Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

 


  Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И   ГОСТ Р 57424 ¾

 


ЭКСПЕРТИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА.

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА

Общие требования

 

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» (ФГУП «ЦНРПМ»), Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря» (ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря), Автономной некоммерческой организацией «Центр независимой оценки» (АНО «ЦНО»), Частным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт арт-бизнеса и антиквариата» (ЧОУ ДПО «Институт арт-бизнеса и антиквариата»), Федеральным государственным бюджетным образователь-ным учреждением высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 082 «Культурное наследие»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 марта 2017 г. №176-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок – в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

 

 

© Стандартинформ, 2017

 

 

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………………………….

1 Область применения ………………………………………………………………………………………..

2 Нормативные ссылки …………………………………………………………………………………….…

3 Термины и определения ………………………………………………………………….………………...

4 Принципы экспертизы произведений живописи и графики …………………………………………..

5 Общие требования к договору оказания услуг по экспертизе произведений живописи и

графики ………………………………………………………………………………………………………………..

6 Общие требования к упаковке, транспортированию и хранению объектов экспертизы …………

7 Общие требования к экспертизе произведений живописи и графики ……………………………….

8 Общие требования к экспертному заключению по результатам экспертизы произведений живописи и графики ……………………………………………………………………………………………………

Приложение А (обязательное) Порядок определения размеров произведения искусства …………

Библиография …………………………………………………………………………………………………….

Введение

Разработка настоящего стандарта обусловлена необходимостью сохранения объектов мирового и российского культурного наследия, находящихся в гражданско-правовом обороте.

Настоящий стандарт разработан с целью унификации организационных и методических основ оказания услуг по экспертизе произведений живописи и графики, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКСПЕРТИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА.

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА

Общие требования

Examination of art works.

Paintings and graphics.

General requirements

 

Дата введения – 2017–09–01

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к услугам по экспертизе произведений искусства - живописи и графики.

Настоящий стандарт предназначен для оказания услуг по экспертизе произведений живописи и графики (движимых предметов материального мира), принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, осуществляемых в рамках гражданско-правовых отношений [1], [2], [3].

Примечание – Экспертиза произведений монументальной живописи и графики не является предметом настоящего стандарта.

Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 7500 Бумага и картон. Методы определения состава по волокну

ГОСТ Р 56891.3 Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения. Часть 3. Произведения искусства

Примечание – При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аналоги для сравнения: Сравнительный ряд произведений, сопоставимых с исследуемым объектом по аналогии или по одному, или по нескольким существенным признакам, имеющим значение для формулировки выводов в экспертном заключении.

3.2 атрибуция: Процесс установления авторства (автора, школы, мастерской и т. п.), времени и места создания, цельности сборной вещи, функционального назначения произведения живописи и графики, а также результат такого процесса.

3.3 вторичное произведение живописи/графики: Произведение, воспроизводящее полностью или частично уже существующие образцы живописи или графики.

Примечание – Вторичные произведения подразделяют на копии, подражания, канонические изображения.

3.4 графика: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы с помощью красящих веществ, наносящихся на материальную основу плоскостного типа, выделяемый из других видов изобразительного искусства техникой исполнения, использованием водорастворимых красителей (акварель, гуашь, темпера, акрил и т. п.) и сухих техник (карандаш, уголь, пастель, сангина и т. п.).

3.5 живопись: Вид изобразительного искусства, произведения которого созданы преимущественно с помощью плотных пластичных красителей (масляных красок, темперы, акрила и т. п.), наносящихся на материальную основу плоскостного типа.

3.6 искусствоведческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используются искусствоведческие методы с целью анализа изображения и решения вопроса о мере соответствия объекта экспертизы эталонам или аналогам.

3.7 история бытования: Совокупность систематизированных фактов, подтверждающих происхождение и существование произведения живописи и графики в виде событий, явлений, процессов, в которых она находилась.

3.8 источниковедческое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используется комплекс научных методов и процедур, направленных на сбор достоверных данных об истории бытования объекта экспертизы.

3.9 каноническое изображение: Произведение живописи или графики, целью которого является воспроизведение конкретного образца или образцов определенной художественной школы, отличающееся от других типов вторичности регламентацией живописных элементов, художественных и технических приемов, подлежащих воспроизведению, и которое наиболее характерно для религиозного искусства.

3.10 комплексное исследование графики: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о графическом произведении и необходимых для мотивированного заключения эксперта.

3.11 комплексное исследование живописи: Совокупность специальных исследований (искусствоведческое, технико-технологическое, источниковедческое и др.), направленных на выявление и изучение максимально возможного числа фактов о живописном произведении, необходимых для мотивированного заключения эксперта.

3.12 копия произведения живописи или графики (копия): Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является максимально полное повторение уже существующего образца живописи или графики и которое может воспроизводить как произведение целиком с его технологическими особенностями, так и только изображение или фрагмент изображения.

Примечание – В религиозной канонической живописи также используют термин «список»; для определения копии, выполненной автором оригинала, - термин «авторское повторение»; для определения копии, выполненной с частичным участием автора оригинала, - термин «соавторское повторение».

3.13 оригинальное произведение живописи или графики: Произведение, выполненное автором или авторами для решения самостоятельной творческой задачи, в которой изобразительные элементы, композиционные и колористические решения подчинены авторскому замыслу.

3.14 подлинность: Ценностная категория, указывающая на установленное тождество объекта и его атрибуции, существовавшей или предполагавшейся до предоставления объекта на экспертизу либо выявившейся в процессе ее проведения.

3.15 подражание: Вторичное произведение живописи или графики, целью которого является имитация некоего художественного течения или творческой манеры конкретного автора, для создания которого используются живописные элементы, художественные и технологические приемы, типичные для творческой манеры конкретного автора или художественного течения и объединенные в самостоятельную композицию.

3.16 технико-технологическое исследование: Часть комплексного исследования произведения искусства, в которой используют естественнонаучные и технические методы с целью получения объективных данных о материалах, входящих в состав объекта экспертизы, и о технологиях, примененных для его создания.

3.17 эксперт в области живописи и графики (эксперт): Физическое лицо, обладающее необходимыми компетенциями для установления атрибуции произведений живописи и графики, а также опытом работы с культурными ценностями.

3.18 экспертиза произведений живописи и графики: Комплексное исследование произведений живописи и графики, проводимое экспертом в целях установления их подлинности и атрибуции, результаты которого оформляют в виде экспертного заключения.

3.19 экспертное заключение: Документ, в котором эксперт формулирует и обосновывает выводы, сделанные по результатам экспертизы.

3.20 эталонные произведения (эталоны): Подлинные произведения, выбранные экспертом в качестве определения меры сходства или различия с объектом экспертизы.

Принцип достаточности

Эксперт определяет виды и объем исследований, достаточные для достоверного вывода (результата) экспертизы, руководствуясь требованиями настоящего стандарта, своими компетенциями, практическим опытом и здравым смыслом.

Принцип всесторонности

Эксперт рассматривает различные особенности, присущие объекту экспертизы, и учитывает в процессе исследования эстетические, технико-технологические характеристики, историю его бытования, взаимосвязь с историческими процессами и другие особенности, имеющие значение для экспертизы.

Принцип достоверности

Экспертное заключение следует считать достоверным, если содержащиеся в нем выводы (результаты) экспертизы основаны на исследованиях, проведенных в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

5 Общие требования к договору оказания услуг по экспертизе произведений живописи и графики

Услуги по экспертизе произведений искусства (живописи и графики) осуществляются на основе договора оказания услуг, заключаемого между заказчиком и исполнителем. Стороны договора вправе договариваться о любых условиях проведения экспертизы, не противоречащих настоящему стандарту.

Заказчиком может выступать владелец произведения искусства – физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Исполнителем может выступать физическое лицо – эксперт или эксперты, а также юридическое лицо, в учредительных документах которого предусмотрено осуществление соответствующей экспертной деятельности.

Предметом договора является оказание услуг по экспертизе произведения искусства (живописи и графики) в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Услуги по экспертизе произведений искусства (живописи и графики) включают в себя комплексное исследование, выдачу экспертного заключения, а также иные услуги, предусмотренные договором, в том числе хранение и транспортирование объекта экспертизы.

Сроки проведения экспертизы определяют стороны договора.

Стоимость услуг по договору, сроки и порядок оплаты определяются сторонами.

Услуги могут оказываться по месту нахождения объекта экспертизы или по месту нахождения исполнителя.

Если услуги оказываются по месту нахождения объекта экспертизы, заказчик предоставляет эксперту, который является исполнителем по договору или которому поручено проведение экспертизы, доступ к объекту для проведения всех необходимых исследований. Эксперту следует предоставить доступ к документам, которые, по мнению заказчика, имеют значение для решения задач экспертизы – при их наличии. По соглашению сторон такие документы могут быть переданы эксперту на основании акта приема-передачи. При проведении экспертизы по месту нахождения объекта эксперт несет ответственность за сохранность произведения во время исследований и применяет только такие методы, которые безопасно применять в данных условиях.

Если услуги оказываются по месту нахождения исполнителя и требуется перемещение объекта, заказчик передает, а исполнитель принимает объект исследования и, при наличии, документы, которые, по мнению заказчика, имеют значение для решения задач экспертизы, в установленные сроки и в порядке, определенном договором. С момента передачи объекта и документов исполнителю он несет ответственность за их сохранность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Факт передачи и приема объекта исследования и документов подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами. В акте указывают наименование объекта и сведения, позволяющие идентифицировать предоставленное произведение как объект экспертизы, а также перечень передаваемых с объектом экспертизы документов.

Сведения, позволяющие идентифицировать предоставленное произведение как объект экспертизы, должны включать в себя:

- наименование произведения и имя автора, известные заказчику на момент заключения договора, либо указание на то, что наименование и имя автора неизвестны;

- размеры произведения, определяемые в соответствии с порядком (приложение А);

- технику создания произведения и использованные материалы, предполагаемые заказчиком на момент заключения договора;

- состояние сохранности произведения – по решению сторон;

- фотографию произведения – по решению сторон.

Эксперт, который является исполнителем по договору либо которому поручено проведение экспертизы, обязан проводить экспертизу и обращаться с объектом исследования в соответствии с требованиями настоящего стандарта.

Заказчик при заключении договора соглашается на применение всех, в том числе разрушающих методов и средств исследования, описанных в настоящем стандарте.

При заключении договора исполнитель обязан письменно проинформировать заказчика о наличии либо отсутствии договора страхования профессиональной ответственности эксперта, который будет осуществлять экспертизу объекта, предоставленного заказчиком.

По окончании экспертизы исполнитель обязан передать, а заказчик принять заключение эксперта, оформленное в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также в случае проведения экспертизы по месту нахождения исполнителя - объект исследования с сопровождающими его документами. Сроки и порядок передачи и приема экспертного заключения, объекта исследования и сопровождающих его документов определяются сторонами. Факт передачи и приема заключения и объекта исследования подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами. В акте приема-передачи указывают количество страниц заключения, наименование объекта исследования и дают его описание, позволяющее идентифицировать произведение живописи и графики как объект исследования на момент окончания экспертизы, указывают прилагаемые к нему иллюстрирующие материалы.

В момент заключения договора либо по окончании экспертизы заказчик вправе потребовать, а исполнитель обязан на возмездной основе передать результаты любых проведенных в рамках данной экспертизы исследований, не являющихся обязательными приложениями к заключению в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Если данное требование было заявлено заказчиком на момент заключения договора, оно включается в договор в качестве одного из условий. Если данное требование заявлено по окончании экспертизы, стороны заключают дополнительное соглашение. Стоимость услуг по договору, сроки и порядок оплаты, сроки и порядок передачи результатов исследований определяют стороны. Факт передачи результатов исследований подтверждается актом приема-передачи, подписанным сторонами.

6 Общие требования к упаковке, транспортированию и хранению объектов экспертизы

Выводы эксперта

В результате исследования эксперт может сделать следующие выводы:

- о характере создания произведения (оригинальное или вторичное произведение с указанием типа вторичности);

- об имени автора произведения (фамилия, имя, отчество, годы жизни), времени (год или период) и месте его создания;

- о принадлежности произведения к определенной художественной школе или направлению;

- о невозможности установить имя автора произведения, время и место создания произведения, принадлежность его к определенной художественной школе или направлению (один, несколько или все параметры);

- о невозможности на момент окончания исследования достоверно подтвердить или опровергнуть предполагаемое имя автора произведения, время или место его создания (один, несколько или все параметры).

Примечание – В этом случае после указания фамилии автора, времени или места создания в скобках ставится знак вопроса.

Любой из выводов должен быть обоснован и подтвержден результатами исследования.

8.7 Сведения об объекте экспертизы, полученные в результате исследования, должны включать в себя:

- имя автора, наименование произведения, время (период) его создания; либо имя автора, наименование произведения, дату его создания со знаком вопроса; либо указание на неизвестность имени автора, наименования произведения, даты его создания;

- размеры произведения, определяемые в соответствии с порядком (приложение А);

- описание техники создания произведения и использованных материалов;

- для вторичных произведений - тип вторичности.

Приложение А

(обязательное)

Порядок определения размеров произведения искусства

Размеры произведения искусства объекта экспертизы определяются по основе.

Замеры произведения осуществляют сначала по левому вертикальному краю основы, затем по верхнему горизонтальному. Если произведение имеет выраженную ассиметричную форму, то размеры указывают по максимальной величине, также в круглых скобках приводят минимальные показатели. Если произведение имеет округлую или овальную форму, замеры осуществляют по центральным осям.

Если объект экспертизы смонтирован таким образом, что демонтаж создает риск механического повреждения, в описании приводят два размера: размер изображения «в свету» и размер габаритов с монтировкой.

Для произведений тиражной графики необходимо помимо размеров основы указывать размеры оттиска (если имеется) и размеры изображения.

 

Библиография

[1] Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
[2] Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
[3] Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. №4804-1 О вывозе и ввозе культурных ценностей
[4] А. И. Косолапов. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. Лекции для высших учебных заведений.  СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015.  222 [2] c.: ил.; 26 см.  700 экз.  ISBN 978-5-93572-636-2.
[5] Ю. Гренберг, С.Писарева. Масляные краски ХХ века и экспертиза произведений живописи. Состав, открытие, коммерческое производство и исследование красок. - М.: Зеркало мира, 2010.  192 [1] с.: ил.; 23 см.  500 экз.  ISBN 978-966-96165-3-1.
[6] В.Я. Бирштейн и др. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. Учебное пособие для художественных вузов и училищ. Отв. ред. Ю. И. Гренберг.  М.: Изобразительное искусство, 1987.  346 с.: ил.; 22 см.  12500 экз.
[7] Научная экспертиза художественных произведений. Сборник статей. Отв. ред. А. Р. Киселева.  М.: ВХНРЦ, 2007.  64 с.  1050 экз.  ISBN 200-0-02613-065.
[8] И. Е. Ломидзе, Т. П. Горячева. Основы экспертизы масляной живописи и графики. Выпуск 1. Методические рекомендации.  М.: ВХНРЦ, 1994.  126 с.  1000 экз.

УДК 351.853: 006.354 ОКС 97.195

Ключевые слова: экспертиза произведений искусства, услуги по экспертизе, произведения живописи и графики, эксперт, договор на проведение экспертизы, общие требования

 

 

Разработчики:

Генеральный директор

АНО «Центр независимой оценки» И.С.Кудимов

Главный архитектор ФГУП «Центральные

научно-реставрационные

проектные мастерские С.Б. Куликов

 

Генеральный директор ФГБУК «Всероссийский

художественный научно-реставрационный центр

им. Академика И.Э. Грабаря» Д.Л. Сергеев

 

 

Эксперт отдела живописи ЗАО «Научно-исследовательская

независимая экспертиза

им. П.М. Третьякова» О.С. Глебова

 

Директор ЧОУ ДПО «Институт арт-бизнеса

и антиквариата» И.А. Колосова

 

Заместитель генерального директора

ЗАО «Сейф» В.М. Богданов

 

 

Старший преподаватель кафедры судебных экспертиз

и криминалистики ФГБОУ ВО «Российский государственный

университет правосудия» Е.В. Пискунова

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

 


  Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И   ГОСТ Р 57424 ¾

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь