Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Различные увещания (2,15-3,15)



Апостол увещает солунян стойко пребывать в вере и держаться преподанного им учения: «Итак, братия, стойте и держите предании, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2, 15). Этот стих указывает на необходимость признания как Свящ. Писания, так и Свящ. Предания.

На примере своего собственного бескорыстного служения и содержания себя своим трудом, Апостол и к другим предъявляет требование: « если кто не хочет трудиться, тот и не ешь » (3, 10). Труд с точки зрения христианства – необходимое условие нормального духовно-телесного развития человека. Праздность, тунеядство всегда вредны и преступны – именно поэтому Апостол так сурово осуждает их. Не желающих трудиться надо «увещевать и убеждать... чтобы они, работал в безмолвии, ели свой хлеб» (3, 12), т.е. трудились для собственного пропитания.

 

38. Эсхатология 1 и 2 Фес.

 

1 и 2 Фесс. являются первыми по времени написания посланиями ап. Павла, дошедшими до нас. Считают, что они были написаны ок. 54 г. в Коринфе, одно за другим, в достаточно малый промежуток времени, относящийся ко второму путешествию ап. Павла. Он, проповедовав три недели в Фессалонике (Солуни) и будучи гоним иудеями, через Верею, где расстался с Силой и Тимофеем, и Афины, где держал речь в ареопаге (Деян. 17) и откуда послал Тимофея с поручением поддержать веру в только что родившейся солунской общине, дождался в коринфском доме Акилы и Прискиллы пришедших с новостями Силы и Тимофея (Деян. 18. 1-5), в ответ на которые и отправил свое первое послание к Солунянам. Наряду с радостными известиями выяснилось, что некоторые солунские христиане имеют некоторые нравственные недостатки несмотря на атмосферу гонения, воздвигнутого иудеями, а также испытывают серьезное беспокойство в связи с вопросами сроков Парусии и возможности спасения для тех христиан, которые умрут, не дождавшись Второго Пришествия Христова.

Апостол говорит о наших смерти и воскресении в связи со Смертью и Воскресением Христовыми, как и в Рим. 8; 1Кор. 15; 2Кор. 4, и что участь христиан, умерших до Второго Пришествия Христова и тех, христиан, что доживут до этого момента, не отличаются, и что прежде воскреснут мертвые, а затем и живые будут «восхищены… на облаках в сретение Господу на воздухе…» (4, 16-17). Об образе Пришествия Христова апостол говорит, что оно будет (в отличие от первого, тихого, уничиженного) всем видимым схождением с неба при возвещении гласом Архангела Михаила и звуке ангельских труб. Пришествие Христово будет неожиданным и неотвратимым, поэтому не стоит говорить «о временах и сроках», а необходимо «бодрствовать и трезвиться… облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения». Он придет, когда будут говорить «мир и безопасность», но жизнь христианина должна быть жизнью со Христом, независимо от того «бодрствуем ли, или спим» (5.1-10).

Во 2Фесс. апостол продолжает тему Парусии, и, обещая солунянам воздаяние за скорби, претерпеваемые в результате гонения от иудеев, описывает явление Христа во славе «могущества Его», «с Ангелами силы Его».

Но не надо смущаться «ни от духа, ни от слова, ни от послания» (видимо, у солунян ходило какое-то подложное послание, именованное как Павлово) и думать, что день Господень уже наступает.

Признаки Второго пришествия: усиление зла и отступление от веры (2 Фес. 1, 11-12); отъятие «Удерживающего » (2 Фес. 2, 7); появление антихриста (2 Фес. 1, 3-4, 9-10); воскресение мертвых (1 Фес. 4, 16).

Признаки приближения последних дней следующие: должно « придти отступление » – отступление от веры. Причем, отступление, по толкованию свв. отцов, и внутреннее (связанное с потерей того сердечного строя и устремленности к Богу, которым должны обладать истинные христиане), и внешнее, разнузданное, связанное с умножением ересей и сект и с формальным исполнением обрядовой стороны богослужения у именующихся христианами. Завершением этого отступления явится поклонение «человеку греха», пришествие которого тоже должно предшествовать Христову Пришествию. Черты антихриста, приводимые ап. Павлом, следующие: «Сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего», именующийся Богом « В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога », человек, получивший от сатаны «всякую силу» «Знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» уловляющего тех, кто не принял «любви истины для своего спасения». Таковым, «не принявшим любви истины, но возлюбившим неправду» Богом будет попущено впасть в «действие заблуждения, так что они будут верить лжи».

И «тайна беззакония уже в действии», но Фессалоникийцы знают от ап. Павла еще со времени его пребывания у них, что именно «не допускает открыться ему (антихристу (прим. П.Д.)) в свое время). По толкованиям этот удерживающий фактор – законная государственная власть, не допускающая хаоса и анархии в мире. Т.о., пока не будет проповедано Евангелие по всему миру и « пока не будет взят от среды удерживающий теперь», – по толкованию свв. отцов – Дух Святой, – время Парусии не пришло. Когда же Христос явится во славе, Он убьет антихриста «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2).

Сходство и различие [Польсков].

В I-ом послании к Солунянам, когда апостол Павел говорит о воскресении: «не хочу вас, братия, оставить в неведении об умерших» – он говорит «мы, оставшиеся в живых». Исследователи считают, что апостол Павел в это время верил, что он доживет до второго пришествия. Мы, кто останемся в живых, будет изменены и вознесены в сретение Христу. Напряженность эсхатологических ожиданий в этих ранних посланиях во всем. В более поздних эта напряженность не исчезнет, примет только иные формы. Чисто практический момент – христиане начали умирать, и было не совсем понятно, как они дождутся второго пришествия, если они уже умерли, видимо, было об этом смущение у солунских христиан. Апостол вновь объясняет самое главное – о воскресении Христовом. Чувствуется напряженность эсхатологических ожиданий, есть ответ на поставленный вопрос и в условиях гонений, учение о Воскресении сконцентрировано на радостной встрече с Господом «итак с Господом будем». Вот цель воскресения. Призыв бодрствовать и оставаться бдительным, пришествие Христово произойдет очень скоро. Он говорит: «итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5, 6). Как говорил Сам Христос, сроки пришествия неизвестны. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью » (1 Фес. 5, 1-2).

Во II послании к Солунянам, которое либеральная критика учит полагать не Павловым, мы найдем отрывки, которые слово в слово повторяют отрывки из первого послания. Потрясает схожесть выражений. Но вдруг в I послании апостол Павел говорит: придет день Господень как тать в нощи, неожиданно придет. Во II послании описывает этапы, которые будут предшествовать эсхатологичскому свершению – не настанет все сие, пока не будет этого и этого. Кроме того, есть упоминание огненного крещения, как не характерного для апостола Павла. Либеральная критика говорит, что это псевдоэпиграф: автор цитирует первое послание, но эсхатологическая картина другая. Там неожиданность, а здесь этапы, открытие последнего свершения. Но послание не только иную эсхатологическую картину нам преподносит, а значительно уточняет эсхатологическую картину I послания. В I-ом сказано: придет день господень, как тать в нощи. Солуняне сделали такой вывод, что нужно все оставить и ждать Господа. Но апостол провозгласит во II-ом послании: кто не работает тот и не ест. Наверное, перестали и работать. Он пишет «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели » (2 Фес. 2, 2-3). Первый этап уже начался – Церковь уже гонима, сатана действует в мире через своих слуг. Второй этап будет в том, что день тот не придет «доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели , противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога » (2 Фес. 2: 3-4). Апостол Павел использует слова из книги пророка Даниила 7-11 глава. Наконец, апостол Павел говорит, что тайна беззакония уже в действии, только она не совершится, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. Третий этап есть то, о чем говорится в I Послании к Солунянам. Это и есть апокалипсис конечный. Тогда откроется беззаконник, которого Господь убьет Духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. В антихриста уверуют те, кто не примет любви истинной. Любовь подает Христос. Кто отвергнет дар Христовой любви, те окажутся в опасности принять антихриста за Христа. В I послании апостол ублажал Христа как Подателя любви. В этом отношении II послание к Солунянам дополняет и развивает I.

 

 

39. Послания ап. Павла из Уз. Предполагаемые время, место и обстоятельства их написания. Общая характеристика их богословия. Послания из Уз как новый этап богословия ап. Павла.

 

Об узах апостола Павла мы можем говорить постольку, поскольку в книге деяний последняя ее часть повествует именно об аресте апостола римской властью и доставке его в Рим. Книга деяний кончается пребыванием апостола в римских узах. Четыре послания апостола – к Ефессянам, к Колоссянам, к Филиппийцам и к Филимону считаются написанными им из уз. Этот факт вытекает из свидетельств самого апостола о своем положении:

Еф. 3: 1 «Для сего то я, Павел сделался узником Иисуса Христа за вас, язычников» (Для разумения Тайны Христовой).

Флп. 1: 12-17 «Желаю братия, чтобы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью безбоязненно проповедовать слово Божие. … одни по любопрению, думая увеличить тяжесть уз моих…» (Узы, как исторический факт, послужили благовествованию).

Кол. 4: 10 «Приветствует вас Аристарх, заключенный со мной, и Марк, племянник Варнавы…» (Историческое свидетельство).

Кол. 4: 18 «Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы » (Указание на пользу уз).

Фил. 9-10 «по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа; прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого я родил в узах моих » (Узы почтенны, а значит, усиливают прошение).

Фил. 22-23 «А вместе приготовь для меня и помещение; ибо я надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам. Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса » (Историческое свидетельство).

Во всех этих свидетельствах присутствует надежда апостола на скорое освобождение, что позволяет нам говорить о так называемых первых узах, в отличие от вторых, которые упоминаются во 2Тим. Там апостол видит свой жизненный путь подходящим к концу: «Подвигом добрым подвизался я, течение мирное совершил…».

Проблема датировки.

Суть проблемы состоит в том, что послания в принципе могли быть написаны и из Кесарии Палестинской и из Рима. Но в силу определенных фактов, следует отдать предпочтение второй версии. Этими фактами являются следующие. (а). Отправляя послания, Павел ждал скорого освобождения, а по свидетельству книги деяний его заключение в Кесарии безнадежно затянулось. Не ясно, что имеется в виду под словом претория – помещение, дом наместника кесаря, которая находится в Кесарии палестинской, или преторианская гвардия, живущая в Риме. Следовательно, следует отдать предпочтение именно той версии, что имеется в виду именно преторианская гвардия. А это означает, что послания были написаны из Рима.

Богословский аспект нахождения Павла в узах состоит в том, что через нахождение его в стесненных обстоятельствах и страдания за Христа, ему открылись истины о Христе. Они отразились в той христологии, которая изложена в посланиях, написанным им из уз. Об откровениях бывших ему свидетельствует сам Павел. Так в послании к филиппийцам апостол видит перед собой два пути «ибо для меня и жизнь Христос и смерть приобретение », но ради успеха пасомых и радости их в вере он останется во плоти и пребудет с ними. Иными словами он рассчитывает на освобождение.

Надежда на освобождение. Находясь в узах, апостол надеется на скорое освобождение, поэтому в посланиях можно встретить его планы на будущее. Таким образом, можно смело утверждать, что эти первые узы послужили к большему успеху благовествования, и для этой же цели они были временными.

Даже поверхностное знакомство с посланиями его из уз (Ефес., Филипп., Кол., Филим.) показывает, насколько они отличаются от его ранних посланий. В половине XIX-го века ученые критического направления (представители так называемой Тюбингенской школы, с Ф. X. Бауром во главе), отрицали на этом основании подлинность посланий ап. Павла из уз. В настоящее время большинство даже либеральных ученых от этого мнения отказались. Главной особенностью посланий из уз является развитое христологическое учение. Ап. Павел останавливается в этих посланиях с такими подробностями, в какие он не вдавался раньше, на учении о лице Господа Иисуса Христа, о Его божественном достоинстве, о Его уничижении в воплощении, о Его прославлении (ср. особенно Филипп. 2: 6-11, Кол. 1: 15-20, Ефес. 1: 19-23 и др.). Христологическое ударение посланий из уз было вызвано историческими условиями момента. Это было время начала гностицизма. Опасность гностицизма заключалась в ложном учении о Христе. Эта опасность сказалась, например, в Колоссах, где, в представлении лжеучителей, ангелы, связываемые с небесными стихиями, как бы заслоняли Христа, заставляли забывать о том единственном месте, которое принадлежит Ему (ср. Кол. 2: 8-10 и др.). Ложному учению о Христе было необходимо противопоставить истинное.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь