Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Профессор Иван Михайлович Гревс на пути к «родиноведению»



Имя Ивана Михайловича Гревса (1860-1941), питомца и профессора Петербургского-Петроградского-Ленинградского университета, хорошо известно исследователям в области медиевистики и античной истории. Прежде всего потому, что ученый был одним из первых отечественных специалистов по аграрной истории поздней Римской империи и средневековой истории Европы, применивший в своих работах новый на рубеже XIX-XX веков междисциплинарный подход. При рассмотрении духовной истории культуры или социально-экономической истории городов западного средневековья профессор рассматривал биографии современников эпохи, при этом не забывая обращаться к литературным, законодательным и эпиграфическим памятникам. Он был непревзойденным знатоком Италии, в частности Флоренции.

Но любое научное занятие И.М.Гревс считал второстепенным по сравнению с преподавательской деятельностью; подготовке лекционных курсов и семинарских занятий, общению со студенческой аудиторией он отдавал куда больше времени, чем написанию различных статей, очерков или монографий. Не случайно учениками профессора оказались несколько десятков специалистов по истории античности и западного средневековья (среди них Н.П.Оттокар, О.А.Добиаш-Рождественская, Л.П.Карсавин, Л.И.Новицкая, Н.С.Врасская, Е.Ч.Скржинская, Т.Б.Лозинская), а его имя стоит в ряду ярчайших представителей Петербургской школы медиевистики.

Профессор И.М.Гревс прослужил в университете более полувека. Он был свидетелем смены исторических эпох, многочисленных триумфов и трагедий человеческих судеб в разные периоды деятельности учебного заведения, прежде всего на рубеже XIX-XX веков, в 1920-1930-е годы. Будучи сам участником многих событий, он дважды изгонялся из университета, в 1899 и 1923 году. Первый раз он «прекратил чтение лекций в звании приват-доцента С.-Петербургского университета» по причине политической неблагонадежности, а попросту в связи с тем, что на одной из университетских сходок поддержал взбунтовавшихся студентов. Второй раз, как значится в «Трудовом списке» И.М.Гревса за 1936 год, профессор «с 1923-1924 учебного года прекратил службу в Государственном университете, и ему назначена пенсия за выслугу лет»; другими словами, в 1920-х годах профессору Гревсу места в обновленной высшей школе и науке не нашлось. Но судьба была к нему милостива, и каждый раз профессор возвращался в университет.

В начале XX в. вне стен высшей школы И.М.Гревс увлекся экскурсиями как историческими путешествиями, разработал методологию и психологию «гуманитарного экскурсиеведения». Сама постановка экскурсионного дела достигла кульминации в период двух итальянских поездок Гревса с участниками исторического семинария в 1907 и 1912 годах (подробнее об этом написано в «СПбГУ» №12-13 от 7 мая с.г.). В 1920-е годы, которые были для Гревса временем тяжелых испытаний, не имея возможности преподавать в университете и путешествовать по миру, ученый занялся вопросами краеведения.

В 1921-1927 годы профессор был сотрудником Ленинградского исследовательского экскурсионного института, заведовал его Гуманитарным отделом (1921-1924), а в 1921-1929 годах был деятельным сотрудником Центрального бюро краеведения. Кроме того, состоял членом различных общественных организаций краеведческого направления, например, был активным деятелем «Общества изучения местного края», секции молодых краеведов при Институте материальной культуры (ЛОИМК), в котором в 1927-1930 годах заведовал библиотекой.

Будучи блестящим специалистом западноевропейской городской культуры, И.М.Гревс живо воспринял прелесть древнерусских городов. В 60-летнем возрасте он с энергией и пытливостью юноши совершал многочисленные путешествия по историческим городам России — по Волге, северному озерному краю, в Московской, Курской, Орловской областях. В свойственной ему манере, то есть основательно и детально, он занимался организацией провинциальных краеведческих обществ, устраивал съезды краеведов, писал их программы, труды и отчеты, кроме того, был автором экскурсий и популярным лектором на многочисленных курсах при ЛИЭИ. Библиография по краеведению России, собранная И.М.Гревсом в эти годы, состояла из 467 названий.

В конце 1910-х — начале 1920-х годов в рамках деятельности традиционных школьных и педагогических кружков в Петрограде И.М.Гревс был в числе организаторов историко-культурных походов и поездок по городу и его окрестностям. Он неустанно занимался превращением «науки в учебный предмет», даже если это касалось экскурсиеведения и краеведения. Ученый был не просто популяризатором городской истории и культуры, он был настоящим просветителем, который, спустившись с вершин своего знания, с каждой группой молодых краеведов совершал все новое и новое восхождение на исторический Олимп.

На лекциях И.М.Гревс призывал «углубляться в идею экскурсий», раскрывая основные задачи и методы экскурсионного дела на материалах культурно-исторических иллюстраций Петрограда. Изначально он называл город хранителем культуры и высшим показателем цивилизации, последняя в свою очередь была мерилом культурности, а история — лучшим определением города. Гревс — краевед и экскурсовод обращался к таким темам, как «Основание Петербурга», «Петровская эпоха и Петербург», «Российская столица в XVIII веке».

В 1919 году в Педагогическом кружке Исторического общества при Петроградском университете профессор Гревс сделал доклад на тему «Петербургское историческое родиноведение», который был посвящен предстоявшему юбилею высшего учебного заведения. Гревс подробно остановился на необходимой литературе по изучению истории города, им были названы имена М.П.Пыляева, П.Н.Петрова, П.Н.Столпянского, Г.К.Лукомского, В.Я.Курбатова, Г.А.Немилова, Н.К.Цылова и других знатоков Петербурга. Затем лектор предложил детальный план действий по изучению города и, в частности, Васильевского острова: «Рассмотрев источники и всевозможные наглядные изображения территории, побеседовав со старожилами и любителями старины, необходимо составить подробнейшие очерки об экономических, топографических, архитектурных, религиозных, просветительских и прочих особенностях острова». Профессор разделял точку зрения Ф.М.Достоевского о том, что «Петербург — самый умышленный и фантастический город», который был создан в короткий промежуток времени при помощи творческого ума и планомерной воли; при этом он считал, что классицизм прекрасно гармонирует с природой и климатом здешних мест.

В 1921 году после окончания очередного краеведческого курса лекций И.М.Гревс совершил с группой учителей средних школ ряд экскурсий по линии Петроград — Павловск — Псков — Москва. После чего основное ядро участников обратилось с просьбой к профессору продолжить их образование, например, создав краеведческий семинарий по Петербургу, в который бы входили отделы по изучению Васильевского острова, Петербургской стороны, а также Псковской и Новгородской старины. К сожалению, из этой затеи ничего не вышло. И.М.Гревс был вынужден ограничиться поездкой в качестве обмена опытом с московскими коллегами. Он посетил златоглавую Москву, где был участником нескольких занимательных экскурсий.

При Музее истории города в начале 1920-х годов ежегодно устраивался цикл лекций, посвященных истории культуры Петрограда. Так, в 1922 году И.М.Гревс совместно с Л.А.Ильиным, С.В.Рождественским, М.М.Богословским, В.Я.Курбатовым и Б.Е.Райковым читали лекции о «состоянии России перед основанием Петербурга», о деятельности Петра Великого и его преемниках, о дворцовом перевороте 1762 года и восшествии на престол Екатерины II.

В эти годы И.М.Гревс разработал ряд тем по петербургскому родиноведению и написал несколько очерков, хотя они не были опубликованы, например, «Васильевский остров» и «Историческая экскурсия вдоль Фонтанки». Неудивительно, что остров, на котором Гревс, прожил большую часть своей жизни, вызывал у исследователя живой интерес. Ведь именно здесь находился Петербургский университет, место, которое ученый почитал как храм. Гревс называл Васильевский остров средоточением науки и просвещения в Петербурге и России, сравнивал его с Латинским кварталом в Париже. У Гревса была даже разработана историческая научно-учебная карта острова, в которую он включил «Академию наук — общегосударственную главу научного исследования и творчества; университет — сильнейший носитель научного просвещения; исследовательские институты, Геологический комитет, главную Геофизическую обсерваторию; целый ряд высших учебных заведений — Высшие женские курсы на 10-й линии, Горный институт, Академию художеств, Историко-филологический институт, Учительский институт <...> ». Гревс отмечал, что «при всех них развивались музеи, лаборатории и книгохранилища» и называл Васильевский остров «центром духовной культуры города на Неве».

Профессор Гревс систематически обращался к вопросам значения и методологии экскурсий. Он был автором нескольких десятков статей, рецензий и заметок в журналах «Экскурсионное дело», «Краеведение», «Педагогическая мысль» (последний он редактировал в 1922-1923 годах); участвовал в написании сборников, таких как «Экскурсии в культуру», «Вопросы краеведения в школе», «На путях краеведения».

Исходя из анализа «природы экскурсии» как состояния, «выходящего из ряда обычной повседневности», «расширяющего постоянную образовательную работу» личности, «погружающего в широкий мир для непосредственного обучения самостоятельным трудом <...> », И.М.Гревс считал основным признаком экскурсии «путешественность». По мнению ученого, это качество изначально было присуще людям, несмотря на оседлый или бродячий образ их жизни. В статье «Экскурсионное дело и нужды русской культуры» он писал о том, что «мысль и воля человека врожденно рвутся к познанию мира, и соприкосновение с его явлениями и дарами открывает развивающему духу людей источники чистого и истинного удовлетворения». Исследователь полагал, что увлечение путешествием присуще как взрослым, так и детям, так как в нем для любого возраста скрыт «прогресс в жизни духа». Гревс писал о том, что «дыхание мира и жизни спасет от умственного засыпания, от механизирующего погружения в рутину человека, особенно будущего человека».

Исследования ученого в области экскурсиеведения были столь многоплановы, что на разных этапах он применял различную классификацию экскурсий, делил их на школьные и взрослые, ближние и дальние, музейные и городские, естественные и гуманитарные. Из этого многообразия со временем появились и основные направления для самостоятельного изучения. Так, мысль Гревса о необходимости «воссоздания по следам прошлого биографии города, его роста, как живого организма, во всех сторонах его бытия для отыскания его лика, познания его души» привела к новому уровню экскурсионного исследования городов. Другой пример связан с важностью «дальних экскурсий», так как Гревс считал, что если им будет уделено значительное внимание, то произойдет «смыкание родиноведческих изучений и исследований с постоянной краеведческой работой на местах», а от их взаимодействия «вырастет объединенная сеть учреждений, центральных и местных, которые будут работать для постепенного возрождения русской культуры».

В статье «Монументальный город и исторические экскурсии» И.М.Гревс при помощи экскурсионного метода рассмотрел город как центр человеческой культуры. Он составил детальный план экскурсии по городу, который заключался в изучении его «биографии». Гревс рекомендовал начать изучение образа города со страноведения: «его геологии, рельефа и орошения, климата и почвы, флоры и фауны, естественных богатств и, наконец, мира человека, антропологии и особенно этнографии населения». Кроме того, он отмечал, что важно изучить географическое положение местности по отношению ко всей стране, что может помочь понять многое в условиях формирования и развития города. Затем следует «предыстория», то есть рассмотрение того, что представляла из себя данная местность до появления города. Вслед за этим наступает очередь изучения топографии города, причем здесь не следует ограничиваться специальными картами и планами, необходимо обратиться к виду с самой высокой точки данной местности, башни, колокольни или барабана над куполом самого высокого храма; в качестве примера Гревс называл галерею над большим золотым куполом Исаакиевского собора в Петербурге, панорамную площадку собора Святого Петра в Риме. После этого наступает самый сложный этап в изучении города, «углубление в реальную биографию, прослеживаемую по истории его памятников». На этом пути исследователь шаг за шагом должен идти за изучением деяний людей, основателей, правителей и строителей городов, при этом не забывая отслеживать и крупные исторические события. Гревс пишет, что изучение истории города возможно и «по следам великих людей», имея в виду «литературный подход». Город для автора статьи — это коллективное существо, поэтому и «биография» его должна быть многообразной, «жизнь города должна познаваться в ее экономической, вещественно-бытовой, социальной, политической, умственной, художественной и религиозной природе». Вместе с тем, город, как любое цельное существо, можно изучать по его совокупностям; Петербург Гревс предлагал разделить на ряд специальных историй — дворянский, военный, купеческий, промышленный город. Кроме того, возможно рассмотрение отдельных пригородных и городских ансамблей, садов и парков, дворцов и домов, монастырей и церквей.

В 1920-е годы интерес к городскому краеведению возрос с небывалой дотоле силой. Связано это было, прежде всего, с тем, что новая экономическая политика, проводимая государством, требовала мобилизации всех видов ресурсов. Урбанисты буквально бросились осваивать экономический потенциал тех или иных регионов. И.М.Гревс и в этом процессе оказался в стороне. Он по-прежнему продолжал считать, что город — это не механическое скопление предметов и людей, а «целостный большой организм, обладающий специфическим единством ему присущей внутренней жизни... своеобразное многоголовое существо, одаренное не только видовою социальною физиологиею с многообразными отправлениями, но и одушевленное своею особою коллективною психикою». Много позже, в середине 1930-х годов, когда И.М.Гревс вновь обратился к истории средневековой Европы и написал книгу под названием «Средневековый город во Франции» (1936), рецензенты не преминули упрекнуть автора в том, что в описании городов «топографический момент доминирует над деятельностью человека, то есть общества». Кроме того, крупнейшего исследователя средневековой культуры несправедливо обвиняли в незнании «архитектурной части», в неточности некоторых исторических фактов и даже «в тяжелом стиле» изложения. Неудивительно, что «такая» книга не вышла в свет. Отношения Гревса с издателями и рецензентами всегда были непростыми, но в 1920—30-е годы дело было осложнено тем, что принципиальное авторское мнение по тому или иному вопросу расходилось с официальной точкой зрения; и исследователю зачастую не оставалось ничего, кроме как отказываться от публикаций.

Детальная разработка методики экскурсий и изучение городов слились для И.М.Гревса с образом «дальних» путешествий, которые он начал совершать с 1922 года в качестве сотрудника Центрального бюро краеведения (ЦБК) от Петрограда. Работая в группе со специалистами-краеведами (В.П.Семеновым-Тянь-Шанским, А.Я.Закс, С.Ф.Ольденбургом — от Петрограда, М.М.Богословским, А.А.Яриловым, Н.А.Дорогутиным и многими другими — от Москвы), Гревс наравне с другими членами Бюро вел работу по четырем направлениям. Во-первых, было необходимо «оценить состояние краеведческого дела в России»; во-вторых, «принять меры к оказанию всяческого содействия деятельности провинциальных общественных и отдельных организаций»; в-третьих, «наладить регулярную связь Бюро с областными организациями»; в-четвертых, «пропагандировать идеи краеведения в России». В 1922 году представители Петроградского отделения ЦБК предприняли рассылку циркуляров в провинциальные краеведческие организации с целью сбора более точных сведений о местных памятниках старины. Следующим шагом явились научные командировки членов Бюро в различные концы страны.

Летом 1922 года И.М.Гревс побывал в Вологде, на Кубенском озере, в Галиче и Белозерском крае. Посещая различные города и селения, путешественник вел дневник и нередко писал краткие исторические эссе на тему увиденного. Например, о Вологде в архиве ученого остались любопытные заметки, которые начинаются так: «Первое поселение на месте Вологды, основанное в общем процессе колонизации севера новгородцами, относится, по всей вероятности, к концу XI века. Первое известие о существовании его находим применительно к 1147 году, так же как с Москвою. Преподобный Герасим, прибывший тогда из Киева на р. Вологду «на Великий лес», застал здесь на правом берегу реки «средний посад малого торжку» с деревянной церковью во имя Воскресения Христова... от начала XV века до 1588 года это был кафедральный собор города, а рядом стояли владычные палаты. Преподобный Герасим основал неподалеку от этого посада мужской Троицкий монастырь, ныне церковь Троице-Герасимовская. Этимологическое происхождение и значение имени «Вологда» объясняют различно: 1) от наименования «волотов», мифологического существа, богатыря; 2) от славянизированного скандинавского княжеского имени Рогвольд — Всеволод; 3) от известного слова «волок», может быть, это одно из наиболее вероятных объяснений; 4) некоторые предполагают происхождение этого имени, как и имени Волга, от финского слова valkea (белый), то есть Вологда — «белый город». Имя Вологды упоминается в Новгородских грамотах 1203, 1265, 1270 гг., тогда город являлся колонией Новгорода... В XIV веке начинаются попытки Москвы отобрать у Новгорода двинский север. В это время Вологда уже рисуется важным промышленным и торговым центром... Преподобный Димитрий в 1371 году в пяти верстах выше города основал Спасо-Прилуцкий монастырь, который в XV — XVI вв. был одним из самых крупных и почитавшихся монастырей севера. С 1397 года Василий I овладел Вологдою, и она с тех пор остается за Москвою...».

Летом 1924 года, выполняя очередное занятие Бюро, И.М.Гревс посетил Полтаву. В своих заметках он писал как о трудных условиях, в которых существовало полтавское краеведение, так и о центральном музее полтавщины, который был «исключительно богат экспонатами и внутренней жизнедеятельностью». Гревс писал: «Музей расположен в прекрасном здании, художественно построенном еще по почину земства (с 1902 по 1907 год) архитектором В.Г.Кричевским в украинском стиле; он является украшением города. Он заключает в себе три собрания, каждое из которых расположено в отдельном помещении: 1) естественно-историческое (учреждено земством в конце XIX века на основе материалов, добытых экспедицией профессора Петербургского университета В.В.Докучаева); 2) археологическое (это дело местных деятелей, Е.Н.Скаржинской и В.М.Щербаковского, которые собирали различные коллекции, в том числе палеолитические); 3) историко-этнографическое (из собраний Е.Н.Скаржинской и К.В.Мощенко)... Музей открыт для публики по воскресеньям, а для приезжих может открываться ежедневно. За 4 месяца 1924 года в музее пропущено 8526 человек из экскурсионных групп и 3358 одиночек. Музей стягивает и научную работу, он является местом собрания научного общества в Полтаве».

Осенью 1924 года И.М.Гревс был в числе организаторов Рязанского областного музейного съезда, о работе которого он составил подробный отчет и опубликовал в журнале «Краеведение»: «В течение пяти дней съезд работал с высоким напряжением: по два общих собрания, утром и вечером, в промежутках заседали комиссии, и проходили, начиная с раннего утра, топографические и монументальные прогулки по городу, осмотры музея, памятников и специальные беседы. Всего было прочитано 20 докладов и 15 информационных сообщений». Гревс писал, что «рязанские дни оставили во всех собравшихся дорогие воспоминания. Чрезвычайно важно для краеведов периодическое соприкосновение друг с другом и с местными центрами памятников родной природы и культуры: это обновляет знания и энергию».

Среди многочисленных поездок И.М.Гревса особенно выделяются путешествия в Поволжье, которые он совершал в 1925, 1926 и 1928 годах с целью ознакомления с положением там краеведческой работы и обследования исторических памятников. На основе тщательных наблюдений и подробных записей, которые сами по себе представляют немалый интерес для этнографов, археологов и историков, ученый сделал сравнительный краеведческий анализ всего региона, верхнего, среднего и нижнего Поволжья; оставил несколько десятков интересных исторических очерков о городах, например, о Ростове Великом, Ярославле, Костроме, Владимире, Рыбинске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани, Саратове.

В конце 1920-х годов профессор Гревс посетил Черноземную полосу и Прибалтику. Вторая интересовала исследователя еще с начала XX века, когда он, будучи преподавателем ряда гимназий, с группой преуспевавших учеников совершил экскурсию по Остзейскому краю. Двадцать лет спустя он повторил поездку, после которой оставил подробные описания Риги, Ревеля и Нарвы.

Участие Ивана Михайловича Гревса в деле экскурсиеведения и краеведения в 1920-е годы удивительно гармонично сочеталось с его литературными занятиями. Мотивом для путешествия в черноземную полосу осенью 1928 г. стало желание посетить орловский тургеневский музей, Спасское, и родную Воронежскую землю, как писал И.М.Гревс, для того, чтобы «почувствовать почву под ногами». «Тургеневолюбие» занимало в жизни Гревса значительное место. Многомерный анализ личности и творчества Ивана Сергеевича Тургенева, к которому ученый относился с глубоким почтением и любовью, вылился в ряд работ о нем. И.М.Гревс, планировал издание полного собрания сочинений русского писателя, занимался изданием неопубликованных материалов, кроме того, он готовил к публикации четыре книги о своем любимом герое. В рамках этих целей он занимался такими сюжетами, как Тургенев и Марко Вовчек, Тургенев и Бакунина, Тургенев и графиня Ламберт, Тургенев и Вревская. В 1925-1928 годах Гревс выпустил две книги — «Тургенев и Италия. (Культурно-исторический этюд)» и «История одной любви. И.С.Тургенев и Полина Виардо»; две другие не были опубликованы, в их числе талантливое сочинение «Спасское и Россия в творчестве Тургенева».

О.Б.Вахромеева, главный хранитель Музея истории университета.

Григорий Усыскин


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1075; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь