Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исповедание веры и мученичество за веру. Возможны ли они в наше время и чем заменяются. Подвиги добродетелей и спасения; постепенность восхождения на высоту их.



Господь Бог обещает особенную и высшую награду исповедникам и мученикам за веру, т.е. тем, которые готовы бывают с радостью претерпеть гонения, мучения и самую смерть за имя Христово и за исповедание своей святой веры православной.

Можем ли мы быть исповедниками своей веры, являя эту веру в нашей жизни и делах. Можем сделаться и мучениками за веру безропотным и добровольным несением своего креста. Будем жить по христиански, исполнять заповеди Божии, бегать грехов и творить добродетели, — и мы будем исповедниками веры, ибо будем являть свою веру в жизни и делах, по заповеди Спасителя: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5.16). Неси безропотно все тягости, труды, лишения, скорби и бедствия этой жизни, будь доволен участью своею и благодари Бога за все испытания, какие бы ни постигли тебя, — и ты будешь, равен мученикам за веру, ибо будешь нести также тяжелый и скорбный в своей жизни крест. И не только неси этот крест скорбей и лишений по необходимости, но принимай на себя и сам добровольные труды и лишения, когда не вынуждает к ним необходимость, а ради умерщвления плоти и угашения страстей, чтобы следовать за Христом. Так — отказывай себе в мирских удовольствиях и наслаждениях, хотя бы ты и имел возможность и средства получать их. Принимай на себя посты и молитвенные борения, терпи и переноси от всех благодушно всякие обиды и оскорбления, а сам не обижай ни кого, всем служи, а себе не ищи ничего, себя по возможности во всем ограничивай и лишай, а другим благотвори и милосердствуй по примеру и образу Самого Христа, для достижения Его Царствия небесного. Тогда и ты достигнешь венца вместе с мучениками за веру с исповедниками веры. Ибо и в этих добровольных лишениях и подвигах, в терпеливом перенесении житейских скорбей и страданий выражается та же вера в Бога, любовь к Нему и надежда на Его мздовоздаяние на небе, какие являли и мученики в своих страданиях за веру. Все эти трудные лишения и подвиги можно нести добровольно и безропотно только по вере и любви к Богу и в надежде на Его небесное мздовоздаяние.

 

Как буду...?

Но мы немощны, — говорим мы, — нам непосильны эти подвиги. Не только что добровольный, а даже невольный крест скорбей и лишений нести без ропота, без сетования и жалоб нам кажется делом трудным. А налагать на себя добровольные подвиги тяжелых лишений и евангельского самоотвержения нам представляется и совсем делом немыслимым и невозможным. Как я откажусь от богатства, когда оно в моих руках? Как буду отказывать себе в удовольствиях и наслаждениях, в изысканной и обильной пище и питии, когда я окружен всеми благами этого мира, и они в моем распоряжении? Как буду во всем себя ограничивать и всего лишать, когда имею все средства к удовлетворению всяких своих прихотей? Все это нам представляется делом невозможным.

 

Действительно, высокие евангельские подвиги самоотвержения и несения добровольного креста ныне нам представляются как бы юродством и безумием, так что мы и понять их не можем. Читая или слушая жития святых и взирая на их подвиги, мы как бы не верим этим подвигам, а в приложении к себе считаем их вовсе неприменимыми. Так жить, говорим мы, в наше время невозможно. Мы живем при других условиях, и высокое евангельское самоотвержение для некоторых показалось бы сумасбродством и безумием. Но слово крестное для погибающих и всегда было юродством. И всегда для неверующих оно было соблазном и безумием. Поэтому этого последнего нарекания бояться нам нечего, а важнее то, что мы сами себя признаем и считаем неспособными на высокие христианские подвиги. Отчего же это происходит? Происходит это от нашего маловерия, которое порождает в нас чрезмерную привязанность к миру, производит в нас леность и расслабление духа, неспособного на высокие подвиги и самоотвержение ради Бога. Что же мы за христиане, если сами себя считаем неспособными жить по христиански? Ведь без самоограничения, без самоотвержения и самоотречения не может быть христианской жизни. Ибо жить по христиански значит следовать и подражать Христу, а следовать и подражать Христу значит отречься от самого себя, отказаться от всех мирских радостей и наслаждений и нести крест лишений, скорбей и страданий:

" если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною"

(Мф.16.24), говорит Спаситель. Жизнь христианская состоит в служении и угождении Богу и ближним, а такое служение не может быть без самоотвержения. Какое христианское дело ты не возьми, оно сопряжено с лишениями, самоограничением, самопожертвованием. Будешь ли ты служить Богу, — должен удаляться от противных Ему дел мира, ограничивать и подавлять в себе страсти к благам мира и наслаждениям, к стяжанию его сокровищ; ибо: " Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" (Мф.6.24). Хочешь ли служить людям ради Бога, должен отказаться от своих выгод, своих самолюбивых расчетов и желаний, помогать в нуждах другим, блюсти их пользы и жертвовать им своим достоянием и трудом. Без самоотвержения и самопожертвования, таким образом, не возможна жизнь христианская, не может быть ни одного христианского дела, ни одной добродетели. Если же ты считаешь для себя невозможным такое самоотвержение, то значит, ты и не живешь по-христиански, да и не можешь жить, если не будешь достигать его.

 

" … будут выше нас и отцов наших"

Но чтобы не страшиться нам такого христианского самоотвержения, не уклоняться от христианских подвигов и не коснеть в духовной лености и нерадении о своем спасении, необходимо помнить, что проследование Христу имеет разные пути, и самые подвиги христианской жизни и спасения имеют разные степени. Есть подвиги высокие, какие принимали на себя отшельники и люди святой жизни, есть подвиги и не столь высокие, доступные всем христианам, но и эти подвиги становятся высокими по трудности их исполнения, зависящей от обстоятельств времени и места. Некогда святые отцы пророчески говорили о последующем за ними роде. " Что мы сделали? " — говорили они. Один из них, великий Авва Исхирион, отвечал: " мы исполнили заповеди Божии. А что сделают те, которые будут после нас? — спросили его. " Они сделают вполовину против" — сказал Авва. Еще спросили его: " а что сделают те, которые будут после них? " — Авва Исхирион отвечал: " люди века того ничего не сделают, но к ним придет искушение. И те, которые в то время окажутся добрыми, будут выше нас и отцов наших", — потому что их подвиг труднее. Поэтому, если тебе высокие подвиги спасения кажутся трудными и непосильными по условиям твоей жизни и по обстоятельствам времени, то предпринимай не столь высокие; если не можешь подъять и нести усиленных трудов спасения, берись за более легкие, только неси их охотно и безропотно.

 

" … возлюби Максима…"

Вот святая девица, по имени Фавста, дщерь благочестивых родителей, на тринадцатом году возраста; предается на мучение за веру Христову в руки языческому жрецу Евиласию. Но её невинность, терпение и кротость так подействовали на зверское сердце мучителя, что он и сам, умилившись душою, уверовал во Христа и даровал ей свободу, за что и воспринял венец мученический, преданный казни. Тогда император предал ее в руки другого жесточайшего мучителя, по имени Максима, повелев ему истощить весь ужас мучений над святою. Но и здесь, среди лютых мучений, святая только благодарила Бога и кротко молилась за своего мучителя, взывая непрестанно: " молю Тебя, Господи, возлюби Максима, просвети его верою и утверди в страхе Твоем". Эта кроткая молитва и благо желание святой своему мучителю так поразили и размягчили каменное сердце его, что он воскликнул: " Помощник и покровитель невинной девицы! Яви Твою благодать и на мне недостойном, приими раба твоего; воистину Ты един Господь и Бог сил! " Уверовав во Христа и он вместе с святою Фавстою принял венец мученический.

 

Пример — предостережение: " хочу венца мученического! "

Был в скиту преподобного Пахомия великого один инок, достигший уже духовного совершенства. Понадеялся он на себя и на свою опытность в духовных подвигах и стал желать венца мученического, неотступно прося преподобного Пахомия помолиться о нем, дабы Господь сподобил его сделаться мучеником за веру в него. " Берегись, говорил ему Пахомий, как бы тебе не отречься от Христа, если представится опасность претерпеть за него, ибо ты поддаешься тщеславному помыслу, сам ищешь искушения, когда Господь повелевает нам даже молиться, чтобы не впасть в искушение. Но инок этим не вразумился и продолжал твердить свое: " хочу венца мученического! " Чрез несколько времени действительно случилось сему иноку отлучиться из монастыря, и на пути его встретили разбойники. Видя, что с него взять нечего, они вздумали надругаться над ним. Велели ему поклониться их богам, которым они приносили в это время жертву. Инок долго не соглашался, но когда увидел занесенный над ним нож, то устрашился и повиновался им. Таким образом, вместо того, чтобы принять венец мученичества за Христа, он отрекся от Христа и поклонился идолам.

И так, братия, всегда и во всяком добром деле будем призывать на помощь благодать Божью, молится о ней, и не надеяться на свои силы. Ибо только при содействии благодати Божьей спасение наше может быть прочно и успешно. Поэтому, предпринимая ли что, делая ли что доброе и Богоугодное, будем молиться, чтобы сам Господь своею невидимою благодатью помог нам начать и довершить дело до конца. Борют ли нас страсти, искушения, худые мысли, сомнения, будем просить, чтобы Господь помог нам своею благодатью в этой борьбе. Совершаем ли высокий и трудный богоугодный и добродетельный подвиг поста, молитвы, евангельского милосердия и самоотверженного служения ближним, не будем надеяться и рассчитывать на одни только свои немощные силы, но со слезами и плачем будем молить Бога о Его благодатной помощи, и Господь поможет нам.

 

Принципы несения правильного христианского подвига:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь