Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВАРЬ МУЗЕЙНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ



А

АКТ – документ, имеющий юридическое значение (например, в практике школьных музеев: акт сверки наличия фондов, акт обследования музея, акт списания, акт приема и выдачи и другие).

АКТ СПИСАНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ – юридический документ, подтверждающий факт исключения музейного предмета из состава музейного собрания.

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ МУЗЕЯ – юридический документ, составляемый комиссией по паспортизации, в состав которой входит представитель государственного музея. Содержит оценку деятельности музея и заключение о целесообразности присвоения ему статуса негосударственного (сельского, школьного, общественного) музея с вручением паспорта и соответствующего номерного свидетельства.

АКТ СВЕРКИ НАЛИЧИЯ ФОНДОВ – юридический документ, составленный по результатам сверки наличия хранящихся в музее фондов с записями в книге поступлений основного фонда. Сверка наличия фондов негосударственных музеев проводится, как правило, во время подведения итогов очередной паспортизации. Составляется специальной комиссией совместно с лицом, ответственным за учёт и хранение фондов музея. Акт подписывается всеми членами комиссии, скрепляется печатью вышестоящей организации, курирующей данное направление работы.

АКТИВ МУЗЕЯ – группа общественников, причастных к работе музея. Из числа актива выбирается совет музея.

АТРИБУЦИЯ – выявление и описание основных признаков музейного предмета: название, материал, размеры, устройство, техника изготовления, авторство, время и место создания, среда бытования, а также его связь с историческими событиями и лицами. Во время атрибуции расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесённые на предмет, указываются степень его сохранности, имеющиеся повреждения.

АТТРАКТИВНОСТЬ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА – способность музейного предмета привлекать внимание посетителей, связанная с его внешними особенностями (формой, размером, цветом), а также ценностью (исторической, художественной, мемориальной и иной

Б

БИОГРУППА – экспозиционный комплекс, состоящий из объектов растительного и животного мира.

В

ВЕЩЕВЫЕ ИСТОЧНИКИ – один из основных типов музейных предметов. Включает вещи, изготовленные человеком в процессе своей жизнедеятельности. В свою очередь подразделяются: а) по материалу – дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса и др.; б) по функциональному назначению – предметы труда, быта, вооружения, нумизматика, геральдика и др.

ВИД МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ – единица классификации музейных предметов, выделяется на основе общности нескольких существенных признаков (материал, функциональное назначение, техника изготовления и т.д.). По материалу выделяются: камень, металл, дерево, кожа, ткань, бумага и т.п. Виды предметов, связанные с общностью способа фиксации информации, образуют тип музейных предметов: вещевые, письменные, изобразительные.

ВИТРИНА – элемент экспозиционного (музейного, выставочного) оборудования, чаще всего в виде коробки (ящика), застеклённой с одной или нескольких сторон. По типу конструкции бывают горизонтальными, вертикальными, настольными, подвесными и др.

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – музей исторического профиля. Отражает военную историю, развитие военного искусства, военной техники и снаряжения.

ВЫСТАВКА – экспозиция, имеющая временный характер или регулярно сменяющийся состав экспонатов. Может быть размещена как в музее, так и за его пределами. Бывает стационарной и передвижной. Выставка новых поступлений – традиционный тип музейной выставки, которая готовится на основе музейных коллекций, собранных относительно недавно. Выставка фондов – тип музейной выставки, основу которой составляют материалы, хранящиеся в запасниках музея, то есть, не выставленные на постоянное обозрение.

Г

ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – музей естественнонаучного профиля, собрания которого отражают историю развития и строение земли. Среди геологических музеев есть узкопрофильные – минералогические, горные, палеонтологические.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ – музеи, являющиеся собственностью государства и финансируемые из государственного бюджета. Правовые отношения, а также особенности создания музеев РФ как некоммерческих учреждений культуры регулирует Закон РФ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996). В настоящее время государственную сеть России формируют музеи системы Министерства культуры и ведомственные музеи. Государственные музеи призваны оказывать методическую и практическую помощь всем негосударственным музеям, в том числе – школьным, сельским.

Д

ДАТИРОВКА – один из важнейших элементов атрибуции музейного предмета. Заключается в определении времени создания (изготовления) предмета, его бытования.

ДЕТСКИЕ МУЗЕИ – тип специализированных музеев для детей. Специфика коллекций, экспозиций, методы и формы работы ориентированы на интересы и потребности детей, их возрастные и психологические особенности.

ДОКУМЕНТАЦИЯ МУЗЕЙНАЯ – в сельском, школьном музее: устав (положение), паспорт, номерное свидетельство (для музеев, прошедших официальную регистрацию), учётные документы (книги основного и других фондов, акты, картотеки), планы работы, Книга отзывов и др.

ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ – одна из основных функций музея. Реализуется путём сбора и изучения музейных предметов, отражающих историко-культурные и природные процессы данной местности (края). Осуществляется в соответствии с профилем и задачами музея.

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК – памятник истории и культуры для передачи и хранения информации, зафиксированной в виде текста, изображения или звуков на любом носителе (бумаге, пергаменте, плёнке и т.п.). В музейных собраниях разделяются на письменные, изобразительные, кино-, фото-, видео-, фоноисточники.

ДИОРАМА – экспозиционный комплекс, включающий живописный фон (задник) и выполненный в объёмных формах (в натуральную величину или в уменьшенном виде) передний план. Как правило, является произведением экспозиционного искусства и служит для эмоционального воздействия и более наглядного представления о каком-либо объекте.

ДОМ-МУЗЕЙ – музей, расположенный в здании, связанном с историческими событиями или людьми.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ – место, вещь, предмет, заслуживающий особого внимания, исследования.

ДУБЛЕТ – второй экземпляр вещи, один из ряда идентичных музейных предметов. Группа дублетных предметов образует дублетный (обменный) фонд музея.

ДУБЛИКАТ – второй экземпляр документа, имеющий одинаковую с подлинником юридическую силу. Восстановленная копия утраченного документа.

Е

ЕДИНИЦА УЧЁТА – предмет или группа предметов (коллекция) основного фонда музея. Регистрируется в учётных документах под одним номером.

ЕДИНИЦА ХРАНЕНИЯ – предмет или группа предметов (коллекция), поступившая в музей и зафиксированная в учётных документах.

З

ЗАЛ МУЗЕЙНЫЙ (комната) – обобщённое название помещения для размещения музейно-выставочных материалов, экспозиции музея. Существуют различные по назначению залы. Вводный зал представляет в обобщённом виде тематику всей экспозиции, готовит посетителя к более целостному её восприятию, создаёт особый эмоциональный настрой. Мемориальный зал посвящён памяти какого-либо человека или события. Выставочный зал предназначается для размещения музейных выставок.

ЗАПАСНИК – хранилище музейных материалов, не включенных в экспозицию.

И

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ – тип исторических источников. В широком смысле – все исторические источники, фиксирующие и передающие информацию посредством зрительного образа, независимо от характера орудий и материала, а также способа создания изображений (картины, иконы, фрески, графика, кино- и фотодокументы, карты и др.).

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – периодический переучёт наличного имущества, экспонатов, товаров и другого с целью проверки их наличия и сохранности.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НАУЧНАЯ – одна из степеней учёта основного фонда музея. Фиксирует результаты изучения музейных предметов. Применяется в государственных музеях. В деятельности сельских и школьных музеев термин малоупотребителен, хотя в большей или меньшей степени для них присуще научное изучение музейных предметов.

ИНВЕНТАРНАЯ КАРТОЧКА – основа для создания картотеки. В сельском музее – карточка, в которой фиксируются основные сведения из книги поступлений (инвентарной книги основного фонда), в том числе инвентарный номер – порядковый номер учёта музейного предмета.

ИНСТАЛЛЯЦИЯ – произведение музейно-выставочного искусства в виде пространственного сооружения, объекта (композиции) из сочетания различных элементов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – истолкование, объяснение; в искусстве, музейном деле – творческая трактовка оригинала, предмета, экспоната.

ИСТОРИКО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП – построение музейной экспозиции, группировка материалов в соответствии с принятой в науке хронологией.

ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКИЙ – памятник, подлинный оригинал человеческой деятельности, на основе которого строится научное исследование. К основным типам исторических источников относятся вещевые, изобразительные и письменные.

ИСТОЧНИК ПОСТУПЛЕНИЯ – человек, организация, учреждение, иной объект (например, лес, где найдена вещь военного времени), от кого или откуда поступил музейный предмет.

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ МУЗЕЙНОЕ – всестороннее изучение всех типов музейных источников; вещевых, письменных, изобразительных и иных.

К

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ – художественный музей, в котором экспонируются произведения живописи.

КАРТОТЕКА – совокупность, набор карточек – носителей информации, объединённых, систематизированных и размещённых в каком-либо порядке: по алфавиту, темам, срокам, и т.п. Могут быть систематическими, именными, хронологическими, географическими и др.

КАТАЛОГ – список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.п., составленный в определённом порядке; справочное издание, содержащее такой список.

КНИГА ИНВЕНТАРНАЯ – юридический документ, фиксирующий результаты изучения музейного предмета на второй (после книги поступлений) ступени учёта (научная инвентаризация) в соответствии с действующей инструкцией по учёту и хранению музейных ценностей. В повседневной практике сельских, школьных музеев обычно не применяется.

КНИГА ОТЗЫВОВ – тетрадь, журнал, куда посетители музея, выставки записывают свои впечатления (отзывы). Помогает изучить общественное мнение, интересы и предпочтения посетителей.

КНИГА УЧЁТА ОСНОВНОГО ФОНДА – основная форма учёта музейного фонда, юридический документ первичной регистрации музейных предметов. Листы книги прошиваются, нумеруются и скрепляются печатью вышестоящей организации. Запись в книге производится по установленной форме.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ – собирание, изучение и систематизация каких-нибудь однородных предметов, представляющих исторический, художественный интерес. Совокупность подобных предметов называется коллекцией.

КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЙНАЯ – совокупность музейных предметов в составе основного фонда, представляющая научный интерес как единое целое. Предметы коллекции группируются на основе одного или нескольких признаков – по тематическому принципу, общности происхождения или бытования, принадлежности человеку и др.

КОММУНИКАЦИЯ МУЗЕЙНАЯ – процесс разнообразного общения музея с посетителем. Рассматривается не столько как передача информации, но как своеобразный диалог двух сторон (организатора и потребителя). Коммуникация зависит от умения создать в музее присущую только ему (характерную для него) образную систему (особого рода предметный мир), благотворно воздействующую на ум и чувства посетителей.

КОМНАТА (ЗАЛ, УГОЛОК) КРАЕВЕДЧЕСКАЯ – помещение или его часть, где размещены материалы краеведческого характера определённой тематики (комната боевой славы, зал истории села и т.п.). Экспозицию данного типа, в которой подчас присутствуют подлинные материалы, нередко ошибочно называют музеем. Однако, являясь прообразом музея, данное краеведческое формирование не может таковым считаться, если у него отсутствуют необходимые признаки (коллекция подлинных предметов, зафиксированная в книге поступлений, актив, устав). Принадлежность подобного формирования к музею определяет комиссия в ходе паспортизации.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ – одно из основных направлений музейной деятельности. Заключается в целенаправленном и систематическом выявлении и сборе предметов музейного значения для пополнения ими музейного собрания. Осуществляется в соответствии с профилем и задачами музея.

КОНСЕРВАЦИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ – обеспечение сохранности музейных предметов в том виде, который максимально обеспечивает их функционирование в музее.

КОНЦЕПЦИЯ – совокупность теоретических и практических установок определяющих характер, возможные пути и способы решения назревших проблем. Концепция музея – своеобразная модель музея, на основании которой строится реальная конструкция; круг проблем, тем, задач, которые определяют организаторы музея.

КОПИЯ – точное воспроизведение предмета с его особыми приметами. Аналог подлинника. Создается для использования в музейной экспозиции, выставке с целью максимального сохранения оригинала. Входит в научно-вспомогательный фонд.

КРАЕВЕДЕНИЕ – комплексная научная дисциплина, включающая знания о крае, изучение его природы, истории и культуры, преимущественно силами местного населения. Предполагает изучение, анализ и пропаганду различными средствами (прежде всего – музейными) исторического опыта какой-либо территории (от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, школы, дома и др.), выявление тенденций развития, исходя из местных условий, традиций и возможностей. Выделяют историческое, эколого-географическое, литературное, этнографическое краеведение и др. Для краеведения характерны широта участия (от одиночек-энтузиастов до больших коллективов), многообразие форм и методов деятельности (изучение разнообразных источников, наблюдение и обследование, походы и экспедиции, анкетирование, переписка и т.п.). Итогом краеведческой деятельности становится организация краеведческих уголков, кабинетов, выставок и музеев. По формам организации может быть государственным, школьным, общественным. Самым массовым видом краеведения является школьное.

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – основополагающий принцип организации и деятельности музея, связанный с изучением и документированием исторического процесса на местном (локальном) уровне. В соответствии со своим профилем музей изучает и собирает различные материалы, отражает музейными средствами различные явления окружающей действительности, создавая тем самым своеобразную летопись родного края.

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ – одно из направлений деятельности музея. Осуществляется в непосредственном контакте с музейной аудиторией, как в самом музее, так и за его пределами, и тесно связана с музейной педагогикой. Составная часть музейной коммуникации. К основным формам организации работы с аудиторией относятся: экскурсия (в том числе – учебная), лекция, конференция, музейный праздник, клубная деятельность (кружок, студия и др.), конкурс, викторина, историческая игра, консультация.

Л

ЛЕГЕНДА ПРЕДМЕТА – описание музейного предмета, составленное на основе данных, полученных от бывшего владельца или иным способом. Содержит сведения об истории предмета – времени и месте изготовления, прежней принадлежности, среде его бытования, использовании, мемориальном значении.

М

МАКЕТ – объёмное воспроизведение внешнего вида предмета, объекта, выполненное в масштабе.

МАРШРУТ ЭКСКУРСИОННЫЙ – путь следования группы в музее во время экскурсии, занятия. Его выбор обусловлен устройством экспозиции, объектами показа, расположенными на пути следования, темой, временем, характером группы и другими факторами.

МАРШРУТ ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ – разработанный порядок осмотра экспозиции музея.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЕЕВ – профессиональный праздник работников музеев мира, который по решению XII Генеральной ассамблеи Международного совета музеев (ИКОМа) отмечается с 1978 года ежегодно 18 мая.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ – музей, созданный в память о выдающемся событии, человеке, расположенный, как правило, на памятном месте, в историческом здании, помещении.

МОДЕЛЬ – объёмное воспроизведение объекта, создаваемое для демонстрации его вместо оригинального предмета, механизма или системы.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ – научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития музея как социально-культурного феномена и пути реализации музеем его социальных функций в различных исторических, общественно-политических и социально-культурных условиях. Включает теорию, историю и методику музейного дела, музейное источниковедение, музеографию, музейную педагогику и др. Использует общенаучные методы и методы профильных дисциплин. Создает теоретические и научно-методические основы практики музейного дела, обобщает его исторический опыт.

МУЗЕЙ – учреждение, обеспечивающее исследование, комплектование, учёт, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы специфическими средствами. В основе любого музея лежит коллекция музейных предметов и созданная с их помощью экспозиция. Музей призван удовлетворить интересы личности в изучении и освоении историко-культурного наследия. Музеи различаются: по диапазону деятельности (центральные, республиканские, областные, районные и пр.; в настоящее время федеральные и муниципальные), назначению (учебные, детские), ведомственному подчинению (школьные, заводские), профилям, составу собрания.

МУЗЕЙ ШКОЛЬНЫЙ (музей образовательного учреждения) – центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе, основными признаками которого являются: музейное собрание, экспозиция и музейный актив. Относится к группе негосударственных музеев (на основании Закона РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»). Управляется Советом музея, в который входят учащиеся, учителя, представители общественности. Действует на основании федерального Положения и собственного устава (положения).

МУЗЕЙ И ДЕТИ – система взаимоотношений музеев с детьми как особой категории посетителей, к которой требуется специфический подход. Всероссийская неделя «Музей и дети» проводилась в России в 1980-х – начале 1990-х годов, как правило, в дни зимних каникул. В ходе Недели музеи (прежде всего государственные) активизировали работу с детьми, организуя дни открытых дверей, музейные праздники, специализированные выставки, конференции, встречи и т.п.

МУЗЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ – музей, созданный на общественных началах при организации, учреждении, в том числе учебном, культурном. В 1979 году Министерство культуры РСФСР утвердило «Типовое положение о музеях РСФСР, работающих на общественных началах». В последние годы термин «общественный музей» в официальных документах не фигурирует.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – относительно новая научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии. Рассматривает музей как открытую образовательную систему, предполагает пути осмысления и реализации различных видов музейной деятельности в педагогическом аспекте. Включает разработку новых методик (главным образом в области практической работы с детьми), музейно-педагогических программ, изучение истории образовательной деятельности музеев. Отечественная музейная педагогика зарождалась в начале ХХ века в России благодаря усилиям энтузиастов. Сложилось сообщество музейных педагогов России и зарубежных стран. Регулярно проводятся научно-практические семинары и конференции по музейной педагогике.

МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО – особая область культуры, включающая комплектование, учёт, хранение, изучение и использование музеями историко-культурного и природного наследия, в первую очередь движимой его части. Объединяет музейную политику (музейное законодательство, организация управления музеями), музееведение, музейную практику (фондовая, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность).

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ – памятник истории и культуры или объект природы, изъятый из среды бытования и прошедший первичный учёт в музее. Является составной частью (структурной единицей) музейного фонда Российской Федерации. С 1996 года особенности правового положения музейного фонда определяет Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

МУЗЕЙНЫЙ ФОНД – совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

МУЗЕОГРАФИЯ – отрасль музееведения, задачей которой является описание музеев, их экспозиций, накопление и распространение информации о музейных собраниях, популяризация и реклама музеев. К музеографическим публикациям относятся путеводители, справочники, каталоги и пр. В зарубежной литературе термин музеография употребляется как синоним прикладного музееведения, в отличие от музееведения как теоретической дисциплины.

МУЗЕОЛОГИЯ – то же, что музееведение.

МУЛЯЖ – воспроизведение (из гипса, воска, папье-маше) какого-либо объекта, точно передающее форму, размер и цвет, служащее главным образом наглядным пособием.

Н

НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ – почётное звание, которое присваивалось лучшим музеям на основе Типового положения о музеях РСФСР, работающих на общественных началах (1979). Нередко народным называли всякий негосударственный (общественный) музей. Часть школьных музеев имела звание «Народный музей». В последнее время, после принятия новых законодательных актов по музейному делу, термин выходит из употребления.

НАУЧНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ – карты, схемы, таблицы, графики и другие наглядные материалы, которые служат для дополнения музейных предметов в экспозиции. Не являясь музейными предметами, помогают полнее раскрыть содержание музейных предметов, решить задачи экспозиции. Выделяются в отдельный фонд.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В МУЗЕЕ – направление музейной деятельности, связанное с функционированием музея как научно-исследовательского учреждения. Заключается в получении новых знаний на основе освоения музейного собрания. Включает исследования по профильным дисциплинам и музееведческие исследования. Относится ко всем направлениям музейной деятельности – комплектованию и изучению музейных фондов, экспозиционной работе и культурно-образовательной деятельности. Результаты могут быть обнародованы в специальных научных сборниках.

НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ – система справочно-поисковых средств, раскрывающих состав и содержание музейных собраний и обеспечивающих ведение информационно-справочной работы по всем направлениям музейной деятельности. В состав научно-справочного аппарата входят все виды каталогов (картотек), путеводители по фондам, описи (охранные, топографические, коллекционные), книги поступлений, инвентарные книги, полевая документация, акты.

НОВОДЕЛ – точная копия музейного предмета, объекта историко-культурного наследия, выполненная из того же материала, что и оригинал, с повторением размеров (объёма). Создаётся на основе научной реконструкции или при помощи сохранившихся образцов.

О

ОБЕЛИСК – мемориальное сооружение в виде гранёного, суживающегося кверху каменного столба, монумента.

ОБМЕННЫЙ ФОНД – особая группа дуплетных или непрофильных музейных материалов (основного или научно-вспомогательного фондов), существующая для обмена или передачи другим музеям.

ОБРАЗ ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ – воплощение темы, идеи в музейной экспозиции с использованием различных архитектурно-художественных средств, приёмов.

ОПИСЬ – список имущества, вещей, предметов, составленный для их учёта, например, опись музейных предметов.

ОПРЕДЕЛИТЕЛИ МУЗЕЙНЫЕ – иллюстрированные научные музейные издания, предназначенные для облегчения атрибуции (определения) предметов музейного значения; выделяют и описывают признаки, присущие той или иной группе родственных предметов.

ОПРОС – метод сбора первичной информации со слов опрашиваемого. Основные средства – анкетирование и интервью.

ОТКРЫТОЕ ХРАНЕНИЕ – один из способов хранения и использования музейного собрания, организуемый в помещении фондохранилища. Предполагает возможность организованного доступа посетителей в учебных, образовательно-воспитательных или иных целях.

П

ПАМЯТНИК – 1) предметный результат человеческой деятельности, отражающий историю и культуру той или иной эпохи, а также ценный объект природы (памятник природы). Согласно конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), памятниками являются: 1) произведения архитектуры, скульптуры, живописи и т.п., которые имеют универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки. 2) сооружение, возводимое с целью увековечить память данного лица или события. Различают надгробные памятники, военные и общественно-исторические для увековечения военных подвигов, событий; политических, общественных, научно-литературных и художественных заслуг какого-либо лица.

ПАНОРАМА – вид изобразительного искусства: живописная картина, охватывающая весь круг горизонта, совмещается с передним «предметным» планом (макетом местности, сооружений и т.п.), в результате чего создается иллюзия реального пространства.

ПАСПОРТ МУЗЕЯ – основной документ музея, в котором отражены его основные характеристики (наименование, профиль, дата основания, сведения о помещении, экспозиции, составе фондов и др.). Выдается комиссией по итогам паспортизации.

ПАСПОРТИЗАЦИЯ МУЗЕЯ – официальная регистрация негосударственных музеев. Осуществляется комиссией по паспортизации, в которую обязательно включается сотрудник государственного музея. Основные критерии, по которым музею вручается номерные паспорт и свидетельство музея: а) коллекция подлинных предметов, зафиксированная в книге поступлений; б) экспозиция, размещённая в приспособленном помещении; в) актив из числа общественников, ведущий работу в музее; г) устав (положение) музея, утверждённый руководителем учреждения, при котором создан музей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ – музеи, которые изучают историю и современное состояние образования. Появились в России во второй половине Х1Х в. для более эффективного обучения. Главной целью организации подобных музеев была пропаганда достижений новой педагогики, наглядного метода преподавания. В дальнейшем трансформировались в музеи истории образования.

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ – тип исторических источников, в которых информация зафиксирована с помощью знаков письма. Классифицируются по разным признакам: способу производства (рукописные, печатные и др.), содержанию, происхождению, датировке.

ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ – один из основных документов музея, в котором отражается разнообразная деятельность музея (поисково-исследовательская, учётно-хранительская экспозиционная, экскурсионно-массовая, учебно-образовательная и др.). Помимо плана на год музей при необходимости может составлять план на более короткое время (месяц, квартал), а также иметь перспективное планирование.

ПОДИУМ – подставка или возвышение, например, в музее для размещения и показа экспонатов.

ПОДЛИННИК – настоящий, оригинальный предмет, не являющийся копией, подделкой. Для памятников истории подлинными являются те, что были созданы или бытовали в определённый исторический период, были связаны с конкретными событиями или лицами.

ПОЛЕВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ – группа документов учёта и описания предметов музейного значения и среды их бытования, является источником научного описания музейного предмета. Применяется в походах, экспедициях и командировках по комплектованию музейных фондов. Включает а) полевую опись (первичные сведения о находках и приобретениях музейного значения); б) полевой дневник, где фиксируется содержательная часть работы группы; в) тетрадь для записей воспоминаний и рассказов; г) тетрадь фотофиксаций.

ПОЛОЖЕНИЕ О МУЗЕЕ – правовой (нормативный) акт, устанавливающий основные правила организации и деятельности негосударственного музея.

ПРАЗДНИК МУЗЕЙНЫЙ – комплексная форма культурно-просветительной и образовательной деятельности музея. Предполагает использование различных приёмов активизации музейной аудитории: театрализации, игры, ритуалов, разнообразной атрибутики. Проводится по предварительно разработанному сценарию с привлечением различных творческих коллективов, с включением элементов окружающей жилой среды, природных комплексов, памятников и памятных мест. Носит массовый характер и является средством активной пропаганды музея, увеличения музейной аудитории. Основные участники, как правило, дети.

ПРЕДМЕТ МУЗЕЙНОГО ЗНАЧЕНИЯ – предмет, выявленный в ходе комплектования музейных фондов, который обладает музейной ценностью, но не входит в состав музейного собрания. После необходимой научной обработки и включения в состав музейного собрания приобретает статус музейного предмета.

ПРЕДМЕТ МУЗЕЙНЫЙ – предмет, включенный в музейное собрание и прошедший все стадии научной обработки.

ПРОФИЛЬ МУЗЕЯ – категория классификация музеев, специализация собрания, экспозиции и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также их отраслями и дисциплинами. Негосударственные музеи традиционно делятся на следующие профильные группы: комплексные, краеведческие, исторические (в том числе археологические, военно-исторические), литературные, художественные, этнографические и пр. Каждая из групп может подразделяться на более узкие профили, например, к музеям исторического профиля относятся музеи истории села, предприятия, школы и т.п.

Р

РАЗДЕЛ (ОТДЕЛ) ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ – крупный структурный элемент экспозиции, служащий раскрытию какой-то темы, идеи. Объединяет группу экспонатов и является как бы музеем в музее. В то же время каждый конкретный раздел должен быть логически и композиционно связан с другими разделами музея.

РАРИТЕТ – редкий предмет, ценность которого определяется, в первую очередь, его уникальностью. В современном музееведении данный термин употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих в нескольких экземплярах.

РЕЖИМ ХРАНЕНИЯ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ – условия, которые характеризуются температурой, влажностью, освещённостью, загрязнением и др. Для различных категорий музейных предметов устанавливаются различные режимы хранения.

РЕЛИКВИЯ – особо чтимый мемориальный или музейный предмет, значение которого определяется принадлежностью к важному историческому событию, известному человеку, памятному месту.

РЕЭКСПОЗИЦИЯ – смена всей или части музейной экспозиции.

С

СЕТЬ МУЗЕЙНАЯ – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующих на определённой территории. Понятие употребляется также по отношению к определённым группам музеев (например, сеть государственных музеев, частных). Музейная сеть имеет подвижный характер, особенно это касается сельских, школьных музеев, создаваемых на общественных началах.

СКРЫТЫЙ ПЛАН – часть экспозиционных материалов в музее, которая не выставлена для непосредственного обозрения, а скрыта в турникетах, подвижных стендах, иным другим способом. Позволяет наиболее полно использовать музейное собрание, особенно при нехватке экспозиционных площадей.

СОБИРАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА – устоявшийся термин, означающий комплектование коллекции, музейного собрания; научное комплектование.

СОБРАНИЕ МУЗЕЙНОЕ – научно организованная совокупность музейных предметов, архивного и библиотечного фондов, научно-вспомогательных материалов. Из его состава могут выделяться обособленные группы музейных предметов, сгруппированные по определённым признакам – музейные коллекции.

СОВЕТ МУЗЕЯ – группа активистов музея, осуществляющая практическую работу по его организации и деятельности. Совет выбирает своего председателя. Общее руководство осуществляет руководитель музея из числа общественности.

СТЕЛА – вертикально стоящая каменная плита с надписью или изображением. Используется для надгробий или памятника в честь какого-либо события, лица.

СТЕНД – один из традиционных элементов экспозиционного оборудования. Представляет собой щит, на котором расположены экспозиционные материалы, преимущественно плоскостные. Наиболее распространён в негосударственных музеях в силу лёгкости изготовления и обновления.

СЦЕНАРИЙ ЭКСПОЗИЦИИ – музейный документ с детализацией экспозиционного замысла. Создается в ходе художественного проектирования экспозиции, основу которого составляет определённый «сюжет», ориентированный на восприятие будущего посетителя.

Т

ТЕМАТИКО-ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ ПЛАН – музейный документ, отражающий состав экспозиционных материалов, их группировку для создания экспозиции. Включает наименование разделов экспозиции, тем, подтем, тематических комплексов; ведущие тексты, аннотации; перечень экспонатов с указанием необходимых атрибуционных данных, мест хранения и их шифра.

ТИПИЧНЫЙ ПРЕДМЕТ – музейный предмет, один из ряда подобных ему, относящийся к определённой исторической эпохе, области культуры. Достаточно полно характеризует среду своего бытования, отражает особенности своего времени и является памятником истории и культуры.

ТУРНИКЕТ – элемент музейного экспозиционного оборудования. Напоминает книгу большого формата с твердыми перекидными листами, укреплёнными на шарнирах. Предназначен для экспонирования плоскостных материалов – документов, рукописей, фотографий и др.

У

УРОК-ЭКСКУРСИЯ – проведение учебного урока для школьников, студентов с использованием музейной экспозиции или материалов музея.

УСТНЫЙ ИСТОЧНИК – исторический источник, основанный на свидетельствах современников (рассказы, воспоминания и т.п.) или анонимного происхождения (легенды, былины, анекдоты, молва, слухи и т.д.).

УТВАРЬ – совокупность предметов, принадлежность какого-нибудь обихода (домашняя, церковная).

Ф

ФОНДОВАЯ РАБОТА – комплекс мероприятий по изучению, учёту, хранению музейных предметов (классификация, учёт, хранение, инвентаризация, паспортизация музейных предметов).

ФОНДЫ МУЗЕЙНЫЕ – совокупность всех материалов, поступивших на постоянное хранение в музей. Делятся на основной (подлинные памятники природы, истории и культуры) и научно-вспомогательный (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.) фонды. Могут находиться в фондохранилище, в экспозиции, на выставке. Возможна их передача на временное хранение, экспертизу, реставрацию при условии соответствующего документального оформления.

ФОНДОХРАНИЛИЩЕ – специальное помещение для хранения фондов музея.

ФОТОТЕКА – систематизированное собрание фотографий или фотографических негативов.

Х

ХРАНЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ ФОНДОВ – одно из основных направлений фондовой работы, заключающееся в создании условий полной сохранности музейных предметов, предохранении их от разрушения, порчи и хищения, создании рациональной системы хранения предметов, как находящихся в фондохранилище, так и включенных в экспозицию. Для оптимального хранения в музеях рекомендуется поддерживать температуру +18оС и относительную влажность 55%.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 2173; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь