Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 3. Возрождение в Нидерландах и Германии.
План: 1. Особенности исторического развития Нидерландов как передового участка Европейского континента (XIII-XVI в.) - раннее буржуазное развитие, участие в мировой торговле, особенности Реформации в Нидерландах, война за освобождение Нидерландов от экономической эксплуатации и политического гнета абсолютизма и католической реакции 1572- 1579 гг. - первая буржуазная революция нового времени. 2. Развитие гуманизма в Нидерландах. Образцы ренессансного искусства в живописи (Ван Эйк и др.) и литературе (Эразм Роттердамский и Рудольф Агрикола). 3. Эразм Роттердамский (1466-1536) - крупнейший ученый гуманист. Биография и место в литературе. 4. Творчество Эразма Роттердамского. " Похвала глупости" (1509) и " Домашние беседы" (1518). Влияние Лукиана и дружба с Т. Мором. 5. Осмеяние недостатков и пороков современного общества в " Похвале глупости", нападки на церковный абскорутизм, на эгоизм и алчность имущих классов. Ирония и другие приемы книги. Ее публицистичность. 6. Германия в XVI веке. Реформация. Великая крестьянская война 1524-1525 гг. Подъем городов. Энгельс о Реформации и крестьянской войне в Германии. 7. Немецкий гуманизм. " Письма темных людей" и деятельность Ульриха фон Гуттена (1488-1523). Лютер и Мюнцер. Народные немецкие книги. Особенности литературы немецкого Возрождения (сатирический характер, публицистичность и т.д.).
Литература А) Тексты: Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. В кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе: Эпоха Возрождения. - М., 1962. -Т.2, -С.258-271; 277-333; 334-340 (" Письма темных людей", Ульрих фон Гуттен, Лютер, Мюнцер, Народная книга о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Б) Критическая литература и учебники: 1. Алексеев М. и др. История зарубежной литературы. Средние века. Возрождение. - М., 1978.-С.321-326, 288-307, 317-321. 2. История немецкой литературы. - М., 1962, - Т.1.- С.193-216, 241-296. 3. Пуришев Б.И. Очерки немецкой литературы. - М., 1955. - С.5-21, 33-43, 45-57, 84-146, 167-181.
Тема 4. Позднее Возрождение во Франции и литературная деятельность " Плеяды".
План
1. Позднее Возрождение во Франции. Деятельность Монтеня. 2. Творческая деятельность поэтов – представителей литературной группы «Плеяда» 3. Жизненный путь, личность Пьера де Ронсара 4. Художественные особенности поэзии Ронсара
Литература
1. М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, С.С.Мокульский, А.А.Смирнов. История западно-европейской литературы. Средние века и Возрождение. – М., 2000 2. Писатели Франции. Сост. Е.Эткинд. – М., 1964 3. И.А.Тертерян. Поэзия Плеяды // История всемирной литературы. Т.3.-М., 1985. Л.Е.Маслобоева. Античность и современность в поэтической реформе Плеяды (Манифест 1549 года и раннее творчество Ронсара и Дю Белле). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. – Ленинград, 1979 4. Андре Берри. Ронсар. – Спб., 1999 5. Ю.Б.Виппер. Поэзия Плеяды. – М., 1976 6. Дю Белле Ж. и Ронсар П. Стихи. – М., 1969 7. Виппер Ю.Б. Поэзия Плеяды. – М., 1976
7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины
Список художественных произведений Для обязательного прочтения
1. Ирландский эпос: Бой Кухулина с Фердиадом. Смерть Кухулина (хрестоматия). 2. Исландский эпос: Речи Высокого. Прорицание вельвы (хрестоматия). 3. Песнь о Роланде (полностью, любое издание). 4. Песнь о моем Сиде (хрестоматия). 5. Песнь о Нибелунгах (хрестоматия). 6. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. 7. Данте. Божественная комедия (вступление и 8. Петрарка Ф. Сонеты. 9. Бокаччо Д. Декамерон. 10. Вийон Ф. Стихи. 11. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. 12. Роттердамский Э. Похвала глупости. 13. Мор Т. Утопия. 14. Шекспир У. Сонеты. Ричард Ш. Укрощение строптивой. Двенадцатая ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. 15. Сервантес М. Дон Кихот. Нумансия. Цыганочка.
Кроме того, необходимо, чтобы студент прочитал ряд текстов из указанных в разделе " Дополнительные". Руководствоваться в этом случае можно или рекомендациями преподавателя или своими личными склонностями.
Список дополнительных текстов 1. Исландские саги. Ирландский эпос. - М., 1973. 2. Легенда о Тристане и Изольде. - М., 1976. 3. Фаблио. Старофранцузские новеллы. - М., 1971. 4. Данте. Новая жизнь. - М., 1965 (или любое издание). 5. Петрарка Ф. Избранная лирика. - М., 1970 (или любое издание). 6. Вийон Ф. Стихи. - М., 1963 (или любое издание). 7. Чосер Д. Кентерберийские рассказы. - М., 1973. 8. Прекрасная дама. - М., 1984. 9. Мор Т. Утопия. - М., 1978 (или любое издание). 10. Ронсар П. Лирика. - М., 1963. 11. Роттердамский Э. Похвала глупости. - М., 1958. 12. Сервантес И. Назидательные новеллы. - М., 1982. 13. Сервантес М. Нумансия. - Собр. соч. - М., 1961, - Т.4.
8. Словарь терминов (глоссарий) по предметному содержанию дисциплины ВВЕДЕНИЕ
Агиография (греч. hagios - святой + grapho – пишу) – вид, жанр церковной литературы, посвященный жизнеописанию лиц, объявленных церковью святыми – жития святых. Видение – жанр клерикальной, христианской литературы на латинском языке. Исповедь – жанр литературы, возникающий в Средневековье в христианской литературе и обращенный к Богу. Клерикал (лат. clericalis – церковь) – служитель церкви. Клерикальная литература – церковная, христианская литература. Медиевистика – раздел исторической науки, изучающий историю Европы в средние века (V – XVII вв.) Патристика (греч. pater - отец) – религиозная философия «отцов церкви», разрабатывающая и обосновывающая христианские догмы. Тезаурус (от греч. thesaurus – запас) – словарь, максимально полно представляющий (отражающий) слова, термины, понятия какой-либо области, сферы знаний. Теология (греч. Theos - Бог + logos – слово, учение) – богословие, религиозное учение.
ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Барды (кельт. bard) - народные поэты-певцы кельтских племен в Средние века – профессиональные поэты, бродячие или живущие при дворах феодалов, воспевающие героев и воинские подвиги, разрабатывающие лирическую поэзию, связанную с музыкой. Вёльва - пророчица, предсказательница. Викинги (варяги – русск., норманны – зап/европ.) – германский народ, живущий в Скандинавии в период раннего Средневековья (VIII – XI вв.), совершавший набеги, чаще всего морские. Друиды (лат. druids) – у кельтов – жрецы. Кённинги - составные метафоры, зашифровывающие ключевые понятия скальдической поэзии (напр., дорога сельдей – море, песня копий – битва, шлема основа – голова, лес глаз – ресницы, огонь раны – кровь и др.). Встречаются и в эддической поэзии. Руны – древнегреческие письменные знаки. Применялись для письменных сообщений. Первоначально было 24 руны. В эпоху викингов их число сократилось до 16. Вырезались в Скандинавии на оружии, амулетах и предметах обихода. Сага (сканд. saga – повествование) – древнеирландское, древнеисландское народное эпическое сказание о богах и героях, имеющее легендарно-мифологический характер. Чаще прозаического, иногда смешанного характера. Скальд (исл. skald – певец, поэт) – норвежский и исландский дружинный поэт, певец IX – XIII вв., автор хвалебных и хулительных стихов довольно сложной формы. Филиды – певцы-рассказчики эпических преданий древних кельтов, которые они систематизировали и подвергали сложной литературной обработке, используя при этом импровизацию. Эдда (старшая) – сб-к. др.-исл. песен, бытовавших в устной форме. Сборник известен в рукописи XIII века. Эдда (младшая) – Снорриева Эдда, написанная в 1222-1225 гг. Состоит из пролога и трех частей. Автор Снорри Стурлусен (1179-1241).
ЭПОХА РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА
Альба (прованс. alba - рассвет, утренняя заря) – жанр ср.-век. куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалог. Баллада (от прованс. balada – танцевальная песня) – жанр рыцарской лирики, плясовая песня, сопровождаемая припевом. Ваганты (от лат. vgantes «бродячий») – бродячие клирики, школяры, студенты, слагающие вольнолюбивые стихи на латыни (XII – XIII вв.) Вассал – в ср. века зависимое лицо от сюзерена. Готика – стиль в искусстве в средневековой Европе, возникший в XIII в., пришедший на смену романскому стилю. «Дольче стиль нуово» (итал. «Dolce stil nuovo» - «новый сладостный стиль») – итальянская поэтическая школа конца XIII в., предвосхитившая поэзию эпохи Возрождения. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы