Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сформулируйте правила работы с тревожными детьми.



С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В детском саду или в школе на стенде можно разместить, например, памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е.В. Новиковой и Б.И.Кочубей (1998).

Профилактика тревожности (Рекомендации родителям)

1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: " Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай! " ).

2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

5. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

1.Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.Не сравнивайте ребёнка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.

6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

7. Не предъявляйте ребёнку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.

9. Старайтесь делать как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребёнка, наказывая его при всех.

 

46. Сформулируйте правила работы с агрессивными детьми.

Правила работы с агрессивными детьми

1. Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

2. Гасите конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

3. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми.

4. Расширяйте кругозор ребенка.

5. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.

6. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на ней внимания окружающих.

7. Установите строгий запрет на агрессивные действия ребенка. Пытайтесь понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключите их.

8. Включите агрессивные действия в контекст игры и придайте им новый социально-приемлемый и эмоционально-наполненный смысл.

Бороться с агрессивностью нужно:

1. Терпением;

2. Объяснением: объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

3. Отвлечением. Постарайтесь предложить ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

4. Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребенка, подождите, пока поступок повторится.

5. Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение, вместо того, чтобы считать его обычным, то одно это пробудит в нем желание еще раз услышать вашу похвалу.

 

47. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты. (Как должна поступить воспитательница в данной ситуации? ).

В этой ситуации воспитательница должна учесть, что мальчик — новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.

 

48. Студентка института, выполняя курсовую работу по теме «Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте», должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в детский сад, она обратилась к детям с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете! » (Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студенткой? )

Полученные данные будут недостоверными, так как дети не должны знать ни истинных целей наблюдения, ни того, что за ними наблюдают. Иначе это исказит характер поведения детей и прохождение психических процессов. Наблюдение проводится взрослым в привычных для детей условиях деятельности.

В данном случае студентка нарушила важное условие: наблюдение за психическими процессами детей должно осуществляться в естественных условиях.

49. Изучать заинтересованность ребенка 5 лет конструктивной деятельностью можно методом наблюдения. (Составьте план проведения наблюдений. Определите способы регистрации наблюдаемых фактов).

Регистрировать наблюдаемые факты можно по-разному. Например, для каждого вопроса отвести страницу, затем выбрать тех детей, которые соответствуют наблюдаемому факту. Такая форма предоставляет возможность делать пространные записи, отметив их соответствующей датой, указав условия, сопутствующие наблюдению, ит. д. Можно отмечать наблюдения в виде свободной таблицы. Преимущество ее в том, что в ней наглядно представлена вся группа и создается возможность видеть детей со сходными проявлениями. Образец такой таблицы представлен ниже (табл. 2.3).

Наблюдение как метод научного исследования должно отвечать следующим требованиям:

♦ его должен проводить человек, к которому дети привыкли;

♦ необходимо четко сформулировать цель и составить план наблюдения;

♦ важно продумать организацию и условия наблюдения, форму записи, способ регистрации и др.;

♦ проводить наблюдение необходимо систематически и в течение длительного времени с тем, чтобы было достаточно данных о наблюдаемом ребенке, его деятельности;

♦ следует учитывать внешние обстоятельства, сопутствующие наблюдению, а также субъективные данные, связанные непосредственно с ребенком, его здоровьем и др.;

♦ полученные данные нужно обработать как количественно, так и качественно для получения более объективных результатов.

Признаки, свидетельствующие о готовности ребенка к конструктивной деятельности: самостоятельность при выполнении работы, инициатива, степень увлеченности, устойчивость внимания, самоконтроль, достижение результата.

50. Исследователь предложил детям в детском саду нарисовать тематический рисунок «Моя семья». Петя (6 лет) нарисовал такой рисунок; в центре листа — большой телевизор, рядом кресло, в котором сидит крупных размеров папа с большими руками и сигаретой, ближе к краю листа мальчик изобразил маленькую фигурку это младший брат Вася. В верхнем углу – маленькая, ярко раскрашенная фигура мамы с большой сковородой в руках. Исследователь спросил Петю: «Почему ты себя не нарисовал? » «А я не уместился», – ответил мальчик. (Можно ли по детским рисункам судить о психическом состоянии ребенка? Можно ли по рисунку Пети сделать вывод о микроклимате в семье мальчика? )

По детским рисункам можно судить о микроклимате семьи и о психическом состоянии ребенка.

Пете в семье одиноко, неуютно. Изображение папы в центре листа говорит о том, что он занимает лидирующее положение в семье и обладает большой силой. Петя папу боится.

При анализе детских рисунков имеет значение и цветовая гамма: яркими красками ребенок рисует все, что ему нравится.

Воспитатель детского сада каждый вечер наблюдает за тем, как встречает тот или иной ребенок маму или бабушку, пришедших за ним, как он покидает, группу детского сада. (На какие симптомы поведения детей, реакции должен обратить внимание воспитатель? Чем полезны эти наблюдения? )

Воспитателю следует обратить внимание на следующее:

*на окончание деятельности ребенком (бросил игрушки, игру или доиграл, убрал игрушки);

*на характер встречи с родителями (быстро или медленно подходит, спешит ли сообщить о своих достижениях, приветливо или нет встречает родных, рассказывает ли родителям о проведенном дне, выражает ли недовольство и чем);

*на характер прощания с детьми и воспитателем (приветливо ли прощается, разговаривает ли о чем-либо с товарищами (взрослыми) или уходит молча).

Информация, полученная с помощью метода наблюдения за детьми в тот период, когда они покидают детский сад и встречаются с родителями, помогает воспитателю сделать вывод о том, насколько правильно в педагогическом отношении был организован день в группе детского сада; какое положение занимает тот или иной ребенок в системе межличностных отношений.

Наблюдения помогут воспитателю организовать работу, как со всей группой, так и с отдельными детьми.

 

52. На занятии Шура разбирает у доски слово «слон». Интонируя, он правильно называет первый и второй звуки, но когда доходит до третьего звука, кто-то подсказывает: «а». Мальчик поворачивается к группе и говорит: «Нет, не «а», а «о». Если бы «а», то было бы «слан», а тут «слон». (В каком возрасте ребенок осознает звуковой состав речи? Что влияет на осознание звукового состава слова? Приведите примеры словесного анализа речи ребенком из своих наблюдений).

Звуковой состав слова осознается ребенком к 6 годам. Этому способствует подчеркнутое протягивание отдельных звуков, что позволяет ему свободно ориентироваться в звуковом составе слова. Чтобы им овладеть, детям нужна помощь взрослых.

! Родители могут научить ребенка определять звук, с которого начинается слово, придумывать слова на определенный звук, а также слова, в которых определенный звук находится в начале, в середине и в конце слова.

Сопоставительный анализ структурных компонентов речи детей с 3 уровнем речевого развития и нормой

Структурные компоненты речи детей с 3 уровнем речевого развития Структурные компоненты речи в норме
Фразовая речь
Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недораз­вития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять про­стые предложения и строить сложные. Дети пользуются как простыми, так и распространенными пред­ложениями; употребляют в речи как сложносочиненные, так и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
Понимание речи
Понимание обращенной к ребенку речи прибли­жается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттен­ков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматиче­ских структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения. Дети осознают смысловое содержание обращенной к ним речи; возрастает устойчивость внимания к речи окружающих; они способны до конца выслушивать ответы, объяснения, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; умеютаналитически относиться к речевой деятельности: слышать, за­мечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей; уже нет затруднений в понимании изменений слов, связан­ных с употреблением приставок, суффиксов и флексий, в пони­мании оттенков значений однокоренных и многозначных слов, особенностей логико-грамматических структур, отражающих при­чинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
Словарный запас значительно возрастает, ребе­нок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прила­гательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотвор­чества. Объем активного словаря в речи детей возрастает до 3000 слов, по­являются собирательные существительные(посуда, одежда, мебель и т.д.)..Чаще используются прилагательные для обозначения при­знаков и качеств предметов, для отражения временных и про­странственных отношений, начинают появляться притяжательныеприлагательные (лисий хвост, заячья избушка и т.д.), шире исполь­зуются наречия и личные местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, околои др.). Дети свободно владеют функцией словообразо­вания: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова различных категорий (плавать, пловец, пловчиха, плавучий), относительные прилагательные от суще­ствительных(дерево деревянный, снег — снежный) и т.д. В этом возрасте ярко проявляется феномен словотворчества.
Грамматический строй речи
Ребенок правильно употребляет простые грам­матические формы, но допускает специфические ошибки: непра­вильное согласование имен прилагательных с именами существи­тельными в роде, числе, падеже; имен числительных с именамисуществительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в уда­рениях и падежных окончаниях. К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, существительных с числительными; постигают в основных чер­тах типы склонений и спряжений; активно овладевают функциейсловоизменения: имен существительных по числам, глаголовпрошедшего времени по числам и родам, глаголов настоящего времени по числам и лицам; адекватно употребляют предлоги в речи. Однако рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры часто являются одной из причин увеличе­ния грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных, неправильное согласование глаголов с сущест­вительными, нарушения в структуре предложений и т.д.
Звукопроизношение
Произносительные возможности детей улучша­ются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции. У большинства детей к пяти годам заканчивается процесс овладе­ния звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает, инте­рес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.
Слоговая структура слова
Нарушений слоговой структуры слов меньше, чем у детей 2-го уровня речевого развития, но все же в наиболее труд­ных случаях ошибки и искажения остаются те же, особенно стра­дает звуконаполняемость слов.   Слоговая структура в норме.
Фонематическое восприятие
По-прежнему недостаточно развиты фонемати­ческий слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется. У детей пятилетнего возраста достаточно хорошо развит фоне­матический слух; они дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга одним звуком (звонким — глухим: козакоса; твер­дым — мягким: поток — потек); могут установить наличие задан­ного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подбирать слова на заданный звук; дети могут точно воспроизво­дить различные интонации, выдерживать паузы, различать повы­шение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи. Необходимо помнить, что более высокие формы анализа и син­теза слов самостоятельно, без специального обучения не разви­ваются.
Связная речь
Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их мо­жет нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» — Папа прибивает гвоздь для картины.) При пересказе дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять со­держание. К пяти годам дети могут пересказать знакомую сказку, выразительно читать стихотворения, пересказывают только что прочитанные дважды короткие тексты. Дети способны рассказать о виденном или услышанном довольно подробно и последовательно, могут объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке, отличить сказку от рассказа; дети более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

 

Привести пример

53. Маша (4 года), рассказывая сказку «Снегурушка и лиса», пропускала то место, где говорится, что Снегурушка послушала лису, слезла с дерева, и лиса привезла ее домой. После слов: «Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь» – она продолжала веселым голосом: «Листайте, листайте дальше, я вам Снегурушку привезла». (Назовите причину непоследовательности в рассказе девочки, пропуска существенных частей содержания сказки).

Чувства, испытываемые ребенком при слушании сказки, превращают его из пассивного слушателя в активного участника. В данном случае Маша пропускала неприятные для нее события в сказке. Дети, как правило, ждут счастливого окончания сказки и печалятся, если она плохо заканчивается.

Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально, физически и т.д. Но в беседе с сыном, мама узнала, что у него нет желания идти в школу. (С чем связано такое рассогласование? Будет ли успешно сын учиться в школе? Что необходимо предпринять? )

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие ученики ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Необходимо сформулировать основные рекомендации для родителей по подготовке положительного отношение ребенка к школе.

 

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.

Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Воспитатель проводит подвижную игру в младшей группе. В руках – игрушка кот. «Дети, – говорит он, – вы будете мышками, а кот будет вас ловить, когда проснется». (Какой дидактический принцип использован? С какой целью? ).

Собрать детей на игру можно разными приемами. В младшей группе воспитатель начинает играть с 3—5 детьми, постепенно к ним присоединяются остальные. Иногда он звонит в колокольчик или берет в руки красивую игрушку (зайчика, мишку), привлекая внимание малышей и тут же вовлекая их в игру.

В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1― 2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой ― возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении.

С детьми младшего возраста педагог активно играет сам, что доставляет детям особое удовольствие, даёт им образец игрового поведения. Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1― 2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог ― кот, все дети ― мыши («Кот и мыши).

Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический приём используется для того, чтобы малыши не испугались и у них не пропал интерес к игре. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т.д.

В музыкальном уголке средней группы находятся металлофон, барабан, бубен, ложки, свистульки, арфа, аккордеон, 7-и ступенчатая лесенка, маленький фланелеграф. (Определите значение наличия музыкального уголка в групповой комнате. перечислите, какие материалы и пособия рекомендуется иметь в музыкальном уголке в средней группе; укажите, что из перечисленного не соответствует данному возрасту, и объясните почему).

Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту. Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте; кроме того, он должен быть по возможности изолирован, так как, с одной стороны, музыкальные занятия и игры детей требуют сосредоточения слухового внимания, а с другой стороны, «звучащая» деятельность не должна мешать другим занятиям дошкольников. В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон. Играя на них, дети развивают свои творческие способности, воображение, музыкальную память. Это вызывает у детей интерес к музыке, развивает музыкальный и фонематический слух и мелкую моторику рук.

При подборе оборудования в музыкальный уголок нужно учитывать возраст детей.

В музыкальных уголках должны находиться:

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – это мягкие игрушки; мягкие музыкальные игрушки;

куклы - неваляшки, образные музыкальные " поющие" или " танцующие" игрушки (собачка, котик, петушок, зайка и т.п.)

Образные пособия — это

1) Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

2) Музыкально — дидактические игры: настольно-печатные музыкальные игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала

«Птицы и птенчики», «Кукла шагает и бегает», «Угадай на чем играю? »,

«Повтори звуки», «Где мои детки? »,

«Что делают дети? », «Сложи песню по ритмическому рисунку», «Догадайся кто поет»,

«Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке», «Чудесный мешочек».

Музыкально – дидактические игры должны быть разнообразны по содержанию и красочно оформлены, тогда они будут привлекать внимание детей, вызывать желание играть, петь и слушать музыку.

3) Иллюстрации пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклееными на них картинками (н-р, изображение различных музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон и т.д.)

всевозможные картинки:

книжки-малютки «Мы поем»,

музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации,

иллюстрации по теме «Времена года»,

иллюстрации из «Музыкального букваря»,

иллюстрации музыкальных инструментов,

ноты,

картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах,

альбомы «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях,

альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира»,

графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений.

Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты, или бутафорские музыкальные инструменты — игрушки (что это такое? ) - это

неозвученные плоскостные музыкальные инструменты изготовленные из плотного картона или тонкой фанеры, которые предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя музыкантами, играющими на музыкальных инструментах (н-р, макеты домры, пианино, гармошки, балалайки и т.д.).

альбом песен с иллюстрациями из репертуара группы, причем каждая картинка должна отражать содержание определенной песни

Озвученные музыкальные инструменты и игрушки, которые подразделяются на 4 типа в зависимости от их звучания:

1) игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты (н-р, бубны, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики маленькие и большие, бубенчики, и др.)

- Для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, различно звучащие по высоте, и дети узнают какой колокольчик “поет”выше, какой ниже, или же металлофон, поставленный наклонно, может стать музыкальной лесенкой.

- Для развития ритмического слуха лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любым инструментом, имеющим звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в “музыкальное эхо”: один ребенок придумывает свой ритм, а другой точно его повторяет.

- Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только “представителей”различных групп – струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например, бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники, и т.д.

(музыкальный молоточек, шарманки, гитары, погремушки, музыкальные волчки и т.д.) дети рассматривают их, пытаются извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.

2) игрушки-инструменты, издающие только один звук (н-р, свистульки, дудочки, рожки, свирель, пищалки, свистки, саксафоны и др.)

3) игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (н-р, органчики, шарманки, музыкальные шкатулки и т.д.)

4) игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования (н-р, металлофон, ксилофон, гармошка, детское пианино, органола и т.д.)

Самодельные шумовые и ударные музыкальные инструменты из природного материала (по концепции Карла Орфа):

1) всякого рода шуршунчики (различная бумага: целлофан, пергамент, газета и т.д.);

2) шелестящие инструменты:

а) скорлупки, жёлуди, фасоль, насыпанные во всевозможные коробочки типа «киндер-сюрпризов»;

б) металлические баночки разных размеров, которые могут образовать семейство барабанов;

в) всевозможные браслеты, с нанизанными на нитку пуговицами, бубенчиками,

скорлупками, которые надеваются на запястья, рогатки с ниткой и нанизанными на неё пробками от газированной воды и т.д.

Технические средства

Желательно в каждой группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром (набор кассет или дисков с записью детских песен, народной и классической музыки, голосов птиц и животных, шумов природных явлений и воды, русских народных сказок и сказок мира, народных плясовых мелодий, музыкальных сказок). Можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Фонотека помогает глубже развивать музыкальный слух детей и приобретать музыкальные знания, обеспечивает всестороннее развитие личности каждого ребенка. В этом случае педагог сможет удовлетворить возникшее у детей желание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

Атрибуты к подвижным музыкальным играм и детского танцевального творчества: Шапочки – маски, Шапочки – ушки, лошадки, рули музыкальные («Кошка и котята», «Курочка и петушок», «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши», «Зайцы и медведь»). В уголоке ряжения косыночки матрешек, фартучки и т.д. А также разноцветные флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, клубочки, плотные шарики надувные с крупой, разноцветные кубики, осенние листочки, снежинки, колокольчики в зависимости от сезона.

Театры

Виды театров: театр картинок (Фланелеграф) Пальчиковый театр Кукольный театр

Педагогическая ситуация: Воспитанники готовили подарки мамам к празднику 8 марта. Юра нарисовал портрет своей мамы. На следующий день он со слезами на глазах рассказал воспитателю, что мама рассердилась и сказала: «Что, я уж такая уродина? » (Какие методы можно использовать при обучении дошкольников рисованию портрета? Какую работу с родителями необходимо провести? Обоснуйте свой ответ).

Изображение человека, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства. Количество и качество изображения детьми людей напрямую зависит от того, как ребенок (особенно старшего дошкольного возраста) умеет это делать. Зачастую ребенок, недовольный тем, что его изображение выполнено не на должном уровне, может просто отказаться от рисования человеческих лиц.Поэтому, важное значение приобретает целенаправленное обучение детей изображению лица человека в соответствии с его возрастными возможностями и индивидуальными способностями.В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; эмоциональный отклик на настроение изображенных людей; осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника; соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.

- Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему;

- Не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа;

Учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть " читать" рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность;

- Обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника;

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

58. Воспитатель ставит на верхней ступеньке счетной лесенки три большие матрешки, на нижней – три маленькие. (Сформулируйте, какие вопросы задал воспитатель детям? Какая программная задача решалась на занятиях? В какой группе проводится работа? )

С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа, начатая в младшей группе. Развитие элементарных математических представлений происходит в основном на занятиях, которые проводятся один раз в неделю длительностью 15—20 мин.

Первые занятия должны быть короткими. В начале учебного года необходимо повторить тот материал, который дети усвоили в предыдущей группе. Особое внимание следует обратить на отработку у детей умения различать равенство и неравенство двух групп (множеств) по количеству входящих в них предметов. Это важно, так как установление взаимно-однозначного соответствия между двумя группами предметов является той основой, на которой строится в средней группе работа по усвоению детьми представлений о количестве и счете.

Чтобы помочь детям выделить количественные отношения вещей, показать, что эти отношения не зависят от формы, цвета, назначения предметов, целесообразно прежде всего научить их сравнивать между собой два множества, т. е. две группы реальных предметов, при помощи простейших вспомогательных наглядных средств.

В средней группе детей начинают обучать счету. в пределах пяти.

Обучение детей счету включает, с одной стороны, отработку умения устанавливать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, с другой стороны, овладение самим процессом счета. Внимание детей фиксируется прежде всего на сравнении двух множеств, выраженных последовательными числами.

На что важно обратить внимание детей при ознакомлении с количеством и счетом? Во-первых, дети должны уметь называть числа по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд, так, чтобы каждое число соответствовало предмету. Во-вторых, согласовывать числительное в роде, числе и падеже с существительным, обозначающим предмет. В-третьих, дети должны понять, что число, отнесенное при счете к последнему предмету, относится и ко всей группе предметов (например, один, два, три — всего три кружка). Для этого в конце пересчета необходим обобщающий жест в виде кругового движения, показывающий, что последнее числительное относится ко всей группе предметов и является итоговым числом.

В ходе ознакомления с числами полезно сразу же давать детям представление и о некоторых формах внешнего наглядного изображения каждого числа. Для этой цели хорошо применять специальные числовые карточки, на которых число предметов изображено при помощи соответствующего количества кружков (или других геометрических фигур одного типа), расположенных удобным для восприятия образом. Они широко применяются в обучении детей среднего дошкольного возраста.

Введение числовых карточек для наглядного изображения чисел создает у детей качественно новый уровень представлений о количестве и числе. Такие представления начинают существовать отдельно, изолированно от представлений о внешних свойствах реальных предметов. Они относятся к любым предметам и выражают только их количество (число) независимо от формы, цвета, величины и т. д. Наряду с числовыми карточками (или вместо них) могут быть использованы цифры в пределах пяти.

Приведем пример такого занятия, где детей обучают счету в пределах двух и знакомят с соответствующими обозначениями чисел 1 и 2.

По мере ознакомления детей с первыми тремя числами их учат порядковому счету и умению правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными. При решении этой задачи хорошо включать в обучение игровые моменты.

59. Вам предлагается педагогическая ситуация: «Ребенок, жестикулируя, рассказывает: «Он как налетит, а тут р-раз и стрела бах…бах… И он упал… Тогда все… так бегут. А этот свистит, а тот как выпрыгнул и как закричит: «Под красный, под красный… А она так плачет…». (Укажите особенности речи ребенка; над какой стороной речи следует работать воспитателю? назовите приемы их решения).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1966; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь