Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1 Композиционное построение театрализованных игровых программ



Сценарий-подробное литературное описание действия. Сценарий игровой программы представляет подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включения зрелищных заставок.

Начинается разработка любой досуговой программы с определения темы: о чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Часто в самом названии уже представлена тема. Игровые программы могут быть посвящённые тематике: исторической (памятные даты в жизни страны); героико-патриотической (например. «Эй, славяне! »); спортивно-цирковой ( «Сильные, смелые, ловкие»); литературной ( «В гостях у пушкинских героев»); музыкальной ( «»До-ре-ми»); развлекательной (« Эх. Семенова»).

Тема сценария определяется тем кругом явлений, вопросов, которые в настоящее время волнует аудиторию. Из круга вопросов и явлений, волнующих аудиторию, сценарист отбираетнаиболее актуальные. Они и определяют тему сценария. Таким образом, под темой понимается круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.

Вторая тема сценариста: ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Например. Тема - «Широкая Масленица».

Идея – эмоциональная разрядка, ощущение русского духа и удальства.

Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков(игр), разыгранных в ярких и осмысленной среде. Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки. Приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах. Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законом художественного монтажа.

Сценарно-режиссёрский ход

В практике досуговых программ, представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским. Но поскольку режиссер и драматург при работе над сценарием выступают в одной лице, то его можно назвать сценарно-режиссерским. Сценарно-режиссерский ход необходимо осознавать, прежде всего, как-смысловой ход, в основе которого лежит идейное начало, указывающее направление монтажа, подсказывающее композиционные приемы и образно-пластическое решение. Режиссерское введение сценариста должно доминировать и направлять поиск хода, помогая автору выстраивать конкретно-пластическую форму развития главной мысли сценария. Сценарно-режиссерский ход может быть найден от случайного наблюдения, но ею возникновение должно быть всегда опосредовано целевой установкой.

Сценарно-режиссерский ход – это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия. Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработке замысла, когда авторов сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, то есть когда сделан смысловой каркас сценария. Также, сценарно-режиссерский ход (прием)-это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии.

Экспозиция –ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку, то есть непосредственное начало действия. Появляется конфликт- столкновения жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий. Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит кульминацию высшую точку представления.

Развязка - как разрешение конфликта, затем-главное событие, где сформулирована основная мысль автора, то есть идея.

Вышеизложенную последовательность события можно графически представить так:

Составления игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы не шла речь. Проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры –это преодоления препятствия. Суть игрового конфликта противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургию, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором. На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке. В программе развлекательного типа использоваться разнообразные наборы игр.

Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелойрежиссёрской-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.

В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов:

- Конфликт ведущего с группой.

-Конфликт равных по численности сторон.

Когда нет конфликта – это диветисмент.

Замысел

Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели, в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешонности. Наличие замысла проверяется ходом: уберите ход и замысел разрушиться. Если же «замысел» не разрушиться, можно сомневаться в существовании замысла вообще. Что бы понять природу замысла, прежде всего, необходимо помнить, что он начинается с выработки логически-чувственного авторского отношения к поднятой проблеме. Ни в какой другой сфере человеческой деятельности фантазия не проявляется плотно, как в искусстве. В нем возможно смещение времени, самые неожиданные контрасты и многое другое. Замысел и его компоненты не могут существовать в отрыве от философских раздумий художника, от богатства его внутреннего мира. Замыслы обычно не описывают, так как какие бы ни были прекрасные мысли, но выраженные вслух, они бледнеют. Тем более что замысла до осуществления большой, полный препятствий и противодействия путь.

 

 

Сюжет

Композиционной основой сценария является сюжет. Сюжет в разное время вкладывается различный смысл. Первоначально сюжетом называли основной предмет изображения. В.И.Даль в «Толковом словаре» определяет сюжет не только как «предмет и содержание», но и как «завязку сочинения». Позднее сюжетами стали называть произведения, изображающие логически связанные между собой события. Сюжетная композиция-это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Сюжет- это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи. Бессюжетное произведение не способно вскрыть эти связи взаимоотношения. Пренебрежение сюжетом ведет к формалистическим построением. Простое сочетание фактов- это еще не сюжет. Автор должен истолковать факты и найти такое сюжетное решение, которое отражало бы смысл, заложенный в сценарий. Сюжет должен обеспечить динамичность действия, развивающего по законом драматурги:

-экспозиции

-завязки

-Через нарастание действия и кульминацию развития

Наиболее рациональное построения сюжета, то которое большую часть времениотдает под нарастание действия и кульминацию. С кульминацией должна быть предельно сближена, коротка, ударная развязка. Это позволит не снимать вплоть до финала напряженного накала действия и наиболее эмоционально, эффективно воздействовать на зрителя.

В театрализованных представлениях и праздниках под сюжетом сценария следует понимать драматургическую расстановку «Фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответственном ходу исследования. Ход исследования, заложенный и каркасе художественно реализуется через сюжет. Организация «фактов жизни» позаконом художественного конфликта делает возможным их художественное исследование. Сюжет- это способ исследования «фактов жизни» и «фактов искусства» через конфликт. Весь ход мышления сценариста, как единство социологического анализа «фактов жизни» и «Фактов искусства».

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь