Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.



ЛЕКЦИЯ 2.

План:

1. Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.

2. Социальные и биологические основы игровой деятельности.

3. Педагогическая характеристика игры как деятельности.

4. Этапы развития игровой деятельности.

5. Д.Б. Эльконин об уровнях развития игры.

 

Теоретический материал

Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.

История возникновения игры:

Первобытное общество.

Существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания и радости. Игра была связана с разными видами искусства: пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.

2. Античность (Платон)

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр.

3. Конец XIX века.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый Ка́ рой Грос, называя игры “изначальной школой поведения”. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Позицию К.Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Я́ нуш Ко́ рчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре.

В любую историческую эпоху игра привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность воспитывать н обучать ребенка. Ж.Ж.Руссо, Н.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

Центром педагогической системы Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (создатель понятия «детский сад») является теория игры. По Фрёбелю, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра - мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фрёбелю в виде единой и многообразной сферы.

К.Д.Ушинскнй склонялся к пониманию необьятных творческих возможностей человека.

Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н.Соболева, О.Н.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к XIX - первой трети XX вв., и ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни.

4. В 30-е годы XX столетия предпринимаются попытки создания антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со всей массой игр. В 1933 году издается книга «Игры народов СССР» В.Н.Всеволодского-Геригросса, В.С.Ковалевой н Е.Н.Степановой. В 70-80 годы появились такие труды как: «Игры народов СССР» составители Л.В.Былеева, В.М.Григорьев - М., 1985; С.К.Якуб «Вспомним забытые нгры», - М., 1988; Детскне подвижные нгры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада. Составитель А.В. Кенеман - М., 1989 н многне другне. Эти труды антологнческого характера содержат фактическнй матернал, благодаря которому педагоги-воспитатели умело, организовывали учебно-воспитательную работу в детскнх учреждениях.

Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.Макаренко. Он писал: “Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная, ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И мы, педагоги, обязаны уметь играть”.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувст. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли.

Теоретические подходы к объяснению феномена игры.

На современном этапе исследования феномена игры можно говорить о различных научных теориях игры: теория избытка сил, компенсаторности; инстинктивности; отдыха в игре; удовольствия, реализации врожденных влечений; духовного развития в игре; взаимосвязи игры с искусством и эстетической культурой; связи игры и труда; рекапитуляции и антиципации и так далее.
Для рассмотрения проблем организации детской игры следует обратиться к соответствующим научным подходам:

· процессуальный - «игра как процесс»: «цель игры заключается в ней самой...» (А.Валлон, П.Ф.Каптерев и др.);

· деятельностный - «игра как деятельность»: «игра - это вид непродуктивной деятельности человека...» (К.Д.Ушинский, А.Н.Леонтьев и др.);

· технологический - «игра как педагогическая технология»: «игровая деятельность связана с активизацией и интенсификацией деятельности учащихся» (П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров идр.).

Социальные и биологические основы игровой деятельности.

Социальные основы игровой деятельности:

1. О социальной природе игры свидетельствует ее историческое происхождение. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Об историческом происхождении игры впервые говорил Г.В.Плеханов в " Письмах без адреса". Д.Б.Эльконин эту мысль развил в работе " Основные вопросы теории игры". Он рассматривает возникновение и развитие игры с изменением положения ребенка в обществе.

2. О социальной природе свидетельствует то, что содержание основного вида игр- творческих, носит конкретный, исторический характер.

3. Игра может существовать лишь при определенных социальных условиях.

4. Развитие игровой деятельности также свидетельствует о ее социальной природе.

Признавая определяющее значение социальной природы игры, отечественные ученые не отрицают и наличие биологических факторов. И.П.Павлов доказал, что человеку присущи от рождения потребность в движениях, активности, и безотчетное стремление к пониманию, ориентировочно-исследовательский рефлекс, потребность в общении, склонность к подражанию. Эти врожденны свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Однако возникнуть игра может только при социальных условиях. Развитие воображения, ориентации в окружающем, позволяет преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит ту резкую грань, которая и отличает игру человека от игры животного. Развитие речи ребенка, формирование его мышления на основе II сигнальной системы существенно меняет ориентировочно-исследовательскую деятельность, а следовательно игру.

Биологическая потребность в активном познании окружающего, которая проявляется в игре, очень рано преобразовывается в специальную познавательную деятельность. То обстоятельство, что само преобразование познавательной деятельности ребенка осуществляется в процессе общения со взрослыми, под влиянием обучения и воспитания, дает нам основание говорить о единстве социальной и биологической природы игры. Но социальный фактор играет ведущую роль. Движущей силой развития ребенка, в том числе и развития его игры, является социальное бытие, его непосредственное взаимодействие с окружающим его миром.

Д.Б. Эльконин об уровнях развития игры.

Д. Б. Эльконин (1960) выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игровой деятельности.

ЛЕКЦИЯ 2.

План:

1. Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.

2. Социальные и биологические основы игровой деятельности.

3. Педагогическая характеристика игры как деятельности.

4. Этапы развития игровой деятельности.

5. Д.Б. Эльконин об уровнях развития игры.

 

Теоретический материал

Краткий экскурс в историю педагогических взглядов на детскую игру.

История возникновения игры:

Первобытное общество.

Существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания и радости. Игра была связана с разными видами искусства: пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия.

2. Античность (Платон)

По свидетельству Платона, еще жрецы Древнего Египта славились конструированием специальных обучающих и воспитывающих игр.

3. Конец XIX века.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый Ка́ рой Грос, называя игры “изначальной школой поведения”. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни. Позицию К.Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Я́ нуш Ко́ рчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре.

В любую историческую эпоху игра привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность воспитывать н обучать ребенка. Ж.Ж.Руссо, Н.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

Центром педагогической системы Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (создатель понятия «детский сад») является теория игры. По Фрёбелю, детская игра - «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра - мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фрёбелю в виде единой и многообразной сферы.

К.Д.Ушинскнй склонялся к пониманию необьятных творческих возможностей человека.

Большой вклад в теорию игры внесли Е.А.Покровский, П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н.Соболева, О.Н.Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к XIX - первой трети XX вв., и ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни.

4. В 30-е годы XX столетия предпринимаются попытки создания антологий, которые ставили перед собой задачу ознакомления читателей со всей массой игр. В 1933 году издается книга «Игры народов СССР» В.Н.Всеволодского-Геригросса, В.С.Ковалевой н Е.Н.Степановой. В 70-80 годы появились такие труды как: «Игры народов СССР» составители Л.В.Былеева, В.М.Григорьев - М., 1985; С.К.Якуб «Вспомним забытые нгры», - М., 1988; Детскне подвижные нгры народов СССР: Пособие для воспитателей детского сада. Составитель А.В. Кенеман - М., 1989 н многне другне. Эти труды антологнческого характера содержат фактическнй матернал, благодаря которому педагоги-воспитатели умело, организовывали учебно-воспитательную работу в детскнх учреждениях.

Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.Макаренко. Он писал: “Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная, ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И мы, педагоги, обязаны уметь играть”.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь те действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувст. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2465; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь