более чем несовершенный образ Суда Божия, потому что Бог не нуждается в том, чтобы исследовать правоту или виновность человека, поскольку Он как Всеведующий все о нем знает. Поэтому первую часть этого процесса следует понимать в смысле приведения души к осознанию своего нравственного состояния.

Также и произнесение Богом приговора нельзя понимать в смысле объявления судебного решения, потому что изволение Божие вместе с тем есть и действие Его воли, вводящее в блаженное состояние или отвергающее от Царства вечной жизни.

В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в «Слове о исходе души» свт. Кирилла Александрийского и в «Повествовании о воздушных мытарствах» бл. Феодоры, которое содержится в житии св. Василия Нового.

Каким образом относиться к этим повествованиям, как рассматривать те образы, которые в них содержатся? Когда преп. Макарий Египетский, подвижник V века, вопросил Бога о том, чтобы Тот открыл ему, что есть мытарства, то ангел, явившийся Преподобному, сказал ему: «Земные вещи здесь принимай за самые слабое изображение небесных», – т.е. все эти образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовном смысле, т.е. обращать внимание не на сами эти образы, а на их духовно-нравственный смысл.

Приведем частные положения о мытарствах на основании повествований Предания:

По разлучении души от тела, ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые – к месту мучений. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22); безумному богачу было сказано: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12, 20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском стоит не возьмут, а истяжут, т.е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи). В конечном счете мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил – света и тьмы, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия.

 

Мздовоздаяние после частного суда

Православная Церковь различает два разных состояния после частного суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два места нахождения – рай и ад. У католиков различается три состояния – блаженство, чистилище (лат. – purgatorium) и пребывание в геенне. В Послании Восточных Патриархов сказано: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединиться с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Чл. 18).

Иначе говоря, и страдание, и блаженство, которое человек может получить после частного суда, носит предварительный характер.

Молитвы Церкви за усопших

Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в покаянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществует им в достижений блаженного воскресения (Пространный Катихизис, чл. 11). В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т.к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю (Ин. 14, 13); И все, чего не попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21, 22).

Христос имеет ключи ада и смерти (Откр. 1, 18). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32).

Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена, например, во Втор. (26, 14) и Исх. (16, 17) говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар. 3, 4-5 содержится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших.

Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, молился так: Да будет совершенно изглажен содеянный грех (2 Мак. 12, 42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву – да разрешатся от греха (2 Мак. 12, 45).

В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва апостола Павла об Онисифоре: Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день (2 Тим. 1, 18). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится эта молитвенное обращение апостола Павла, говорит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых.

Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чинопоследованиях Литургии, дошедших до нас.

Основные аргументы против практики молитвы об усопших:

· в Священном Писании нет прямой заповеди совершать такие молитвы;

· притча о богаче и Лазаре, где говорится о непроходимой пропасти, положенной между праведниками и грешниками, которую никто не может преступить;

· слова апостола Павла о том, что Бог воздаст каждому по де лам его (Рим 2, 6). После смерти никаких дел человек совершать уже не может, следовательно, загробное состояние человека, которое он получает после частного суда, изменить невозможно. Значит, молитвы об умерших бессмысленны.

На это можно возразить следующее. Даже если бы наши молитвы не могли изменить загробного состояния умерших, их все же никак нельзя назвать бессмысленными, поскольку они являются выражением любви. Если можно молиться за человека во время его земной жизни, почему нельзя делать это после его смерти. Во-первых, душа человека после смерти субстанционально не изменяется; во-вторых, это уместно и нравственно. Молитвы за усопших – это не просто религиозный долг, но прежде всего потребность человеческой души, и если человек этой потребности в себе не чувствует, то это свидетельствует о недостатке любви. Например, если близкого нам человека посадили в тюрьму, и мы знаем, что наши усилия не могут никоим образом ни сократить срок его заключения, ни изменить меру пресечения, все же вряд ли это можно считать основанием для того, чтобы не писать ему писем и не посылать передач. К тому же молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых. Преп. Иоанн Дамаскин говорит, что всякий подвизающий о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела.

Таким образом, даже если бы наши молитвы за умерших никак не могли изменить произнесенного над ними Божьего суда, то нельзя назвать их бессмысленными, и уж совсем не оправдана практика запрета молитв за усопших, которое имеет место у многих протестантов.

Запрета молиться об усопших в Священном Писании нет. Во времена земной жизни Иисуса Христа у иудеев это было нормой. Господь многократно осуждал различные обычаи Иудеев, но, тем не менее, против молитв об усопших Он ничего не говорил. Что касается притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16), то она предлагает нам картину, относящуюся к ветхозаветному времени, когда изменение участи усопших было действительно невозможно. Но с пришествием Христовым, после Его Искупительной Жертвы, ситуация радикальным образом изменяется.

О возможности изменения загробной участи усопших нас также убеждает то, что помимо частного суда будет еще и Суд Всеобщий. Если бы изменение состояния душ после смерти было невозможным, то всеобщий Суд был бы излишним.

Совершаемые нами молитвы и подвиги могут привлечь милость на душу усопшего человека и изменить его состояние. Есть такое выражение: «после смерти нет покаяния». Это совершенно верно, если понимать под покаянием (как определяет его, например, преп. Иоанн Лествичник) завет с Богом об исправлении жизни.

Однако даже во аде у человека сохраняется способность направлять свою волю на тот или иной объект, свобода выбирать между различными возможностями, в том числе между добром и злом. Хотя грешники не могут изменить своего состояния, не могут сделать никакого добра, тем не менее они могут возжелать освободиться от зла и обратиться к добру. Наши молитвы, молитвы Церкви помогают в этом обращении, потому что Бог не хочет смерти грешников, а желает спасения всех людей. Но для того чтобы Бог мог освободить человека от греха, необходимо, по крайней мере, чтобы человек искренне обратился к Богу и пожелал расстаться со злом. Это сделать очень непросто, потому что человек переступает порог вечности с определенным жизненным багажом и расстаться с ним очень тяжело. Если человек всю жизнь жил во грехе, если он отождествился с грехом и грех стал его внутренним содержанием, то человеку очень трудно возжелать освободиться от зла и обратиться к Богу. Наши молитвы и подвиги, призывающие благодать на душу усопшего, помогают ему в этом обращении от зла к добру. И по мере того как это обращение совершается, возможно очищение души человека Богом от греха и, следовательно, изменение его посмертного состояния.

 

Загробная участь младенцев

В Священном Писании конкретно о загробной участи младенцев ничего не говорится. Что касается Церковного Предания, то по поводу участи младенцев крещеных сомнений никаких нет: «Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в крещении и приняли Святого Духа в Миропомазании» (Послание Восточных Патриархов, чл. 16).

Никто и никогда не сомневался в том, что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, существует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей степени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотеческом учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, естественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют «положительного наполнения», поскольку через собственную свободную волю они никаких добродетелей не стяжали.

Различные мнения имеют место относительно того, какова участь младенцев некрещеных. Некоторые святые Отцы, например свт. Григорий Нисский, смотрели на этот вопрос слишком оптимистично – души младенцев, похищаемых смертью, могут достигнуть полной меры блаженства. Здесь видна некоторая недооценка силы наследственного греха. Бл. Августин занимал прямо противоположную позицию. По его словам, никакого вечного спасения не обещается младенцам. В этом высказывании чувствуется некоторый формализм, и самый дух его мало согласуется с представлениями о милости и человеколюбии Творца.

Наиболее точно церковное мнение по этому вопросу выражает свт. Григорий Богослов. Он пишет, что иные даже не имеют возможности принять дары крещения или по малолетству, или по какому-либо независящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати. Последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести.

Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в каком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Церковь не разделяет крайностей блаженного Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад.

 

Признаки Второго пришествия

Хотя время Второго пришествия неизвестно, и оно будет неожиданным, но некие признаки приближения конца света Священное Писание дает.

В самых общих чертах эти признаки указаны Спасителем в притче о пшенице и плевелах: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою (Мф. 13, 24-30).

Сам Спаситель объясняет Своим ученикам эту притчу: И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13, 36-43).

Итак, до самой кончины мира будут существовать и расти вместе пшеница и плевелы – добро и зло. Кончина мира произойдет тогда, когда созреет пшеница, то есть добро дойдет до своей полноты, и когда созреют плевелы, то есть зло дойдет до полноты своего развития.

Более частные признаки приближения Второго пришествия:

Обращение Израиля ко Христу

В Рим. 11, 25-27 говорится, что Израиль спасется, обратится ко Христу: Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.

Итак, ожесточение произошло в Израиле отчасти – то есть на время. Весь Израиль спасется – то есть весь народ или, по крайней мере большинство. Это произойдет, когда в Церковь войдет полное [число] язычников – то есть иудеи обратятся последними, незадолго до Второго пришествия.

Из той же главы следует, что это обращение будет в последние времена: Если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (Рим. 11, 15), то есть если отвержение Израиля послужило примирению с Богом остального человечества, то возвращение Израиля ко Христу будет означать скорое воскресение умерших.

Явление пророка Илии

Само обращение Израиля по предсказанию пророка Малахии произойдет через посредничество пророка Илии: Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал 4, 5-6). Господь подтвердил это пророчество: Правда Илия должен придти прежде и устроить все (Мф. 17, 11; см. также Мк. 9, 12). Как Иоанн Креститель предварял Первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицом Господа в духе и силе Илии, как пророчествовал архангел Гавриил праведному Захарии (Лк 1, 17).

По всеобщему мнению Святых Отцов явление пророка Илии (а также Еноха) последует уже во времена антихриста, для противодействия и обличения его. Вероятнее всего, иудеи (и не только они, но и большинство народа земли) примут антихриста за ожидаемого ими Мессию: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5, 43). Но, видя его жестокость, отрицание им Бога и самообожествление, разуверятся в нем и это обратит их ко Христу. Но более всего этому обращению будет содействовать проповедь Илии.

Усиление зла

их

С внешним распространением Евангелия в последние времена чрезвычайно усилится зло, прежде всего, безбожие и антихристианство. Нечестие последних времен апостол Павел называет тайной беззакония (musth/rion thÍ j a¹ nomi/aj – 2 Фес. 2, 7) и отступлением (a¸ postasi/a – 2 Фес 2, 3).

Черты усиления зла:

Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений

Многие придут под именем Моим и будут говорить: я Христос, и многих прельстят (Мф. 24, 5); И многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф. 24, 11); В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1 Тим. 4, 1); Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху (2 Тим. 4, 3).

Второе пришествие Христово

Греческое название Второго пришествия – parousi/a, соответствующее латинское название «adventus». Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием – «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего (Мф. 16, 27). Выражение «во славе» в данном случае нужно понимать, как «окруженный особым сиянием». И сядет не престоле славы Своей (Мф. 25, 31). В тот день, т.е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф 24, 30). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но по Преданию этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф. 16, 27; Иуд. 14).

Апостол Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба (1 Фес. 4, 16). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным – Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 27).

Отношение людей ко Второму пришествию будет различно. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако, для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет, и поэтому восплачутся все племена земные (Мф. 24, 30).

 

Кончина мира

С воскресением мертвых и изменением живых последует кончина мира, или, другими словами, его преображение, обновление, очищение через огонь.

В начале Ты, основал землю, и небеса - дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся (Пс. 101, 26-27).

Вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце (Ис. 65, 17).

Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его (Ис. 13, 9-13).

Ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда (Ис. 51, 5).

Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет (Иоиль 2, 10).

И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоиль 2, 30-31).

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф. 24, 29).

Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24, 35).

Вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков… Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 5-13).

Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего (Рим. 8, 19-23).

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр. 20, 11).

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Откр. 21, 1-3).

 

VI. Эсхатология

 

Учение о конечных судьбах человека и мира называется эсхатологией – от слова eã sxaton – предел, конец, цель. Разделяется на две части – частная и общая эсхатология. Первая – о посмертной участи человека, вторая – о конце этого мира.

Телесная смерть и бессмертие души

Идея бессмертия души есть идея исключительно библейская. За пределами традиции Откровения она не встречается. Когда говорят о том, что в религиях, которые не являются религиями Откровения, присутствует учение о бессмертии души, то под этим понимается нечто весьма отличное от того, что понимает под бессмертием души Библия. Существуют учения, которые признают неуничтожимость духовного начала, духовной субстанции в человеке, например платонизм, различные восточные учения. Но это не означает, что они признают личное бессмертие. Душа как невещественная субстанция сохраняется для вечности, но она спасается лишь как некая голая схема; неповторимый рисунок человеческой личности при этом неизбежно распадается. Откровение говорит нам не просто о сохранении духовной субстанции, оно говорит о бессмертии личности, о сохранении в вечности личностной самотождественности человека.

Священное Писание говорит, что Бог не сотворил смерти: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2, 28-24). Таким образом, с точки зрения христианской антропологии, смертность не есть существенное свойство человеческой природы; она имеет случайный характер, связана со злоупотреблением свободой. Человек не умер бы, если бы не согрешил.

В Священном Писании о телесной смерти говорится как о переходе человека из одного состояния в другое, из одной формы бытия в другую. Апостол Петр говорит: Скоро должен оставить храмину мою (2 Пет. 1, 14), а в следующем стихе он называет свою смерть отшествием. Примерно в тех же терминах говорит о телесной смерти апостол Павел: Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах (2 Кор. 5, 1), или Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1, 23), или Время моего отшествия настало (2 Тим. 4, 6).

В Священном Писании говорится о невозможности уничтожения души, например, Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28); Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38).

Вышеприведенные цитаты, а также известная притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 9-31) являются убедительным опровержением мнения адвентистов 7-го дня и некоторых других протестантов, которые учат, что душа человека умирает вместе с его телом и потом воскресает вместе с телом в последний день. Священное Писание говорит о том, что душа сохраняет сознательное существование и после смерти, до дня Второго Пришествия и всеобщего Воскресения.

В 1 Тим. 6, 16 говорится, что Бог есть Единый, имеющий бессмертие. Как совместить эти слова с учением о бессмертии души? В христианстве бессмертие души понимается как дар милости Божией. По словам свт. Епифания Кипрского, Создавшему возможно уничтожить бессмертное, т.е. Бог, если бы захотел, мог бы уничтожить Свои творения, обладающие свойством бессмертия. Но сам по себе тварный дух по своей собственной воле не может самоуничтожиться.

 

Частный суд

Частным судом называется суд, который проходит каждый человек индивидуально после телесной смерти. В Священном Писании Ветхого Завета в Сир. 11, 26-27 о частном суде говорится: Легко для Господа – в день смертный воздать человеку по делам его... и при кончине человека открываются дела его. В Новом Завете сказано: Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Косвенным свидетельством о частном суде после телесной смерти является также притча о богаче и Лазаре.

Что такое суд? Когда говорят о суде, то обычно понимается некоторый процесс, который состоит из двух частей:

1) Исследование правоты или виновности подсудимого;

2) Произнесение над ним приговора.

В Церковном Предании суд Божий над человеком обычно таким образом и описывается. Но нужно отдавать себе отчет в том, что это есть не более чем несовершенный образ Суда Божия, потому что Бог не нуждается в том, чтобы исследовать правоту или виновность человека, поскольку Он как Всеведующий все о нем знает. Поэтому первую часть этого процесса следует понимать в смысле приведения души к осознанию своего нравственного состояния.

Также и произнесение Богом приговора нельзя понимать в смысле объявления судебного решения, потому что изволение Божие вместе с тем есть и действие Его воли, вводящее в блаженное состояние или отвергающее от Царства вечной жизни.

В Предании Церкви особое место занимает учение о так называемых мытарствах, которое наиболее подробно излагается в «Слове о исходе души» свт. Кирилла Александрийского и в «Повествовании о воздушных мытарствах» бл. Феодоры, которое содержится в житии св. Василия Нового.

Каким образом относиться к этим повествованиям, как рассматривать те образы, которые в них содержатся? Когда преп. Макарий Египетский, подвижник V века, вопросил Бога о том, чтобы Тот открыл ему, что есть мытарства, то ангел, явившийся Преподобному, сказал ему: «Земные вещи здесь принимай за самые слабое изображение небесных», – т.е. все эти образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовном смысле, т.е. обращать внимание не на сами эти образы, а на их духовно-нравственный смысл.

Приведем частные положения о мытарствах на основании повествований Предания:

По разлучении души от тела, ее окружают добрые и злые ангелы; первые готовы препроводить ее к небу, а вторые – к месту мучений. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16, 22); безумному богачу было сказано: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя (Лк. 12, 20). В данном случае славянский текст лучше передает смысл греческого подлинника, в славянском стоит не возьмут, а истяжут, т.е. насильно вырвут (имеются в виду злые духи). В конечном счете мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самосознания и самоосуждения при посредстве духовных сил – света и тьмы, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь