Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 13 / 26 марта.



Священномученик Михаил родился 15 / 28 октября 1888 года в городе Полоцке Витебской губернии в семье священника Спасо-Евфросиниевского женского монастыря Фёдора Околович. В 1899 году Михаил окончил начальную школу и поступил в Полоцкое духовное училище. В 1904 году Михаил Фёдорович поступил в Витебскую Духовную семинарию, по окончании которой в 1910 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил по первому разряду в 1914 году. Родители предполагали, что он примет монашеский постриг и будет делать церковно-административную карьеру, но вышло иначе. В 1913 году он познакомился со студенткой Бестужевских курсов Марией Максимовной Мастрюкович, уроженкой города Моршанска Тамбовской губернии. Её дед был крепостным крестьянином, но уже отец стал обеспеченным и даже зажиточным человеком. Он желал, чтобы дочь вышла замуж за другого человека, не из духовного сословия, и уже, во всяком случае, закончила бы своё образование. Но получилось иначе. По окончании Духовной академии Михаил Федорович и Мария Максимовна обвенчались, и он был указом Святейшего Синода определён на должность инспектора классов и законоучителя Иркутского женского училища. 23 ноября / 6 декабря 1914 года Михаил Федорович был рукоположен во священника ко храму училища. В марте 1915 года отец Михаил был избран членом училищного совета, а в июне 1917 года – членом Иркутского епархиального училищного совета. В том же году собрание духовенства мирян Иркутской епархии избрало отца Михаила делегатом на Всероссийский Поместный церковный собор.

В 1918 году после прихода к власти безбожников женское училище было закрыто, и отец Михаил был назначен служить священником в Крестовоздвиженскую церковь в Иркутске. К этому времени отец Михаил стал одним из наиболее известных пастырей в Иркутске, его полюбили за истовое, благоговейное служение, глубокую сердечную проповедь, сострадание к людям, готовность всегда прийти на помощь. В некоторой степени благодаря этому он не был обделён вниманием Иркутской ЧК. В феврале 1921 года сотрудники Иркутской губЧК произвели на чердаке Крестовоздвиженского храма обыск, в результате которого были найдены патроны, порох и граната. В хранении оружия был обвинён отец Михаил и сторожа храма. Все обвиняемые отказывались признать себя виновными в причастности к хранению боеприпасов. 26 мая 1921 года состоялось заседание Революционного Трибунала. Следователям не удалось доказать причастность обвиняемых к хранению оружия, к чему они и в действительности не имели никакого отношения. Их приговорили к условному заключению, вскоре все обвиняемые в связи с четырёхлетней годовщиной октябрьского переворота были амнистированы. Отец Михаил продолжал служить в Крестовоздвиженском храме. Его неоднократно вызывали в ГПУ, предлагали снять сан, поменять деятельность священника на педагогическую, предлагали стать осведомителем и поддержать обновленцев, обещая высокое положение в обновленческой иерархии. Но все эти предложения священник отверг.

Протоиерей Михаил Околович с семьей 1930 г.

Незадолго перед арестом в 1925 году отец Михаил был возведён в сан протоиерея.

Священномученик Михаил Околович

В 1925 году отец Михаил был арестован вместе с другими священниками Иркутска и приговорён к трём годам заключения в концлагерь, с последующим запретом жить в шести областях, указанных ОГПУ. Заключение отец Михаил отбывал в Свирлаге, где некоторое время исполнял должность табельщика и счетовода. Поскольку по окончании срока заключения в лагере ему было запрещено жить в Иркутске, то отец Михаил поселился в Минусинске, куда приехал в июне 1928 года. Сначала он мало кого здесь знал, но затем познакомился с епископом Минусинским Димитрием (Вологодским) и местным духовенством. Сюда к нему приехала жена, оставив дочь Анну на попечение близких. Служить в храме власти ему запрещали, на советскую работу его не принимали, как священника, и он пел в храме на клиросе, а жили они тем, что продавали последние оставшиеся у них вещи.

Из Минусинска отец Михаил писал духовным детям: «Здесь чувствуется отсутствие друзей, особенно это замечается в праздничные дни. Дома не хватало времени на посещение друзей, а здесь есть время, да друзей нет – они далеко. Всегда с нетерпением ждём писем, и получение писем значительно поднимает настроение. Это особенно сказывается на Марусе, которая, благодаря своим сильно расстроенным нервам, плохо владеет своими чувствами. Первое время, после её приезда сюда, нам очень редко писали из Иркутска, так она прямо не находила себе места. Теперь крёстная вняла моим мольбам и сама пишет сравнительно часто, и Анечку заставляет. Здесь у Маруси, не смотря на небольшое хозяйство, день почти весь занят… Я не скажу, чтобы я очень тосковал или унывал, но настроение тяжёлое всё-таки бывает. Главная причина, что я не могу сейчас своими трудами добывать средства к жизни. Постоянно идут на память слова Господа Иисуса Христа, приводимые апостолом Павлом: «Блаженнее давать, нежели брать». (Деян. 20, 35). Правда, меня немало утешают друзья словами, близко напоминающими рассуждения апостола Павла в десятой главе первого послания к Коринфянам. Лично я для некоторого успокоения обращаюсь к словам того же апостола: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».. (1Тимоф. 4, 16). Дома мне этого совсем не приходилось делать. Сейчас мне как бы даётся на это время. Если я его не использую в данном направлении, то не будет мне никакого оправдания. И всё-таки иногда жалею, что не знаю никакого полезного рукоделия… Просим не забывать нас в молитве и хоть изредка радовать нас письмами или хоть коротенькими весточками о себе. Да хранит вас Господь и укрепит! »

В 1933 году поднялась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь, направленная, в основном, на уничтожение местных епархиальных управлений, для чего арестовывались, прежде всего, правящие архиереи и близкое к ним духовенство. Такие аресты прошли и в Минусинске, и 26 февраля 1933 года среди других был арестован и отец Михаил. Всего по делу было арестовано 82 человека. Создатели этого дела: Буйницкий, Писклин и Рабинович – писали в обвинительном заключении по делу: «Возникновение контрреволюционно-монархической организации относится к 1929 -1930 годам, то есть к периоду важнейшего мероприятия Правительства – ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.

Деятельность староцерковников, проходившая до того времени в пределах общины, направленная на борьбу с обновлением и сохранением численности своих общин – резко изменила своё направление, став на путь активной борьбы с проводимыми мероприятиями на селе Партией и Правительством. В воскресные дни, когда верующие собирались в церковь на богослужение, священники, в проповедях, обращаясь к народу, говорили, что «Слово Божие» начинает сбываться, антихрист вводит смуту среди народа и т.д. К этому приводили пример: выселение и распродажу крестьянских хозяйств…» Одно из главных обвинений ОГПУ было в том, что священники, «вербуя членов для контрреволюционной организации, вели борьбу против проводимых Партией и Правительством мероприятий в деревне, в особенности, против колхозов, подрывающих основу религии».

Вызванный на допрос, отец Михаил не признал себя виновным и в своих собственноручных показаниях написал: «По вопросу существования какой-то организации, направленной к противодействию начинаниям советской власти, я ни от кого ничего не слыхал; не слыхал и разговоров о необходимости создания какого-либо объединения для подобной цели». Десятого июня тройка Полномочного Представительства ОГПУ приговорила протоиерея Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, и он был отправлен в 4-е отделение Дальлага НКВД Паха, в лагпункт «Балынь», заключённые которого занимались строительством города Комсомольска-на-Амуре.

Из заключения он писал письма супруге и духовным детям. Из всех писем сохранилось только одно письмо, написанное 24 июля 1935 года и адресованное духовной дочери: «Вот и закончился период нашей весенней изолированности: прошёл Амур, пошли пароходы, и мы снова можем утешаться, получая весточки от наших родных и друзей. Я уже осчастливлен получением трёх старых писем да одной свежей открытки от домашних.

После зимнего перерыва я писал Вам, поздравлял и выражал свои благопожелания. К сожалению, это письмо затерялось. Я всё надеялся, что оно всё-таки дойдёт, но и в последних письмах сообщают о том, что оно так и не получено. Конечно, от потери его Вы ничего не потеряли, но мне огорчительно, что у Вас может сложиться представление, будто я и забыл Вас или настолько безразлично отношусь к Вам, что даже не считаю долгом поблагодарить за проявление Вашей заботы и участие. Нет, дорогая. Вашу память обо мне и участие я очень ценю и бесконечно благодарен за них. Причём, я не настолько избалован этим, чтобы так безразлично к этому относиться. Скажу больше, по складу своего характера я очень привязчив, и забыть своих друзей и хороших знакомых не могу никогда. Пожалуй, в этом отношении даже ревнив более, чем следует. Претендовать на то, чтобы меня помнили, я не могу, но очень скорблю, когда некоторые из близких лиц совершенно исчезают из вида, и я о них ничего не могу узнать. Беспощадная смерть унесла многих друзей, живые рассеялись и забыли, а новых не приобреталось. Вполне понимаю неизбежность полного забвения и одиночества, безразлично пока к этому относиться трудно. Время своё сделает. Но будет говорить о себе.

Как же Вы живёте? Я не знаю Вашего душевного состояния, но независимо от всего, в связи со светлыми весенними днями с приветом шлю пожелание радости и бодрости. Для Вас и год, и месяц эти знаменательны. Вот уже десять лет, как Вы совершили шаг, изменивший Вашу жизнь…

У меня тоже юбилейный год – десять лет скитальческой жизни. К тихому берегу в этой жизни уже не чаю пристать. Пока ещё жив и тяну лямку. Конечно, если бы не милость Божия и поддержка близких, уже не таскал бы ноги. В отношении работы и прочего, настоящее положение своё считаю хорошим. Больше терзаюсь за своих, у которых здоровье очень неважное.

Буду очень рад узнать о Вашей жизни более подробные сведения. Пока кончаю. Да хранит Господь! Не поминайте лихом Вашего друга и кума. Далёкий Амурец».

В 1937 - 1938 годах началось новое гонение на духовенство, включая тех, кто находился в тюрьмах и концлагерях. В лагере отец Михаил оказался в одном бараке с учителем из Ишима и крестьянином из Тамбова. С ними, видимо, сложились у него хорошие отношения. 7 марта 1938 года осведомитель по кличке Огарок написал в донесении оперуполномоченному, что эти трое заключённых находятся в хороших отношениях, что Околович, как священник, говорил, что всё, что написано в Библии сбывается, другие же поддакивали ему. Были вызваны лжесвидетели, которые показали, что отец Михаил и два его сокамерника тесно сдружились, защищают друг друга. Оправдываясь преклонными годами, стараются найти полегче работу. Пользуясь большим скоплением людей, ведут контрреволюционную пропаганду, которая заключается в том, что «заключённый Околович, как бывший священник, часто вставляет фразы из Библии, доказывает, что библейское предсказание полностью оправдывается».

11 марта отец Михаил был вызван на допрос. «Следствию известно, что Вы совместно с заключёнными… вели контрреволюционную агитацию… Признаёте Вы себя виновным? » - спросил следователь. «В предъявленном обвинении я себя виновным не признаю. В чём и расписываюсь», - ответил священник.

26 марта 1938 года тройка УНКВД по ДВК приговорила отца Михаила и его двух сокамерников к расстрелу. Протоиерей Михаил был расстрелян в тот же день, 26 марта, и погребён в общей безвестной могиле.

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Сергий Лукин, полиелей – в сослужении духовенства храма, включая иерея Антония Новицкого статус которого мне неизвестен, так как списки духовенства на сайте благочиния уже давно не обновлялись…. Пели оба штатных хора собора в том же порядке, как и ранее. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[336] пело духовенство в алтаре. Также пелось «Покаяния ми отверзи двери, Жизнодавче[337]…».

Евангелие (от Иоанна): 1В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

2Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.

3Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.

4Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

5И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. 6Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, 7и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.

8Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.

9Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.

10Итак ученики опять возвратились к себе.

11А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, 12и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.

13И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

14Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

15Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.

16Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни́! - что значит: Учитель!

17Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

18Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.

Об архиерейском служении в сам день праздника не было сказано ничего, зато о.Сергий напомнил всем расписание дальнейших служб, снова сказал про день тезоименитства нашего правящего архиерея, выпадающий на понедельник.

Литургия.

В сам день я также был на службе в соборе, на поздней литургии, которую совершал о.Евгений Кузнецов в сослужении о.Николая Ларионова и о.Антония Новицкого при пении одного верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала – чтения 4 Недели поста и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.

3И это сделаем, если Бог позволит.

4Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.

9Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.

10Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.

11Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.

13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Евангелие (от Марка): 1И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

2И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними.

3Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.

4И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом.

5При сем Петр сказал Иисусу: Равви́! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

6Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

7И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

8И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

9Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

10И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

17Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: 18где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; 22и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

32Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

За 40 дней до своих страданий Господь показывает троим самым верным своим ученикам частику своей Божественной славы. В эти минуты они испытывают такое блаженство, что они не желают, чтобы видение кончалась, чтобы им всегда так пребывать со своим Учителем. Но Господь снова напоминает им о своих будущих страданиях и… ведет их снова в мир, полный страдний. И тут же оказывается, что некий человек привел своего сына и та часть учеников, что осталась у подножия горы, не смогла его исцелить. Им уже приходилось ходить по поручению Христа и проповедовать и данной им властью исцелять. Но теперь никто ничего им не обещал и… они усомнились. Их вера была еще немощна и они постоянно колебались. Колебался и отец бесноватого юноши, увидев немощь учеников Христа (которым Господь указал, что без Него они не могут делать ничего), а для иудеев эта немощь Его ученико снова стала поводом для нападок, так что они не упустили возможность вставить свое слово, начав спорить с апостолами. На это Господь обличает их всех: «о род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вас?! » Здесь фраза несколько сокращена, но сути это не меняет – Господь обличает в неверии и учеников своих, и иудейскую толпу, да и отца. Больше всего это, конечно, касалось апостолов, которые видели Его чудеса и даже властью, данной их Учителем, совершали их, но теперь…. снова усомнились. Разумеется, их вера обретет крепость только после Сошествия на них Духа Божия, а пока…. они учатся, часто подвергаясь обличениям, как это и всегда бывает при обучении. Отцу же юноши, увидевшему немощь его учеников, о которых он, вероятно, слышал, трудно поверить в то, что Господь поможет ему. Но Господь наставляет и его – все возможно верующему. И тот просит помочь ему в его сомнении. Пожалуй, эта молитва уместна в устах нас всех, чья вера ничуть не крепче этого отца, да и учеников Христа, в очередно раз проявивших маловерие. Беда в том, что мы считаем нашу веру как бы достаточной и…. сталкиваясь с последствиями ее слабости. Итак, господь изгоняет злого духа. Но при этом Он спрашивает о времени, с которого дух вселился в его сына и получает ответ – с детства. Господь знает все, но желает, чтобы отец осознал духовные причины этого. Человек непрестанно согрешает, но каждый грех отдаляет его от Бога, отдавая во власть духов злобы и чем больше человек отдается греху, тем большую власть над ним обретают эти духи. В конце концов он становится орудием в их руках и часто, чтобы спасти человека, Бог попускает им мучить его, то в виде болезней, разных напастей, а то и через прямое действие, так что человек напрямую чувствует действие этих духов, во власть которых попал. Они не мог совершенно истребить его, но могут мучить. Таких людей и называют бесноватыми. Человек склонен ко греху и творит зло еще до того, как начинает это сознавать, однако до этого момента он не может отвечать за свои поступки, а значит, если в этом возрасте его потгает болезнь или какая иная напасть, то это, скорей, ответ на деяния родителей, чем самих детей. Здесь Господь, несомненно, подводит отца этого юноши к покаянию за какой-то, некогда совершенный грех. Впрочем, часто напасти постигают человека не только в связи с его грехами, но и как средство оградить его от каких-нибудь оасностей и искушений в будущем. Исцелившись, избавившись о власти диавола, юноша этот хорошо подумает, прежде чем совершать какое-нибудьзло, помня о том, какому игу он ранее был подвержен…. И вот, чудо совершилось и ученики в недоумении спрашивают – почему они не смогли изгнать беса. В других Евангелиях приводится ответ Христа: «За неверие ваше. Если будете верить и не усомнитесь, то и горе сей скажете – «пойди и бросься в море» - и будет так….». Господь прямо указывает им на неверие их, на сомнения, которыми они постоянно были колеблемы, а ведь они должны быть примером веры, доверия Богу такого, какое имеет к матери ребенок, носимый на ее руках. Он не подумает, что она бросит его в мусорный бак или под машину. Такое же доверие к Богу должен иметь последователь Христа, а тем более, тот, кто поставлен проповедовать Его Евангелие. Обличений таких им услышать придется много, вплоть до Вознесения Его на небеса (ведь и по Воскресении Его, услышав от жен-мироносиц весть о Его воскресении, они не поверили). Наша вера, как я уже писал, не крепче той веры, что имели они в этот период, а потому есть к чему стремиться. Здесь, однако, слова о вере опускаются. Евангелист Марк делает акцент на других словах Христа: «сей род (бесы) изгоняеся только молитвой и постом». Под молитвой понимается не бормотание скороговоркой, чем часто гршат многие, подражая церковнослужителям, не пустое бормотание без внимания, чем мы часто согрешаем, но симфония души, ума и уст, вместе вопящих к Богу. Уста могут не говорить ничего, но если молится ум – это уже молитва, но если ута бормочут, а ум витает неизветно где – это не молитва. Таким образом, речь идет именно о молитве ума и души, такое общение с Богом буквально палит бесов. И под постом понимается не просто диета, но действительное воздержание через отрешение от пристрастия к вкусным кушаньям (лакомство является грехом не только для поста, но все 365 дней в году), от развлечений…. Словом, речь идет о воспитании умения говорить «нет» своим греховным влечениям без поблажек. Именно такой пост страшен для бесов. Если же мы, исключая из рациона скоромные продукты, продолжаем объедаться и лакомиться оставшимися в рационе яствами, то толку от такого поста нет никакого. Но эти слова напоминаются нам не чтобы сказать, каким постом не следует поститься, но каким следует (ведь на дворе – пост). И после этих слов впервые с начала поста в состав читаемого текста включаются слова Христа о своих страданиях и воскресении. Половина поста уже прошла и мы приближаемся к Пасхе. Наступает время спросить себя – правильно ли мы постимся, есть ли от нашего поста хоть какой-то толк…

И чтения праздника преподобного Иоанна. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7итак, не будьте сообщниками их.

8Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14Посему сказано: " встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15Итак, смотри́ те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21повинуясь друг другу в страхе Божием.

Вы были тьмой, были отвержены от Бога, а теперь – сочетались Христу, вступили в общество верных Божиих,

значит ведите себя соответственно. – Таков смысл этих слов и всех наставлений, которые дает апостол в этой главе. За верными Божиими мир ревниво следит, замечая каждый проступок, каждый грех, каждое дело, которое он своим сынам прощае и даже иной раз вменяет в добродетель. Поэтому каждый проступок христианина очень часто становится известен всем и ложится пятном на всю Церковь, так как по нам окружающие по нам судят и о вере нашей. Поэтому нерадивый христиаини (увы нам), сродни хулителю веры. Из всех слов апостола особенно хочется выделить слова «не упивайтесь вином», актуальные в наше время, когда даже иные богословы посвящают статьи защите винопития, которые лица, неравнодушные к спиртному, понимают однозначно – как благословение на пьянство. Разум – один из величайших даров Божиих и дан он человеку вовсе не для того, чтобы он дурманил его всякими средствами. Увы, в наше время таких слов против пьянства, как в послании у апостола, не услышишь, зато «Христос вино пил и нам велел» - на каждом шагу….

Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, точнее похвалы тем, кто идет по пути Христовому, в отличие от заповедей Закона Синайского, имеющего больше запретов, чем повелений. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующих злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись о своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако «плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь…». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и по слову апостола Иоанна Богослова, любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

На этой службе к ектении были прибавлены особые молитвы о людях «в узах держимых» (то есть, заключенных).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь