Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Самое смутное из всех смутных времен (Великое переселение народов и падение Римской империи)



Варвары и остальные

Беспокойные соседи римлян

Падение «Вечного города»

Конец империи

Христианская церковь на Западе и Востоке

Теодорих Великий: между варварами и римлянами

Франки и их король Хлодвиг

От Британии - к Англии

 

Глава 2. К востоку от Запада (Византия в IV—VI вв. Возникновение ислама)

Ромеи — наследники римлян

Золотой век Византии

Колыбель новой религии

Слово пророка

Мир ислама

 

Глава 3. Две империи (Франкская держава и Византия в VII—IX вв.)

Управитель дворцом становится «Помазанником божьим»

Самый знаменитый монарх средневековья

Каролингское возрождение» и закат франкской империи

Святы ли иконы

Между двух миров

 

Глава 4. Паруса викингов (Северная Европа в VIII—XI вв.)

Норманны: от Америки до Руси

Англия: волны завоеваний

Руны и саги

 

Глава 5. На путях в Каноссу и Иерусалим. (Борьба империи с папством и Крестовые походы)

Рождение немецкого королевства

Три новые страны

Римский папа бросает вызов

Под знаком креста

Англия и Франция: слишком тесные объятия

Три кретоносца

Расширение» Европы

Между молотом и наковальней

Камни тоже можно читать

 

Глава 6. Плуг и меч (Крестьяне и сеньоры в X—XII вв.)

Крестьянин и сеньор

Жизнь крестьянина.

Между язычеством и христианством

Феодалы и феодализм.

§ 35. Девиз — куртуазность!

 

Глава 7. В кольце стен и башен. (Средневековый город в Западной Европе)

Возникновение городов

Патриции против сеньоров, цехи против патрициев, плебеи против цехов

Городские улицы и их обитатели

 

Глава 8. В поисках высшей истины (Мудрецы, еретики, школяры в XII—XIII вв.)

Рассудок или озарение?

§ 40. Господь узнает своих!

Нищенствующие монахи

Вершина средневековой философии

§ 43. Так давайте радоваться!

Соборы, устремлённые к небесам

 

Глава 9. Сильные мира сего (Знаменитые государи XIII в. — Иннокентий III, Фридрих II и Людовик IX)

Обжигающее солнце

Удивлявший мир

§ 47. Святой король и... монгольский хан

Начало великих потрясений

Чёрная смерть» и вокруг неё

§ 50. Долой господ!

Время справедливых страданий

Римская церковь в обороне

§ 53. Вечная война...

Последние рыцари и их победители

Гибель империи ромеев

 

Заключение

 

Хронологическая таблица

 

Предисловие

В нашем учебнике есть ряд особенностей, на которые следует обратить внимание учителя. Широкое привлечение почти не адаптированного материала из исторических источников, памятников права и литературных произведений изучаемой эпохи, помещаемого «на равных правах» с учебным текстом, должно помочь, по мнению авторов, создать «стереоскопическое» изображение прошлого, развить самостоятельность мышления юного читателя. Кроме того, уровень сложности для разных классов и отдельных учеников может задаваться разной степенью проработки этих дополнительных текстов.

Предлагаемые после параграфов и текстов вопросы — скорее дополнительные, чем обязательные (которые учитель легко сформулирует и сам); они, как правило, довольно сложны, далеко не на все из них существуют ясные и однозначные ответы как в учебнике, так, порой, и за его рамками. Надеемся, что они заставят ученика думать над прочитанным, с новой стороны рассматривать уже, казалось бы, освоенный и понятый материал.

При подготовке этой книги авторы познакомились со старыми и современными учебниками как разных европейских стран, так и российскими — дореволюционными и советскими. Учитывался, естественно, опыт и пользующегося заслуженным уважением учебника Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, по которому когда-то учились и сами авторы. Тем не менее ни одна из существующих книг не стала прямым прототипом данного издания.

Задача, которую ставили перед собой авторы, состояла не в том, чтобы дать набор исторических примеров, подтверждающих истинность заранее заданной социологической схемы. Социологическая составляющая и здесь, конечно, присутствует, но ей отведено довольно скромное место. В рамках нашего учебника предлагается прежде всего образ Европы в определенную историческую эпоху. Книга задумывалась как ключ к средневековой культуре, вернее, к той ее части, что вошла в современную цивилизацию. Все имена, события, упомянутые в книге, не являются «антикварным музейным собранием» — они и сейчас живут в книгах и фильмах, в философских размышлениях и на художественных полотнах... Это — актуальное средневековье. Поэтому не менее, чем строгий факт, занимают нас и всевозможные легенды, включенные в мозаику современной мировой культуры. Широко известный миф оказывается подчас значительнее конкретного обстоятельства, о котором помнят лишь знатоки.

Главы учебника, посвященные истории Византии, исламского мира, и параграф о ранних славянах принадлежат перу Р. Шукурова. Над § 5 оба автора работали совместно. Остальные разделы написаны М. Бойцовым.

Введение. Лики средневековья.

Что в прошлом?

Первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства Индии и Китая, античные Греция и Рим — все это Древний мир. В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности шли в битвы македонские фаланги и римские легионы, мчались в бой ассирийские боевые колесницы и конница китайских императоров. В древности были построены египетские пирамиды, Великая Китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности рухнула Вавилонская башня и сгорела Троя, аргонавты искали золотое руно. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос. Как много вместила в себя эта эпоха — самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Римской империи она подходит к концу.

Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима началась новая эпоха всемирной истории. Ее принято называть средними веками, или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.

Мрачное средневековье?

Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему концу. И понимали это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности. А что посередине? Посередине лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы, торжества невероятных предрассудков. Попусту пропавшее время.

И сейчас часто можно встретить в газетах и книгах, услышать в передачах по радио и телевидению слова об «ужасах средневековья», о «средневековых пытках» и даже о «ночи средневековья, озаряемой лишь кострами, на которых сжигали вольнодумцев». О чем-либо безнадежно устаревшем или просто страшном говорят: «Ну, это как в средние века! » Значит, в представлениях наших современников есть мрачный образ средневековья. Он возник давно, когда само средневековье было еще совсем свежо в памяти. Люди часто очень недовольны всем, что было совсем недавно, а хвалят какие-нибудь далекие времена. Тогда якобы и жить было проще и веселее, и даже дышалось легче...

Светлое средневековье?

Чем дальше средние века уходили в прошлое, тем яснее становилось, что у них были свои достоинства по сравнению с наступившими временами. Некоторым стало даже казаться, что средние века были лучшей эпохой истории. Ведь тогда деньги еще не правили миром, не торчали повсюду чадящие фабричные трубы, люди не владели столь смертоносным оружием, как нынешнее. Средние века были якобы временем, когда умели особо ценить благородство, мужество, достоинство. Это было время рыцарей, как оно описано в романах В. Скотта или балладах В. А. Жуковского.

А ведь были еще мудрые короли и князья, защищавшие свои народы от вторжений жестоких врагов, были ученые монахи, постигавшие тайны мироздания и просвещавшие людей, были могучие и добрые крестьяне, растившие хлеб и в трудный час спасавшие отечество!

Что же касается костров, на которых кого-то сжигали, то число жертв «средневекового варварства» даже отдаленно не может сравниться с числом невинно убиенных в наши, столь гордящиеся своей просвещенностью времена. Так говорили те, кто «оправдывал» средние века.

Это другой образ средневековья — светлый, или романтический. И он тоже есть у каждого из нас, чудесно соседствуя с мрачным.

Так где же правда?

И не там, и не здесь. И там, и здесь. Ни «мрачный», ни «светлый» облики средневековья не отвечают полностью тому, что было на самом деле. Конечно, храбрые рыцари в блестящих доспехах скрещивали копья в поединках, поэты слагали замечательные стихи, ученые писали мудрые книги, а монахи проявляли чудеса служения Богу. Конечно, пылали костры, бушевали войны и эпидемии, приходили страшные голодные времена. Все это было, но было вместе — и доброе и злое, и плохое и хорошее, и светлое и мрачное. Тысячелетняя эпоха не может быть только «плохой» или только «хорошей». Она может нам показаться либо «плохой», либо «хорошей», лишь если мы плохо с ней знакомы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь