Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ (XI — XVII ВВ.) Просвещение в России.



Отечественная философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны (конец Х века). Пер­вый (" ранний" ) период в ее развитии пришелся на XI —XVII вв. (Древ­няя и Средневековая Русь)* (* К сожалению, в отдельных учебных пособиях не раскрывается история рус­ской философской мысли в XI — XVII вв. Это несправедливо, ведь именно тогда происходило становление отечественной философской культуры.). В рамках этого длительного историчес­кого времени происходило становление русской философии и ее идей­ных потоков, обретение философией национального своеобразия.

Вначале вопросы философского характера, касающиеся мира и бытия человека в нем, раскрывались в летописях как важной форме древнерусской духовной культуры. Так, в " Повести временных лет" были поставлены вопросы о происхождении русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить доб­ро. В " Слове о полку Игореве" осмысливались социальные отноше­ния того времени, формулировались нравственные основы обществен­ной жизни, поднималась тема служения человека своему Отечеству.

Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Илариона(XI век). В его " Слове о законе и благодати" центральной темой для осмысления явилась христианская история и место в ней России. В " Молитве" Илларион рассматривал природу че­ловека, подчеркивал ее нестойкость и греховность. Это порабощает человека " земными" заботами и отвлекает от служения Богу, от пол­нокровной духовной жизни. Для спасения человека требуется его об­ращение к Богу, который воплощает в себе нечто совершенное, вели­кое и благое. Свободная воля ведь порождает не только добро, но и зло, и поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси князь Владимир Мономах сформулировал систе­му этических правил, обращенных к человеку (" мирянину" ). Ему рекомендовалось обходиться " тремя делами добрыми" — покаянием, слезами и милостынею. К числу важнейших этических норм относи­лись также: не убивать, не гордиться, не лениться, не лгать. Мономах раскрывал также важнейшие принципы взаимоотношений между че­ловеком и обществом. Основой поведения человека должен быть страх^ трепет и ужас перед возможным божьим наказанием за грехопадение.Спасение души —вот что является важнейшей задачей всей жизни че­ловека в этом мире.

В период укрепления Московского государства (XIV — XVI вв.) в русской философской мысли, наряду с историософскими и нравствен­но-практическими, появились и натурфилософские учения. В конце XIV века на Руси распространился пришедший из Византии исихазм(" без- молвствие " ) — практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество как форму аскетического образа жиз­ни. Сторонники этого движения считали, что мир пронизан божествен­ной энергией, которая открывается через созерцание природы и с по­мощью молитв. Сам же человек рассматривался как богопознающее существо, созданное по образу и подобию своего Творца. Он представ­ляет собой как бы " микрокосм" и органично соединяет в себе плоть и душу. В развитие таких представлений большой вклад внес, в частности, Нил Сорский. Он проповедовал идею нравственного восхождения лично­сти по ступеням совершенства. К числу наибольших грехов святитель относил гнев и алчность, блуд, печаль и уныние, тщеславие, гордость. Все они означают ту или иную степень отпадения от Бога и перехода на сторону сатаны. Нил Сорский был крупнейшим представителем нестя­жательства —движения за отказ монастырей на право владения соб­ственной землей, за ведение монахами аскетического образа жизни.

В XIV — XVI вв. большую известность на Руси получили такие мыслители, как Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Максим Грек. Они способствовали развитию религиозно-философских представлений о человеке, укреплению русской духовной культуры и национального самосознания.

В это же историческое время на Руси появились ереси как прояв­ление вольнодумства, направленного против официальной церкви. Еретики (Феодосии Косой и др.) критиковали отдельные христианс­кие догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогаще­нию и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея ра­венства всех людей перед Богом и светской властью.

В XIV — XVII вв. (русское Средневековье) философская мысль в значительной степени переключилась на осмысление социально-по­литической и историософской проблематики. В это время выделилось и укрепилось Московское княжество как центр будущего единого го­сударства. Этот процесс нашел свое отражение в различных формах общественного сознания — в религии, литературе и устном народ­ном творчестве, а также в философии.

Становление единой русской государственности преломилось, в частности, в учении псковского монаха Филофея о Москве как " тре­тьем Риме". Филофей учил, что в основе человеческой истории лежит божественное провидение, промысел Творца. " Старый Рим", бывший в свое время центром христианства, пал в силу внутренних кризисных процессов и завоевания варварами. " Новый Рим" (Константинополь) стал продолжателем этого вероучения, но и он со временем погиб под ударами турецких завоевателей. По убеждению Филофея, " третьему Риму" (Москве), как якобы истинному наследнику христианского ве­роучения, суждено " стоять вечно", а четвертому Риму " не бывать". Учение " Москва — третий Рим" обосновывало, таким образом, при­тязания Московского государства на роль великой державы и особое место в мире.

Сторонником сильного государства был и известный обществен­ный деятель своего времени И.С. Пересветов. Он считал, что самой приемлемой для Руси формой государственности является неограни­ченное самодержавие. Правитель должен иметь все необходимые вла­стные полномочия, и в своих действиях вправе даже применять воен­ную силу. Эти идеи Пересветова объективно выражали интересы фор­мирующегося в стране русского дворянства. Напротив, А.М. Курбс­кий был сторонником ограничения власти монарха и осуждал деспо­тичную власть.

Значение раннего периода истории русской философии состоит прежде всего в том, что в его рамках выделились важнейшие идейные потоки отечественной философской мысли —историософский, религи­озный и нравственный. В последующем эти тенденции дополнились но­вым содержанием, и это обогатило национальную философию. Хотя в XI — XVII вв. философия еще не обрела самостоятельность как от­расль культуры, она уже стала изучаться в некоторых церковных учеб­ных заведениях (Киево - Могилянская академия и др.), и это помогало ей расширять пространство своего бытия в культуре общества.

Просвещения в России

XVIII в. стал заметной вехой в истории русской философской мыс­ли и культуры, наук и ремесел.Во многом это было обусловлено ре­форматорской деятельностью Петра Великого, который прорубил " окно" в Европу и тем самым открыл шлюзы для интенсивного взаи­модействия русской и европейской культур. В это время был учреж­ден Московский университет, а в нем основан и философский факуль-'гет. Философия стала обретать светский характер, а наибольшее влияние на ее развитие в то время оказывали французские и немецкие мыс­лители. В философии все больше утверждался европейский тип мыш­ления, рациональный по своей сути.

Значительную роль в идейном обосновании петровских реформ сыграли такие ученые, как В.Н. Татищев, Феофан Прокопович, А.Д. Кантемир. И. Т. Посошков, которых называли " ученой дружиной" Петра Великого. Они отстаивали необходимость независимого от цер­кви развития философского и естественнонаучного знания. Ими была разработана первая в России классификация наук, что способствова­ло укреплению позиций науки в общественной жизни.

Наибольший вклад в развитие научного и философского мышления в XVIII веке внес М.В-Ломоносов —ученый-энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил прочную основу материали­стической традиции в русской науке и философии, основал новые отрас­ли научного познания и практики. Им были сделаны крупные открытия в естествознании, предложен ряд проектов по развитию промышленнос­ти, земледелия и торговли. Ломоносов стоял у истоков образованного в 1755 году первого в стране Московского университета.

В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей и принципов античного атомизма. Он сформу­лировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпус­кулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты. Материю Ломоносов характеризовал как нечто " протяженное, непро­ницаемое, делимое на нечувствительные части". Она есть " то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение. 'покой и др.) обусловлены ее внутренней природой, а не воздействие! ^ неких сверхъестественных сил.

По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежа1 мельчайшие частицы (атомы), из которых и слагаются все вещи. При' родные тела занимают определенное место в пространстве и обладаю! протяженностью, тяжестью, инерцией и иными " первичными" свойства­ми. К числу же " вторичных" свойств Ломоносов относил тепло и хо' лод, цвет, запах и вкус, которые выражают определенное состояние тел Материальным телам присуще также движение — вращательное, по­ступательное и колебательное. Исследуя природу, Ломоносов сформу­лировал закон сохранения материи и движения. При сжигании металла в закрытых колбах он пришел к выводу о том, что совокупное количе­ство вещества в ходе реакции не увеличивается и не уменьшается, а все­гда остается одним и тем же. Этот же вывод ученый распространил и на движение. "...Все встречающиеся в природе изменения, — писал он, — происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отни­мается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого... тело, которое своим толчком розбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому".

Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. В непрестанном изменении и развитии находятся и природа, и весь мир в целом. Планета Земля тоже никог­да не была в нынешнем состоянии. Ученый высказал идею бесконеч­ности и неисчерпаемости мира. В 1761 году им было обнаружено на­личие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на данные органов чувств и опыта, так и на силу разума. Большое значение в научном исследовании призваны играть гипотезы, которые стимулируют поиск истины.

Творчество М.В.Ломоносова оказало большое влияние на пос­ледующее развитие русской науки, философии и образования. С его именем можно связывать формирование в России философии есте­ствознания.

Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев, —пи­сатель, философ и просветитель. В 1790 году он опубликовал книгу " Пу­тешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни (в книге критиковалось крепостное право России) и отправлен в ссылку. Им был также написан философский трактат " О человеке, о его смертности и бессмертии". Отмечая гражданскую смелость Радищева, Н.А.Бердяевокрестил его " первым интеллигентом" в России. Радищев называл крепостные порядки " наипротивнейшим человеческому есте­ству состоянием". Порабощение человека является преступлением пе­ред ним — такова основная мысль автора " Путешествия из Петербурга в Москву". Крепостной строй не только противоречит естественным правам человека, но и совершенно неэффективен в экономическом от­ношении. Угнетение человека человеком безнравственно и являет со­бой зверский обычай, порождающий " сердце окаменелое и души от­сутствие совершенное". Так же критически Радищев относился и к са­модержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие обществен­ному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие пред­ставляет собой сферу беспредельной власти, царство произвола.Вот по­чему народ имеет естественное право на революцию как способ защи­ты своих жизненных интересов и человеческого достоинства. Револю­ция — это радикальный способ ломки крепостного строя и самодержа­вия. Тиран должен быть предан смерти, а его деспотичная власть заме­нена народным суверенитетом.

В своих философских взглядах Радищев придерживался в основ­ном материалистического мировоззрения. В трактате " О человеке, о его смертности и бессмертии" он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм " телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным Божеством. Природа состоит из множества пред­метов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе своей эволюции все более развитые существа. Человек, эта " совершеннейшая из тварей", тоже представляет собой произведение природы. Ему присущи наличие ра­зума и речи, способности к общественной жизни (" соучаствование" в ней). Большую роль в становлении человека и его последующей дея­тельности сыграла рука как орудие труда. Что касается души, то она после смерти тела возрождается в других телах, и это делает челове­ческий род бессмертным. По убеждению Радищева, основной движу­щей силой общества является человеческий разум в различных его про­явлениях — наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играет как народ, так и выдающиеся личности. Любой народ способен к про­грессу и имеет для этого все необходимые предпосылки и способности.

Во второй половине XVIII столетия имело место творчество боль­шой группы русских просветителей (Д. С.Аничков, С.Е.Десницкий, Н.И.­Новикови др.). Они критически относились к крепостному праву, хотя и не были сторонниками идеи народной революции. Им представля­лось, что социальные преобразования в России смогут произойти пу­тем просвещения народа и правящих классов, совершенствования за­конодательства, введения более гуманного и справедливого правле­ния. Просветители надеялись на появление образованного государя, который смог бы на деле осуществить их идеи и социальные проекты.

В XVIII веке жил и творил странствующий мыслитель Малорос­сии (ныне Украина) Григорий Сковорода.Он написал ряд сочинений по религии, этике и эстетике, обращая особое внимание на внутрен­ний мир человека — его душу, духовность.

Русское Просвещение заметно усилило позиции философии в ду­ховной культуре российского общества. Это столетие дало имя и пер­вого русского профессора философии — им стал Николай Никитич Поповский, ректор гимназии при Московском университете.

 

22. Важнейшие течения в русской философии 19 века. Русская религиозная философия 19-20вв.

XIX столетие по праву называю! " золотым веком" русской философии, — по богатству ярких имен мыслителей, содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха универсализма (многообразия) в ней. В центре внимания находились проблемы философии истории, на осмыслении которых в немалой формировалось национальное самосознание, обосновывалась русская идея. В это время философская мысль развивалась, в значительной мере, внутри художественной литературы. Философия и литература XIX века образовали весьма оригинальный и нерасторжимый синтез, ставший прочной традицией отечественной духовной культуры. К началу этого века философия изучалась уже в пяти университетах России.

Начало классического периода было связано с творчеством П.Я. Чаадаева, а в художественной литературе — с А.С. Пушкиным. В это время в философии и литературе отчетливо обозначилась проблема выбора Россией своего социального идеала, путей и форм ее дальнейшего развития, взаимоотношений с мировым сообществом.

П.Я. Чаадаев одним из первых в XIX столетии поднял вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании. Вначале он высоко оценивал западную цивилизацию и ее достижения, с сожалением писал об отставании России от " общего движения": " Мы живем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя". Позже Чаадаев стал критически относиться к Западу, выделяя в его социальном организме такие пороки, как эгоизм, враждебность частных интересов, жизнь по расчету и т.п. Напротив, выделяя достоинства русского народа (совестливость, солидарность, открытость и щедрость души), философ размышлял об особой роли России в мире. По его убеждению, эта роль должна состоять в том, чтобы разрешить наиболее сложные проблемы человечества, " дать миру какой-нибудь важный урок".

Раздумья Чаадаева об исторической судьбе России дали толчок расколу в русской общественной мысли XIX столетия и возникновению в ней двух противоположных течений — западничества и славянофильства. Основным предметом их спора стала тема места России в мировой истории, социального идеала россиян и путей движения к нему, тема соотношения национального и общечеловеческого.

Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, братья И.С. и К.С. Аксаковым и др.) были выразителями " женского" (чувственно-эмоционального) начала в русском национальном самосознании. Славянофильству, как мировоззрению, была присуща острая критика западной цивилизации как якобы " безбожной", где все продается и все покупается. Это мировоззрение ориентировалось на православие, которое рассматривалось в качестве духовной основы русской нации. Религиозная вера считалась подлинным двигателем исторического процесса. Славянофилы хотели, по выражению русского философа В.С. Соловьева, " России Христа", т.е. развития общества на основе религиозных ценностей. По их убеждению, формой государственного устройства в России должна быть монархия, как якобы наиболее полно выражающая дух и традиции русского народа. Социальной же основой общества призвана стать патриархальная семья. В славянофильстве идеализировалась допетровская Русь, где традиции и мораль народа еще якобы не были разрушены " тлетворным" и " разрушительным" влиянием западной культуры.

Славянофилы подчеркивали идею соборности, которая рассматривалась ими как выражение коллективистского духа россиян, их общинного (" хорового" ) начала в образе жизни. Соборность означает собирание, соединение всех сил ради общего дела на основе веры в Бога. С точки зрения славянофилов, русский народ — это особый народ (" народбогоносец", по определению Ф.М. Достоевского), призванный к высокой роли в мире. В целом же, мировоззрение славянофилов было основано на трех принципах: православие, самодержавие и народность. По сути дела, славянофильство — это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл и развитие, при сохранении самобытности страны. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям — религии и церкви, государству, своему народу.

Что касается западников (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарева и др.), то они по-иному смотрели на проблему прошлого, настоящего будущего России. Западники были выразителями " мужского" (рационального) начала в русском национальном самосознании. Они активно выступали за европеизацию страны, ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному пути. В этом смысле это были как бы " агенты" западной культуры в российском обществе. Их идеалами являлись гуманистические учения эпохи Возрождения и французского Просвещения, передовые идеи в творчестве Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Как правило, они последовательно придерживались атеистических взглядов, видя в религии и церкви тормоз общественного прогресса. Западники давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым ценностям и нормам общества положительно воспринимали реформы Петра Великого.

По убеждению западников, основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его интересы. Человек вправе быть свободным от предрассудков и обладать независимостью в обществе (" не петь в общем хоре" ).

Европейскому человеку, как идеалу западников, доступны знания, он владеет своими страстями, способен покорять окружающую природу и преобразовывать общественные отношения. Он должен быть трудолюбив, пунктуален, воспитан и терпим к инакомыслию. Ему свойственно любить красоту и ценить женщин, которые наиболее полно воплощают в себе совершенство и гармонию. Западничество, таким образом, есть не только мировоззрение, но и установка на определенный (европейский) образ жизни. Это идейное течение было неоднородным: революционное (Герцен, Белинский) и просветительское (Т.Н. Грановский). Из среды западников вышел писатель Н.Г. Чернышевский и народники, а позже и первые русские марксисты. Как и славянофилы, западники горячо любили Россию, искренне желали ей блага и процветания.

Самой крупной и многогранной личностью в русском западничестве был А.И. Герцен, " Вольтер XIX века". В своих произведениях (" Письма об изучении природы", " Дилетантизм в науке", мемуары " Былое и думы" ) он обратился к философским проблемам естествознания, к рассмотрению исторического процесса и судьбе России. Будучи революционером, Герцен любил подчеркивать, что прошлое русского народа темно, настоящее ужасно, и поэтому остается лишь надежда на лучшее будущее. Основным смыслом своей жизни он считал освобождение России от крепостничества, и в этих целях им была разработана концепция крестьянского социализма. Герцену представлялось, что основой будущего справедливого общества призвана стать сельская община (" мир" ) с ее здоровой моралью и духом коллективизма, простейшими элементами демократии. Однако общину следует " оплодотворить" западной наукой и иными достижениями цивилизациями (техника, политические свободы, правовые нормы). По убеждению Герцена, русский социализм станет соединением " храма науки" с " цехом человечества", т.е. народными массами. Для становления такого социализма потребуется и новый человек, способный свободно и со знанием дела творить новые общественные отношения и институты.

Славянофильство и западничество являли собой противоположные мировоззрения и модели развития русского общества. Но ни одно из этих течений не выразило, да и не могло выразить сложную и многогранную " русскую идею", т.е. национальное самосознание. Со временем эти течения постепенно стали вырождаться, уступив дорогу новым социально-философским учениям. Проблема же выбора Россией пути своего исторического развития сохранила свою актуальность, в том числе и в наше время.

Кроме названных выше, в русской философии XIX столетия существовали и иные идейные течения. Так, заметную роль среди них играл философский материализм Н.Г. Чернышевского. Этот русский ученый и писатель-просветитель внес заметный вклад в философское осмысление сущности и природы человека. В своей статье " Антропологический принцип в философии" Чернышевский подчеркивал, что человек представляет собой цельное существо и, являясь продуктом эволюции живой природы, он должен исследоваться в первую очередь с позиций естествознания. Сущность антропологического принципа в философии состоит, по Чернышевскому, в том, чтобы рассматривать человека, прежде всего как природное существо. Цель всех устремлений человека - получение наслаждений, счастья. Полагая, что основным качеством (свойством) человека является эгоизм (Человек любит, прежде всего, себя" ), Чернышевский в связи с этим разработал теорию " разумного эгоизма". Русский ученый подчеркивал, что с помощью разума человек может и должен приводить свои, поступей в соответствие с интересами всего общества. Эта идея была подробно раскрыта им в своем знаменитом романе " Что делать? " на образа русских революционеров.

Н.Г. Чернышевский активно развивал также теорию социальной философии. Он стремился вскрыть естественные предпосылки социально-классовой борьбы в обществе, видя их в глубоком различии потребностей и интересов людей. Русский ученый был убежденным сторонником идеи крестьянской революции, считая ее самым радикальным способом решения острых социальных проблей (прежде всего — крестьянского вопроса) в России с помощью движения самих народных масс. По убеждению Чернышевского, в истории действует закон нарастания прогресса, где особую роль играет знание как основной двигатель прогрессивных изменений в обществе. Но решающей силой все же является революция как коренное преобразование общества.

Социально-философские взгляды и творчество Чернышевского высоко оценивал В.И. Ленин. А К. Маркс, по его признанию, специально выучил русский язык для чтения в подлиннике работ Чернышевского.

Заметным явлением русской общественной мысли 60-70-х гг. XIX в. было народничество как политическое движение и мировоззрение, в котором основной явилась идея крестьянского социализма. В народничестве существовали три течения, представленные крупными мыслителями: анархистское; пропагандистское и заговорщическое. М.А. Бакунин развивал и проповедовал идеи анархизма, в котором основным является тезис о необходимости замены государства-угнетателя свободной и самоуправляемой ассоциацией трудящихся. «Упразднение» государства посредством бунта должно произойти " на следующий же день" после революции, иначе она не исполнит своей миссии. П.Л. Лавров призывал постепенно готовить общество к революции с помощью активной пропаганды социалистических идей в народе, чем и должна заниматься интеллигенция (" критически мыслящие личности" ). Напротив, П.Н. Ткачев был убежден в необходимости осуществить революцию немедленно, с помощью бунта и террора. Исполнить такую миссию призвана " партия действия", которая представляет собой революционное меньшинство.

В середине 80-х годов народничество, в силу, прежде всего объективных причин, распалось. Из него выделились первые русские марксисты, некоторые либеральные течения. В целом же народничество представляло собой субъективизм в теории, доходящий до волюнтаризма на практике. Наиболее радикальные и обоснованные подходы к решению социального вопроса в России были предложены русским марксизмом.

Проникновение марксизма с Запада и его укоренение на русской почве происходило по инициативе, прежде всего Г.В. Плеханова и его единомышленников. Русские марксисты видели в зарождающемся Рабочем классе ту социальную силу, которая на деле способна осуществить социалистическую революцию. В отличие от народников, марксисты стремились опираться не столько на меньшинство (революционная интеллигенция), сколько на большинство (народные массы). Они полагали, что противоречивое и конфликтное развитие капитализма неминуемо приведет к социальному взрыву и революции, построению в России социализма.

Самой крупной и многогранной фигурой в русском марксизме был В. Ленин - мыслитель и революционер, автор огромного теоретического наследия. Его первые научные работы были посвящены исследованию быстро развивавшегося в конце XIX столетия в России капитализма. Необходимыми условиями подготовки и осуществления социалистической революции Ленин считал создание политической партии и развитие сознательности рабочего класса. По сути дела, идея революции явилась ключевой во всей социальной философии этого мыслителя и политика. Все иные теоретические изыскания Ленина фактически были подчинены решению задачи обоснования необходимости социалистической революции и созидания в России нового типа общественных отношений (социализма и коммунизма). В пролетарской идее и революционной воле Ленин видел основные инструменты для глубоких социально-экономических и иных преобразований в интересах трудящихся. В целом общефилософские и социально-философские произведения В.И. Ленина (" Материализм и эмпириокритицизм", " Философские тетради", " Государство и революция" ) существенно дополнили и обогатили марксизм и его мировоззренческие основы. " Философским завещанием" Ленина принято считать его небольшую статью " О значении воинствующего материализма" (1922 г.), в которой он определил программу развития философии в советском обществе, подчеркнул важность тесного союза философии и естествознания, просвещения трудящихся.

Универсализм русской философии XIX столетия проявил себя и в наличии в ней ряда иных течений. Как и вся общественная мысль того времени, они, как правило, социально окрашены, ориентированы на осмысление социальных проблем и исторического процесса, места и роли в нем России.

К числу таких течений следует отнести философию права, в рамках которой развивалась идеология либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека. Виднейшим представителем этого течения был К.Н. Чичерин — философ, историк и правовед. В своих произведениях он разработал теорию общественно-политической и правовой жизни. Чичерин подчеркивал, что человек богоподобен, а его основными качествами являются достоинство и свобода. Личность с ее неотчуждаемыми правами и свободами представляет собой " корень и определяющее начало" всех общественных отношений и институтов. Государство призвано существовать лишь для того, чтобы выражать общие интересы, издавать законы и следить за их соблюдением. Каждый человек свободен, однако эта свобода должна иметь границы в виде законных интересов другого человека. В правовом обществе должна существовать не только свобода человека, но и его ответственность за собственные поступки. По убеждению Чичерина, история человечества являет собой не только процесс расширения свободы человека, но и совершенствование правовых норм и институтов в обществе.

Во второй половине прошлого столетия большое распространение получила русская философия истории. В ней рассматривались движущие силы и логика развития, как мировой, так и отечественной истории. Один из представителей этого течения, Н.Я. Данилевский, в книге " Россия и Европа" разработал теорию обособленных " культурно-исторических типов" (цивилизаций), которые находятся в постоянно» борьбе друг с другом и внешней средой. Наиболее перспективным Данилевский считал славянский тип цивилизации, который, по убеждению ученого, наиболее полно представлен в русском народе.

В тот же исторический период заявила о себе и философия консерватизма (К.Н. Леонтьев и др.). В 60-е годы сформировалось почвенничество — литературно-философское течение, участники которой (Ф.М. Достоевский и др.) выступали за сохранение " национальной почвы" и " народного духа" как основы социального и духовного развития России.

В это же время в России значительное развитие получил естественнонаучный материализм (Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и др.). Он был ориентирован на философское осмысление данных естествознания продолжал традиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. В работах ученых-естествоиспытателей исследовалась тема материи и ее важнейших свойств, природа человека, деятельность его мозга, проблема смерти и бессмертия. Русские ученые-материалисты подчеркивали особую роль науки и образования в общественной жизни,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь