Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Классическое индусское право претерпело существенные изменения в период английской колониальной экспансии.



Англичане появились в Индии тогда, когда там уже была создана своя самобытная правовая культура. Как и во многих других случаях, созданные английские суды не отвергали тех норм, которыми руководствовались жители Индии. Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права способствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. Все споры решались судами общего права.

В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы очень скоро заменили нормы английского общего права. Иначе обстояло дело в области семейного наследственногс права, где все тяжбы, касающиеся наследования, брака, касты и других обычаев или институтов, решались в соответствии с нормами индусского права. Британским судьям было нелегко применять нормы которых вначале они вообще не знали. Поэтому к судам прикрепила пандитов – образованных индусов, у которых судьи могли получив информацию по тому или иному вопросу. К тому времени судьи приобрели опыт, увеличилось числе книг по вопросам права и, что самое главное, накопились судебные прецеденты. Однако правило прецедента, свойственное английском)

общему праву, далеко от традиций индусского права, которое вовсе не считает судебное решение обязательным.

В Индии прецедентное право вступило в сложное взаимодействие с нормами индусского и мусульманского права.

Не останавливаясь детально на тех изменениях в индусском праве, которые произошли в годы колониального правления англичан, укажем лишь в общей форме, что многие его институты и нормы подверглись модификациям и даже были заменены новыми решениями. Сложилось нечто вроде англо-индусского права.

Несмотря на влияние английского права, полного вытеснения индусского права не произошло и отдельные его традиционные нормы и институты продолжали действовать. Это прежде всего относится к регламентации личного статуса, охватывающей следующие области отношений: брачные и внебрачные дети; несовершеннолетние и опекунство; браки развод; разделы семейного имущества; наследование; религиозные пожертвования; дамбупат; бенами; неделимое имущество. Дамбупат – чисто индусская правовая норма (в древности была известна под названием «двайгуны»), направленная на защиту должников. Под бенами понимаются сделки, в которых одно лицо покупает или передает имущество от имени другого лица (бенамидара), являющегося лишь доверенным лицом владельца и получающего доход или выгоду от результатов такой деятельности.

Сформировавшись еще в древности и пройдя длительный двух-тысячелетний и сложный путь стоического развития, индусское право сохранило свое регулирующее значение (пусть в ограниченных пределах) вплоть до настоящего времени и выступает ныне одним из важнейших компонентов правовой системы индийского общества. Основная причина «живучести» индусского права таится в тесной связи его норм с традиционными индусскими социальными институтами (в первую очередь с общинной и варно-кастовой структурами), чрезвычайно устойчивыми, способными к адаптации в самых различных социально-экономических и политических условиях.

Мусульманское господство, установившееся в Индии в XVI веке, повлек­ло упадок индусского права и внедрение мусульманского права. Там, где пре­обладало мусульманское население, мусульманское право в качестве офици­ального заменило индусское право, но не применялось, когда это касалось прав личности. При этом официальные суды не рассматривали споры между инду­сами, ими занимались почетные лица деревни или касты. Так как большинство населения составляли индусы, по-прежнему действовало и индусское право, но и оно заимствовало некоторые институты (например, завещание).

Английские власти не пытались распространять на новых подданных дейст­вие английского права. Они не были против применения в отношении населения Индии, особенно в сфере частного права, более знакомых для местных жителей правовых норм. Тем не менее, влияние английского господства на развитие ин­дусского права было двояким. Так, с одной стороны, был официально признан ав­торитет индусского права. Английские власти признали равное значение мусуль­манского и индусского права тогда, когда английским судам было предоставлено право также рассматривать споры, не затрагивающие интересов англичан. С дру­гой стороны, английское господство было гибельным для развития индусского права. Последнее подверглось глубокой трансформации. В результате действие индусского права было ограничено регламентацией узкого круга отношений. Наиболее важные сферы общественной жизни подпали под действие нового тер­риториального права, применявшегося ко всем гражданам Индии.

Слиянию индусского, мусульманского и английского общего права спо­собствовало то, что в Индии не существовало отдельной системы религиозных судов. В области права собственности и обязательственного права традицион­ные нормы вскоре были заменены нормами английского общего права. Область семейного и наследственного права, напротив, входила в сферу действия ин­дусского права. При этом английским судьям было нелегко применять неиз­вестные для них правовые нормы. Поэтому к судьям прикрепили пандитов - индусов, способных дать информацию по нужному вопросу. От этой практики отошли в 1864г. К этому времени судьи приобрели опыт, и накопились судеб­ные прецеденты. Тем не менее, правило судебного прецедента имманентное английскому общему праву вовсе не свойственно индусскому праву, которое не считает судебное решение обязательным. В Индии прецедентное право начало взаимодействовать с нормами индусского и мусульманского права.

Английские судьи были недостаточно подготовлены к тому, чтобы при­менять положения дхармы. На английский язык была переведена лишь одна треть или максимум половина дхармашастр. Таким образом, судьи могли лишь частично познакомиться с системой, которая требует абсолютно полного зна­ния ее источников. Когда английские судьи стремились применять обычай, то они исходили из описаний обычаев в работах, написанных европейцами, кото­рые не всегда видели и понимали индусские понятия и обычаи во всей их сложности.

Английские юристы придавали судебным прецедентам такой авто­ритет, который за ними не признавала индусская традиция. Необходимость применять английскую терминологию, малопригодную для понятий индусского права, было другой причиной искажения индусского права.

Изменения привели к уменьшению разнообразия местных обычаев, кото­рые сами индусы считали злом. Они часто способствовали эволюции, которую многие считают благотворной. Одобрение индусских юристов вызывают и из­менения, внесенные судебной практикой в сферу семейной собственности или в принцип индусского права, обязывающий сына оплатить долги отца. Судьи смогли в этих областях сохранить основные идеи индусского права. Иногда су­ды только признавали значение новых обычаев, приемлемых с точки зрения индусского права. В частности, они признали действительность завещания, со­вершенного индусом, когда практика завещаний, ранее не известная индусско­му праву, уже получила фактическое распространение[178].

Другой тенденцией развития индусского права в период английского гос­подства стало ограничение действия индусского права. В то время когда англи­чане появились в Индии, индусское право не получило достаточного развития и регулировало далеко не все сферы жизни. Например, неуплата долга рассмат­ривалась дхармой как грех, за который человека постигнет возмездие в потус­торонней жизни. Британская завоевание прервало самобытную эволюцию ин­дусского права, которое по мере своего самостоятельного развития могло бы охватить новые сферы общественных отношений. После завоевания индусское право применялось судами в строго ограниченных сферах: наследование, брак, касты, религиозные институты.

Английские власти в определенной степени модифицировали правовой статус личности. Однако попытки вмешаться путем законодательства в сферу действия индусского права были очень сдержанными. В частности, в 1856г. за­кон отменил запрет вдовам вновь вступать в брак. Он оказался неэффективным, так как вступал в противоречие с традициями индийского общества. В 1929г. закон установил возраст для вступления в брак (18 лет для мужчин и 14 лет для женщин). Реализация данного закона обеспечивалась уголовными санкциями, но на практике ничего не изменилось

Наиболее значительные законодательные работы были проведены в тех областях, где наметилась линия на формирование англо-индийского права. В некоторых случаях здесь продолжали существовать понятия индусского права. Так, суды Бомбея и Калькутты продолжали и после принятия Закона о договоре 1872г. применять норму о так называемом damdupat, согласно которой процен­ты ни в коем случае не могут превышать сумму долга

 

На индусском праве сказалась государственная судьба Индии. Сначала Индия попала под господство Великих Моголов, затем Англии. С XVI в. установилось мусульманское господство, которое затормозило развитие индусского права. В судах применялось только мусульманское право (по отношению к индусам главным образом в области уголовных преступлении). А обычное индусское право, используемое панчаятами (собраниями) каст, не развивалось из-за отсутствия поддержки со стороны судебных и административных органов государства. Индусское право не было правом в юридическом смысле. Оно представляло собой систему религиозных, нравственных и правовых норм, действующих неофициально.

Долгое пребывание Индии под господством Англии (XVII — середина XIX вв.) имело для её права как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, официально был признан авторитет индусского права (в отличие от периода мусульманского господства, когда индусское право игнорировалось), а также равное значение индусского и мусульманского права. С другой — распространение английского права привело к значительной трансформации индусского права, сужению области его действия. Все важные сферы общественных отношений (отношения собственности, обязательственное право) были урегулированы общим правом Англии, которое распространялось на всех граждан, проживающих на территории государства независимо от их религиозной принадлежности.

Правда, колонизаторы предпринимали некоторые попытки учесть национальные особенности покоренной территории, её право. К британским судьям, осуществляющим в Индии правосудие и слабо знающим индусское право, были прикреплены образованные индусы — пандиты, которые давали им информацию по тем или иным вопросам. Такая практика существовала до 1864 г. К этому времени английские судьи приобрели опыт, накопилось немало судебных прецедентов на местном материале.

В колониальный период частично был заложен фундамент развития «территориального», т. е. общегражданского права, охватывающего своим влиянием как индусов, так и христиан, евреев, представителей разнообразных религиозных общин. Предпринимались попытки кодификации нормативно-правового материала Советом при генерал-губернаторе (создан в 1833 г.). Под руководством члена этого Совета юриста Маколея разработана концепция кодификации: (1) мусульманского права; (2) индусского права; (3) территориального права — для случаев, когда не применимо ни мусульманское, ни индусское право. Предлагалось в качестве основы индусского права принять (с некоторыми изменениями) английское право. Однако принцип кодификации встретил сопротивление со стороны юристов общего права.

Вторая попытка создать проекты территориального права (1853 г.) также не была завершена. Однако были приняты кодексы и законы, многие из которых сохранили свою действенность до наших дней. Основные из них — Уголовный кодекс 1860 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1861 г., Гражданский процессуальный кодекс 1859 г. (заменен кодексом 1908 г.), закон о ценных бумагах 1882 г., закон о переходе собственности 1882 г. (дополнен в 1929 г.), закон о доверительной собственности 1882 г. и др.

Эти кодексы и законы были нормативно-правовыми актами общего права, а оно, как известно, не признаёт континентально-европейского разделения права на частное и публичное, а руководствуется признанием общего права и права справедливости. Однако система права Индии не восприняла английское различение общего права и права справедливости. Не совпадают понятия ряда институтов права, несмотря на схожесть названий (доверительная собственность). Применяется иной режим действия в некоторых отраслях права (например, вещного) при сохранении терминологии английского права.

Бенефициант (выгодоприобретатель, который не принимает никакого участия в процессе учреждения доверительной собственности) вправе требовать от доверительного собственника (лица, устанавливающего доверительную собственность) выполнения своих обязанностей. Кроме того, индийский закон о доверительной собственности не регулирует отношений, связанных с семейной собственностью.

Негативные факторы английского колониального воздействия на индусское право, приведшие к сокращению его сферы и силы действия:

1) слабое знание английскими юристами (в том числе судьями) положений дхармы, изложенных в дхармашастрах, следствием чего явилось санкционирование ими устаревших либо непопулярных норм;

2) незнание местных обычаев, знакомство с ними по работам европейцев, далёких от их понимания;

3) внедрение судебного прецедента и придание ему авторитета, до того незнакомого индусской традиции. На севере и востоке Индии (Пенджаб, провинции Северо-востока, Деккан) судьи руководствовались местными обычаями; на юге (Мадрас и др.) перешли к использованию судебных прецедентов. С 1845 г. в Индии публикуются сборники судебных решений;

4) сознательное изменение индусского права с целью принятия решения в английском духе, рассмотрение иного как неправильного. Так, была введена английская система доказательств в рассмотрение дел о правонарушениях;

5) применение английской терминологии, мало понятной для индусского общества.

Новеллы, перенесенные в индусское право из английской правовой системы, сыграли позитивную роль — особенно там, где индусским правом не было достигнуто необходимого усовершенствования норм, где имели место пробелы в законодательстве. Также там, где существовало разнообразие местных обычаев, мешающих единообразному решению споров. Так, неуплата долга рассматривалась дхармой как грех, возмездие за который наступит в потустороннем мире. В случае непослушания должника индусское право предусматривало лишь религиозные санкции. Эта и подобные ей нормы нуждались в новой юридической регламентации.

Таким образом, в период колониального господства Англии многие нормы и институты индусского права были либо заменены новыми, либо существенно изменены. Однако индусское право не вытеснено полностью, его традиционные нормы и институты продолжают действовать.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 855; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь