Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Первобытное искусство (основные этапы развития)



Общество первобытных людей — это период в ходе развития человеческого общества до появления письменности. Так как умение писать появилось у различных народов в разное время, к некоторым культурам невозможно применять понятие «доисторический» в связи с не совпадением временных границ. Поэтому социальная единица той эпохи — археологическая культура.

Периоды развития человеческого общества

Первый этап возникновения первобытной культуры и искусства относят к палеолиту. Поздние характерные этапы датированы каменным и бронзовым веками. В палеолите искусство первобытного человека выражалось музыкой, танцами и песнями, которые больше носили обрядовый характер, изображениями животных на коре, камнях, шкурах, созданием украшений в виде бус из природных материалов. К сожалению, до сегодняшнего дня сохранились небольшие фрагменты.

Предназначением искусства того периода является сохранение и передача потомкам накопленного опыта, навыков и знаний на уровне социального общества. Танец является отражением оттачивания боевых приемов, ознакомлением с поводками животных, демонстрацией повседневных забот общины. Музыка подчеркивает ритмы процессов труда членов общины, такое сопровождение коллективных занятий имело немаловажное значение в сплочении племени вокруг его лидеров. В развитии первобытного искусства можно отметить несколько важных этапов:

-поздний палеолит - – 40-12 тыс л до н э – кочевой образ жизни. Охота, рыболовство. Полная зависимость от природы – присвайвающий. Восприятие мира – взаимосвязанность в племени.

-мезолит - 12-8 тыс л до н э – появление сюжетных композиции (охота и война), условность, схематизм (изображение силуэтов)

-неолит - 8-4 тыс л до н э – объединение родов в племена, складывается оседлый образ жизни. Возникает заупокойный культ и 1 примитивное представление о религии (анимализм – душа). Потребность в долговечных вещах. Страсть к украшательству. Новые техники (фреска, мозаика, темпера); обработка металлов, изделий из мет и керамики. Торевтика – чеканка из мет и гравировка по мет. Реальный орнамент – украшение керамич изделий накладными полосами и валиками из глины.

Первые этапы возникновения искусства

В связи с тем, что первобытное общество развивалось неравномерно, а в некоторых уголках до сих пор живут остатки диких племен, ученые спорят о критериях деления первобытного искусства на определенные периоды. Полоса, разделяющая первый и второй этапы культурного развития первобытного общества настолько символична, что современные ученые приходят к единому мнению о техническом разделе временных периодов. Наиболее весомыми ориентирами в данном случае принято считать развитие способов изготовления орудий труда. Началом возникновения искусства у первобытных людей принято называть период каменного века 40-20 тыс лет назад. Основная часть находок демонстрирует схематические изображения животных, скульптура отличается примитивизмом и минимализмом.

В каждом промежутке археологи находят такое же разнообразие изображений — от примитивных до высокохудожественных. Некоторые изменения можно наблюдать в технике исполнения. Постепенно первобытные художники начинают предварительно высекать контуры будущего рисунка, в процессе создания картины используют более расширенную цветовую гамму. Динамику развития можно выделить в скульптурных изображениях — фигурки животных изготовляют из кости и тщательно прорабатывают все детали.

Этап зарождения цивилизации

Благодаря тщательно производимым раскопкам в течение многих лет можно отметить, что третий этап развития первобытного искусства наиболее выделяется на общем фоне. За этот этап в первобытном обществе научились изготовлять керамику, которую ученые называют наиболее важной частью искусства того времени. Развитие гончарного искусства выделяют в отдельный пласт, оно характеризуется изготовлением сосудов различной формы, размеров, с декоративными орнаментами и деталями.

Изобразительное искусство на третьем этапе обрело новые параметры, становясь более абстрактным:

-символы;

-орнаменты и прочее.

Наскальных рисунков становится все меньше, мышление человека начинают занимать возникающие культы, заставляющие верить в существование сверхъестественного. Художники того периода из поколения к поколению передают постепенно накопившийся опыт по созданию каменной скульптуры и костяных миниатюр, которые становятся более изящными и тонкими.

Особенности первобытного искусства

Искусство является исключительным феноменом жизни человеческого общества, в основе которого лежат достаточно широкие функции. Первобытное искусство носило характер некоторой индивидуальности, благодаря которой его обозначили обособленной областью. Несмотря на то, что некоторые считают первобытное искусство примитивным, оно помогало людям того периода решать ряд задач и сохранило до наших дней реальное отражение восприятия окружающего мира первобытного человека.

Следует отметить, что искусство тех времен несло в себе функцию передачи информации от стариков к молодежи, сохраняя таким образом опыт предков, накопленный веками. Поэтому первобытное искусство способствовало развитию общества, сохраняя и передавая накопленные знания, как полноценное искусство. Но происходила эта трансакция своеобразным образом, который был хорошо понятен людям того периода, но мало доступен современным ученым.

 


 

 

Искусство Древнего Египта

Периодизация:

Додиностический – 4 тыс л до н э Монархи-правители отдельных областей.

Древнее царство – 30-23 вв до н э строительство пирамид

Среднее царствр – 21-18 вв до н э

Новое царство – 17 - 11 вв до н э

Позднее царство – 11в – 332г до н э

Общие черты иск-ва:

-математичность и геометризм

- строгая традиционность: сохранение и воспроизведение в культуре идей, взглядов, обычаев и образа действия перешедших от предыдущих поколений и способствующих до определённого времени нормальному существованию человеческого общества.

Основные настроения ИЗО

-созерцательность

-аллегоричность и символизм – отсутствие реализма до определённого момента

-отсутствие перспективы в живописи, условность и лаконичность цвета.

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку.

Древнее государство Египет в нижнем течении реки Нил, в северо-восточной Африке сложилось к 3000 до н. э. в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта. Основные принципы древне-египетского искусства начали складываться в период и II династий (ок. 3000-ок. 2800 до н. э.). Каноны египетского искусства проявились впервые в т.н. палетке фараона Нармера – мемориальной гипсовой плите, созданной в ознаменование этого события:

1. Изображение фигуры человека одновременно как бы с 2х точек зрения – анфас и в профиль (фасно-профильное изображение).

2. Распределение изображений по регистрам (уровням). Этот канон прочно войдёт во всё последующее египетское искусство росписей гробниц фараонов.

3. Разноростие – величина фигуры в росписях и барельефах напрямую зависела от социального статуса человека.

4. Отсутствие реализма, условность, схематизм изображения.

5. Главное назначение искусства: обслуживание потребностей религии, в том числе заупокойного культа и прославление личности и деяний египетских царей.

 

Египетским искусством были выработаны многие классические архитектурные формы и типы (пирамида, обелиск, колонна), виды изобразительного искусства (круглая скульптура, рельеф, монументальная живопись и др.). Ведущую роль приобрела архитектура, тесно связанная с заупокойным культом (гробница-мастаба).

Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на условность изображения, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

В росписях и рельефах на стенах гробниц (картины благополучной жизни в царстве мёртвых) проявляются свойственные египетским художникам острая наблюдательность, чувство ритма, красота обобщённой контурной линии, силуэта, локального цветового пятна (рельефы гробниц Ти и Аххотепа в Саккаре, середина 3-го тыс. до н. э.).

Большое развитие получил скульптурный портрет. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ.

Разновидности портета:

- идущий человек с выставленной вперёд ногой,

- сидящий со скрещенными ногами,

- торжественно статичные портретные статуи

Отличительные особенности: ясность и точность передачи наиболее существенных, характерных черт и социального положения портретируемого (статуи фараона Хефрена, Каир, писца Каи, Лувр), обобщённость объёмов, тщательная проработка складок одежды, париков и головных уборов, ювелирных украшений.

В эпоху Среднего царства (ок. 2020-ок. 1700 до н. э.) в изобразительном искусстве усилилось стремление к правдоподобию. В стенных росписях гробниц изображения приобрели большую композиционную свободу, появились попытки передачи объёма, обогащалась цветовая гамма.

В скульптурном портрете проявилось более индивидуализированное отношение к человеку. При сохранении канонов композиции фиксировались возрастные черты модели, появились элементы раскрытия характера ( портретные головы и статуи фараонов Сенусерта III и Аменемхета III, 19 в. до н. э.); намеренно обращаясь к твёрдым породам камня (диорит, гранит), виртуозно преодолевая сопротивление материала, скульптор выявлял чёткую структуру лица, подчёркивал его суровость, придавал изображению драматическую экспрессию.

Яркий расцвет искусство Египта пережило в эпоху Нового царства (ок. 1580-ок. 1070 до н. э.). В искусство начинают проникать утончённость и аристократизм. Усилилось стремление к изяществу и декоративной пышности. В архитектуре получили дальнейшее развитие тенденции предыдущего периода. В храме царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри мягко моделированные статуи, рельефы и росписи создают атмосферу просветлённости и гармонической ясности. В рельефах обработка поверхности камня стала тоньше. Развитие получил углубленный рельеф с изысканной игрой светотени ( рельефы храма Хатшепсут, начало 15 в. до н. э.). В стенных росписях появились невиданная ранее свобода движений и ракурсов, тонкость красочных сочетаний, в композиции широко вводился пейзаж (росписи гробниц в Фивах, конец 15 в. до н. э.).

Искусство времени Эхнатона (1-я половина 14 в. до н. э.). Стремясь ослабить власть жречества, Эхнатон провёл религиозную реформу, основал новую столицу Ахетатон - современный Эль-Амарна). Шедеврами древне-египетского искусства являются выполненные скульптором Тутмесом портреты фараона и его жены Нефертити (Государственный музей, Берлин-Далем).

 

.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1778; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь