Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СПОСОБНЫЙ РЕБЕНОК - НЕ ДАР ПРИРОДЫ



Как рождаются способности?

Б.П.: В основу умственного развития наших детей положены все те же наши " трикита": богатая для разнообразной деятельности обстановка, большая свобода исамостоятельность детей в занятиях и играх и наша искренняязаинтересованность во всех их делах. Мне и здесь хотелось бы еще разподчеркнуть, что мы не ставили себе целью научить их всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей - по ихвозможностям и желаниям. Мы не знали и не могли взять на себя смелость определять, что и когдаразвивается у малышей, и в своих действиях исходили из того простогонаблюдения, о котором уже упоминали в первой части книги: с младенцемразговаривают со дня его рождения, когда он еще и не понимает ничего.Наступает момент (для каждого индивидуальный), и малыш скажет первое слово.Если с ним не говорить, то это первое слово может быть не сказано и в год, ив два, и в три. Ну а если по отношению ко всем прочим человеческимспособностям поступить так же? Не определять сроки заранее, а просто создатьблагоприятные условия и посмотреть, как будет развиваться ребенок. В поискеэтих условий мы и выработали те самые принципы, о которых я говорил. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенокеще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушеккубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозгребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В... 1, 2, 3, 4... и т.д., запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы неделали из этого тайны, не говорили, что " тебе рано", просто называли малышубуквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т.д. Ирадовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте. Так же было и с математикой (счеты, счетною палочки, цифры, таблица: сотни итысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом(спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе). Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условияхдети очень многое начинали раньше, чем это предписывалось им по медицинским ипедагогическим нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре - понималиплан и чертеж, в пять - решали простые уравнения, с интересом путешествовалипо карте мира и т.д. И дело было не только в постижении некоторых школьныхпремудростей, которыми они легко овладевали до школы (беглое чтение, устныйсчет, письмо), но и в том, что они при этом становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее - тоже не по годам. Мы их моглиоставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, чтоничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву(электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет, ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых). И все это неделало из них старичков - таких выдумщиков и озорников еще поискать! Но обэтом речь еще впереди. Сначала мы этому только удивлялись, а затем всерьез заинтересовалисьпроблемой раннего развития детей. Оказалось, что изучением потенциальныхвозможностей человеческого мозга давно занимается мировая наука и практика.Ученые пришли к выводу, что резервы мозга колоссальны, а используются они втечение жизни человека ничтожно мало, что гениальность - это наиболее полноепроявление интеллектуального потенциала, которым обладает любой нормальныйчеловек. От чего же зависит реализация этого потенциала? От чего зависит уровеньразвития способностей? Ответить на этот вопрос - значит, найти способ раститьталанты, не искать их среди обыкновенных, а растить всех талантливыми людьми.А это позволит избавить школу от неуспевающих и второгодников, детей - отперегрузок, родителей - от бессилия и удобного предрассудка: " Такой уж он уменя уродился". Просто невозможно было не попытаться принять участие в поискеответа на вопрос, откуда берутся таланты? Ну, конечно, мы ни в какой степени не считаем, что нашли способ выращиваниявундеркиндов. Вундеркинд - это чудо-ребенок, исключение из правил, покамалообъясненное явление. Я же говорю о другом: как каждого, буквально каждогомалыша, родившегося нормальным, вырастить способным и даже талантливым. Ведьэто требование времени - научно-технической революции, всевозрастающейответственности человечества за все, что делается на земле, необходамостипредвидения и осмысленности каждого шага человека, живущего на нашей планете. Л.А.: Я думаю, что ответственность зависит не столько от талантливости, сколько от совестливости. Можно быть сверхталантливым, но при этом корыстными эгоистичным человеком, живущим по принципу: " После меня хоть потоп..." Б.П.: Это наш старый спор, мы к нему еще вернемся. Я только скажу, что сейчаснужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, своеместо в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности иумение применять их на практике, в труде, на любом рабочем месте, в любойжизненной ситуации. Как этого добиться?

Главное - своевременное начало

Важнейшим условием развития всех способностей я считаю своевременное начало.За этими двумя словами годы наблюдений, размышлений, исследований. Итогомэтой работы была " Гипотеза возникновения и развития творческих способностей" (сб. " Социологические и экономические проблемы образования". Новосибирск, " Наука", 1969, с. 78-124). В ней впервые появилось непривычное слово НУВЭРС, составленное из первых букв названия процесса, который происходит вчеловеческом мозгу: Необратимое Угасание Возможностей Эффективного РазвитияСпособностей. Трудно вкратце изложить содержание большой работы, но суть еезаключается в следующем: каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладаетколоссальными возможностями развития способностей ко всем видам человеческойдеятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастомпостепенно угасают, слабеют, и чем старше становится человек, тем труднееразвивать его способности. Вот почему так важно, чтобы условия опережали развитие. Это даст наибольшийэффект в развитии, которое будет просто своевременным, а вовсе не " ранним", как считают те, кто называет так развитие наших детей. Кстати сказать, мы-то сами теперь считаем развитие наших ребятишек не тольконе ранним, а запаздывающим во многих отношениях. Ведь условия, которые мысумели создать, конечно, еще очень далеки от возможного идеала. Этоестественно: домашними силами и средствами такую проблему не поднять. Вот несколько примеров. Не смогли мы создать даже удовлетворительных условийдля занятий ребят в области изобразительного искусства, биологии, иностранныхязыков и многого другого. И развитие ребят здесь явно отстает от ихвозможностей. А теперь нагонять упущенное очень трудно: иностранный язык, например, никто из них толком так и не знает, несмотря на школьные пятерки ичетверки. А могли бы знать, если бы кто-нибудь из нас владел иностраннымязыком, и просто говорил на этом языке с детьми со дня рождения, как этоделает со своими малышами инженер В.С.Скрипалев. Для Олега Скрипалеваизучение английского языка проблемы не составит: он говорит на нем так же, как и на русском, совсем свободно. Итак, условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее.Вот для этого и нужна - все равно: в доме ли, в детском ли учреждении -гораздо более богатая обстановка, чем та, в которой сейчас растут дети вомногих семьях.

И широкое поле деятельности

Конечно, под богатой обстановкой я понимаю не ковры, хрусталь, польскуюмебель и т.п. Все это предназначено для отдыха взрослых, а ребенку от такогобогатства пользы мало: полированным миром вещей-недотрог можно лишьлюбоваться, а делать в нем ничего нельзя. Правда, для ребятишек в возрасте додвух лет даже простое разглядывание предметов и их изображений занимает до 20процентов всего времени их бодрствования и является важным развивающимфактором. Но чем старше становится ребенок, тем менее его удовлетворяет односозерцание, и он тянется к каждому предмету рукой и начинает его пробоватьсначала " на вкус", потом " на стук", потом на всякое другое его применение. Новедь хрусталь для этого не годится, а вот если малышу рано попадают в рукикарандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, картон, краски, пластилин, кубики - все то, чем можно работать (действовать, строить, делать), тембогаче условия его развития. Мы рано заметили, что малыши предпочитают манипулировать не игрушками (они имбыстро надоедают), а предметами домашнего обихода, которыми пользуютсявзрослые: кухонной утварью, письменными и швейными принадлежностями, инструментами, приборами... А заметив это, разрешили малышам " войти" в нашвзрослый мир и исследовать его неигрушечные свойства и опасности. Мы ужеписали в первом разделе книги, как мы начинаем знакомить малышей с этимсложным миром реальных вещей. Того же принципа самостоятельности мыпридерживаемся и в дальнейшем, не требуя от малышей " не брать без спроса", нотребуя " класть на место". При этом, приветствуя исследовательскуюдеятельность, мы запрещаем ломать, рвать, портить вещи " просто так" - " созла" или от нечего делать. Доступность вещей не означает, однако, что детям позволено все трогать ибрать без разрешения. У нас есть вещи - и их действительно огромноебольшинство, - которыми дети могут пользоваться в любое время по своемуусмотрению. Перечислять их бессмысленно: это все то, что не входит в двезапретные категории: чужие и ценные вещи. Под " чужими" понимаются буквальночужие, а кроме того, личные вещи - на папином или мамином столе, в дедушкинойкомнате, в чьей-то сумке или портфеле, которые неприкосновенны. Эти вещиможно брать только с разрешения. А ценные вещи - на них также налагался, безусловно, строгий запрет - это часы, магнитофон, фотоаппараты, пишущаямашинка и т.п., тонкие механизмы, которые ребенок по незнанию может легкоиспортить. Мы не прятали их от детей, не убирали подальше, но давали понять спервого же знакомства, что эти вещи трогать нельзя. И я не помню случая, чтобы по вине малышей что-нибудь из дорогих вещей вышло из строя, хотя онибыли всегда доступны, а дети часто оставались с ними наедине. Думаю, так получалось потому, что подобных запретных вещей было очень немногои они не были детям совершенно незнакомы. Обычно малыши рассматривали ихвместе с кем-нибудь из взрослых или старших, и они переставали бытьпритягательными своей неизвестностью. А главное, у детей нашими стараниямивсе больше появлялось других интересных, всегда доступных для них вещей, начиная от спортивных снарядов и кончая всевозможными инструментами истроительными материалами, все это, помимо обычных игрушек, кукол, которых удетей тоже много. В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить. Были как-то у насв гостях целую неделю два брата - двухлетний Витя и шестилетний Дима. Как жеони были довольны, что молотки бывают разного роста и гвозди тоже и что доскуможно прибивать гвоздями к обрубку бревна на полу. С каким усердием онивколачивали в бедную доску гвозди один за другим, получалось это у них вселучше и лучше. А мы с их мамой - доктором - глядели на " мастеров" и говорилидруг другу: " Как же не хватает малышам в современной квартире вот такогонастоящего дела! " Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявитьсебя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писатьмелом, - сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в" Детской энциклопедии" карта, - повесили большую карту полушарий на стенку.Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные иписьменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянныекирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг -от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы.Вот это-то мы и назьваем богатой обстановкой. Для ребенка в ней открываетсябогатое поле деятельности. Один профессор, вспоминая детство, удивлялся, с какой живостью и точностью онможет представить рисунок на обоях в детской и даже форму трещин на беломпотолке. Так почему же, недоумевал он, не дать для запоминания " на всю жизнь" таких сгустков человеческих знаний, какими являются географическая карта илитаблица Менделеева? Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудитьинтерес к какой-то области знания и даже развить определенные способностиребенка. Те, кто знаком с биографией женщины-математика Софьи Ковалевской, моглиобратить вниманне на такую деталь: стены ее детской были оклеены страницамииз математической книги. Но мало кто верит в связь между этими страничками сформулами и чертежами и ярким математическим талантом девочки Сони. У нас в семье, видимо, точно так же " сработала" таблица Менделеева, накоторую обратил внимание в " Детской энциклопедии" трехлетний Антон. А позженачались дымы, запахи, вспышки, появился конструктор " Юный химик" ) целаястена в мастерской, забитая химической посудой и химикатами. Потомхимико-механический техникум, победа в химической олимпиаде и, наконец, химфак МГУ.

Любимые учебные пособия

Этой чуткостью и восприимчивостью детского ума мы постарались воспользоватьсяи в обучении грамоте, счету, в знакомстве детей с мерами длины, веса, времени, с чертежом, планом и т.д. Касса больших (60 миллиметров) письменных букв, согнутых из проволоки, нетолько позволяла составлять слова-поезда: " МАМА", " АНЯ", " ДОМ", но и обучатьсоставителя поездов письму. Он не догадывался об этом, но, составив " поезд", обязательно " проверял" все " вагоны", обводя пальчиком все буквы по порядку. Дедушке трудно рассмотреть на маленьком термометре за окном, какой сегодняморозец. Ему помогут малыши, Ваня и Люба, - они установят точно такую жетемпературу на учебном термометре метрового роста, где очень крупные деленияи подвижная красно-белая ленточка позволяет установить любую температуру, какая бывает на нашей земле. Со стены можно снять и часы с большим циферблатом, в которых часовая стрелкапередвигается в 12 раз медленнее минутной, как на настоящих часах, нопоказать они могут любое время, стоит только малышу покрутить шестеренкусзади. Эта игрушка позволяет ребятишкам на несколько лет раньше сверстниковосвоить часы и измерение времени. Есть у нас " игрушка", которая учит завязывать узлы. На рамке из дюралевыхуголков и трубок в верхней половине завязаны образцы: 14 различных узлов, отсамых простых до очень сложных, вроде альпинистского " узла укорачивания". А внижней 14 " концов" из капронового шнура позволяют завязывать копии этихузлов, что и взрослым не всегда удается. Чтобы малыши познакомились с картой и планом, у нас есть и глобус, и пландома, физическая карта мира и учебная школьная, где рядом с планом местностиизображен и ее рисунок. Уже пяти-шестилетние ребятишки с удовольствиемнаходят, где на плане дорога, лес или село, нарисованные на рисунке, илинаоборот. А когда научатся читать, то задают друг другу задачи по карте мираи знают не только материки, океаны и моря, но и много государств, столиц, реки гор и любят совершать путешествия по суше и по морю. Даже простая на первый взгляд таблица сотни дает малышам много пищи дляразмышлений и возможности задавать друг другу массу задач. Сначала они простопоказывают пальчиком числа и называют их по порядку: кто дальше? И быстроуясняют, что после " двадцать девять" идет не " двадцать десять", а " тридцать", то есть усваивают порядок чисел, а потом начинают сосчитывать разныепредметы. Когда все числа уже знакомы, мы даем задачки: кто быстрее найдетчисло 27? 49? 93? Затем по этой же таблице ребята овладевают сложением, находя, например, сумму чисел, расположенных по вертикали, горизонтали, диагонали. При этом они изобретают разные способы сложения и быстро привыкаютк математической терминологии. С началами геометрии дети знакомятся по разнообразным геометрическим фигурам, вырезанным из цветной бумаги и приклеенным к стене. Здесь же указаны основныелинии фигур и их названия, высота, медиана, диаметр, радиус... И малыши оченьрано отличают угол от треугольника, квадрат от ромба, круг от окружности ит.п. А в строительных наборах есть и шары, и цилиндры, и конусы, и пирамиды, и мы называем все эти геометрические тела их " математическим именем". В нашей мастерской учебными пособиями фактически служат и измерительныеприборы: весы, динамометры, секундомеры, штангенциркули и пр.; иразнообразные материалы: от фанеры и жести до всевозможных пластмасс; иразные инструменты для обработки дерева и металлов, в том числеэлектроинструменты, требующие умения и осторожности в обращении. Наконец, игры. В первую очередь это конструкторы: пластмассовые с крупнымидеталями для малышей; конструкторы-механики и даже большой электронныйконструктор, которым увлекаются старшие. Особое место среди всех учебных пособий занимают наши развивающие игры, которые мы назвали ступеньками творчества. Это игры необычные, они родились вобщении с детьми и при их непосредственном участии. В них можно играть уже навтором году жизни, как только малыш начинает различать форму и цвета, и в нихже с удовольствием играют подростки и даже взрослые. Что же такое развивающие игры? При всем своем разнообразии они объединены подобщим названием не случайно: все они исходят из общей идеи и обладают однимии теми же характерными особенностями. Лучше всего проследить это на примере.Вот игра " Сложи узор". Шестнадцать ее кубиков окрашены необычно - все шестьграней по-разному. К ним приложены почти сто рисунков с узорами, начиная спростейших, доступных детишкам в полтора-два года и кончая очень сложными, скоторыми справится не всякий взрослый. И каждое это усложнение узора малышдолжен понять и преодолеть самостоятельно, как бы сделать для себя маленькоеоткрытие. Первые узоры могут быть легкими, то есть ниже его возможностей, но, поднимаясь как по лесенке от узора к узору, он подходит и к таким, которыезаставляют его напрячься полностью, включить все умственные и волевыеспособности " на полную мощность". Этот процесс очень радует ребенка - онвидит свои успехи, испытывает огромное удовольствие от того, что трудно, аполучилось, и просит еще. Но вот на каком-то узоре малыш остановится - не сумеет его сложить; например, дошел до узора, где нужны двухцветные грани (" домик", " фонарик" ). Он крутиткубики и так и сяк - нет, " домик" никак не получается! Значит, он добрался допотолка своих нынешних возможностей. Это критическая точка и для ребенка, идля старшего: подсказывать ни словом, ни жестом нельзя! Можно только утешитьогорченного малыша и обязательно обнадежить его: " Еще и еще раз попробуешь -получится! " И когда завтра или через несколько дней, даже недель, наконецпреодолена и следующая ступенька, это воспринимается ребенком как большоедостижение, возбуждает желание двигаться все дальше и дальше. И этодействительно достижение - ребенок самостоятельно решил эту задачу, котораяеще вчера ему не давалась, была ему не под силу. И при этом ему никто не подсказывал, не показывал. Он додумался сам, чтокрыша домика должна получаться из двух кубиков, сложенных особым образом: оказывается, прямой угол может получиться и так! Это целое открытие! А оновлечет за собой сдвиг в пространственном воображении, в умении комбинировать.Сделан пусть крохотный, но шаг в развитии творческих способностей! Подобную картину можно наблюдать и зо время игры в " Уникуб", в " Кирпичики", " Внимание": те же задания-ступеньки, то же максимальное напряжениеинтеллектуальных сил, та же радость совершающего открытия и как результатразвития каких-то сторон творческих способностей ребенка. В основуразвивающих игр положены два принципа обучения - это от простого к сложному и" самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразунесколько проблем, связанных с развитием творческих способностей. Во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого раннеговозраста. Во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитиеспособностей. В-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка, ребенокразвивается наиболее успешно. В-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своемусодержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создаютатмосферу свободного и радостного творчества. В-пятых, играя в эти игры со своими детишками, папы и мамы незаметно для себяприобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать ребенку самомуразмышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и долженсделать сам. Первая же попытка ввести развивающие игры даже в небольшой дозе (два-три разав неделю по полчаса) в практику работы со старшей группой детского садапоказала, что темп умственного развития малышей может возрасти почти вдвое. Конечно, игры вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который" через день по столовой ложке" можно достичь желаемых результатов.Развивающие игры не могут заменить " этих грязных железок" и верстака синструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода клюбым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий междупринципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которыхстроится вся система обращения с детьми в семье.

Вместе с детьми

Да, очень нужен для малыша в квартире уголок не только с игрушками, но и соспортснарядами, и с рабочими инструментами, и со строительными материалами. Иеще очень важно: в этом уголке должно быть место не для одного, а для двух, трех: для брата, сестры, товарища и для папы или мамы - обязательно и для нихтоже, иначе может получиться так: купили, достали, сделали, развесили, установили... а все зря: ребенку скучно. Что же нужно, чтобы ребенок взялсяза дело, занимался им увлеченно и добился результатов? Это очень важный вопрос, на который мы одно время не могли дать верногоответа. Говорили обычно так: " Главное - создать условия для разнообразныхзанятий и впустить туда ребенка, предоставив ему максимальную свободудеятельности. А там уж все пойдет само собой". Это заблуждение держалось внас довольно долго. Мы просто не замечали, не осмысливали собственногобольшого участия в самых разнообразных делах малышей. А заставило нас задуматься об этом одно обстоятельство. У нас появился рояль.Кроме того, я накупил разных музыкальных инструментов: гитару, балалайку, " Мелоди ку", ксилофон. Нам подарили трехрядную гармонь, губную гармошку.Появились ноты, самоучитель, даже настенный плакат - схема клавиатуры рояля.Но все это лежало мертвым грузом, почти не вызывая интереса у малышей." Почему? " - огорчались мы и не знали, что предпринять: сами-то играть мы неумели. Так прошло два, три, четыре года. Потом старший сын поступил впедучилище, в программе которого обязательны музыкальные занятия. И зазвучалнаш старенький рояль. Мы очень радовались Алешиным скромным успехам... Воттут-то неожиданно и началось повальное увлечение музыкой всех ребят. Этираньше непонятные для них запятые и точки на пяти линейках вдруг зазвучалиразными голосами и стали сливаться в знакомые мелодии. Это было чудо, котороеоказалось доступным каждому. За какие-нибудь два-три месяца четверо старшиховладели нотной грамотой. Правда, музыкальный слух так и остался у нихнеразвитым - поздновато, наверное, оказалось, - но младшие " пошли как надрожжах", даже мелодии несложные стали сочинять. Вот тогда-то мы и призадумались: оказывается, обстановка - это еще не все. Стали вспоминать. Мастерская у нас была сначала совсем крохотная - 3квадратных метра, но работали там малыши вместе с папой или с кем-нибудь изстарших приятелей. Всегда у нас было так: если мама шьет, обязательнопримостится рядышком еще одна " швея"; если папа пишет, то рядом на том жестоле, на тех же листах бумаги, с тем же серьезным видом работает еще один" писатель" или " художник". А общая работа или просто даже работа рядом - этообязательно интерес и к процессу труда, и его результатам друг у друга, этоповод для разговора, это обмен мнениями и критическими замечаниями, это общаярадость, когда получилось хорошо у кого-нибудь, короче, это общение в самомлучшем его варианте - в совместной деятельности. При этом и времени не так ужмного тратится: ведь отдельных специальных " уроков" мы не проводили. Вспомнили еще вот что, очень важное: с самого начала у нас повелось так - мыстарались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и нерешать за него, если он сам может додуматься и решить. Наоборот, мы еще иподсовывали ребятишкам то задачки на сообразительность, которые они оченьлюбят до сих пор; то разные житейские задачи: как перевести через шоссе" невнимательную маму", как не потеряться в зоопарке или что делать, еслипотеряешься, как найти свое место в театре, как заплатить деньги в кассу ипроверить сдачу и т.д. Заранее подобные ситуации мы, конечно, не планировали, но старались не упускать возможности воспользоваться ими, чтобы ребенок САМсообразил, решил, сделал, проявил себя, преодолел боязнь, нерешительность. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязыватьсвоих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратитьошибку или сразу указать на нее. Ребятишки поэтому редко обращаются спросьбами: " Мам, помоги; пап, покажи! " Даже, наоборот, протестуют: " Несмотри, я еще не сделал" - и пытаются до всего докопаться сами, а нампоказывают какой-нибудь конечный результат. В случае неудачи мы стараемся неупрекать, не стыдить, а вот если получилось что-то хорошо, не скупимся напохвалу. Л.А.: Тут важно, чтобы получалось действительно хорошо, не кое-как. Надопризнаться, бывало у нас - хвалили не всегда по заслугам, и прошло немаловремени, пока мы поняли, что это сильно вредит ребятам. Чем? Ну, во-первых, отсюда идут ростки тщеславия, когда в общем-то незаслуженная похвала несмущает, не тяготит, а радует, вызывает удовлетворение. А во-вторых, этоприучает к небрежности, к низкому качеству работы, к " тяпляпству", к неумениювыкладываться в деле до донца. А зачем выкладываться? И так похвалят! Помню, я долго не могла решиться выразить неудовольствие по поводу наспехсделанных подарков, которые преподносили малыши нам или друг другу к разнымпраздникам. Беру в руки, в душе огорчаюсь: сделано хуже, чем мог бы, труда истарания вложено немного, но смотрю на сияющие глазенки и не хватает духупоругать или упрекнуть. " Спасибо, - говорю да еще и похвалю: - Молодец, мнеочень нравится". Как я сейчас себя за это ругаю! Почему я тогда не вспомниламудрую сдержанность своего отца, который никогда не выражал восторгов поповоду наших с братом поделок, а всегда оценивал их примерно так: " Ничего, молодцы, но, знаете, вот здесь можно все-таки было и получше сделать". Помнюотчетливо: мы выкладывались до последней степени доступного для нассовершенства, чтобы заслужить вот такую его нещедрую похвалу. И научилисьценить качество в своей работе, которого так не хватает некоторым из нашихребят. Сначала мы не придавали большого значения тому, о чем только что рассказали.Видимо, все складывалось как бы само собой потому, что нам было простоинтересно с детьми и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и какони делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к ихразнообразной, кипучей деятельности.

Гарантия от перегрузок


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь