Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Священник Новодевичьего монастыря



В марте 1898 г. он подал прошение на имя викария Московской митрополии епископа Дмитровского Нестора (Метаниева) о рукоположении в священный сан, в том же году был рукоположен во иерея.

С 1900 года начал служить в соборном храме Смоленской иконы Божией Матери Московского Новодевичьего монастыря. Там прослужил он около 27 лет. Помимо монастырского богослужения молодому батюшке пришлось окормлять и расположенные вблизи монастыря клиники медицинского факультета Московского Университета: причащать, напутсдтвовать умирающих, утешать нуждающихся в духовной поддержке болящих. Перед ним сразу раскрылся многообразный мир духовных нужд, скорбей и болезней - мир, так резко контрастирующий со строгим и целенаправленным подвигом во иночестве благоскорбящих насельниц Новодевичьего монастыря.

Прихожане ценили в молодом батюшке дар слова, видели его глубокую и искреннюю молитвенность, и вскоре отец Сергий, несмотря на молодость, приобрел широкий круг постоянных духовных чад - ими нередко становились выздоровевшие больные, персонал клиник, студенты и преподаватели университета. Духовничество в столь молодом возрасте требовало непрестанной подготовки: отец Сергий много читал (у него была хорошая библиотека), но главное, сам обращался за духовными советами.

Ведя многообразную душепопечительскую деятельность, не оставлял отец Сергий и преподавания: в его архиве сохранилось собственноручно им составленное " Обозрение предметов, преподаваемых по Закону Божию в одноклассной церковной школе Московского Новодевичьего монастыря. Младшее отделение". С 1900 г. он стал также законоучителем воскресной школы Хамовнического попечительского училища, через два года (с 1902 г.) - помощником заведующего церковноприходской монастырской школы, а с 1910 г. - еще и законоучителем в Ксенинском детском приюте. Был почетным членом Совета детских приютов.

Весной 1904 г. отец Сергий вместе с женой и трехлетним сыном Борей был в гостях у своих родителей; собирались пить чай. Внимание мальчика привлек огромный семейный самовар, вот-вот готовый закипеть. Неловко повернувшись, Боря задел кран, и его обдала струя кипятка. Со страшными ожогами мальчика отвезли в клинику; лечение шло тяжело, и мать неусыпно находилась при нем... Горячие молитвы родителей и искусство врачей заставили смерть отступить. Когда мальчику стало лучше, врачи разрешили забрать его домой. Но отца Сергия ждало еще более тяжкое испытание: на той же карете скорой помощи, которая привезла домой Борю, увезли в больницу матушку Нину, где она через сутки скончалась от запущенного почечного заболевания. Ухаживая за Борей, она простудилась, но скрывала от всех свое недомогание. Умирала она в полном сознании, благодарила мужа за любовь и счастье, горевала о сиротке-сыне, о будущей трудной участи отца Сергия.

Так в возрасте 26 лет отец Сергий овдовел. Беда как бы оглушила его; он продолжал служить, трудился, не покладая рук - но трудно было бороться с горем, он приходил на могилу жены (похоронили ее на монастырском кладбище) и горько плакал...

В небольшой домик близ Новодевичьего монастыря, где жил отец Сергий, перебрались сестры Екатерина и Прасковья, а позднее и мать, Мария Павловна, взяв на себя заботы о воспитании трехлетнего Бори. Как позднее вспоминал сам отец Сергий, в горе его по-матерински поддерживала и монахиня Евникия, 80-летняя насельница Новодевичьего монастыря.

Только глубокая вера и верность избранному пути, а также поддержка духовного отца, старца Алексия Зосимовского, помогли отцу Сергию справиться с постигшим его горем. После смерти жены он поехал в Зосимову пустынь, чтобы узнать, как жить дальше - по существовавшей в дореволюционные времена практике духовниками женских обителей были, как правило, женатые священники, и у отца Сергия возникла мысль просить священноначалие о переводе его из Новодевичьего монастыря в другое место. Отец Алексий принял его с особой сердечностью, ибо и сам в молодости овдовел и остался с малолетним сыном на руках. Старец сказал: " Оставайся в монастыре, лучше быть среди голубиц, чем среди волков".

Зосимовский старец относился к отцу Сергию как к родному сыну. Когда отца Сергия особенно одолевала тоска, он отправлялся к иеромонаху Алексию. Однажды, когда отец Алексий находился в Троице-Сергиевой Лавре, туда приехал и отец Сергий. После долгой беседы старец оставил отца Сергия вместе с собой на ночь молиться в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. После ночной молитвы, уже перед рассветом, перед чтением полунощницы, отец Алексий приоткрыл раку и дал отцу Сергию приложиться к мощам преподобного Сергия. Приложившись к преподобному, отец Сергий со слезами на глазах отошел и долго стоял, сосредоточенный. Старец спросил его: " Сережа, что ты чувствовал, когда прикладывался к мощам? " - " Мне показалось, что я опустил лицо в цветущий куст роз... и радость пришла в душу". - " Счастлив ты, ведь не многим дано пережить такое". Отец Сергий вспоминал, что именно в этот момент по молитвам старца полностью отошла от него тоска...

С этого момента начался для священника Сергия Лебедева новый период духовной жизни. Мать, овдовевшая вслед за сыном и переехавшая к нему, просила при ее жизни не принимать монашества. Но жизнь отца Сергия стала подлинным монашеством в миру: келейная молитва, чтение святых отцов, проповедь, душепопечительство, богослужение, законоучительство плотно заполняли его; после недолгого сна молитва продолжалась и ночью.

Та особая сердечность, с которой встречал каждого, ищущего духовного утешения, Зосимовский старец, видимо передалась и его духовному сыну: к отцу Сергию в Новодевичий тянулись все новые люди. " Молодой вдовый батюшка, всеми уважаемый за религиозность и чистоту жизни", как отмечалось в воспоминаниях современников, находил слово утешения и вразумления для каждого, кто приходил к нему за советом и поддержкой.

Шли годы; все расширялся круг духовных чад отца Сергия. Студенты, преподаватели и профессора клиник Московского университета, ученые, артисты... Сын отца Сергия Борис был музыкантом-любителем, писал музыку для спектаклей студии Вахтангова и Московского художественного театра - так в число тех, кто искал духовных наставлений отца Сергия, попали режиссеры и актеры Московского Художественного театра - К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, М.П. Лилина и другие.

Глубокое знание богослужебного устава, благоговейность и молитвенность служения отца Сергия были

отмечены священноначалием, и ему было поручено обучать вновь рукоположенных священников, которых направляли на стажировку в Новодевичий монастырь. Учил он служению и архипастырей. В частности, владыка Филипп (Гумилевский) обучался им: они сослужили в надвратной церкви Новодевичьего монастыря, и именно о. Сергию покойный владыка был обязан благолепностью и глубокой содержательностью своего служения.

Проповеди и внебогослужебные беседы отца Сергия были доходчивы и назидательны. " Как мало в нашей современной жизни радости, - писал отец Сергий, - Как много уныния не только среди обездоленных, но и среди взысканных судьбою людей! Как никогда, изощрились и разнообразились теперь житейские удовольствия. Каким-то блестящим, безостановочным калейдоскопом идет теперь жизнь не только в столичных центрах, но и в провинциальных городах. Сколько захватывающих интересов! Сколько выставок промышленности, художественных, исторических, разных отраслей труда; какие громадные горизонты открыты новейшими применениями электричества. Мы слышим за тысячи верст говорящих с нами людей, и вскоре у телефонного аппарата будем видеть их образы. Почти уже завоеван воздух... Словом, как интересна и разнообразна теперь жизнь. А между тем, среди этого разнообразия какое-то общее недовольство, сознание какой-то своей нищеты, тоска, уныние, скука, отчаяние. Почему так? Да потому, что наряду с прогрессом в жизни нашего общества наблюдается полнейшее равнодушие к тайнам и радостям веры. Русло жизни все более и более отходит от нежных, согревающих лучей христианского Солнца Правды. И наука, и искусство, и государственная и общественная жизнь со всеми ее многоразличными разветвлениями - все это отклонилось от освежающей человеческое творчество Благодати Христовой. От Бога бегут. Исповедывать Его стыдятся. Диво ли после этого, что наш, прежде крепкий православно-русский быт сошел со своих вековых устоев, осложнился, обогатился новыми, враждебными христианскому духу обычаями и привычками и получил прямо-таки полуязыческий, богоборный характер?! "

В предреволюционные годы, когда яд неверия отравлял души людей и многим казалось, что лишь путем коренных социальных преобразований жизнь на земле можно сделать свободной и счастливой, отец Сергий постоянно напоминал своей пастве о едином на потребу: " Люди становятся все более и более рабами внешних условий жизни, непрерывно усложняющихся ее форм и соединенной с ними жестокой борьбы за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбий, борьбы всего мелочного и узко-злобного... Несомненно, что раздвоение нравственных идеалов христианства и хода действительной жизни представляет из себя нечто, полное великих мук и всяких печальных злоключений. И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила Святых таинств, сила возрождения Духом Святым перестала служить для сознания современного человека источником его нравственной жизни и деятельности... Люди полагаются на свои естественные силы и соображения, думают залечить зло своей жизни самоизмышленными лекарствами и мерами. Понятно, что из этого никогда и ничего не может выйти надежно доброго - перед нашими глазами неизбежные последствия такого ложного пути: все распространяющееся недовольство жизнью и все усиливающиеся ее страдания. И как больно смотреть на страдания людей, как горько и тяжело сознавать, что ничто извне не может помочь им! Почему не может? Да потому, как это признано было одним просвещенным народом еще до пришествия Христова в мир (древними римлянами), что зло мира заключается в самом корне человеческой жизни; оно неизлечимо никакими частными, земными человеческими усилиями - оно может быть излечено только радикальным средством, то есть должен быть обновлен самый корень жизни... Конечно, такое коренное обновление человечества могло быть совершено только всемогущей и всесозидающей силой Божественной - и оно действительно совершено Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, Который силен Своими искупительными страданиями и смертию уврачевать греховный струп человечества, уничтожить зло мира, и чрез ниспослание Святого Духа дать людям новую жизнь, обновить самый корень ее, положить в людях новое семя к ее дальнейшему развитию: Послеши Духа Твоего и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30)" .

26 сентября 1920 г. священник Сергий Лебедев был возведен в сан протоиерея.

Первый арест и заключение

В марте-апреле 1922 г. был арестован по " делу об изъятии церковных ценностей", по т.н. второму этапу Московского процесса об изъятии церковных ценностей. После окончания следствия в ноябре-декабре 1922 г. дело было передано суду Московского Ревтрибунала под председательством Н. Крыленко.

В обвинительном заключении 32 клириков, проходивших по этому делу, об отце Сергии сказано:

"...Лебедев, состоя членом организации, называемой Православной Иерархией... по предварительному соглашению с другими... с целью воспрепятствовать общими усилиями проведению в жизнь постановления ВЦИК от 26 февраля 1922 г. и инструкции к нему об изъятии церковных ценностей в специальный фонд ЦК Помгола... вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим Патриархом Тихоном.

В осуществление поставленных этой организацией контрреволюционных целей в течение марта и апреля 1922 г. в г. Москве и Московской губернии сознательно и умышленно:

а) усиленно распространяли... воззвание (Патриарха Тихона), заведомо ложно... указывающее, что церковные ценности являются неприкосновенными и не подлежащими изъятию, ...что всякое посягательство на них есть святотатство;

б) тайно и явно призывали верующих к массовому и открытому противодействию постановлению ВЦИК... последствием чего при фактическом изъятии произошли во многих местах республики... эксцессы, приведшие к

кровавым событиям и пролитию крови...

в) с амвона... и в беседах с прихожанами распространяли заведомо ложные сведения о деятельности должностных лиц, администрации Советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгола сведения, возбуждающие в населении враждебное к ней отношение, что предусмотрено 69, 62, 73 и 119-ой статьями УК РСФСР".

13 декабря 1922 г. протоиерей Сергий Лебедев был осужден Московским Ревтребуналом по статье обвинения 68 УК РСФСР и приговорен к 1, 5 годам заключения и поражению в правах сроком на один год.

Отец Сергий находился в заключении в Сретенском арестантском доме в Москве до 11 июля 1923 г. Срок заключения благодаря двум амнистиям сократился втрое, и отец Сергий был освобожден условно досрочно.

Освобождение

После закрытия Новодевичьего монастыря отец Сергий служил в московской Троицкой церкви в Зубове.

19 сентября (2 октября н.ст.) 1928 г. отошел ко Господу старец Алексий Зосимовский; 21 сентября

протоиерей Сергий Лебедев принимал участие в отпевании своего духовного отца. С о. Александром Зверевым (тоже духовное чадо старца Алексия) его соединяла нежная дружба. Не раз, заходя в Звонарский переулок, о. Сергий, прощаясь с провожавшей его матушкой Марией Алексеевной, говаривал: " Люблю я твоего Сашуху, люблю".

Второй арест. Ссылка

14 апреля 1931 года был арестован по обвинению в " контрреволюционной деятельности". Произошло это в пасхальные дни, в связи с публикацией его фотографии в газете " Нью-Йорк Таймс". На фотографии был запечатлен момент, когда отец Сергий шел по двору Новодевичьего монастыря и благословлял прихожан. Под фотографией была подпись: " Знаменитый отец Сергий Лебедев, один из священников, честно выполняющих свой долг..."

Сам отец Сергий не был извещен ни о факте съемки, ни о публикации в зарубежной газете. Несмотря на это он был обвинен в преступных связях с Америкой.

На следствии он показывал: " В каноническом общении состою с митрополитом Сергием. Никакой антисоветской агитацией не занимался и собраний нелегальных не устраивал. В 1929 г. мой портрет появился с какой-то статьей в иностранной газете. Я совершенно никакого участия в этом не принимал и факта не знал, когда меня засняли".

30 апреля 1931 г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был осужден по обвинению в " активной антисоветской деятельности, выражающейся в организации нелегальных " сестричеств" и " братств", оказании помощи ссыльному духовенству". По статье 58-10 УК РСФСР был приговорен к 3 годам ссылки через ПП ОГПУ в Севкрай[190], в район Котласа. Проходил по групповому делу " Алексинского Ф.Н. и др. Москва. 1931г."

С 14 апреля по 9 мая 1931 г. отец Сергий находился в заключении в Бутырской тюрьме в Москве, а затем был этапом направлен на место ссылки.

Сначала отец Сергий был сослан в Великий Устюг. Проживал он на квартире. Вот как описывала жизнь отца Сергия в Великом Устюге приезжавшая к нему в ссылку сестра Екатерина Павловна: " Сережа чувствует себя вполне исправно, ни на что не жалуется, настроение у него мирное и хорошее, и вид у него такой же, как был в Москве... Сережа говорит, что дорога (от места его поселения до города) такая же, как та, по которой ездили когда-то в Зосимову пустынь. Город зимой тоже очень красив и хорош".

Но Велико-Устюжский период ссылки продолжался недолго: совершенно внезапно ссыльных священников пешим этапом переводят в район Котласа, в село Кичменгский Городок. В письмах за февраль - март 1932 г. отец Сергий называет эту переброску " знаменитой прогулкой при полном воздержании от пищи и отдыха", или " 18 суток голодовки".

Отец Сергий, а также ссыльный священник Алексий, с которым они жили вместе, должны были ежемесячно (каждое 10-е число) ходить на отметку в районное отделение ГПУ - туда и обратно десять верст. В любую погоду: буран, разлив, снежные заносы... Жили они в 1932 г. в деревне Макарово (там отца Сергия посетил сын Борис; сохранился сделанный его рукой карандашный портрет отца), а в 1933 г. - в деревне Сорокино. Хозяева попадались разные: то это были престарелые монахини и в доме чистота, то " хозяева без амбиций" и грязь, мыши, блохи, клопы, тараканы донимали - но со ссыльными батюшками хозяева " всем, чем можно, делятся из своего скудного запаса"; но бывало, что попадались хозяева, у которых пьянки, шум да крик.

" Чтобы избежать праздности, письмописание считаю своим рукоделием, занимающим у меня ежедневно известную часть дня и вечера", - писал отец Сергий в письме от 22 марта 1932 г. " С письмами, да ежедневным занятием Словом Божиим и духовно-нравственным чтением совершенно не видишь свободного времени", - читаем в письме от 13 марта 1932 г. Конечно, не только, чтобы избежать праздности, пишет письма из ссылки протоиерей Сергий: без поддержки, совета, утешения не оставляет он своих духовных чад. Получали от него письма и находящиеся в ссылке на Пинеге сестры Новодевичьего монастыря. " Каждый ваш вздох, каждую слезку вашу я живо чувствую на расстоянии и реагирую на все это далеко не безразлично". Не оставляли его и родные: несколько раз приезжала сестра и один раз сын. Своим духовным чадам отец Сергий письма пишет постоянно.

Отец Сергий использует любую возможность, чтобы побывать на богослужении в храме; свои походы на отметку в ГПУ он обязательно совмещает с посещением церкви. Дома же, в деревне, они с отцом Алексием совершают панихиды, служат всенощные. Начало Великого поста 1932 г. тоже справляли они дома: " У нас имелись почти все богослужебные книги под руками, и мы имели полную возможность справить все положенное по уставу церковному у себя дома. И Господь помог все совершить без всякой помехи, в самой мирной обстановке".

Несмотря на все тяготы бытия - " по новому распоряжению меня, как безработного, лишили карточки и хлебного пайка" - у отца Сергия неизменно сохранялось " умиротворенное настроение, без тени тоски и печали". В том же письме от 27 апреля 1932 г. он пишет: " Пасхальную седмицу провел... в полной преданности Господу и Его воле".

В 1933 г. " День славного Успения встретил и провел в мире, здравии и полном благополучии... Причащался в алтаре святых Таин, предварительно сам исповедовавшись и исповедав кое-кого из своих духовных чад".

" Чтение есть, занятия тоже ежедневно находятся, остается только лишь всей душой благодарить Господа за все Его милости и молить Его за Вас и всех благодетелей своих и твердо верить в Его Промысел, бодрствующий надо мною, когда возможно и передвигающий меня, если это будет нужно и полезно для меня и для Вас", - писал отец Сергий 8 января 1933 г.

Сестра отца Сергия, Екатерина Павловна, приезжавшая в ссылку, пишет матери домой в Москву в январе 1934 г., что " нам всем надо поучиться у него аккуратности и порядку и чистоте...".

Родные и близкие отца Сергия хлопотали о его освобождении. В письме от 4 марта 1932 г. отец Сергий благодарит свою мамочку, как он ее всегда нежно называл, и сестру Пашеньку за визит к митрополиту Сергию (Страгородскому): " Глубоко чту я и Владыку Митрополита Сергия за его крестоносный подвиг возглавления Церкви в наше лютое время. Я совершенно не льщу себя надеждой, что Владыка может помочь мне в моем деле. Это сверх его сил... Он со своей стороны рад бы все сделать для нашего освобождения, но непреодолимые препятствия стоят на пути его добрых намерений".

И все же отец Сергий надеется на послабление своих уз: " Великая милость Божия была бы в том, если бы Бобочке (сыну) удалось бы извлечь меня из Северного края " на минус".

В марте 1932 г. он писал: " Я имел разговор о возможности подачи прошения о досрочном освобождении. Ответ получился отрицательный... Впрочем, опять повторяю, делайте возможное. Воздержитесь от всего, связанного с риском. Господь не оставит меня без Своей помощи и в дальнейшее время несения мною возложенного Им креста изгнанничества, где бы и в каких условиях ни протекало это время. Всей душой верую в Господа, в Его любовь и дивное водительство. Больше, чем когда-либо, моя грешная душа видит следы Его близости за последнее время. Отсюда и проистекают и моя надежда на Него, и полная уверенность и покой за свое будущее".

" Выше Господа не будешь. Надобно всецело покориться и предаться Ему" (письмо от 1 сентября 1933 г.). " Я просил Пашеньку передать Боре, чтобы он навел справки, как правильнее поступить: дожидаться ли амнистии и сокращения, вследствие ее, моего срока и возможности, по этому случаю, полного освобождения до поселения в Москве включительно, или же хлопотать теперь же о досрочном освобождении с полным всякого вероятия прикреплением к какому-нибудь " минусу" опять на три года, без зачета отбытого, что весьма вероятно"...

Прошел еще один год ссылки; вместо долгожданной телеграммы об освобождении по амнистии, которой так ждали, родные получили от него письмо: " Сегодня, неожиданно для себя и других, я получил полный и решительный отказ в своем ходатайстве... при наличии 2-й категории инвалидности, без объяснения причин - вот и весь сказ. Другие провинциальные священники получили освобождение (700 - 800 человек отпущено), и только на меня пал жребий представлять собой исключение из общего правила... Конечно, на все не наша человеческая, слабая и близорукая, но всесовершенная воля Божия, глубиною мудрости все строящая и полезная всем подающая. Значит, пока преждевременно и не полезно мое возвращение к вам, мои дорогие. От чего-нибудь и меня, и вас Господь охраняет, задерживая меня здесь... Видимо, Сам Господь бережет Борю. Худо ли, хорошо ли, по окончании срока отпустят самостоятельно и без поручительства. Время и здесь пролетит быстро и незаметно... Одиночество не страшит. Молитва и книги со мною. Найду, чем бороться с унынием и тоской. Немало кое-чего пришлось перенести, однако же ни единого дня Господь не оставлял меня без помощи. До осязательности я чувствовал над собой Его Руку и помощь. И хотя сквозь слезы, но и в данную грустную минуту своего нового испытания все же твердо скажу: твори, Господи, волю Свою - Тебе виднее, что нам нужно и полезно. Сами себе и друг друга Христу Богу предадим. Он посылает испытание нашего терпения, но Он же пошлет и силы для исполнения Его воли. Пошлет не только мне, но и вам" .

Освобождение

Долгожданный день все же наступил; вот как писал об этом своим родным отец Сергий: " в преддверии праздника (9 декабря) иконы Божией Матери, именуемой Нечаянная Радость, я получил неожиданную для себя радость: после категорического отказа в досрочном освобождении на поруки Бори, мне сегодня выдали документ о свободном проживании во всех городах СССР за отбытием полного срока ссылки". Письмо он заканчивал такими словами: " С величайшей радостью могу сказать, что еду к вам по милости и воле Божией. Господь отзывает меня отсюда после полной и всецелой преданности моей в Его волю. Я не дерзал указывать Господу и просить Его о своем освобождении. Он Сам извлекает меня на новый путь моей жизни... Дальнейшее течение своей жизни уже легче будет совершать под этой верной охраной и водительством" .

После отбытия наказания о. Сергий не мог занять место на московском приходе. В начале 1934 года стал служить в Петропавловской церкви пос. Малаховка Московской области.

Летом 1934 г. некоторое время был секретарем митрополита Сергия. Владыка " придумал" специально для него эту должность ради материальной поддержки: на руках у отца Сергия были две больные престарелые сестры и старуха-мать.

С 1936 года служит в с. Наташино (недалеко от г. Люберцы) Московской области.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.077 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь