Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МОЛОДЕЖНЫЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ



К большим социальным группам относятся формальные (официальные) и неформаль-

1 ДемидоваА. Бегущая строка памяти. —М., 2000.—С. 175.

ные (неофициальные) объединения молодежи. Молодежь — это девочки и мальчики подросткового и юношеского возраста (примерно с 14 до 25 лет).

Официальные (формальные) группы - это группы, признанные обществом, связанные с какими-то государственными или общественными организациями. Скажем, школа и соответственно школьные классы - это официальные (формальные) группы, которые специально созданы государством для того, чтобы обучать детей. Министерство образования решает, с какого возраста надо учить детей, сколько лет учить, сколько учеников должно быть в одном классе, чем именно они должны заниматься и т. п. К формальным группам можно также отнести молодежную сборную команду страны по хоккею, детский или юношеский хор при музыкальной школе и многие другие.

К официальным молодежным объединениям относились пионерская и комсомольская организации. Пионерия представляла собой детскую комму-

нистическую организацию, членами которой являлись пионеры — дети 9—13 лет. Комсомол — это передовой отряд молодых строителей коммунизма. Членами этой организации могли быть подростки и молодежь от 14 до 28 лет.

Эти организации имели (и имеют) четкую идеологическую направленность и существуют под руководством коммунистической партии.

Сейчас таких организаций немного, а совсем еще недавно они были обязательной составной частью любого учебного заведения: школы, училища, вуза. Комсомольские организации создавались на всех предприятиях, во всех областях культурной, социальной, экономической и пр. жизни страны.

Принадлежность к комсомольской организации считалась в советском обществе престижной, кроме того, она способствовала продвижению комсомольцев вверх по лестнице образования, карьеры, власти.

Неофициальные (неформальные)

группы молодежи никто специально не организует и не контролирует, они возникают и существуют как бы сами по себе. Почему же они возникают?

Подростковый и юношеский возраст — особый период в жизни человека, когда надо самостоятельно (а не со слов родителей или учителей) понять, кто ты такой, что собой представляешь, откуда и куда идешь по жизни, зачем вообще живёшь и т. д. и т. п. На все вопросы очень трудно ответить, и именно группа может помочь это сделать. Трудно понять, каков ты лично, зато в группе легко понять, какие «мы»: мы вот так одеваемся, вот так шутим, вот это любим, а вот с этим боремся, вот на этих не похожи. Таковы «мы», и, следовательно, таков «я» — вот логика нахождения способа понять себя в неформаль-

ной группе. Поскольку неформальную группу подросток выбирает сам, то он воспринимает все эти идеи не как навязанные кем-то, а как свои собственные. Порой подросток, молодой человек пробует себя, ищет себя, примыкая то к одной, то к другой неформальной группе сверстников, пробуя себя то в одной, то в другой роли. Психологи называют это ролевым экспериментированием, рассматривая этот процесс как важный способ «найти себя».

В группе сверстников подростки, как правило, легко осваивают образцы поведения, соответствующего этнической, религиозной, региональной, социальной, профессиональной принадлежности членов группы.

Молодежь — это огромная часть людей любого общества. Она не только отличается и от взрослых, и от детей, но еще и всячески подчеркивает это. Для нее очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на нее обращали внимание.

Так, летом 1968 года на улицы Парижа вышли тысячи молодых людей, которые вели себя буйно и страшно напугали не только других жителей французской столицы, но и всю Европу, весь западный мир, тем более, что волна подобных акций молодежи прокатилась по многим городам в разных странах. Суть лозунгов, высказываний, деклараций, с которыми вышли демонстранты, сводилась к заявлению о том, что есть такие особые люди - молодежь, которых не устраивают порядки, придуманные и проповедуемые взрослыми, которые хотят жить иначе и намерены перестроить мир по-своему.

Молодежь заявила о себе как о представителях особой культуры - молодежной. Такую культуру называют молодежной субкультурой (особая культура внутри имеющейся традиционной культуры той или иной страны). Молодежная субкультура предъявила миру свои представления о том, что важно и не важно в жизни, новые правила поведения и общения лю-

деи, новые музыкальные пристрастия, новую моду, новые идеалы, новый стиль жизни в целом.

Молодые люди объединяются в различные неформальные группы. Никто не знает, сколько их — неформальных молодежных групп. Они все очень разные. Некоторые из них существуют недолго, другие — весьма продолжительное время. Есть такие группы, которые то исчезают, то возникают вновь. Никто не может описать их все до единой. А если бы и мог сделать это сегодня, то в тот час, когда ты возьмешь в руки этот учебник, такая информация станет уже совершенно устаревшей, поскольку к этому времени, возможно, появятся совершенно новые, не известные сегодня группы. Но все же опишем некоторые из наиболее многочисленных неформальных молодежных групп рубежа XX и XXI веков. Рассмотрим их как примеры в развитии молодежных объединений.

Ты наверняка слышал о таких группах как хиппи, панки, рокеры, моды, скины, любе р ы и т. д. и т. п. и что-нибудь знаешь о них. Что это за группы? Откуда они берутся и почему так популярны? В следующем параграфе попробуем ответить на эти вопросы.

Вопросы и задания

1. Чем отличаются формальные и неформальные молодежные объединения?

2. Расспроси своих родителей, бабушек и дедушек о том, что они знают из своего опыта о жизни пионерских и комсомольских отрядов.

3. Почему молодежные неформальные объединения относятся к большим социальным группам?

4. Что ты знаешь о скаутах? К какому виду групп — формальной или неформальной — они относятся?

3.1. Молодежные группы «образа жизни»

В 50-е годы появились молодые люди, которых у нас в стране называли «стиляги».

Слово «стиляга» образовалось от давно вошедшего в русский язык французского слова «стиль», означающего: слог писателя, способ, прием, манера, вкус и т. д. Отсюда же берет начало и слово «стильный» — выдержанный в определенном стиле.

Стиляга.

Узкие брюки, яркие ботинки на толстых подошвах, цветастые рубашки и платки на шее вместо галстуков, особая походка, танцы под совсем другую музыку... В нашей стране к стилягам относились неодобрительно, их нередко выгоняли из институтов, рисовали на них карикатуры в сатирических журналах, высмеивали и порицали. Писатель-сатирик Д. Г. Беляев в своем фельетоне из серии «Типы, уходящие в прошлое» поделился с читателями своими впечатлениями от встречи с таким «стилягой» в одном из студенческих клубов.

«...В дверях зала показался юноша - он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы - зеленые; таких широченных штанов канареечно-горо-хового цвета я не видел даже в годы знаменитого клеша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из черного лака и красной замши... Стилягами называют сами себя подобные типы, на своем птичьем языке. Они выработали свой особый стиль - в одежде, разговорах, манерах. Главное в их «стиле» — не походить на обыкновенных-людей. И, как видите, в подобном стремлении они доходят до нелепости, до абсурда. Стиляга знаком с модами всех стран и времен, но не знает... Грибоедова. Он детально изучил все фоксы, танго, румбы, линды, но Мичурина путает с Менделеевым и астрономию с гастрономией. Стиляги, как бы сказать, порхают по поверхности жизни» («Крокодил», № 7, 1949).

В конце 60-х гг. прошлого века символом молодежной субкультуры стали хиппи.

Хиппи - молодые люди с длинными нестрижеными волосами в джинсах и холщовых рубахах - не просто отвергали существующие в обществе культурные нормы и ценности, например, деньги как мерило жизненного благополучия и успеха. Они проповедовали и практиковали другие способы взросления: играть, а не работать; кочевая, не отя-

Группа хиппи.

гощенная бытом, жизнь, а не уютное домашнее гнездышко; жизнь в группе единомышленников, а не женитьба; мир, а не война.

Василий Аксенов в своем произведении «Круглые сутки нон-стоп» так описывает свою встречу с одним из хиппи.

«Из Калифорнии приплыли первые хиппи, нечесаные, лохматые, в бубенчиках, бусах, браслетах. Тогда о них говорили на всех углах и во всех домах.

Стройный смышленый паренек с огромными, в мелкие колечки завитыми волосами..., так и быть, согласился потолковать с русским прозаиком....

— Наше движение рвет связи с обществом, — говорил мне пышноголовый Ронни (будем так его называть). — Мы уходим из всех общественных институтов. Мы свободны.

Мы уходим из общества не для того, чтобы в стороне презирать его, а для того, чтобы его улучшить! Мы хотим изменить общество еще при жизни нашего поколения! Как изменить? Ну хотя бы сделать его более терпимым к незнакомым лицам, предметам, явлениям. Мы хотим сказать обществу — вы не свиньи, но цветы... Извечный бич человечества — нетерпимость к чужакам, к непринятому сочетанию цветов, к непринятым словам, манерам, идеям. «Дети цветов», появляясь на улицах ваших городов, уже одним своим видом будут говорить: будьте терпимы к нам, как и мы терпимы к вам. Не чурайтесь чужого цвета кожи или рубахи, чужого пения, чужих «измов». Слушайте то, что вам говорят, говорите сами — вас выслушают... Любовь — это свобода! Все люди — цветы!..»

Группы хиппи образовывались в основном в среде студенческой молодежи. Хиппи считали (и считают), что каждый человек - творческий, что он принципиально свободен и должен избавиться от предрассудков мещанства, меркантильного отношения к жизни. Суть их деятельности — в интенсивном общении, в помощи друг другу в сложных психологических ситуациях. Настоящие хиппи стремятся к жизни «коммунами», (вкрторых они стараются достичь высокого уровня духовного взаимодействия, раскрепощения. Так или иначе хиппи хотят выработать у своих членов гуманистические ценности (доброта, любовь к ближнему, равенство, свобода и т. п.).

Именно в среде хиппи зародились движения в защиту животных, за равноправие женщин и мужчин, спасение животных, борьба за экологию и само движение Гринпис, целью которого является борьба за сохранение природы, животного и растительного мира Земли (Гринпис в переводе с английского - зеленый мир).

10. Заказ № 3480.

Акция Гринписа.

Позднее возникли многие другие молодежные объединения: панки, моды, рокеры и т. д. и т. п. Интересно, что раз возникнув, эти группы, как правило, уже не исчезали. Те молодые люди, которые входили в них вначале, вырастали, приобретали профессию, женились и, таким образом, становились обыкновенными взрослыми, а на их место приходили другие, молодые. Иногда, правда, люди надолго остаются во власти какой-нибудь молодежной группы, а точнее ее субкультуры, и тогда можно увидеть на улице «престарелого хиппи» - веселого дедушку в джинсах и с длинными седыми волосами.

Едва ли не самыми живописными оказываются представители группы панков. Главный отличительный признак настоящего панка, конечно, прическа: крашеные чаще всего волосы, частично бритая голова, а оставшиеся волосы похожи на гребень динозавра или хохолок попугая.

Панк.

Панки пытаются изменить отношения между людьми путем разнообразных театрализации, высмеивания устаревших, на их взгляд, норм поведения и общения. Типичны для них уличные представления, шоу. Отношения в сообществе панков строятся по достаточно жесткому принципу: есть признанные вожаки и члены группы, которые им подчиняются. Панки грубо и цинично относятся к девушкам и пренебрежительно — к закону и уголовному кодексу. Они невысоко ценят даже собственную жизнь.

Название сообщества с к и н о в — или скинхедов происходит от английского слова skinheads, что в переводе означает бритоголовые. Бритая голова является ярким внешним отличительным признаком представителей этого молодежного объединения. Скины носят тяжелые рабочие ботинки и джинсы на подтяжках.

Скины.

10*

Эта группа зародилась в Великобритании во второй половине 60-х годов XX века. Группы скинхедов собирались по территориальному признаку, проявляя крайнюю агрессивность по отношению к тем, кого они считали источниками своих бед. Чаще всего их агрессия была направлена против иммигрантов и негров. Скины часто нападали на них и избивали. Знаменита любовь скинов к футболу. В этой фанатичной любви и в постоянных драках и побоищах, которые они устраивали и устраивают после футбольных матчей, они проявляют, как им кажется, свой «сильный мужской дух».

Драка английских болельщиков после футбольного матча.

Российские скины внешне похожи на иностранных: те же бритые головы и нарочито грубая

одежда. Они также весьма агрессивны, особенно по отношению к тем, кого они считают неместными, приезжими, чей цвет кожи им не нравится.

Во многом напоминают скинов так называемые люберы. Название этой отечественной группы идет от названия подмосковного поселка Люберцы, где это объединение впервые возникло.

Основу групп люберов составляют обычно учащиеся восьмых-девятых классов, а лидерами выступают молодые люди 20—25 лет. Иногда в группах люберов оказываются и взрослые. Их в таких группах немного, но авторитет их очень высок.

Люберы строят свою деятельность на тактике «агрессивного» вмешательства в текущие события. Например, если что-то им кажется вредным для общества - скажем, «влияние Запада», проявляющееся в образе хиппи или панка, тогда предпринимается собственное активное действие («акция»): угрозы, избиения, стрижка «волосатых» и т. п. На заре своей жизни как неформальной группы люберы наводили страх на московских школьников, приезжая в Москву и устраивая грандиозные драки.

Крайним выражением агрессивных w антигуманных позиций отличаются молодежныеэбъеди-нения, основой которых является идеология национализма и фашизма. Эти группы собирают молодых людей и подростков, которые не удовлетворены ситуацией в нашем обществе, своим местом в нём. Они недовольны ростом мирных настроений людей и либерализма. Для неформалов такого рода главное -физическое воздействие на неугодных им, другими словами, избиение.

Группа молодых неофашистов.

Устройство групп, близких по своей идеологии к фашистским, сложное. Для них характерна четкая иерархия (вожаки, члены группы, приближенные к вожакам, исполнители мелких поручений и т. п.). Обычно существуют четкие ритуалы приветствия, посвящения в группу. Нередко члены группы носят одинаковую военизированную форму одежды со своими знаками отличия.

Эта категория молодежи дает большой рост преступности, терроризирует других подростков, молодежь. Членство в молодежных организациях фашистского толка свидетельствует о полной нравственной неразвитости входящих туда молодых людей. Особенно циничны и безнравственны эти организации в нашей стране, где фактически каждая семья пострадала от фашизма во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Хиппи, скины, панки и некоторые другие группы называют группами образа жизни, потому что

вся жизнь членов этих групп определяется их принадлежностью к тому или иному объединению. Но существуют и такие молодежные группы, в которые подростки и юноши объединяются только какими-то общими интересами.

3.2. Группы по интересам и увлечениям

Типичный пример таких групп - поклонники музыкальных рок-ансамблей. Широко известны, скажем, сторонники Heavy metal rock, так называемые металлисты. Вообще говоря, их нельзя назвать объединением, поскольку отсутствуют какая-либо их структура, единые центры, общепризнанные лидеры. Металлисты собираются мелкими командами, объединяясь в большие толпы только на концертах. Они неагрессивны, если их не провоцировать. Внешний их вид часто бывает вызывающим: кожаные одежды, обильно украшен-

Рок-концерт.

ные металлической фурнитурой — громоздкими заклепками на руках, цепями и пр. Среди металлистов выделяются поклонники разных направлений и разных ориентации хард рока.

Или другой пример. Вам, наверное, известна музыкальная группа «Битлз» — кумиры молодежи 60-х годов. Но и сегодня существуют довольно многочисленные группы битломанов, поклоняющиеся этой замечательной четверке.

Группа «Битлз»: Пол Маккартни, Джон Харрисон, Ринго Стар, Джон Леннон.

Существует большое молодежное сообщество поклонников Виктора Цоя и его группы «Кино». Виктор Цой очень уважительно и трепетно относился к людям, которые приходили его услышать и увидеть. Он писал: «Невозможно составить полное представление о группе только по ее записям. А так как у нас нет возможности снимать видео, то показать самих себя мы можем только на концертах, и это очень важно».

Совсем иные интересы объединяют молодежь в группу рокеров. Они носятся на мотоциклах,

В. Цой.

украшены различной атрибутикой и порой бывают весьма агрессивными и опасными для окружающих.

Одежда рокера — кожаная куртка, поношенные джинсы, грубые большие башмаки, длинные волосы зачесаны назад, иногда татуировки. Куртка, как правило, украшена значками и надписями. Мотоцикл также украшается надписями, символами и изображениями. Мотоцикл — символ свободы, власти и устрашения, основной источник получения сильных ощущений. При этом у рокеров высоко ценятся технические знания и навыки вождения. При вождении широко используются особые прие-

Рокеры на мотоциклах.

мы управления мотоциклом — езда на заднем колесе или без рук, часто устраиваются групповые гонки на высокой скорости. Основная форма объединения рокеров — мотоклубы.

Рокеры увлекаются рок-музыкой, прослушивание записей является одним из основных занятий рокеров. Они широко используют клички, вместо настоящих имен. У них популярны «физические» способы общения, то есть всевозможные потасовки, толчки, удары, выпады агрессивного типа. Это необходимая составная часть стиля рокеров, позволяющая им демонстрировать и доказывать свою «мужественность».

В группах по интересам могут встречаться молодые люди с самыми различными политическими и мировоззренческими ориентациями.

Такие интересы могут быть связаны не только с музыкой или спортом. Встречаются молодежные объединения, в центре внимания которых определенные общественно-политические цели, задачи, действия. Например, борьба за мир.

Общественно-политические группы не слишком многочисленны и распространены, как правило, в больших городах. Члены этих групп ставят своей целью пропаганду определенных политических, а иногда религиозных взглядов. На общественно-политические группы подростков и юношей серьезное влияние оказывают соответствующие неформальные организации взрослых. Иными словами, эти группы оказываются как бы молодежным филиалом каких-либо партий или движений взрослых. Зачастую ребята даже не знают, откуда к ним пришли те или иные материалы, сведения, мнения, но охотно их подхватывают, следуя моде.

Во многих таких группах вообще могут преобладать взрослые, а старшеклассники выполняют вспомогательную работу секретарей, курьеров, распространителей агитационных материалов.

Назовем также эколого-этические группы. Такие группы распространены в больших городах, часто в неблагополучных в экологическом отношении районах. Эколого-этические объединения разновозрастны, но в большинстве их много школьников; есть и сугубо подростковые группы. Здесь и «зеленые патрули», состоящие при взрослых руководителях, и группы экологии культуры и человеческого общежития, и группы, возникшие по какому-либо конкретному поводу (борьба со строительством «вредного» предприятия, спасение исторического памятника).

Эколого-этическое движение выработало некоторую идеологию, хотя и не единую для всех объединений, но тем не менее ориентированную на достижение гармонии между человеком и окружаю-

щей средой, понимаемой предельно широко: не только природа, но и городская среда, и человеческое общение.

Участие в самых разных группах сверстников обычно воспринимается самим подростком, юношей или девушкой, как просто очень интересное и приятное времяпрепровождение.

Однако неформальная группа реально многому учит - не всегда, правда, только хорошему. Именно в группе подросток, как правило, просвещается по поводу модных музыкальных течений, находит подходящий для него стиль одежды и совершенствует его, учится определенным образом вести себя с представителями противоположного пола, оттачивает молодежный слэнг, узнает многое из того, о чем не поговоришь с родителями и учителями.

Таким образом, неформальная группа сверстников задает не только внешний стиль поведения, но и в значительной степени влияет на развитие личности молодого человека в подростковом и юношеском возрасте.

Поэтому роль неформальных молодежных групп в жизни молодого человека может быть различной: от очень благотворной, полезной до губительной. Учитывая силу группового воздействия на подростка, взрослые иногда используют молодежные неформальные объединения (и соответственно тех, кто в них входит) для достижения своих — подчас поистине страшных — целей. Это и наркодельцы, создающие рынок для потребления наркотиков, и лидеры религиозных сект, охотящиеся за человеческими душами, политические «фюреры». К последним во все времена относились носители националистиче-

ских, фашистских идеологий. В последние годы их «материалом» становятся в первую очередь скинхеды и другие похожие группы, исповедующие расовую ненависть, вплоть до идеи физического уничтожения тех, кто не нравится цветом кожи, формой носа и т. п.

Важно не дать себя одурачить, не стать слепым орудием, материалом в чужих руках, средством для достижения чужих целей.

Подумайте о том, в какой группе вы оказались или можете оказаться.

Вопросы и задания

1. Попробуй посчитать, членом какого количества социальных групп ты являешься? Какие из них формальные, а какие — неформальные?

2. Подумай, в чем плюсы и в чем минусы общения в неформальной группе?

3. Как ты думаешь, почему возникают молодежные объединения?

4. Если хочешь, расскажи о каком-либо молодежном объединении, которое тебе интересно. Хорошо бы проиллюстрировать свое сообщение картинками, фотографиями, аудио- и видеоматериалами и пр.

4. ТЕЛЕЗРИТЕЛИ И РАДИОСЛУШАТЕЛИ КАК БОЛЬШАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

4.1. Общение с помощью средств массовой информации

Телевидение, радио, газеты, журналы — средства массовой информации (сокращенно СМИ). Главная их задача — давать людям быструю, оперативную информацию обо всем, что происходит в мире.

Их называют также средствами массовой коммуникации, то есть массового общения. При этом имеется в виду такое общение, которое осуществляется с помощью технических средств — сложной телевизионной и радиоаппаратуры, печатных станков и др.

Благодаря современным средствам массовой коммуникации информация может передаваться на любые расстояния, собирать громадные аудитории в разных странах и континентах, для этих средств не важны ни границы, ни расстояния. Наиболее оперативными являются, конечно, радио, телевидение и интернет.

Аудитория средств массовой информации представляет собой кратковременную, стихийную группу.

Однако эта группа особая.

Прежде всего она существует только в пределах просмотра или прослушивания определенной передачи, чтения той или иной газеты, того или иного журнала. В нее могут входить как те, кто сознательно предпочитает именно этот канал массовой коммуникации, эту передачу, именно этот журнал, так и те, кто обратился к ним случайно.

Стихийность, неупорядоченность — важнейшая характеристика этой группы. Человек может в любой момент войти в эту группу, включив радио или телевизор, выбрав определенную радиостанцию, канал или передачу. Может тут же перейти в другую, просто переключив канал, выключив телевизор, отложив в сторону газету.

Еще одна важная особенность такой большой группы — сочетание индивидуальности восприятия передачи, газетной или журнальной статьи и одновременно проявления типичных, часто даже стерео-

типных характеристик восприятия, свойственных той или иной устойчивой большой группе.

Поэтому для лучшего понимания запросов, потребностей, особенностей восприятия аудитории проводятся специальные психологические и социологические исследования.

Психологические и социологические исследования направлены на выяснение потребностей аудитории в целом и входящих в нее представителей отдельных больших социальных групп (например, восприятие теленовостей всей аудиторией, юношами и девушками, рабочими, пенсионерами и т. п.).

Современные исследователи выделяют ряд основных потребностей радиослушателей и телезрителей как большой социальной группы:

1) потребность в ориентации в окружающем мире и причастности к тому, что в нем происходит;

2) потребность в принадлежности к определенной социальной группе, причислении себя к ней, подтверждении собственных ценностей, взглядов, идей. Особенно влияние этой потребности заметно в период всевозможных предвыборных кампаний. Однако и в других случаях влияние этой потребности может быть очень значительным. Например, опрос зрителей MTV, показал что многие из них, включая этот канал, чувствуют свою принадлежность к современной молодежи, «к продвинутым» сверстникам;

3) потребность в общении с известным человеком, интересным собеседником, желание узнать его мнение, согласиться или поспорить с ним.

В. Высоцкий писал с некоторой долей иронии о том, что экран телевизора позволяет встретиться дома с всемирно известными людьми:

Есть телевизор -

Мне дом - не квартира,

Я всей скорбью скорблю мировой.

Грудью дышу я,

Всем воздухом мира,

Никсона1 вижу с его госпожой.

Вот тебе раз — иностранный глава

Прямо глаз в глаз, к голове голова.

Чуть пододвинул ногой тубурет

И оказался с головой тет-на-тет.

Как убедить мне упрямую Настю -

Настя желает в кино, как суббота.

Настя твердит, что проникся я страстью

К глупому ящику для идиота.

Ну да, я проникся,

В квартиру зайду,

Глядь — дома Никсон и Жорж Помпиду2.

4) потребность в познании других людей и самого себя, в сравнении себя с другими. Телевидение, радио, газеты, журналы многое рассказывают нам о мире, о людях. Узнавая других, мы лучше узнаем себя. Многие зрители смотрят интеллектуальные телевизионные игры, проверяя свою эрудицию, свою сообразительность. Часто подростки, смотря молодежные сериалы, передачи про сверстников, как будто смотрятся в зеркало, отражающее то, какие они есть, как они ведут себя в той или иной ситуации, и т. п.;

5) потребность в отдыхе, отвлечении от повседневных дел, развлечении, эмоциональной разрядке, расслаблении;

6) в ряде случаев потребность одиноких людей в общении.

1 Никсон Ричард — 37 президент США в 1968—1974 гг.

2 Помпиду Жорж — президент Франции в 1969—1974 гг.

Вопросы и задания

1. В чем отличие общения с помощью средств массовой коммуникации от межличностного общения?

2. В чем особенности телезрителей и радиослушателей как большой группы?

3. Вспомни 2—3 передачи, которые ты обычно смотришь. Как ты думаешь, почему они тебе нравятся? Объясни это, исходя из описания основных потребностей телезрителей, о которых говорилось в параграфе. Если у тебя другое мнение, обоснуй его.

4.2. Как воздействуют средства массовой информации на аудиторию

Телевидение, радио оказывают воздействие на свою аудиторию не только тем, что они говорят, но и тем, как они это делают. Известное изречение гласит, что есть 50 способов сказать «да» и только один способ его написать. Поэтому воздействие радио, телевидения на человека очень сильно.

Осуществляя передачу прямо с места событий, радио, телевидение создают для миллионов своих слушателей «эффект личного присутствия» в этом месте и делают их как бы соучастниками событий. Поэтому они оказывают очень большое влияние на людей. Один из самых известных примеров воздействия средств массовой информации на большие группы людей связан с фантастической повестью Г. Уэллса «Война миров» (о попытке марсиан завоевать Землю). 30 октября 1938 года американский режиссер Орсон Уэллс поставил радиоспектакль по этой книге. И хотя все были заранее предупреждены о том, что этот спектакль будет в программе (национального радиовещания США), слушатели сильно испугались, многие из них выскочили на улицы, стали уезжать из города — они поверили в нашествие марсиан. В реальность этого нашествия поверили более 1 миллиона 700 ты-

11. Заказ №3480.

сяч слушавших, а 1 миллион 200 тысяч оказались сильно напуганными.

Все дело в том, что передача была сделана настолько правдоподобно, что создавала полное впечатление реальности. С этой целью, например, прерывалась передаваемая в это время трансляция концерта знаменитого дирижера, который на самом деле в то время гастролировал в Нью-Йорке. Когда диктор прерывал этот концерт срочными сообщениями о том, что происходит на месте событий, люди были уверены в реальности происходящего.

Позже слушатели объясняли свое поведение тем, что привыкли доверять радио, его сообщениям с места событий и поэтому поверили в происходящее. Вот как они описывали свои чувства:

Ученица старших классов: «Я всех спрашивала, что нам делать? Что мы можем сделать вообще? И какая теперь разница, делать что-либо или не делать, если мы и так скоро погибнем? Я была в полной истерике... Обе мои подруги и я все мы горько плакали, все нам казалось бессмысленным перед лицом смерти. Было ужасно осознавать, что мы умрем в таком молодом возрасте... Я была уверена, что настал конец света».

Мать маленького ребенка: «Меня беспрестанно трясло от страха. Я вытаскивала чемоданы, ставила их обратно, снова начала упаковываться, но не знала, что брать. Нашла детские вещи, стала одевать ребенка, завернула его. Все соседи уже выбегали из дома, кроме верхнего жильца. Тогда я кинулась к нему, забарабанила в его дверь. Он закутал своих детей в одеяла, я подхватила его третьего ребенка, мой муж взял нашего, и мы вместе выбежали наружу. Я не

знаю почему, но я хотела взять с собой хлеба, потому что деньги есть не будешь, а хлеб необходим...».

Студент вспоминает о том, как он услышал сообщение, что марсиане пустили ядовитый газ и тот расползается по всему штату. «Я думал только о том, чтобы не задохнуться от газа и не сгореть заживо... Я понял, что все наши погибли, но больше всего меня потрясало, что, видимо, вся человеческая раса будет сметена, эта мысль казалась мне особенно важной, важнее даже того, что и мы должны вот-вот умереть. Казалось ужасным, что все, созданное упорным трудом людей, должно исчезнуть навсегда. Диктор продолжал свои репортажи, и все казалось вполне реальным»1.

Паника, охватившая радиослушателей, оказалась сродни той, которая возникает в толпе.

Специальные исследования показали, что наиболее ей поддались люди, которые имели одну или несколько из следующих психологических особенностей:

— повышенное чувство опасности, тревоги, страха;

— неуверенность в себе;

— конформизм;

— фатализм (от лат. fatum — рок, судьба) — вера в судьбу, представление о неотвратимой предопределенности событий;

— вера в конец света.

Однако не все люди поддались панике. Многие поняли, что речь идет о радиоспектакле. Такие люди смотрели радиопрограмму в газете, настраивали приемник на другие станции и т. п.

Исследования показали, что это в основном были образованные люди, способные критически относи-

1 Цит. по: Кентрил X. Внушение страха // Страх: Хрестоматия. — М., 1998. —С. 167—168.

11*

ться к получаемой информации, не принимать ее на веру, проверять.

Воздействие средств массовой информации усиливается за счет того, что подаваемая информация специально организована. Над каждым сообщением трудятся множество специалистов, которые заботятся о том, чтобы сделать его наиболее интересным, действенным, доходчивым, чтобы самые разные люди воспринимали его как важное для себя.

Работа этих специалистов очень сложна. Ведь в общении с помощью средств массовой информации нет непосредственной обратной связи, то есть отклика аудитории — зрителей, слушателей. Напомним, что обратная связь — очень важная сторона общения. Она позволяет понять и почувствовать как воспринимается то, что вы говорите, делаете и что при необходимости надо усилить или изменить.

Общение с помощью средств массовой коммуникации одностороннее. Сейчас нередко используются приемы интерактивного телевидения и радио — общение со зрителями и слушателями в прямом эфире, опросы, осуществляемые в ходе передачи. Но все равно обратная связь носит ограниченный характер и не может дать полную картину того, как разные слушатели и зрители воспринимают увиденное, услышанное, что они думают, чувствуют.

Воздействие радио и телевидения усиливается за счет особого восприятия любого сообщения. Оно воспринимается как адресованное одновременно и тебе лично, и большой массе людей. Действительно, мы слушаем радио, смотрим телевизор и воспринимаем сообщения, как обращенные к нам лично. Недаром известные дикторы, журналисты воспринимаются как хорошо знакомые люди, поскольку они

постоянно приходят к нам в дом. Эта особенность называется «эффектом личностного общения». Общение с помощью радио, телевидения — особая форма межличностного общения, общения между хорошо знакомыми людьми, с которыми нас связывают определенные отношения (мы можем доверять или не доверять журналисту или диктору, он может вызывать у нас симпатию или антипатию).

С другой стороны, мы смотрим телевидение или слушаем радио в одиночку или в малых группах (в семье, с друзьями), но знаем, что она адресована большой массе людей, и любое сообщение воспринимается как обращение к большой группе. Известно, что передачи о некоторых событиях слушают, смотрят одновременно более миллиарда человек во всем мире. Именно благодаря этому человек ощущает свою причастность к тому, что происходит в мире, часто очень далеко от его дома. Поэтому общение с помощью средств массовой информации рассматривается как разновидность общения в большой группе.

Такое сочетание непосредственного личностного общения и общения в большой группе создает особое впечатление, еще более усиливая воздействие СМИ.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлено влияние средств массовой информации на слушателей и зрителей? Приведи свои собственные примеры такого влияния.

2. Предложи свои способы, которые могут позволить работникам радио, телевидения лучше узнать мнение аудитории той или иной радио- или телепередачи. Докажи эффективность этих способов.

3. Некоторые современные певцы и певицы выступают, называя только свое имя, не называя фамилию (Анастасия, Юли-

ан, Валерия и др.). Как ты думаешь, зачем они это делают? Какие особенности восприятия образа телезрителями и радиослушателями они используют?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1270; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.122 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь