Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А.Т.Твардовского «Василий Теркин».



Поэма – один из видов лироэпических произведений, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название. Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне.

Поэма «Василий Теркин» имеет так называемый «свободный сюжет», позволяющий включать или выключать, а также переставлять главы без особого ущерба для смысла: «Эта книга про бойца Без начала и конца». Главный герой − собирательный образ. Он такой, как многие из защитников Родины, простой солдат, рядовой человек. Теркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него не подвиг, а работа, продолжение обычной жизни. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Первая глава «На привале» начинается с шутливого монолога героя, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту. Затем Теркин рисуется в деле: главы «Перед боем», «Переправа», «О войне», «Теркин ранен» и т.д.

Поэма построена как цепь эпизодов их военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Сюжетную канву трудно проследить, каждая глава рассказывает об отдельном событии их жизни бойца, к примеру: Теркин дважды переплывает ледяную реку, чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями; он в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает под обстрел собственной артиллерии; по дороге на фронт Теркин оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству; Теркин вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен; неожиданно для себя из винтовки сбивает немецкий штурмовик. Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село, однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, он беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы.

Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.

Свою любовь к Родине Теркин доказывает неустанным ратным трудом и подвигами. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить силу жизни, бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. В этом его простота и обыкновенность. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”.

Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме является кульминационным, в нем нашел свое воплощение основной мотив всего творчества поэта − мотив борьбы. С помощью сравнений эта сцена показана как схватка диких природных сил. В этом эпизоде сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит». «Весело», «ласково», «играя» — все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри — равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь! Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс.

Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя.

Стихотворения А.А.Фета напоминают монологи, выражающие любовь и восхищение природой. Составьте свой монолог на тему: «Как я отношусь к природе».

Самостоятельно составьте текст на заданную тему, используйте средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, восклицательные и/или вопросительные предложения, неполные предложения и т.д.) В монологе должна прослеживаться мысль о восхищении красотой природы, которая может натолкнуть на какие-то философские мысли. Уделите внимание непосредственно описанию природы. Можете выбрать что-то конкретное: лес, море, поле, горы и т.д. Также можете сосредоточиться на определенном времени года

БИЛЕТ №7

1. Дайте определение термину «антитеза» на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала» (изображение полковника на балу и после бала).

Антитеза – стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Л.Толстой всегда заботился о том, чтобы в произведении «все свести к единству». В рассказе «После бала» таким объединяющим началом стала антитеза. В произведении показаны два диаметрально противоположных эпизода и в связи с этим резкая смена переживаний рассказчика. Такая контрастная композиция и соответствующий язык помогают раскрыть идее произведения. Сорвать маску добродушия с лица полковника.

Антитезу использует писатель при выборе языковых средств. Так, при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет. Связано это с тем, что белый цвет − олицетворение чистоты, света, радости, Толстой подчеркивает ощущение праздника и передает душевное состояние рассказчика. О празднике в душе Ивана Васильевича говорит и музыкальное сопровождение: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и музыка: «я увидел что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана, это была жестокая, нехорошая музыка»

Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей; не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняет картину, нарисованную во второй части. В первой части рассказа чудесный бал, прекрасная зала, знаменитые музыканты, белое платье, белые перчатки, белые башмачки, «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза» Вареньки. После бала краски резко меняются: весенний мокрый туман, солдаты в черных мундирах, неприятная визгливая мелодия, «сморщенное от страдания лицо» наказываемого.

На первый взгляд, подобный контраст выявляет двуличие полковника, его неестественность на балу и истинное лицо после бала. Но значение рассказа глубже. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он действительно такой, он внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Однако, «воинский начальник типа старого служаки», полковник убежден, что «все надо по закону»: и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон.

Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал ».

Толстой не только показывает причудливое сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Одновременно писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, он резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь