Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 1. Введение в историю Древней Греции. Крито-Микенский период.



Лекция 1. Введение в историю Древней Греции. Крито-Микенский период.

 

Вопросы лекции:

1. Введение в историю Древней Греции.

2. Крито-микенский (Эгейский) период

I. Введение в историю Древней Греции.

Античность.

 

Русское слово « античность » происходит от латинского « antiquus » - «древний». В эпоху Возрождения под античностью в Европе понимали всю древность известную тогда - «греко-римскую». Позже европейским ученым стали открываться и другие «древности»: египетские, вавилонские, шумерские и прочие. С тех пор понятия «античность», «античный мир», «античная цивилизация» употребляются в более узком смысле, для обозначения. истории и культуры Древней Греции и Рима.

Античная цивилизация родилась в бассейне Средиземного моря. Море и острова, горы и долины во многом предопределили не только жизненный уклад греков, а позже и римлян, но повлияли на внешний облик и внутренний этих народов. На протяжении всей античной истории римляне и греки оставались во многом разными этносами. Но со временем они составили историко-культурную общность, представители которой осознавали своё отличие от других народов.

В последние века I тыс. до н. э. два изначально различных пути развития античного общества, греческий и римский, слились в единую греко-римскую цивилизацию. Ее завершающей политической формой стала Римская империя, просуществовавшая до конца V в. н. э.

В истории античности выделяют два больших этапа: греческий и римский. Грекам или эллинам, как они называли себя сами, первыми удалось создать цивилизацию, которая распространилась по всему Средиземноморью. Несколько позже на историческую арену Средиземноморья выходят римляне. Им удалось создать великое государство, надолго объединившее весь античный средиземноморский мир.

В 476 году н. э., когда был низложен последний император Западной Римской империи, она прекратила своё существование. Это событие обычно принимается историками за финал античной истории.

 

Историография истории Древней Греции

Зарубежная историография.

Конец XVIII - первая половина XIX века. Изучение истории Древней Греции поднимается на новый качественный уровень. Этому способст­вовало несколько обстоятельств:

1. Возникновение научно­го источниковедения. Основы его заложили англичанин Ричард Бентли (1662 - 1742), немецкие учёные Фридрих Август Вольф (Фридрих Август Вольф) и Бартольд Георг Нибур (1776 -1831).

2. Введение в научный оборот все большего количества источников, прежде всего археологических и эпиграфических. После образования в 1830 году независимого греческого государства в страну были направлены многочисленные археологические экспеди­ции, Они занимались описанием сохранив­шихся руин важнейших центров древне­греческой культуры и в ряде мест прис­тупили к их раскопкам.

3. Внимание к античной истории широких общественных кругов Европы. Сочинениями древнегреческих писателей зачитывались многие образованные люди, их цитировали политические деятели. Произведения грече­ского искусства ста­ли рассматриваться как ценнейшее достоя­ние лучших европейских музеев.

4. Появляется ряд выдающихся работ по древнегреческой истории. Немецкий ученый Иоганн Винкельман (1717-1768) в 1764 году издал «Истории искусства древности». Его считают основоположником современных представлений об античном искусстве и археологии как науки. Филипп Август Бёк (1785 - 1867) начал собрание и издание сводного корпуса греческих надпи­сей. Его труд «Государственное хозяйство афинян» в 3 томах (1817-1823) дал новый импульс исследованиям в области античной экономики.

Эрнст Курциус (1814-1896) обобщил исследования многих германских ученых в труде «Греческая история» (в 3 т., 1852-1867), доведя его до битвы при Херонее (337 год до н.э.), положившей конец независимости Эллады.

Иоганн Густав Дройзен (1808-1884) первым обра­тился к систематическому исследованию последнего периода древнегреческой исто­рии, начавшегося после походов Александ­ра Македонского на Восток. Он назвал его эллинистическим в своем труде « История эллинизма » (1- 3 т. 1833-1843). Таким образом, хронологические рамки греческой истории были раздвинуты почти на три столетия, до конца I в. до н. э.

В Англии в конце XVIII - первой половине XIX века, ранее, чем в других странах Европы, выходят мно­готомные сводные труды по истории Древ­ней Греции: «Истории Греции» в восьми томах (1784- 1794) Уильяма Митфорда (1744-1827) и «История Греции» в 12 т. (1846-1856) Джорджа Грота ( 1794-1871).

Вторая половина XIX века – начало XX века. Это время ознаменовано крупными археологическими открытиями. Прежде всего, следует отметить раскопки Генриха Шлимана (1822-1890) и Вильгельма Дёрпфельда (1853-1940) в Трое, Микенах и Тиринфе, Артура Эванса (1851-1941) на Крите (с 1900 г.). Если ранее греческую историю начинали с гомеровско­го периода, то после раскопок этих раскопок ее стали изу­чать с III тысячелетия до н. э.

Большой резонанс в европейской науке второй половины XIX века имели исследова­ния античной гражданской общины или полиса, которые проводил французский историк Фюстель де Куланж (1830-1889). В работе «Античная гражданская община» (1864), он объяснял сущность античного по­лиса, исходя из религиозных воззрений гре­ков.

Швейцарский ис­торик Яков Буркхард (1818-1897) в своем труде «История грече­ской культуры» (т. I-IV 1893-1902 гг.) исследовал греческую цивилиза­ции как сложный культурно-религиозный комплекс. В отличие от большинства историков XIX века, считавших определяющей силой развития политические учреждения, он выдвинул на пер­вый план историю духовной культуры.

XX век. В этот период появляются многотомные коллективные труды обобщающего характера, в которых греческая история рассматривается в контексте общего развития Древнего мира. Наиболее известна из таких работ « Cambridge Ancient History » («Кембриджская древняя история»), первые тома которой вышли в 1923 году.

Изучая историю архаической Греции, ученые детально рассматривали такие проблемы, как значение Великой греческой колонизации, влияние связей с древними цивилизациями Востока на формирование античной цивилизации, особенности греческой тирании. Лучшее на сегодняшний день исследование о древнегреческих тиранах принадлежит немецкому ученому Гельмуту Берве (1896-1979). Был издан ряд трудов по истории классических Афин и Афинской морской державы – крупнейшего военно-политическое объединения полисов в древнегреческой истории.

В 80-х годах исследования проводились по различным периодам, по многим аспек­там и практически по всем регионам грече­ского мира. Получила широкое распространение организация симпозиумов и конференций, на которых специали­сты научных центров, археологи­ческих институтов и университетов подводили итоги последних научных разра­боток.

Как правило, итогом таких интерна­циональных конференций становится издание трудов, многотомных изданий, сво­его рода коллективных монографий, пред­ставляющих серьёзный вклад в исто­риографию проблемы.

II. Крито-микенский (Эгейский) период

Крито-микенский период датируют III-II тысячелетиями до н.э. Центрами греческой цивилизации в это время были остров Крит, Микены и другие города материковой Греции.

В эгейский период выделяют две цивилизации или культуры – Минойскую (Критскую) и Микенскую (Ахейскую или Элладскую). Часто к ним добавляют Кикладскую, развивавшуюся на островах Эгейского моря.

Минойская цивилизация.

Официальной датой открытия Микенской цивилизации считается 16 марта 1900 года. В этот день английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносса, древнего города, находившегося на северном берегу Крита около современного Ираклиона, в 4 км от моря. Был исследован первый дворец-храм цивилизации, построенный около 2000-1700 г. до н. э. На материалах этих раскопок ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации.

Хронология минойских периодов:

1 Раннеминойский (XXX-XXIII вв. до н. э.) - господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII-XVIII вв. до н. э.) - образование государственной структуры, возникновение социальных групп и письменности.

3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII-XII вв. до н. э.) -объединение Крита и создание критской морской державы, расцвет государственности и культуры, завоевание острова ахейцами.

 

Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н.э.).

Население древнего Крита, создавшее развитую культуру, принято именовать минойцами. В начале III тысячелетия до н.э. жители осваивают производство меди, а несколько позже и бронзы. В середине III тысячелетия до н.э. появляется гончарный круг. Изготовленные с его помощью сосуды с тонкими стенками свидетельствуют о высоком мастерстве гончаров. Началось строительство длинных быстроходных гребных судов. Развивается каботажное (прибрежное), плавание.

Со второй половины III тысячелетия на Крите появляется частная собственность. О наличии ее судят по каменным печатям с грубыми пиктограммами. Возникают города. На Крите начинают править первые цари, жившие в Кноссе, Маллии и Фесте.

Среднеминойский период (XXII–XVIII вв. до н.э.).

На Крите разводят мелкий рогатый скот, в основном овец и коз. Развивается земледелие, ориентированное на выращивание трех главных сельскохозяйственных культур (так называемая средиземноморская триада ) - злаковых (главным образом ячменя), винограда и оливы.

В Кноссе, Маллии и Фесте в центральной части Крита, Закрое на восточном побережье острова строятся крупные сооружения, по которым среднеминойский период обозначается как « период старых дворцов ».

К сожалению, от этих сооружений уцелело лишь немногое. Позднейшая застройка почти повсюду стёрла их следы. Только в Фесте сохранился большой западный двор старого дворца и часть примыкающих к нему внутренних помещений.

На Крите развивается бронзолитейное дело. Высокого уровня достигает ювелирное производство. Создаются прекрасные украшения в виде золотых цветков и насекомых, используется техника эмали. Совершенствуется строительное дело.

Из керамики этого периода наибольший интерес представляют глиняные расписные вазы стиля Камарес. Название дано по пещере Камарес неподалёку от Феста, где были найдены их первые образцы. Характерной особенностью ваз является линейный орнамент, который наносился на матовую основу чёрного цвета белой, оранжевой или красной краской. Эти три цвета составляли сдержанную, но очень красивую гамму. Узор создаёт впечатление безостановочного движения сочетающихся друг с другом геометрических фигур: спиралей, дисков, розеток и т. п.

Возникшее в начале этого периода пиктографическое письмо (оно известно главным образом по кратким, из двух-трёх знаков, надписям на печатях) постепенно уступило своё место более совершенной системе слоговой письменности - линейному письму А.

Интересная особенность Крита данного времени состоит в полном отсутствии следов боевых действий. Поселения, несмотря на свою массивность, не были специально укреплены. Это связано либо с осознанием критянами собственной морской силы, не нуждавшейся в дополнительных оборонных сооружениях, либо, что менее вероятно, с поразительным миролюбием жителей острова на фоне всеобщих войн того времени.

Внешние связи Крит в основном осуществлял с Восточным Средиземноморьем, Малой Азией и Египтом. В Восточном Средиземноморье критяне торговали с Кипром и сирийскими царствами, через которые на Крит попадали предметы из Вавилона. В Малой Азии - с населением Трои и хеттами. С Крита в Египет, где правила 12 династия (XIX-XVIII вв. до н.э.), ввозились лес, расписная посуда и другие вещи. Фараоны присылали на остров послов и имели своё постоянное представительство.

Религия древнего Крита.

О религии Крита III–II тысячелетий до н.э. известно очень мало. Предположительно существовало поклонение богине-матери, отождествлённой с силами природы. Этот вывод сделан по находкам статуэток женщин («богинь»), держащих в руках извивающихся змей. У богини-матери были спутники - существа с головами животных и человеческими телами. Видимо, одним из них был Минотавр, получеловек - полубык. При раскопках на Крите найдено много изображений головы и рогов быка.

С культом быка были связаны особые религиозные церемонии, для которых существовали специальные площадки. На них навстречу друг другу выходили бык и акробат. Бык бежал с низко опущенной головой, а акробат, изловчившись, хватался за его рога и перекидывался на спину животного, где проделывал различные движения, и затем спрыгивал. Священные игры с быками требовали от людей совершенной техники, достигавшейся долгими тренировками.

На Крите при раскопках найдены гигантские двусторонние топоры лабрисы, высотой выше человеческого роста, что говорит о поклонении жителей этому оружию.

На Крите почиталась змея как хранительница дома и воплощённая мудрость. Существовал культ мёртвых, который прослеживается по гробницам, глиняным саркофагам и сосудам, в которых хоронили покойников.

Элладская Греция.

Хронология Элладской (Ахейской, Микенской ) цивилизации:

1. Раннеэлладский период (XXX- XXI вв. до н. э.) - догреческое население, господство первобытных отношений.

2. Среднеэлладский период (XX- XVII вв. до н. э.) - расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, разложение родо-племенных отношений.

3. Позднеэлладский или микенский (XVI-XII вв. до н. э.) - возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее гибель.

Лекция 1. Введение в историю Древней Греции. Крито-Микенский период.

 

Вопросы лекции:

1. Введение в историю Древней Греции.

2. Крито-микенский (Эгейский) период


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1996; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь