Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ТЕМА 1.1. Происхождение латинского языка



ЛЕКЦИИ

Краткое содержание лекций:

Раздел 1. Основные сведения из истории и культуры Древнего Рима. Образование латинского литературного языка. Мировое значение античной литературы, культуры, искусства, науки и латинского языка

· Комплексная цель раздела 1:

· ознакомить студентов с основными сведениями об истории и культуры древних римлян: латинский язык, его происхождение и место среди других индоевропейских языков.

Перечень учебных элементов раздела:

Образование латинского литературного языка. Мировое значение античной литературы, культуры, искусства, науки и латинского языка. Употребление латинского языка в средние века и в эпоху Возрождения. Использование латинского языка для создания современной международной общественно-политической и научно-технической терминологии.

1. Основная содержательная проблематика раздела:

1.1 Происхождение латинского языка. Латинский алфавит. Италия и ее древнейшее население. Рим в эпоху царей. Populus Romanus. Деление на три трибы. Оформление литературной нормы латинского языка в эпоху римской империи.

1.2 От латыни долитературной к расцвету латинской литературы. О латинском произношении тогда и сегодня: «Цицеро» или «Кикеро»?

1.3 Рим-наследник Греции: культура, религия, искусство. Культура эпохи эллинизма. Греко-римская культура.

1.4 В римской семье: родовое и личное имя римлянина. Воспитание и образование в Риме.

1.5 Римские системы измерения. Календарь и часы. Денежная система. Римские государственные должности и общественные сословия.

1.6 Элементы латинской стилистики. Латынь - язык великих поэтов. Латынь – язык великих ораторов. Римская риторика.

1.7 Латынь – язык науки и философии. Язык римского права Язык римского военного искусства.

1.8 Новая жизнь языка: латынь христианских авторов и варварская латынь. Монастырская и светская латынь в средние века. Язык схоластов и вагантов.

1.9 Новая жизнь латинского языка. Судьбы латыни в эпоху Возрождения и Нового времени.

1.10 Латынь в современном мире. Европейские языки и классические языки. Крылатые латинские выражения.

Список рекомендуемой литературы:

1. Латинско-русский онлайн словарь - http: //radugaslov.ru/latin1.htm

2. Марцелли А. А. Латинский язык: учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2007.

3. Тексты на латинском языке в свободном доступе - http: //www.thelatinlibrary.com/index.html

4. Свободная библиотека - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона - http: //ru.wikisource.org/wiki/

http: //latinum.ru

www.philology.ru

www.greeklatin.narod.ru/latin

http: //ru.wikisource.org/wiki/

http: //www.thelatinlibrary.com/index.html

ТЕМА 1.1. Происхождение латинского языка

ПЛАН

  1. Латинский алфавит.
  2. Италия и ее древнейшее население.
  3. Рим в эпоху царей. Populus Romanus. Деление на три трибы.
  4. Оформление литературной нормы латинского языка в эпоху римской империи.

 

Латинский язык наряду с древнегреческим принадлежит к числу древнейших языков культурного населения Европы. Согласно общепринятой лингвистической классификации, латинский язык относится к группе “мертвых” (т.е. не используемых в настоящее время) италийских языков. Италийскими языками называются языки древних италийских племен, населявших Италию в период с 2 пол. 1-го тысячелетия до н.э. по первые века н.э. включительно. Так, исторически известны оскский, умбрский, сикульский и другие языки. В свою очередь, италийские языки относятся к индо-европейской группе языков, охватывающей также греческий язык, языки Индии, иранские, славянские, балтийские, германские и другие языки.

Латинский язык получил свое название от древнего италийского племени латинов, населявших Лациум (Latium) - историческую область в нижнем течении реки Тибр. Центром Лация был город Рим, основанный племенем латинов в 8 веке до н.э.

Латинское письмо использовалось древними римлянами и легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Латинский алфавит (см. таблицу на следующей странице) восходит к древнегреческому. Согласно античной исторической традиции, искусство письма было принесено в Лациум греками с Пелопоннеса, которые поселились на Палатинском холме в центре Рима.

Существуют различные версии происхождения латинского алфавита и письма. Согласно наиболее распространенной версии, непосредственным прототипом латинского письма было греческое алфавитное письмо, сложившееся около 9 века до н.э. Поскольку в южной части Италии издавна существовали многочисленные греческие города и поселения, культурные связи между греками и латинами установились рано и были достаточно устойчивыми. Даже неподалеку от Рима находился город Габии, где господствовала греческая культура и где, согласно античному преданию, обучали грамоте будущих основателей Рима - Ромула и Рема.

Разумеется, не следует думать, что латинская письменность возникла “мгновенно”. Все процессы в области формирования языков длятся достаточно долго, захватывая порой многие столетия. Латинский язык и латинская письменность также развивались медленно и постепенно, и латинский алфавит в его привычном для нас виде окончательно сформировался только на рубеже 4-3 веков до н.э. Первые памятники латинской письменности (надписи на камнях и различных предметах) отличаются архаическим начертанием букв, выдающим родство этого письма с древнегреческим. Во многих древнейших латинских надписях письмо имеет направление справа налево, и только в 4 веке до н.э. окончательно устанавливается направление письма слева направо.

В дальнейшем классическое латинское письмо также претерпело некоторые изменения. С 1 века до н.э. буквы Y и Z стали использоваться для написания слов греческого происхождения. В послеантичное время возникло деление букв на прописные и строчные, появились знаки препинания и диакритические знаки (знаки над и под буквами, используемые для уточнения значения отдельных знаков). В 11 веке н.э. была введена буква W, а в 16 веке - буквы J и U.

Особым и весьма интересным вопросом истории латинского языка и всей древнейшей истории Рима является взаимоотношение латинов с этрусками - культурными предшественниками и политическими соперниками Рима. Происхождение этрусков и их языка до сих пор не выяснено. Этрусский язык относят к группе так называемых Средиземноморских языков (не-индоевропейских языков Южной Европы и островов Средиземного моря). Этрусский алфавит возник, вероятно, на основе греческого. В 18 веке появилась теория этрусского происхождения латинского языка, но подтвердить ее практически невозможно из-за скудости сведений об этрусском языке (сохранилось лишь небольшое число надписей, в которых до сих пор расшифровано всего около 150 слов).

Этруски населяли Этрурию - область к северо-западу от Рима - и обладали высокой культурой (об этом свидетельствуют сохранившиеся памятники этрусского искусства). Римляне немало заимствовали у этрусков - в области искусства (в том числе военного), политической культуры и в области религиозных обрядов. В 6 веке до н.э. в результате продвижения этрусков на юг Рим попал под власть царей из этрусской династии Тарквиниев. После изгнания последнего Тарквиния (около 510 г. до н.э.; с тех пор Рим становится республикой) влияние этрусков постепенно ослабевает. В 5- 4 веках они почти полностью утрачивают политическую самостоятельность и попадают под власть Рима. К началу н.э. этруски были окончательно романизированы, а их язык постепенно забыт.

Борьба с этрусками и победа над ними были первым этапом оформления гегемонии Рима в Италии; с начала 3-го века до н.э. происходит экономическое и политическое возвышение Рима. К концу 3 века центральный город Лациума объединяет под своей властью большую часть италийских городов и областей. В ходе трех Пунических войн (сер. 3 в. - сер. 2 в.) римляне одержали победу над своим сильнейшим соперником в западном Средиземноморье - Карфагеном. К концу 1 века до н.э. под властью Рима оказывается все культурное Средиземноморье от Испании до Греции, М.Азии и Египта, территория современной Франции, частично - Англии, Германии, а также и другие земли. В последующую эпоху империи Римское государство достигло наивысшего могущества.

В результате объединения Италии латинский язык стал официальным языком римской государственности. Жители различных областей Италии, принадлежавшие к различным народностям и говорившие на разных (хотя и близких) языках, получали Римское гражданство и постепенно начинали осознавать себя частью единого культурного целого. Латинский язык из небольшого Лациума распространился на весь Апеннинский полуостров, а затем был воспринят населением Галлии и Испании.

 

РИМ В ЭПОХУ ЦАРЕЙ И РЕСПУБЛИКИ

История Рима начиналась как история сравнительно небольшой общины, объединенной вокруг племени латинов. Сам город Рим по преданию был основан в 753 г. до н.э. Реально город возник в результате объединения отдельных поселений, располагавшихся на 7 холмах по левому берегу Тибра - Палатине, Эсквилине, Авентине, Квиринале, Виминале, Целии и Капитолии. На заре своего существования будущая столица мирового государства была довольно скромным поселением, расположенным, правда, в очень удобном месте (на возвышенности, у реки и не очень далеко от моря). Цитадель Капитолия была и крепостью, и средоточием святынь молодого города.

Не следует думать, что первоначальное население Рима состояло исключительно из представителей племени латинов. В Риме и ближайших окрестностях издавна жили сабины (италийская народность), а также этруски. Таким образом, древнейшее население Рима, объединявшееся вокруг племени латинов и говорившее на латинском языке, в этническом отношении не было вполне однородным. Его объединяло нечто иное - принадлежность к “римскому народу” (populus ronanus), которым считались все полноправные граждане Рима, первоначально жители Лациума.

Весь “римский народ” делился на три трибы (tribus). Первоначальные трибы были, видимо, учреждены по родовому признаку и отражали объединение 3-х этнических элементов: латинов, сабинов и этрусков. Позднее трибы стали обозначать подразделения полноправных граждан по территориальному признаку. Каждая из трёх триб разделялась на 10 курий (curia), которые представляли собой промежуточную социально-государственную ячейку римского общества. Само слово “курия” обозначало одновременно место (а позже - специальное здание), где проходили собрания членов курии.

В свою очередь, каждая из 30 курий делилась на 10 родов. Род являлся, следовательно, естественной основой раннеримского общества; члены рода имели общую собственность и совместно совершали религиозные обряды. Число членов рода не было величиной определенной или постоянной. Так, известный род Фабиев в начале 5 века до н.э. насчитывал около 300 человек, а не менее известный род Клавдиев - почти 5 тысяч человек. Отсюда ясно, что в количественном отношении курии не были равноценны.

Полноправные члены римской общины, объединенные в роды, постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались “патрициями” (раtricii - “имеющие отцов”) и первоначально только они и составляли “римский народ”. Патрициям противостояли “плебеи” (рlebs) - масса неполноправного населения, “чернь”. Основную часть плебеев составляли представители завоеванных или присоединенных к Риму областей (первоначально - в ближайшей округе). Они не входили в состав старинных родов, курий и триб и, таким образом, не могли считаться “римским народом”. Очень часто плебеи искали покровительства у влиятельных патрициев и становились их “клиентами”.

Для разрешения важнейших вопросов, имеющих государственное значение, “римский народ” собирался по куриям. Эти собрания назывались комициями (comitia); здесь в процессе голосования определялись действия всего общества. В собраниях принимали участие все взрослые мужчины. Комиции ведали, помимо всего прочего, делами культа и вопросами семейных отношений. Здесь оглашались завещания, происходили усыновления (вообще - принятие новых членов в род) и принятие новых родов в общину. Комиции могли также судить граждан, виновных в нарушении законов. На комициях, вероятно, происходили выборы царя.

Царь (rex) являлся выборным главой римского общества, исполнявшим, кроме того, обязанности верховного жреца. Почетными отличиями царя были пурпурная мантия, золотая диадема, скипетр с изображением орла, кресло, отделанное слоновой костью, и почетная стража (ликторы). Все атрибуты царской власти были, вероятно, заимствованы у этрусков, которые издавна имели царей.

При царе действовал совет старейшин, иначе именуемый “сенатом”. Само слово senatus происходит от слова senex (“старец”). Первоначально он состоял из 100 человек, а затем число его членов было увеличено до 300. Скорее всего, в раннюю эпоху римской истории в состав сената входили старейшины родов. Все решения комиций должны были для обретения действенности получить одобрение сената. Таковы основные элементы государственного устройства, присутствовавшие как в царском Риме, так и в эпоху республики.

По преданию, в римской истории было семь царей. Первому царю, Ромулу, приписывается учреждение всех основных государственных институтов: он разделил население на патрициев и плебеев, создал курии и сенат. Преемниками Ромула были: Нума Помпилий, Анк Марций, Тулл Гостилий; затем царем стал переселившийся из Этрурии Тарквиний Древний, которому наследовал Сервий Туллий. Этот последний вошел в историю как крупнейший реформатор социальной организации древнего римского общества. Сервий Туллий поделил все население Рима (и патрициев, и плебеев) на 6 имущественных разрядов; каждый из разрядов выставлял определенное количество вооруженных людей в римское войско. Собрания по центуриям (воинским единицам) стали решать большинство вопросов из тех, что прежде решались в куриях. Вся территория Рима была поделена на округа. Таким образом, главную роль стало играть имущественное положение, а не происхождение; плебеи же были включены в состав римского народа.

Последним римским царем был Тарквиний Гордый; после его изгнания в Риме почти на 5 веков установился республиканский строй правления. Поскольку римский царь не обладал абсолютной и неограниченной властью, многие элементы будущего республиканского устройства действовали и при царской власти. Поэтому переход от одной формы правления к другой не означал полной перемены государственного строя.

 

ОФОРМЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ НОРМЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

В результате целого ряда успешных войн Рим к концу 1 века до н.э. превратился в огромное государство, простиравшееся от Британии и Испании до М.Азии и Египта. Этой колоссальной территорией уже нельзя было управлять посредством старинных республиканских законов, исторически предназначенных для организации сравнительно небольшого общества. Поэтому смену республиканского государственного устройства при Цезаре системой авторитарной императорской власти нужно считать закономерным итогом развития римской государственности. Римская империя просуществовала почти 5 веков; за это время были заложены основы европейской цивилизации.

К началу 2 века н.э. окончательно сложился так называемый “Римский мир” (Pax Romana) - государственно-культурное объединение народов Средиземноморья вокруг Рима, в котором латинский язык играл роль государственного языка, а латинская культура и латинская словесность выступали объединяющими факторами для граждан мирового государства. Основой этого объединения являлся окончательно сформировавшийся на рубеже н.э. литературный латинский язык, способный обеспечить самое разнообразное художественное или научно-философское творчество, а также межнациональное общение. В развитии латинского языка последних десятилетий республики и эпохи империи можно выделить три основных периода.

Литературная норма латинского языка зафиксирована в сочинениях римских писателей и поэтов 1 века до н.э. - начала 1 века н.э. Лексику периода расцвета латинской словесности обычно называют классической, или “золотой” латынью. Это богатейшая лексика, способная передавать сложные абстрактные понятия, изысканные поэтические образы, описывать философские, научные, политические и технические проблемы. Необычайная красота, выразительность, исключительная ясность классического языка во все последующие времена служила образцом для подражания. Нормативной считается проза Цицерона, Цезаря, Саллюстия, поэзия “века Августа” - Вергилий, Гораций, Овидий. Отрывки из текстов упомянутых авторов обязательно используются в качестве поясняющих примеров в учебниках и словарях латинского языка.

Послеклассическая (“серебряная”) латынь - язык авторов 1 - нач. 2 веков н.э., эпоха окончательного утверждения грамматических норм латинской словесности. В это время формулируются и закрепляются в виде набора правил фонетические и морфологические нормы литературного языка, уточняются правила орфографии (этими правилами руководствуются и в современных изданиях латинских текстов). Для целей руководства и обучения создаются специальные сочинения, излагающие правила и рекомендуемые нормы стилистики и риторики. Среди латинских писателей и поэтов этого времени выделяются философ Сенека, историки Тацит и Светоний, ученый-естествоиспытатель Плиний Старший, поэты- сатирики Марциал и Ювенал, теоретик риторики Квинтилиан. Язык представителей “серебряной” латыни также служил в последующие времена источником стилистических образцов и примером для подражания.

В “золотой” и “серебряный” периоды латинский язык развивался равномерно, и различия между периодами, с одной стороны, а также между общепринятыми нормами литературной и устной речи, с другой, не было принципиальным. Однако в последующий период развитие латинского языка пошло более разветвленным и сложным путем. Это объясняется несколькими причинами, среди которых нужно отметить в первую очередь растущее экономическое и культурное обособление отдельных частей империи, усилившийся приток чуждого иноязычного населения (варварских народов), появление христианской литературы (резко враждебной к риторическим и стилистическим ценностям языческого мира) и, в результате всего, утрату первоначальной чистоты классического языка.

Основной особенностью третьего (и самого обширного периода) поздней латыни 2-6 веков н.э. - является возникновение значительного разрыва между нормативно-литературным и народно-разговорным языком. Этот процесс в отдельных областях империи начался сравнительно рано. В Северной Африке, например, уже в 1-2 веках н.э. сложился самостоятельный диалект разговорного латинского языка, так называемая “африканская латынь”. На этом диалекте были написаны первые переводы Библии на латинский язык, появлявшиеся уже во 2 веке н.э. Примером такого “неклассического”, неправильного языка могут служить произведения знаменитого христианского писателя Тертуллиана (конец 2 - нач. 3 века), родившегося и жившего в Сев. Африке. Похожие явления набирали силу во всех провинциях империи, где классическая латынь использовалась только римской администрацией и весьма немногочисленными образованными слоями местного населения. Неправильная “местная” латынь все больше и больше искажалась в результате прилива варварского населения. После падения Западной Римской империи эти процессы многократно ускорились, что привело со временем к окончательному обособлению отдельных провинциальных диалектов, послуживших основой для формирования романских языков.

Отношение христианских авторов к нормам латинской словесности с самого начала было весьма неоднозначным. С одной стороны, многие из них получили традиционное риторическое образование и старались ориентироваться на классические образцы. Таковы, например, Киприан, Лактанций, Иероним и Августин. С другой стороны, мы часто обнаруживаем открытое, почти демонстративное пренебрежение канонами латинской словесности, примером чего могут служить сочинения уже упомянутого Тертуллиана. Дело в том, что для христианских авторов внешние формы выражения значили неизмеримо меньше, чем выражаемый смысл. Кроме того, все языческое вызывало у христиан инстинктивное “отталкивание”. Все это способствовало формированию определенного, часто откровенно пренебрежительного, отношения к языковым средствам и немало способствовало забвению классических норм.

 

ПЛАН

1. Первые памятники латинской письменности.

2. Литературные памятники эпохи возвышения Рима.

3. О латинском произношении тогда и сегодня: «Цицеро» или «Кикеро»?

Первыми памятниками латинской письменности являются надписи на различных предметах утвари и камнях. Древнейшие известные науке латинские надписи датируются 7 веком до н.э. (надписи на золотой застежке и серебряном сосуде из Пренесте и др.). Самой знаменитой римской надписью является надпись на каменной стеле с Римского форума, относящейся, возможно, тоже к 7 веку. Надпись, содержавшая, вероятно, некую сакральную формулу (клятву или заклятие), написана архаическими буквами, которые еще очень напоминают греческие. Ритуальный характер имеют и надписи на сосудах, найденных при раскопках в Риме и относящихся к 5 веку.

Впоследствии, когда уже появилась латинская литература, надписи продолжали оставаться особым родом латинской письменности. Содержание их могло быть весьма разнообразным: это и надгробные надписи с перечнем заслуг, посвятительные надписи в храмах, надписи официального характера на общественных сооружениях и памятниках, надписи на домашней утвари, наконец, целые стихотворения, написанные на стенах и т.п. В настоящее время известно около 100 тысяч латинских надписей разных эпох.

Другим ранним видом латинской словесности является древнейший фольклор - дошедшие в надписях и в составе позднейших литературных произведений песни, заклинания и гимны. Римский фольклор объединял все виды устного народного творчества. Здесь мы найдем и трудовые песни, и погребальные причитания, и религиозные гимны, заговоры и заклинания. Были широко распространены песни шуточного, пародийного и не всегда пристойного содержания. Были в ходу импровизированные театральные сценки, разыгрывавшиеся бродячими актерами.

Чрезвычайную важность имеют Законы XII таблиц - первый письменный памятник римского права. Первоначальный текст Законов не сохранился, но достаточно полно восстанавливается по изложениям различных римских писателей и юристов. Особенности архаического языка Законов и зафиксированные в них относительно неразвитые формы правовых отношений позволяют отнести этот памятник к середине 5 века до н.э. По словам знаменитого римского историка Тита Ливия, Законы XII таблиц явились основным источником римского права - как публичного, так и частного. В этом первом правовом кодексе регламентируются судебные процедуры, декларируются принципы личной и коллективной собственности, долгового права, семейного права, устанавливается система наказаний. Единственное, чего этот кодекс практически не касается — государственное право.

Древнейший период латинской письменности почти совершенно свободен от греческого литературного влияния, которое с развитием латинской художественной литературы становилось все сильнее.

Возникновение латинской литературы совпадает с периодом объединения Италии под властью Рима в 3 веке до н.э. Раньше всего появилась латинская поэзия, находившаяся под сильным влиянием классических греческих образцов. Первыми латинскими поэтами были авторы 3 - нач. 2 веков Ливий Андроник (грек по происхождению), Гней Невий и Квинт Энний. Последний прославился своей эпической поэмой “Анналы” (“Летопись”), в которой изображалась история Рима начиная с древнейших времен.

Однако главнейшими литературными памятниками эпохи возвышения Рима являются произведения знаменитых римских комедиографов - Плавта и Теренция. Тит Макций Плавт (ок.250-184 до н.э.) явился фактическим создателем латинской комедии (ориентированной, правда, на греческие образцы). Всего Плавт написал около 130 комедий, из которых до нас дошла 21. В комедиях Плавта широко использовался фольклор, благодаря чему они имели огромный сценический успех.

Публий Теренций Афр (ок. 195-159) создал всего 6 комедий, которые дошли до нас. В них Теренций показывает повседневную жизнь людей, мастерски раскрывая характеры. Знаменитая фраза Теренция “ничто человеческое мне не чуждо” хорошо передает атмосферу его сочинений. В Средние века и в эпоху Возрождения Теренций был одним из самых читаемых античных авторов. Язык его комедий считался образцом литературной латыни.

Настоящий и великий подъем латинская литература переживает с начала 1 века до н.э. в поэзии Катулла, Лукреция, прозе Цицерона, Цезаря и Саллюстия. Поэтическое наследие Гая Валерия Катулла (ок.87- 54) насчитывает всего 116 лирических стихотворений и эпиграмм сравнительно небольшого объема. Они доставили ему славу выдающегося мастера любовной лирики. Лукреций Кар (ок. 95-55) - автор философской поэмы “О природе вещей”, в которой излагаются основы учения Эпикура.

Марк Туллий Цицерон (106-43) - выдающийся, чрезвычайно разносторонний писатель и оратор. Ему принадлежат многочисленные, написанные великолепным стилем речи, философские, политические и риторические трактаты, а также письма. Язык Цицерона во все времена считался неподражаемым образцом латинской прозы.

Гай Юлий Цезарь (100-44) прославился не только как великий полководец и государственный деятель, но и как значительный латинский прозаик. Сочинения Цезаря — “Записки о галльской войне”, “Записки о гражданской войне” и другие — отличаются ясностью изложения и чистотой стиля.

Гай Саллюстий Крисп (86-35), политический деятель и историк, вошел в историю латинской словесности благодаря своим историческим работам (“Заговор Катилины”, “Югуртинская война” и др.). Язык Саллюстия отличается образностью, живостью и вместе с тем классической правильностью. В Средние века и последующие эпохи Саллюстий был уважаемым автором.

В сочинениях авторов 1 половины 1 века до н.э. латинский язык и латинская словесность получили свое хрестоматийное выражение и вступили в период расцвета.

 

О ЛАТИНСКОМ ПРОИЗНОШЕНИИ ТОГДА И СЕГОДНЯ: ” ЦИЦЕРО” ИЛИ “КИКЕРО”?

Иногда трудно представить себе, что привычное нам звучание знаменитых имен “Цицерон” или “Цезарь” могло быть другим. Однако всякий язык на протяжении своего развития претерпевает изменения. Особенно наглядно это видно на примере современных романских языков. В их основе лежит латинский язык и латинская лексика, но правила произношения в каждом из этих новых языков отличны от латыни и от правил другого романского языка. Русское произношение многих латинских слов заимствовано(хотя и с некоторыми изменениями) именно из новых языков (прежде всего из французского и немецкого).

Существуют ли возможности выяснить, какова была норма высокой классики, т.е. образцовые грамматические и риторические каноны литературного и разговорного языка? Да, существуют. Во-первых, это сохранившиеся надписи, в которых написание слов иногда приближено к их произношению; во-вторых, это игра слов в сочинениях римских писателей; в-третьих, наконец, сочинения древнеримских ученых, которые специально описывали произношение тех или иных букв и их сочетаний.

Если суммировать все сведения, мы придем к выводу, что в классической латыни звукосочетание -ае произносилось как “ай”, а буква с перед -i и -ае читалась как “к”. Это значит, что имя “Цицерон” звучало как “Кикеро”, а “Цезарь” - как “Кайсар”. Однако нужно иметь в виду, что наряду с нормой классики существовал бытовой разговорный язык - повседневная латынь, несколько отличная по произношению от нормативной классической латыни.

Например, из писем Цицерона нам известно, что в домашнем кругу и частной переписке он позволял себе отступать от тех строгих норм, которыми, безусловно, руководствовался, произнося речи в сенате. На различие между нормативной и бытовой латынью указывали Квинтилиан, а также некоторые другие авторы.

В разговорном же языке, особенно простонародном, уже в 1 — 2 веках н.э. наблюдается явление, именуемое палатализацией звукосочетаний -ti и -ci перед последующей гласной, т.е. превращение согласного звука в “ц”. Однако окончательная палатализация “с” произошла, видимо, не ранее 7-8 веков.

Итак, параллельно с нормативным языком, сложившимся в 1 веке до н.э., издавна существовал живой разговорный язык. Именно в результате развития бытовой латыни, которая видоизменялась к тому же сообразно языковым и национальным особенностям различных регионов и провинций, возникла поздняя латынь, которая и легла в основу позднейших романских языков.

Но в это время на классической латыни давно уже никто не говорил. Она оставалась известной лишь как “мертвый язык”, язык римской литературы, не являющийся более живым разговорным языком. “Правильное” произношение также было забыто как вещь, не имеющая принципиального значения. Это не значит, что “мертвая” латынь совершенно не служила в качестве средства общения. В течение последующих времен латинский язык использовался людьми литературы, науки, философии как специфический (т.е. принятый только в этих кругах) язык общения, который помогал преодолеть межнациональные языковые барьеры.

Кроме того, все школьное и университетское образование (особенно в Средние века и даже в Новое время) было построено на использовании латинского языка, - но с теми особенностями произношения, которыми отличалась именно поздняя разговорная латынь. Все новоевропейские языки (как романские, так и не-романские) переняли чтение латинских терминов и имен как раз в таком виде. Иными словами, от классической латыни остались грамматические, стилистические и прочие нормы, а от поздней - произношение.

Особое значение имеет традиция классического образования (построенного на углубленном изучении греческого и латинского языков). В 19 веке в России существовала широкая сеть классических гимназий, обучение в которых было ориентировано на те нормы и правила, которые уже много столетий существовали в Европе. Поскольку же русское классическое образование было создано по образцу немецкого, то в русских гимназиях почти два столетия читали “Цицеро” и “Цезарь”.

Итак, на вопрос: как же правильнее произносить - “Кикеро” или “Цицеро”? - однозначного ответа дать нельзя. Все зависит от того, какой традиции чтения и произношения придерживаться. Главное - отдавать себе отчет в том, что латинский язык прошел длительную и сложную историю развития, а потому нет оснований абсолютизировать и считать единственно и безусловно верным только один вариант произношения. Точно так же не следует отказываться от букв W, J, U, которых первоначально не существовало.

В школьной, “гимназической” традиции (которая постепенно возрождается в России) вполне можно использовать поздний вариант произношения, - хотя бы потому, что он был наиболее употребимым в течение многих столетий, т.е. в течение гораздо большего времени, чем тот период, когда классическая латынь была живым языком.

Другое дело - специфическое отношение к языку изучающих его специалистов, в данном случае - филологов-классиков. Среди них в настоящее время принято пользоваться исключительно восстановленным, или формально реконструированным произношением “мертвого языка”. Это произношение является безусловно обязательным в замкнутой научной среде филологов, используется на Всемирных конгрессах латинистов, на семинарах некоторых организаций.

Что касается обычных, “живых” носителей современного русского языка, то им, конечно, нет никакой необходимости отказываться от тех привычных форм, в которых они по традиции произносят знаменитые римские имена.

ПЛАН

1. Культура эпохи эллинизма.

2. Греко-римская культура.

Трудно даже представить себе, какая область известной нам культуры не имеет отношения к тому, что было создано гением римлян. Таким образом, римская культура, а особенно - римская цивилизация, - может рассматриваться как нечто самостоятельное и самодостаточное. Однако эта культура возникла не на пустом месте. Римляне многим обязаны своим соседям и соперникам - этрускам. Но гораздо большим обязаны они грекам, которые издавна населяли города Южной Италии. Более высокий уровень развития греческой культуры способствовал тому, что римляне охотно усваивали её достижения. Между греческой и римской культурами существует определенное родство или, во всяком случае, преемственность. Это позволяет объединить их под одним понятием - понятием античной культуры. Античность буквально обозначает “древность”; в специальном смысле этот термин обозначает историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Процесс проникновения греческого языка и греческой культуры в Рим особенно усилился после того, как Рим объединил под своей властью всю Италию, а вскоре (в середине 2 века до н.э.) и всю Грецию. Знаменитый римский поэт Гораций писал, что Греция, побежденная военной силой, пленила победителей своим искусством. С этих пор греческая культура на римской почве - высшие достижения литературы, искусства, науки становится неотъемлемым достоянием собственно латинской культуры.

Национальная латинская литература началась как подражание греческим образцам. Первым автором комедий на латинском языке был грек Ливий Андроник (3 век до н.э.). Комедиографы Плавт и Теренций ставили на римской сцене переработки греческих комедий. Большая часть поэтических произведений классической эпохи римской литературы создается с оглядкой на греческие образцы и на те жанры, которые давно были разработаны греческими поэтами.

Римский патеон в основных чертах был скопирован с греческого: Юпитер был тождествен Зевсу, Юнона - Гере, Диана - Артемиде, Венера

Афродите и т.д., хотя это совпадение не было полным. Вместе с тем, римская религия (особенно её культовая сторона) имела весьма значительные особенности. У римлян было гораздо больше мелких божеств, чем у греков, значительно большее значение придавалось различным видам гаданий и предсказаний (в этой области, возможно, многое было заимствовано у этрусков).

В области искусства влияние греков было столь же велико. Римские храмы строились по образцу греческих; римские скульпторы ориентировались на знаменитые греческие модели (масса греческих скульптур была вывезена в Рим после подчинения Греции). Еще большая зависимость от греческих образцов существовала в таких отвлеченных областях, как философия и наука. Здесь римляне шли буквально по стопам греков, тщательно изучая терминологию, методику и возможности применения философских и научных исследований. Большая роль в переводе греческих философских терминов на латинский язык и создании, таким образом, латинской философской лексики, принадлежит Цицерону.

Римляне были прилежными учениками и с большим почтением относились к греческой культуре, многие образцы которой они справедливо считали непревзойденными шедеврами. Вместе с тем, римляне обладали выдающимся национальным самосознанием, которое не позволяло им довольствоваться копированием чужих образцов. Охотно признавая превосходство греков в сфере наук и искусств, свое предназначение они усматривали в сфере практической - прежде всего, политической и военной - деятельности. Свою главную задачу Рим всегда осознавал как господство над миром и придание миру римского порядка.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь