Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет публицистики. Категория «факт», «событие», «образ», «ситуация», «явление», «процесс», «характер» в публицистике.



 

Особое положение в терминологии занимает слово «публицистика», наверняка встречавшееся каждому студенту. У этого явления нет общепризнанной «расшифровки», и о его содержании специалисты ведут нескончаемые споры. Мы возьмем за первоначальный ориентир определение, данное Словарем иностранных слов: «Публицистика (от лат. publicus - - общественный) — вид литературы, посвященной обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение; публицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и др.)». В других ис*Г точниках, в частности в научных трудах, о публицистике говорится как об общественно-политической деятельности, связанной с актуальным идеологическим воздействием на общественное мнение, сознание и поведение.

По своему содержанию идеи, которые несет в себе публицистика, совсем не обязательно относятся к сфере политики: он* бывают философскими, эстетическими, экологическими и т.д. Следовательно, публицистика — это явление широкое и многоликое, во всяком случае, она «шире» журналистики. В то же время ее полноценное бытование в современном мире совершенно немыслимо без использования уникальных возможностей прессы.

ПУБЛИЦИСТИКА [от слова публичный, общественный] — область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях неконкретного воздействия на общество. Поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как литератор свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста вид привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, которое может и не иметься, не нарушая основного принципа построения публицистической работы.Публицистика - это литература по общественно-политическим вопросам современности. Предмет публицистики - жизнь в обществе, политика, экономика - касается интересов каждого человека. П. – это обсуждение в СМИ насущных вопросов общественно-политической жизни. В область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни. Публицистическими жанрами являются также фельетон, заметка, обращение, воззвание, прокламация, политическое письмо, лозунг, публицистическая статья, письмо, дневник.

Факт - знание в форме утверждения, достоверность которого строго установлена. Факт - исходный материал, которым оперирует публицистика. Ни одна серьезная статья автора не обходится без ссылки на факт. Публицистика эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт-образ зарождается и функционирует в соответствии с художественными законами и в то же время несет в себе признаки факта как категории гносеологической. Это означает, что факт имеет определенную протяженность во времени и пространстве, что он не точка, а отрезок действительности. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный материал в прессе, найти в архивах и документах.

Отбор событий в публицистике определяется их социальной значимостью. К социально значимым относят события, имеющие общественный интерес: это встречи глав государств, принятие новых законов, театральные премьеры, спортивные события и т.д. Зачастую они носят повторяющийся характер, поэтому информация об этих событиях стандартна, при её освещении используются стереотипные выражения (театральный сезон открылся премьерой, состоялся матч между командами).

Ситуация — одноактность и неповторимость наступления множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека. Публицистика обращается к явлениям современности во всём богатстве складывающихся в ней конкретных социальных ситуаций.

Явле́ ние — вообще всё, что чувственно воспринимаем, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза.

Как известно, в качестве объекта выступает процесс или явление.

Проце́ сс (от лат. processus — продвижение, — последовательная смена состояний объекта во времени.

Характер (общий термин греческого происхождения) — совокупность существенных свойств, особенностей предмета. Социальный характер — особый склад социального поведения (например, Авторитарный характер).

Образ (информация) — воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним. Образ — порядок, способ, метод, организация.

 

Жанр и жанровая система журналистики. Принципы и критерии её классификации.

Жанр в переводе с французского означает – род, вид. Это исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками многообразие которой обусловлено тем, что произведения отражают различные стороны действительности, имеют различные задачи и назначение.

Характер жанра определяется не только характером явлений, но и отношением к ним автора и задачей, которую тот перед собой ставит: поэтическое или прозаическое повествование, прославление или разоблачение и прочие. Это определяет основные жанры художественной литературы. В изобразительных искусствах основные жанры непосредственно определяются предметом изображения: портрет или пейзаж, историческое или бытовое и другие. В музыке определяющим является конкретное назначение данного вида произведения: песня или танец, концерт или романс и так далее.

 

Жанр в журналистике - одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. При этом творческая личность в рамках определенного жанра всегда накладывает на публицистический материал свою неповторимую индивидуальность.

Формирование жанров было вызвано практической потребностью. Когда в начале XVIII века появилась первая русская печатная газета " Ведомости", то ее назначение - сообщать самые свежие новости - определило и жанровое ее своеобразие - информационность. Некоторые из материалов сообщали известия в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально передавали наиболее важные детали события (репортаж). Аналитических материалов в " Ведомостях" еще не было, - они сформировались из более поздней потребности разобраться в причинах происходящего.

 

СМИ Великобритании.

 

В Великобритании предшественниками газет в XVI веке были рукописные листки «Ньюс» («Новости»), извещающие о прибытии торговых судов; а появление периодической печати связывают с 23 июня 1588 г., когда вышел номер «Инглиш меркьюри» («Английского вестника»). После английской буржуазной революции 1640 г. возникает множество изданий, а в 1642 г. в ан­глийском языке появляется слово «газета». В 1702г. стала изда­ваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант».

Потребность в рекламе вызвала к жизни в 1785 г. газету «Таймс» (The Times — «Времена»). На рубеже XIX-XX веков, ког­да в Англии началось разделение прессы на качественную и мас­совую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймса», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» (The Daily Telegraph — «Ежедневный телеграф», 1855 год основания), «Гардиан» (The Guardian — «Страж», 1821), «Файнэншл Таймс» (Financial Times — «Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информа­тивна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением, по­жалуй, является тираж «Дейли телеграф» — 1, 3 млн. экз.). «Инде­пендент» начала выходить в свет в 1986 г. и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в распространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «доб­ро» на ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, расклад содержания по рубрикам — «одна по­лоса — одна тема», свободный, без линеек между колонками на­бор текста [2].

Массовая (или популярная) печать ориентируется на широ­кий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических ма­териалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» (The Sun — «Солнце», 1964), «Миррор» (The Mirror — «Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» (Daily Express — «Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» (Daily Mail — «Ежедневная почта», 1896)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5, 5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2, 2 млн.: таков ре­зультат существенного усиления позиций двух конкурентов из­дания: газет «Дейли мейл» и «Сан». Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую очередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Од­нако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежеднев­ной массовой газеты «Тудей» («Today» — «Сегодня»), просуще­ствовавшей всего 10 лет. Дорогостоящая технология: компью­терный набор, цветная печать, использование спутников для од­новременного выпуска региональных изданий и т.д. привели к немалым расходам, и основатели издания продали газету кон­церну «Лонро», который не смог избавиться от убытков и выс­тавил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн. фунтов стерлингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако, завоеванная аудитория вскоре стала сокращаться. И тог-да Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем других четырех своих газет (особенно «Сан» и «Таймс») [3].

Существует деление и среди воскресных английских изданий. К качественным газетам относятся «Санди Таймс» (The Sunday Times — «Воскресное время», 1822), «Санди телеграф» (Sunday Telegraph — «Воскресный телеграф», 1961), «Обсервер» (The Observer — «Наблюдатель», 1791), а к массовым (таблоидным) — «Ньюс оф уорлд» (News of the Worhd — «Новости мира», 1843), «Мейл он санди» (The Mail on Sunday — «Воскресная почта», 1982), «Санди миррор» (Sunday Mirror — «Воскресное зеркало». 1915), «Пипл» (Реорlе — «Народ», 1881).

Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политичес­кой партии. Консервативную партию поддерживают «Таймс» и «Сан­ди Таймс», «Дейли телеграф» и «Санди телеграф», «Ньюс оф уорлд», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгляды лейбористской — «Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор», Пипл».

На Британских островах имеется также разветвленная сеть про­винциальных газет и журналов, освещающих главным образом со­бытия и факты своего региона: Международные вопросы их интере­суют крайне мало, в результате чего этот круг тем отдан на откуп информационным агентствам, прежде всего Рейтеру (Reuters Ltd.), организованному в 1851 г. журналистом Полем Джулиусом Рейте­ром. Одно из пяти мировых информационных агентств, оно пред­ставляет собой сегодня акционерную компанию, основными держа­телями акций которой являются Ассоциация газетных издателей, агентство Пресс Ассошиэйшн — ПА, австралийское агентство Острэлиан Ассошиэйтед Пресс, новозеландское Нью Зиленд Пресс Ас­сошиэйшн, а также сотрудники агентства Рейтер. В отличие от Рей­тера, распространяющего прежде всего иностранную информацию, Пресс Ассошиэйшн (Press Association Ltd, основано в 1868 г.) — ко­оперативное объединение издателей 120 провинциальных газет — специализируется на сборе и распространении внутренней инфор­мации. А экономическую, финансовую, статистическую, спортивную информацию собирает и распространяет английское акционерное информационное агентство Эксчендж Телеграф — Экстел (The Exchange Telegraph Co, Ltd — Extel), основанное в 1872 г. со штаб-квартирой в Лондоне.

Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет ра­диопередачи в цифровом варианте [4]. Созданная в 1922 г. Британ­ская радиовещательная компания (Би-Би-Си), имеющая статус об­щественной организации, с 1936г. начала осуществлять и телепе­редачи, в этой сфере она была монополистом до 1954 г., пока власти не разрешили в Великобритании коммерческое телевидение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь