Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ



Министерство сельского хозяйства

и продовольствия Республики Беларусь

 

 

Учреждение образования

«Белорусский государственный аграрный технический университет»

 

Кафедра педагогики

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

И ОСНОВЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ

 

 

учебно-методическое пособие

для студентов дневной и заочной формы

обучения и слушателей ФПК

 

 

Минск 2005

 

 

УДК 316.6(07)

ББК 88, 5я7

П 86

 

Учебно-методическое пособие по курсу «Психология общения и основы конфликтологии» для студентов дневной и заочной формы обучения и слушателей ФПК рассмотрено, утверждено и одобрено к опубликованию на заседании кафедры педагогики, методическим советом АМФ БГАТУ.

 

Протокол № 12 от 28.06.2004г.

Протокол № от 2004 г.

 

 

Автор: старший преподаватель кафедры педагогики Н.Н.Тарасевич

 

 

Рецензенты: кандидат психол. наук, доцент М.З. Яновский,

кандидат с/х наук, доцент А. И. Спринчак

 

 

Цель данного пособия кратко рассмотреть проблемы двух самостоятельных и в то же время связанных между собой разделов психологии общения и конфликтологии.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………….. 3

Тема 1. Социально-психологические основы общения………………….. 4

1.1. Общение и его функции ………………………………………… 5

1.2. Характеристика основных понятий: коммуникация,

интеракция, социальная перцепция..…………………………… 7

1.3. Виды общения. ………………………………………………….. 21

1.4. Основные методы вербальных, невербальных

коммуникаций в общении………………………………………. 22

Тема 2. Психология делового общения …………………………………. 24

2.1. Этапы делового общения……………………………………….. 24

2.2. Виды манипуляций в деловом общении……………………….. 27

Тема 3. Основы конфликтологии.………………………………………… 26

3.1. Определение конфликта………………………………………… 26

3.2. Типология конфликтов. Причины возникновения конфликтов. 27

3.3. Основные стадии протекания конфликтов……………………. 27

3.4. Структура конфликта………………………………………….. 27

Тема 4. Методы урегулирования конфликтов………………………….. 28

4.1. Основные стили поведения в конфликтной ситуации………… 33

4.2. Карта конфликта…………………………………………………. 42

4.3. Урегулированиеконфликтов в личностно-эмоциональной

сфере……………………………………………………………… 43

Тема 5. Стресс как причина и следствие конфликтов.………………….. 43

5.1. Стратегии предупреждения стрессов………………………….. 52

Литература………………………………………………………………… 60

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ

 

«Жизнь самая большая ценность,

какой обладает человек, а самая большая роскошь

в этой жизни роскошь человеческого общения».

А. Сент-Экзюпери

«Научиться общаться труднее, чем слетать на Луну».

В. Леви

Способность эффективно общаться – это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий руководитель, кото­рому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться.

Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизнен­ные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют понятие «общение».

Человек – существо общественное, и он постоянно общается с другими людьми (дома, на работе, в транспорте, в гостях и т.д.). Общение – специфическая форма взаимодействия человека с дру­гими людьми как членами общества. В общении реализуются со­циальные отношения людей: общественные и межличностные.

Задача общения – посильная, разрешимая, легкая для тех, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный раз­говор, создавать положительную психологическую атмосферу.

Общение – универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Однако есть профессии (журналисты, педагоги, медики, юристы, политики и многие другие), для которых разговор (беседа, интервью, перегово­ры) – приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач.

Узнать, выведать, заполучить необходимые мнения, сведения, факты – не с этого ли начинается любое дело?

Все люди ежедневно и не раз задают вопросы и выслушива­ют ответы.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людь­ми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.

 

 

Общение и его функции

Выделение любой проблемы в качестве самостоятельной об­ласти научного исследования предполагает решение ряда клю­чевых вопросов – определение специфики объекта изучения, проведение категориально-понятийного анализа, разработку принципов и методов исследования. В психологии общения эти вопросы на методологическом, теоретическом и эмпирическом уровнях начали рассматриваться только в два последние деся­тилетия. Таким образом, можно считать, что категория обще­ния в качестве самостоятельного объекта исследования выде­лилась относительно недавно. Тем не менее ее значение для общепсихологической теории настолько велико, что данная ка­тегория по праву очень быстро заняла одно из ведущих мест и стала одной из базовых категорий психологической науки.

Изучение проблемы общения в психологии имеет свою тра­дицию, и в отечественной психологии обычно выделяют следую­щие три периода разработки названной проблемы:

1) исследования В. М. Бехтерева – он впервые поднимает воп­рос о роли общения как фактора психического развития чело­века, о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения у Бехтерева еще не был объектом самостоятельного исследования. Анализировалась лишь резуль­тативная сторона влияния общения на психические процессы и функции;

2) до 70-х годов в разработке проблемы общения преобладал теоретико-философский подход. Понятие общение использова­лось для обоснования положения о социальной обусловленно­сти, опосредованности психики человека, социализации лич­ности. Например, в концепции высших психических функций Л.С. Выготского общение занимает центральное место – как фактор психического развития человека, условие его саморегу­ляции. Идея опосредованности системы отношений человека к бытию его отношениями с другими людьми получает философско-теоретическое обоснование в трудах С. Л. Рубинштейна. Роль общения, как средства приобщения личности к общественным знаниям, и усвоения общественного опыта, как условия разви­тия мышления, подчеркивал А. Н. Леонтьев. В трудах Б. Г. Ананьева общение выступает как одна из форм жизнедеятельности, условие социальной детерминации развития личности, форми­рования психики человека. В этот период, который можно оха­рактеризовать как период теоретического анализа роли и функ­ций общения в психическом развитии человека, оставались не­ разработанными вопросы, касающиеся психологической струк­туры общения, специфики ее процессуальных характеристик. Общение, по сути, не было включено в психологический экспе­римент;

3) в 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в от­личие от использования понятия общения в качестве объясни­тельного принципа при анализе других проблем). Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии.

Специфика современного этапа в разработке проблемы об­щения заключается в переходе от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик, в пре­вращении проблемы общения в объект психологического исс­ледования на всех уровнях анализа – теоретическом, эмпири­ческом, прикладном.

Объективное многообразие функций общения в развитии пси­хики человека определяет многоаспектность анализа проблемы общения в рамках различных наук о человеке – философии, социологии, лингвистики, психологии. Тогда же, в 70-е годы, вычленился и получил развитие общепсихологический анализ проблемы общения.

Предмет исследования общения в общей психологии – изу­чение психологической структуры, механизмов общения, зави­симости «динамики психических процессов» от «условий», средств и форм общения человека с другими людьми. Возраста­ет удельный вес эмпирических исследований. Включение об­щения в психологический эксперимент имеет принципиальное значение для его дальнейшего развития. Характерной особен­ностью современного этапа разработки проблемы общения яв­ляется рост числа прикладных работ.

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. По мнению Б.Ф. Ломова, по своему значению для теоретических, экспери­ментальных и прикладных исследований проблема общения не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

В методологическом плане по вопросу соотношения катего­рии деятельности и категории общения в психологии ведутся наиболее острые дискуссии. Наибольшей остроты дискуссия достигла в конце 70-х годов. Суть ее – в различных подходах, раз­виваемых А.А. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым. А.А. Леонтьев трак­товал общение как деятельность, как частный случай деятель­ности, как один из видов деятельности, как «деятельность об­щения», «коммуникативная деятельность» и т.п. Сторонники такого подхода пытались распространить на процессы общения теоретические схемы, сформировавшиеся при изучении пред­метно-практической деятельности. Однако Б.Ф. Ломов высту­пил с резкой критикой такого подхода. Он считал, что на самом деле отношения между общением и деятельностью существен­но сложнее. С его точки зрения, всю методологическую слож­ность при выяснении соотношения между деятельностью и об­щением создает то обстоятельство, что они не имеют в психо­логии общепринятых определений. И если понимать деятель­ность как активность, то общение как активный процесс мож­но отнести к категории деятельности. Однако сложившаяся кон­цепция деятельности охватывает лишь одну сторону социаль­ного бытия человека, а именно: субъект – объект. Именно это отношение составляет основу определений деятельности в по­давляющем большинстве психологических исследований. Б.Ф. Ломов же считает, что вряд ли правильно рассматривать человеческую жизнь как «поток сменяющих друг друга деятельностей», понимаемых только в пла­не субъект-объектных отношений. Человеческое бытие он пред­ставляет как многокачественную и многоуровневую систему от­ношений человека к миру. Человеческое же общение представ­ляет собой другую сторону человеческого бытия: отношение субъ­ект – объект(ы). В целом общение является важнейшей сторо­ной индивидуальной формы бытия человека.

В процессе общения – этой специфической формы взаи­модействия человека с другими людьми – происходит вза­имный обмен деятельностями, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувст­вами и т.п. Общение выступает как самостоятельная и спе­цифическая форма активности субъекта. Ее результат – не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, другими людьми. И речь идет не просто о действии, не просто о воздействии одного субъ­екта на другой, а именно о взаимодействии. Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из кото­рых выступает именно как субъект.

В настоящее время развитие общей психологии требует рас­смотрения многих ее проблем в связи с исследованием обще­ния. Без такого исследования вряд ли можно раскрыть законы и механизмы превращения одних форм и уровней психическо­го отражения в другие, понять соотношение осознаваемого и неосознаваемого в психике человека, выявить специфику чело­веческих эмоций, раскрыть законы развития личности и т.д.

 

Функции общения

1. Познавательная, или информативная (получение, обмен информацией).

2. Эмоциональная, или эмотивная (улыбка – первый эмоцио­нальный отклик, начальный момент появления общения, обмен эмо­циями между партнерами).

3. Взаимодействие и восприятие себя через другого (уме­ние поставить себя на место собеседника).

4. Регуляторная.

5. Контактная.

6. Оказание влияния.

7. Установление отношений.

8. Понимание.

 

 

1.2 Характеристика основных понятий: коммуникация, интеракция,

социальная перцепция.

В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:

1) коммуникативную (передача информации);

2) интерактивную (взаимодействие);

3) перцептивную (взаимовосприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон обще­ние выступает как способ организации совместной деятельно­сти и взаимоотношений включенных в нее людей.

Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом со­вместной деятельности или это два самостоятельных, равно­правных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать информацию и т.д. Здесь общение выступает как сто­рона, часть деятельности, но этим человек не ограничивается, он при этом репрезентирует себя, свои особенности, свою ин­дивидуальность другим людям. Произведенный предмет (построенное здание, посаженное дерево, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) – это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой – средство, с помощью кото­рого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет воспроизведен для других людей. Этим пред­метом опосредствуется отношение между людьми, создается об­щение как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает.

Таким образом, деятельность – часть, сторона общения, а общение – часть, сторона деятельности, но вместе они обра­зуют неразрывное единство во всех случаях.

Способы, сфера и динамика общения определяются соци­альными функциями вступающих в него людей, их положением в системе общественных отношений, принадлежностью к той или иной общности; они регулируются факторами, связанными с производством, обменом и потреблением, а также сложивши­мися в обществе законами, правилами, нормами, социальными институтами и т.д.

По существу, трудно найти такие психические явления, свойственные человеку, которые так или иначе не были вклю­чены в процесс общения. Именно в общении, неразрывно связанном с деятельностью, индивид овладевает опытом, вы­работанным человечеством. С точки зрения развития лично­сти в процессе общения диалектически сочетаются две про­тиворечивые тенденции: с одной стороны, личность приоб­щается к жизни общества, усваивает опыт, накопленный че­ловечеством, а с другой – происходит ее обособление.

Итак, многоплановый, многоуровневый процесс общения имеет три стороны. Остановимся на характеристике каждой из них.

 

Общение как обмен информацией

В последние годы в науке наряду с понятием общения ис­пользуется понятие коммуникация. Но это не одно и тоже. Общительность – склонность общаться. Коммуникабельность – способность общаться. Коммуникация – более широкое по объему понятие, нежели общение.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информаци­ей, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латинского языка обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь – информацию о том, как люди вас поняли, как они воспринима­ют вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность – способность устанавли­вать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно:

1) достижение взаимопонимания партнеров;

2) лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Вначале несколько слов о функциях общения на индивиду­альном уровне жизни человека. Функции эти многообразны, но обычно выделяют три класса этих функций: информацион­но-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффектно-коммуникативную. И на основе этого обычно выделя­ют три стороны общения: как обмен информацией, как меж­личностное взаимодействие и как понимание людьми друг дру­га. Когда говорят об общении как об обмене информацией, под­разумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обме­ниваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вы­вод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуника­ции в терминах теории информации. Однако такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, ибо в нем опу­скаются некоторые важные характеристики именно человече­ской коммуникации, не сводимые только к передаче информа­ции. Тем более что при таком подходе фиксируется лишь одно направление информации.

Поэтому, не исключая возможностей применения неко­торых положений теории информации при описании комму­никативной стороны общения, необходимо четко расставить все акценты и выявить специфику самого обмена информа­цией, действительно присутствующего и в случае коммуни­кации между двумя людьми. Во-первых, общение нельзя рас­сматривать как отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информи­рование их предполагает налаживание совместной деятель­ности. В коммуникативном процессе происходит не только «движение информации», но и, как минимум, активный об­мен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми оп­ределяется тем, что посредством системы знаков партнеры мо­гут повлиять друг на друга. Иными словами – обмен такой ин­формацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда оба участника общения обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значе­ния одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинако­во: тому причиной социальные, политические, возрастные осо­бенности. Еще Л.С. Выготский отмечал: «Мысль никогда не равна прямому значению слов».

И, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникатив­ные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации об­щения, вызванное глубинными различиями, существующи­ми между партнерами. Различия могут быть социальные, по­литические, религиозные, профессиональные и т.п. Вся си­туация коммуникативного акта значительно усложняется бла­годаря их наличию. С другой стороны, барьеры могут носить и чисто выраженный психологический характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений. В этом случае особенно четко выступает та связь, которая существует между обще­нием и отношением. Все эти особенности человеческой ком­муникации не позволяют рассматривать ее только в терми­нах теории информации.

Средства коммуникации. Речь

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее – знаковых систем. Обычно различают вербаль­ную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят еще на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собст­венную знаковую систему.

Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте – мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно. Генетически речь возникла вместе с мыш­лением в общественно-трудовой практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического раз­вития человечества. Значительную роль в речи играют и эмо­циональные моменты: речь коррелируется сознанием в це­лом. Сознание человека формируется в общении между людь­ми. Основная функция сознания – осознание бытия, его от­ражение, и язык и речь выполняют ее специфическим обра­зом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если брать их в единстве, обозначает отражения бытия. Но они в то же время различны и обозначают два аспекта еди­ного целого. Речь – это деятельность общения (выраже­ния, воздействия, сообщения) посредством языка; речь – это язык в действии, это форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма обоб­щенного отражения действительности, или форма существо­вания мышления.

Таким образом, речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говоря­щий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, свя­зывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у обоих – говорящего и слушающего – должно быть что-то об­щее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мыс­ли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе ре­чевого общения на протяжении многих поколений.

Язык – строго нормализованная система средств общения, а речь – его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства. В языке нет мыслей – это набор разных средств для выражения мысли. Когда же из этого набора отобрана в речи некоторая определенная система языковых средств – в ней будет высказана определенная мысль.

 

Функции речи

Речь выполняет две основные функции – коммуникатив­ную и сигнификативную, благодаря которым речь является сред­ством общения и формой существования мысли, сознания.

Мы знаем, что основным в слове является его значение, его семантическое содержание. Наше внимание обычно сосредоточено на смысловом содержании речи. Каждое слово человече­ского языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета; говоря какие-то слова, мы каждый раз обозначаем тот или иной предмет, то или иное явление. Этим язык человека отличается от «языка» живо­тных, который выражает в звуках лишь аффективное состоя­ние, но никогда не обозначает звуками определенных предме­тов. Это основная функция слова, которая называется сигнифи­кативной. Обозначающая функция является важнейшей функ­цией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произ­вольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Как говорят некоторые пси­хологи, слово позволяет «удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но и с об­разами предметов, вызванными во внутреннем представлении с помощью слов.

Слово имеет и другую, более сложную функцию, оно дает возможность анализировать предметы, выделять их существен­ные свойства, относить предметы к определенной категории. Таким образом, слово является средством абстракции и обоб­щения, отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Эта вторая его функция обычно обозначается термином значение слова. Овладевая словом, че­ловек автоматически усваивает сложную систему связей и от­ношений, в которых состоит данный предмет, сложившихся в многовековой истории человечества. Эта способность анализи­ровать предмет, выделять в нем существенные свойства и отно­сить его к определенным категориям и называется значением слова.

Еще одна функция речи – коммуникативная. Она включает в себя средства выражения и средства воздействия. Выразительная функция сама по себе не определяет речи; речь не отождествима с любой выразительной реакцией, речь есть только там, где есть значение, имеющее материальный носитель. Всякая речь говорит о чем-то, т.е. имеет какой-то предмет; всякая речь вме­сте с тем обращена к кому-то. Стержнем смыслового содержа­ния речи является то, что она обозначает. Но живая речь обыч­но выражает неизмеримо больше, чем она собственно обозна­чает. Благодаря заключенным в речи выразительным момен­там, она сплошь и рядом далеко выходит за пределы абстракт­ной системы значений.

Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений – наряду с жестом, мимикой и пр. Звук, как выразительное движение, имеется и у животных. Но речью, словом этот звук становится лишь тогда, когда он перестает только сопровождать соответствующее аффектив­ное состояние субъекта и начинает его обозначать. Вырази­тельная функция, включаясь в человеческую речь, перестра­ивается, входя в ее семантическое содержание. В таком виде эмоциональность играет в речи человека значительную роль. Неверно было бы целиком интеллектуализировать речь, пре­вращая ее только в орудие мышления. В ней есть эмоцио­нально-выразительные компоненты, проступающие в ритме, паузах, в интонациях, в модуляциях голоса и других вырази­тельных экспрессивных моментах, которые в большей или меньшей степени всегда имеются в речи – особенно устной, сказываясь, впрочем, и в письменной – в ритме и в расста­новке слов. Человеческая речь не сводится лишь к совокуп­ности знаний, она обычно выражает и эмоциональное отно­шение человека к тому, о чем он говорит, и часто к тому, к кому он обращается. Можно даже сказать, что чем она выра­зительнее, тем более она – речь, а не только язык, потому что, чем выразительнее речь, тем больше в ней проявляется говорящий, его лицо, он сам.

Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи – одна из основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она – средство обще­ния, и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством воздействия.

Сигнальная мимика животных может иметь своим следстви­ем ту или иную реакцию других животных, но средством созна­тельного воздействия, при помощи которого субъект в состоя­нии оказать воздействие, соответствующее поставленной им це­ли, может быть только речь, которая что-то обозначает, имеет определенное значение. Речь в подлинном смысле слова явля­ется средством сознательного воздействия и сообщения на ос­нове ее семантического содержания, – в этом специфика речи в подлинном смысле слова, т.е. речи человека.

Итак, в речи человека можно методом психологического анализа вы­делить различные функции, но это не чуждые друг другу ас­пекты, они включены в единство, внутри которого определяют и опосредуют друг друга. Понимание является одним из кон­ституирующих моментов речи. Возникновение речи вне обще­ства невозможно, речь – социальный продукт, она предназна­чена для общения и возникает в общении. Две основные функ­ции речи – коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, – формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Речь обычно должна разрешить какую-то более или менее осознанную говорящим задачу и является действием, оказыва­ющим то или иное воздействие на тех, к кому она обращена. Для того чтобы речь стала вполне сознательным действием, необходимо прежде всего, чтобы говорящий четко осознал за­дачу, которую должна разрешить его речь, ее основную цель. Однако понимание задачи, которую должна разрешить речь, предполагает не только осознание цели, но и учет условий, в которых она осуществляется. Эти условия определяются харак­тером предмета, о котором идет речь, и особенностями аудито­рии, к которой она обращена. Лишь при учете целей и условий в их соотношении человек знает, что и как ему сказать, и может строить свою речь как сознательное действие, способное разре­шить задачу, которую он поставил.

Виды речевой деятельности

Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс об­щения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологиче­скую и диалогическую.

Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внут­ренняя речь), в речедвигательный анализатор от органов речи поступают кинестезические импульсы. Никакая мысль не мо­жет быть сформулирована без языка и без материальных рече­вых процессов. При подготовке к устной, и особенно к пись­менной, речи имеется фаза внутреннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной и пись­менной. В письменной речи условия общения опосредствованы текстом. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве совре­менных языков (кроме языков, в которых применяется идеогра­фическое письмо), звуки речи обозначаются буквами. Письмен­ная речь – процесс, образуемый из сложно­го соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений). Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже уст­ной и формируется на ее основе. Это относится к развитию ее как в обществе, так и в индивидуальной жизни человека. Про­цессы анализа и синтеза видимого и слышимого слова различ­ны. Отсюда следует, что переходы от одного к другому должны специально разрабатываться. В этом состоит задача обучения письменной речи.

Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услы­шать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи. При изменении условий, например, при разговоре по те­лефону, характеристики речи обычно меняются, (она становит­ся более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особенно зна­чительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возможности по­дать реплику и получить на нее ответ. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Диалогическая речь, поддерживаемая взаимными репликами собеседников, называется еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из складывающейся ситуации. Поддержание разго­ворной речи, как правило, требует естественного ответа на побуждение собеседника или существует как реакция на про­исходящее вокруг.

Монологическая речь продолжается достаточно долго, не пе­ребивается репликами других и требует предварительной под­готовки. Обычно это развернутая, подготовленная речь (напри­мер, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее от­дельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и по­следовательности. Монологическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее и ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

Виды общения

Выделяют следующие виды общения:

1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутству­ет стремление понять и учитывать особенности личности собесед­ника, используются привычные маски (вежливости, строгости, без­различия, скромности, участливости). Это – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение – оценка другого человека в качестве как нужного или мешающего объекта: если нужен, – то активно вступают в контакт, если мешает – отталкивают, часто сопровождая свои действия агрес­сивными, грубыми репликами.

3. Ролевое общение –ограничение содержания и средств общения социальной ролью партнеров по общению.

4. Деловое общение – вид общения, содержание и средства которого определяются интересами дела, особенностями личности или характера, настроение партнера при этом оказывается менее важным. Направ­лено на достижение целей, возникающих в деловой сфере.

5. Духовное, межличностное общение – это общение дру­зей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибе­гать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, дви­жениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может пред­видеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Ритуальное общение – представляет собой некоторые ха­рактерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении пред­ставлена минимально.

7. Манипулятивное общение направлено на извлечение вы­годы из собеседника, с помощью разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

8. Светское общение . Суть светского общения в его беспред­метности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

9. Личностно-ориентированное – вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.

Внутригрупповое общение:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь