Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Российские исследования организационной культуры, феминистский анализ трудовых отношений
Методология российской социологии и этнографииза последние годы претерпела существенные перемены, при этом изменилась и социальная роль научного знания. Так, отечественные этнографы до недавнего времени не обращали внимания на русских, живущих в крупных городах. Работы советских этнографов в основном были посвящены малым этническим группам, традиционным культурам[167] малых народов. Русские в исследованиях были представлены лишь сельским населением или горожанами, сохраняющими обычаи традиционной этнокультуры. Сравнение современных культурных форм городской жизни на предмет выяснения роли этнического фактора осуществлялось в рамках этносоциологии— дисциплины, использующей позитивистские модели анализа, основанные на выборочных исследованиях с применением формализованного интервью. По сути это — социология этносов, изучающая социальные процессы и структуры в этнонациональной среде. Почему же исследования русского этноса в условиях современного индустриального русского города вплоть до 1990-х гг. были выведены за рамки классического этнографического анализа? Важная причина лежит в функционировании этнографиикак инструмента социального контроляи управления. В этом смысле русские вообще не могли быть предметом этнографического изучения, поскольку воплощали в научном, экспертном дискурсе рациональное, наиболее развитое большинство, выступали агентами индустриализации и носителями политически оправданного профессионализма. Рациональность и целостность стандартов русской культуры не могли быть проблематизированы. Таким образом, в фокусе исследования, как правило, оказывались лишь русские, которые являлись «чужими» — исторически отдаленными, олицетворяющими предшествующий уровень развития культуры; носители традиционных укладов — сельские жители; удаленные географически; русские «издалека» — мигранты из «ближнего зарубежья». Любая социальная наука есть инструмент для утверждения порядка властных иерархий. Реализация господства достигается различными способами. Среди них — переопределение картины мира с целью оправдать стратификационное неравенство, утвердить доминантную норму в ущерб маргинальным социальным практикам. В случае с этнографией это достигалось, например, путем акцента на ассимиляции малых этносов, освещаемой сквозь призму интеграции всех народов в новое социально-культурное образование — «советскую нацию». Социально-политические и экономические процессы, происходящие в 1990-е годы в России, сделали актуальным переформулирование оснований социальных наук. Формируется новый методологический инструментарий, более адекватный современному усложнению структуры социальной реальности, плюралистичности и глобализации социальной жизни. Эти процессы активным образом проникают в российскую этнографию; произошла институциализация социальной антропологии, постепенно размываются традиционные парадигмы[168]. Методические сдвиги оформились и в изучении современной городской жизни: теперь это возможно делать, применяя этнографический метод[169]. Подобно этнографиисоветская социология трудаво многом формировала свое предметное поле и методический инструментарий по образцу, заданному государственной идеологией. В советской социологии труда исследования трудовых отношенийна крупных промышленных предприятиях были выведены за скобки, а процедуры и техники получения эмпирической информации основывались на количественной методологии. Выборочные исследования, исключая из анализа так называемые маргинальные практики, поддерживали веру в единую и «правильную» рациональность советских людей, носителей разума, власти и технократизма. Предметом исследований здесь выступали социальные общности — трудовые коллективы, рабочий класс. Методологическим основанием теории трудовых отношений стала нормативная модель коллективного производства, исключающая возможность различных интересов и конфликтов между социальными группами внутри предприятия. Наука советского периода, не ограничиваясь академическими рамками, была «идеей-монстром», включенной в систему власти и манипуляций с «человеческим материалом». Коммуникативные ресурсы дисциплины были рассчитаны не только на профессиональную аудиторию, а на общество в целом[170]. Наука советского периода, не ограничиваясь академическими рамками, была включена в систему власти и манипуляций с «человеческим материалом». В этой связи можно вспомнить единичные попытки использовать этнографические методы в советской социологии труда. Их использование обычно обосновывалось решением задач апробации, пилотирования анкеты. Хорошо известна работа В. Б. Ольшанского, который в течение нескольких месяцев собирал материалы для социологического исследования, работая сборщиком электроаппаратуры на заводе[171]. В этом исследовании перед социологом предстали неформальнаясоциальная организация на уровне цеха, социальные конфликты, противоречия в социальной структуре предприятия. Однако в исследовательскую программу не входил детальный анализ этих социальных феноменов, и они оказались вне академической и публичной дискуссии. В случае с А. Н. Алексеевым, работавшим в типографии и проводившим включенное наблюдение, длительное участвующее исследование ленинградского социолога было объявлено политически неправильным, и ученый подвергся остракизму[172]. Несмотря на то что, начиная с 1930-х годов, имеется достаточно много работ по истории отдельных предприятий, они во многом идеологизированы, опираются на вненаучный тип аргументации. Кроме того, информация о персонале предприятий в значительном числе случаев была закрытой. Позднее появились более развернутые работы о рабочем классе (Е. Кабо, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов). При этом использовались преимущественно документальные и статистические источники. Среди публикаций советского периода, касающихся промышленных исследований в русле качественной методологии, выделяются работы С. А. Белановского. В 1980-х годах им было опубликовано четыре сборника, которые приоткрыли завесу молчания, скрывающую повседневные практики людей, вовлеченных в выполнение различных трудовых обязанностей на промышленных предприятиях и в сфере управления производством. В этих текстах можно увидеть богатство «народных смыслов», которые вкладывают в производственный процесс акторы (деятели) различного уровня. Тем не менее в серии интервью, в беседах с нетипичными и интересными собеседниками, создается не систематическая, а лишь частичная картина производственной жизни советского предприятия. Создается впечатление, что исследователи останавливались у самой последней черты, словно какая-то невидимая сила препятствовала им пойти дальше и завершить свою полевую работу в виде научных повествований, затрагивающих специфику советских производственных отношений. Полевые работы, близкие к этнографии, являлись лишь периферийной частью исследовательской программы социологии труда, выполняли вспомогательную функцию, поскольку проводились на пилотажной стадии с целью «лучше сформулировать вопросы анкеты». Богатство социальных практик, представленных на уровне цеха и попадающих в поле зрения социолога-этнографа, исчезало из структуры вопросника и не попадало в научные отчеты и публикации. Советский проект социологического исследования коренным образом переориентировал содержание включенного наблюдения — наиболее «этнографическую» из всех исследовательских процедур. Социальные перемены российского общества радикальным образом повлияли на формирование новых социологических подходов. Официальная идеология утратила свою монолитность, и связи между наукой и институтами социального контроля стали более скрытыми. Речь идет о социологии в целом и отдельных ее направлениях, например социологии труда и трудовых отношений. Относительно социологии это выразилось в особенности познавательной ситуации: объект и предмет исследования потеряли свою определенность, возникла множественность исследовательских моделей. Социология труда, которая до начала 1990-х годов была в России одной из наиболее развитых социологических дисциплин, сегодня испытывает определенные трудности. Один из таких негативных процессов, как это ни парадоксально, состоит в том, что сам объект исследования — трудовые отношения — не проблематизирован (не подвергается сомнению и в связи с этим не выносится на повестку дня исследователями и общественностью) в контексте современных социальных процессов. Если суммировать наиболее часто встречающиеся (скрыто или явно) определения, то можно увидеть, что социологи прежде всего утверждают в качестве объекта исследования отношения между работником и работодателем по поводу найма, включая формы приема и увольнения, трудовые контракты и коллективные договора, условия труда и повышение эффективности труда, трудовые конфликты, ценности работы. Такие аналитические рамки оформлены в русле советской традиции социологии труда и предполагают, в частности, что смысл труда в первую очередь состоит в производственной деятельности, и в таком качестве разделяем всеми участниками трудового процесса. При этом основной институт, где протекает трудовая деятельность — промышленное предприятие, а ключевые фигуры, определяющие характер трудовых отношений, — рабочие, администрация предприятий и правительство. Роль социологии в этом направлении анализа состоит в развитии методов управления промышленной организацией и в их научной легитимации. Полевая методология таких исследований по-прежнему состоит в количественных опросах руководителей, рабочих и профсоюзных деятелей — опросах, проводимых в локальном или национальном масштабе. В последнее время постепенно формируется другая точка зрения, которая дополняет традиционную, вводя в фокус внимания социологов проблемы конфликта формальных и неформальных норм, ограничительную мотивацию на рабочем месте, свойства рабочего места, различные формы отношений рабочей силы с орудиями труда, управление трудом, понятия организационной культуры и власти, гендерных отношений в организациях. Здесь ощущается влияние социальной антропологии: трудовая организация переопределяется как совокупность противоречивых социальных практик, несущих следы макросоциальных процессов. В дополнение к традиционным организационным опросам уже можно встретить исследования в стратегии кейс стадии этнографииорганизаций, которые относятся, например, к сфере торговли, финансов. Говорить о конфликте этого исследовательского подхода с первым, пожалуй, не имеет смысла, речь идет, скорее, об обновлении традиционных горизонтов с учетом изменившейся социокультурной ситуации, появлении новых форм трудового процесса и динамике старых[173]. Лишь ход экономических реформ определил интересы всех сторон, участвующих в процессе регулирования трудовых отношений. «Государство», «собственники средств производства», «менеджеры» и «работники» — эти понятия постепенно вошли в тексты об отношениях найма, став элементами объяснительных моделей нового направления социологических исследований. Одновременно возникли различные истолкования природы трудовых отношенийкак социального феномена. Эти истолкования — не только различия в предмете исследования, методе и способах анализа данных. Они не только напрямую выходят на определенные способы эмпирического исследования, практические рекомендации, но и скрытым образом отражают определенные формы властных взаимодействий и интересы различных социальных групп. Возникновение подобных интерпретаций связано с определенными историческими условиями развития социального знания о трудовом процессе и становлении профсоюзного движения. Рассмотрим, из чего состоят характерные свойства основных теоретических подходов, сложившихся к настоящему времени. Одна из интерпретационных моделей, которую для краткости можно назвать государство-опекун, рассматривает рабочих в качестве наиболее депривированной в результате экономических реформ группы, нуждающейся в некоей специальной социальной опеке (подобно тому, как государство опекает инвалидов и престарелых). При этом подразумевается, что инструментами такой опеки должны стать не только законодательные практики, но и некая постоянная деятельность правительственных структур, ограничивающая свободное предпринимательство. Роль рабочих здесь пассивна, взгляд на профсоюзыироничный (старые профсоюзы являются соглашательскими, а новых нет или они слишком слабы), работодатели показаны рабовладельцами-эксплуататорами, государство — беспрепятственно вторгающимся в работу рыночных механизмов и стремящимся всячески оградить рядовых работников от произвола капиталистов. Логика другой объяснительной модели — воспитательной — не менее патерналистская, в ней обнаруживается извечное желание интеллектуалов внести организацию в стихийное движение рабочих масс. Рабочие также показаны пассивными, но способными подчас к стихийным выступлениям. Предполагается, что их активность можно сделать осмысленной, инициировав становление новых независимых профсоюзов, а для этого рабочих необходимо постоянно воспитывать, чтобы выработать у них чувство собственного достоинства. Следующая исследовательская позиция может быть названарынок-все-расставит-по-своим-местам. Такие взгляды выражают ученые либерального толка. В их основе лежит взятое как должное допущение о том, что действующие механизмы свободного рынка естественным путем приведут трудовые отношения в цивилизованное русло. Работники, так же, как и работодатели, действуют активно и рационально на рынке труда, государство не вмешивается в их отношения. Профсоюзы рассматриваются как специализированные коммерческие предприятия, выполняющие роль посредника между индивидуальным работником и владельцами средств производства в борьбе за условия трудового соглашения. Четвертая точка зрения —специфика-российского-рынка. Суть такого подхода состоит в том, что капиталистическая рациональность рыночных реформ и их агентов в условиях России проблематична. Формирование в стране цивилизованного трудового законодательства, приведенного в соответствие с сегодняшними реалиями и с учетом опыта развитых стран Запада, затрудняется олигополическим состоянием рынка и парадоксальным влиянием финансовой олигархии на внутреннюю политику. Безусловно, развитие капиталистических отношений на предприятиях постепенно приведет к формированию более сильных профсоюзов, способных отстаивать интересы рядовых работников перед лицом работодателей, однако этот процесс затруднен социально-культурной спецификой, которую нельзя игнорировать. Одно из возможных следствий таких представлений — предположение о специфической рациональности и коллективности российских рабочих, множественности практик и форм взаимодействий в производственном процессе. Внимание к социокультурным основаниям трудовой деятельности представляется нам наиболее продуктивным в современных условиях. Такой подход позволяет поместить разрозненные факты эмпирических исследований в широкий контекст современной социальной теории. Более того, он нуждается в известной гибкости в смысле методологии. Социальная антропология трудового процесса направлена на то, чтобы раскрыть институциональные смыслы, создающие ту в известном смысле закрытую среду, в которой протекает трудовая деятельность членов организации. Ценностной предпосылкой этого подхода выступают гуманистические интенции социолога открыть в интерпретациях возможность высказаться различным участникам организационной жизни: как представителям администрации, так и рядовым работникам. Каждый из объяснительных подходов утверждает определенную идеологию и вполне конкретный способ решения социальных проблем. Вопросы политики, идеологиии исследовательской практики в изучении производственных организаций тесно связаны и выступают наиболее рельефно. Представляется актуальным переопределение рамок установившихся научных подходов в направлении более глубокого анализа игнорируемых ранее сфер трудовой деятельности и тех элементов трудовых отношений, которые оказались на периферии или вообще не вошли в традиционно сложившийся фокус научного исследования труда. В сложившихся условиях наиболее адекватным предполагается изучение микросоциальных процессов на уровне отдельного предприятия, организации и социально-профессиональной группы. Такой проект социологии трудовых отношений может переориентировать ее от обоснования определенных идеологий в область социальной критики, формирующей демистифицированное социальное знание. Это знание, как показывает мировая практика, может обозначить рамки позитивным общественным изменениям. В этом отношении социология трудовых отношений, как научная дисциплина, открывает возможность критического осмысления социальной реальности, и основным содержанием здесь становится репрезентация голосов социальных «других», в том числе носителей организационных субкультур, разнообразных социальных практик. Идея культуры применительно к теории организаций и практике эмпирических исследований процессов производства и управления вошла в российский научный лексикон с 1990-х годов. Заимствование из западной социологической и организационной науки оказало влияние на различия ее теоретического осмысления в рамках институционального разделения в этой области. В отечественной школе организационных исследований центральным сюжетом стала национальная специфика управления и взаимодействие зарубежных моделей администрирования с теми, которые сложились в местных условиях. Методы эмпирических исследований здесь характеризуются стремлением к позитивистской строгости и жесткой операционализацией основных понятий в вопросы структурированных вопросников. Доминируют процедуры интерпретации, основанные на выявлении статистических закономерностей. В своем исследовании профессиональной культуры в ее частном выражении — отношении к работе и по поводу работы российских менеджеров, бизнесменов и профессионалов — А. Наумов, Ш. Паффер, Э. Джонс применяют стратегию сравнительного анализа[174]. На основе количественной обработки данных, собранных в ходе исследования российских и американских респондентов, принадлежащих условно к одной социально-профессиональной страте, авторы делают вывод о различиях между свойствами национальнойкультуры и культуры исследуемой совокупности. Указанное противоречие является движущей силой в адаптации каждой из них к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Взаимодействие культур в совместном российско-американском предприятии стало предметом анализа А. Пригожина[175]. В ходе своего кейс стадиторговой компании The Shoe он использовал методы опроса — было опрошено 60% служащих, — подкрепляя его элементами включенного наблюдения. Именно «этнографический» метод позволил увидеть в фирме образование теневой неформальной структуры, занятой нелегальными операциями с продукцией. Факт ее развития проинтерпретирован в терминах конфликта российской и американской культур. Следуя в определении организационной культуры за функционалистскими представлениями Э. Шейна, А. Пригожин толкует ее в качестве инструмента групповой адаптации и внутренней интеграции. Такой инструментальный подход предполагает возможность управления культурными процессами в компании, необходимого для достижения максимально эффективной деятельности, и связывает экономические показатели со свойствами организационной культуры. Управленческие отношения в японских компаниях — один из традиционных сюжетов организационных исследований. Во многом мифологизированный образ японской фирмы ассоциируется с феноменом экономического чуда, поэтому эта тема так привлекательна для управленцев. Японских компаний в России пока немного, и интерес к управленческим отношениям в таких организациях у Х. Ватанабэ вызван скорее интересом к межкультурным взаимодействиям, чем стремлением продемонстрировать модели эффективного управления[176]. В центре исследований оказались организационные «миры», на этот раз населенные русскими и японцами, пытающимися достичь взаимопонимания на рабочем месте. Рассматривая либерализацию внешнеэкономической деятельности в России как фактор создания в ней представительств японских фирм, Х. Ватанабэ в число управленческих приоритетов ставит подбор кадров. Свой личный жизненный опыт понимания японской и русской культур она использует как инструмент интерпретации в той же степени, что и данные опроса московских представительств японских фирм и менеджеров совместных предприятий. Трудности во взаимопонимании в таких организациях достаточно типичны, их источник — особенности национального характера и определенные сложившиеся стереотипы, однако, по мнению автора, их легко разрешить. Характеристики «национальной», «организационной» и «про-фессиональной» культуры для организационных исследователей не являются предметом проблематизации. Они «взяты напрокат» как самоочевидные из работ русских религиозных философов, историков и журналистов, концепций западных ученых и использованы в отечественном контексте. Инструментальная позиция организационных исследований проявляется в использовании нормативной оценки организационных процессов. Некоторые образцы культурных процессов объявляются предпочтительными и на следующих этапах анализа предпринимается попытка соотнести с ними те реалии, которые встречаются в полевом исследовании. В интересах позитивистской строгости авторы оставляют без внимания или оценивают как патологичные те формы организационной жизни, которые не помещаются в управленческую парадигму организации (взгляд «сверху вниз»). Впрочем, организационные опросы здесь уязвимы и с точки зрения ревнителей позитивистской чистоты метода — выборки весьма малы, а алгоритмы отбора респондентов проблематичны. Количественный инструментарий скорее выполняет функцию легитимации выводов, чем исследовательского метода. К настоящему времени демаркационная линия между организационными исследованиями и социологией по поводу организационной культуры лежит, на наш взгляд, в той же области, что в западных исследованиях организаций. В ее основе — не только институциональное разделение, но и исследовательские предпочтения по выбору тем исследования, интерпретационных стратегий и методов. В социологических исследованиях организационной культуры в центре внимания оказались производственные и трудовые отношения. «Этнографический» подход здесь — орудие социальной критики, позволяющее представить взгляд снизу вверх и переосмыслить управленческую рациональность с использованием прямой речи, текстов интервью и голосов организационных «субкультур». При этом понятие «организационная культура» может и не упоминаться напрямую, однако общее понимание социального контекста протекания организационной жизни целиком лежит в русле социально-антропологических предпочтений. В фокус исследований попадают такие нетрадиционные для отечественной социологии темы, как гендерные отношенияв организации, карьера женщин в индустрии. Исследования, проведенные И. Н. Тартаковской[177] на промышленных предприятиях России, говорят прежде всего о том, что профессиональное продвижение женщин в отечественной индустрии представляет собой социальный процесс, заключающий в себе множество разнообразных проблем. Специфика его связана, с одной стороны, с особенностями типа организационной культуры, чрезвычайно отягощенного патриархальными и авторитарными традициями, с другой стороны, с тем, что в годы Советской власти вовлеченность женщин в индустриальное производство была выше, чем в большинстве стран мира и, следовательно, они обладали все же значительным потенциалом активности. Таким образом, можно говорить о значительной несбалансированности той роли, которую женщины до сих пор продолжают играть в системе материального производства в России, и того, как управляется это производство. Наиболее высоким статусом в организациях обладают преимущественно мужчины, женщины же, если и достигают высокого положения, то обычно не в качестве линейных руководителей, но в качестве «специалистов узкого профиля». Рассматриваемая проблема является как бы частным случаем проблемы женской карьеры вообще, которая отнюдь не является специфичной только для России. Существует обширная литература на тему «Женщины в управлении», в которой отмечается, что во всем мире менеджерами в специфических сферах (на Западе это обычно работа с персоналом, по связям с общественностью (public relations), в России — экономика и финансы) обычно были женщины. Целый ряд гипотез объясняет причины трудностей, стоящих перед женщинами-менеджерами. Условно их можно разделить на три группы. Первая из них, упрощенно говоря, сводится к тому, что причины неуспеха женских карьер в области менеджмента связаны с тем, что выработанные обществом поведенческие образцы, в рамках которых происходит социализация женщин, предполагают акцент на эмоциональности, мягкости и, главное, зависимости, что противоречит базовому имиджу менеджера высокого уровня, подразумевающему жесткость, индивидуальную независимость, ярко выраженные бойцовские качества и т. п. Поэтому женщины сами чувствуют себя дискомфортно на соответствующих позициях и предпочитают не стремиться к ним. Выход из ситуации приверженцы этой гипотезы видят в создании и применении на практике новой концепции менеджмента, которая предполагает акцент на диалоге (вместо жесткого давления), терпимости, сотрудничестве и т. п. В любом случае, эта гипотеза базируется на том, что проблемы с карьерой у женщин объясняются особенностями самих женщин. Другая гипотеза, поддерживаемая прежде всего в феминистской литературе, утверждает, что причины кроются не в женщинах, а в организационных структурах, созданных мужчинами для реализации своих целей, в результате чего в них царит «гегемония патриархальной идеологии». И. Н. Тартаковская предполагает, что в России профессиональному продвижению женщин, в том числе и в промышленности, препятствуют обе названные группы причин, глубоко интегрированные в «российский тип организационной культуры». Особенности социализации и социокультурные стереотипы действительно играют большую роль в поведении женщин, работающих в российских промышленных организациях. Исследование М. Ильиной посвящено изучению специфической профессиональной группы — кондукторов общественного транспорта[178]. Это попытка представить этнографию профессии в контексте динамики культурного процесса внутри организации — городского автотранспортного предприятия. Автор показывает, как падение уровня производства на промышленных предприятиях, ухудшение условий оплаты труда, в том числе длительные задержки заработной платы, привели к тому, что на рынке труда оказалось значительное число работников с высоким уровнем образования, готовых на снижение своего социального статуса. На основе материалов интервью, воспоминаний работников автотранспортных предприятий, исторических свидетельств реконструирована история профессии, рассматриваются причины ее почти полного исчезновения в 1970-х гг. и возрождения в 1990-х гг. М. Ильина, используя подход этнографиипрофессии, показывает, как осуществляется формирование групповой идентичности, основанное на маргинальном статусе этой профессиональной группы внутри организации. Институциальный конфликт между водителями и кондукторами рассматривается не только как борьба экономических интересов, но и как культурный конфликтв духе М. Дуглас, для которой формальные структуры тождественности, эквивалентности нагружаются смыслами иерархии и доминирования, которые, в свою очередь, соответствуют господствующему политическому порядку. Наша работа по изучению цеховой администрации рассматривает культурные процессы на предприятии в неразрывной связи с экономическим кризисом и перераспределением власти в структуре управленческой иерархии[179]. Распространенные модели поведения, ценности и смыслы деятельности на металлургическом предприятии «Прокат» подвергаются изменениям под воздействием акционирования предприятия. Представления о работе изменили свой характер: страх потерять рабочее место, неустойчивость положения отчуждают рабочих от производственного процесса. Более того, углубление отчуждения коснулось и цеховых мастеров, которые в отличие от начальников цехов и высшего руководства предприятия оказались в стороне от распределительных потоков власть-статусы-акции. Советская наука о труде тщательно обходила проблему маргинальных практик, и поэтому работ по изучению неформальных отношений немного[180]. С. Алашеев впервые рассматривает неформальные отношения как культурный феномен в аспекте изучения трудовых отношений«советского» типа[181]. Его детальное этнографическое исследование в ходе многочисленных интервью и открытого включенного наблюдения позволило выделить особую роль института неформальных отношений и их специфику для нерыночной экономики. Для советских менеджеров среднего уровня эти отношения стали вспомогательным механизмом управления. С его помощью компенсировались недостатки системы формализованных правил, а «внешние» нормы работы адаптировались к «внутреннему» укладу производственного процесса. Монетаризация общественной жизни сделала взаимодействия на цеховом уровне более рационализированными и положила начало трансформации неформальных отношений. Уникальный опыт полного включенного наблюдения положен в основу этнографиичастного коммерческого предприятия М. Киблицкой[182]. Её работа построена в нетрадиционном стиле: по характеру изложения — это особый вид научного описания — фрагменты из дневника секретаря небольшого коммерческого предприятия, специальным образом сгруппированные и снабженные аналитическими комментариями. Такой прием позволил автору «отредактировать себя из текста», использовать свои личные переживания и культурный опыт для интерпретации специфической социальной среды. Исследователь помещает себя в контекст жизни одной частной компании, сочетая точку зрения аналитика, внешнего по отношению к происходящим событиям, но также их включенного, эмоционального участника. 6.4. Методологические основания исследований Понятие культуры используется для описания различных проблем, идей и стилей организации. Одна из причин использования антропологических идей о культуре в организационных исследованиях была методологическая. Организационные исследованияна Западе с самого начала были тесно связаны с практической деятельностью менеджеров по совершенствованию системы управления. Как отмечают М. Калас и Л. Смирчич, исследователи организаций играли центральную роль в «создании» организаций[183]. В то же время изменения, производимые в организациях «сверху», порождали необходимость поиска новых методов анализа. Представление о рациональной организации на основе набора объективных фактов в традиционных организационных исследованиях антропологический анализ культуры заменяет интерпретативным подходом, рассматривающим организацию как сферу конструирования значений, смыслов. Впрочем, несмотря на осознание важности такого поворота, полного сдвига в анализе организаций достигнуто не было. Например, Э. Шейн в своих исследованиях склонен одновременно к интерпретативному и позитивистскому истолкованию организационных культур. Здесь обнаруживаются определенные несогласия и противоречия, свойственные антропологическому объяснению[184]. С точки зрения Шейна, культура не может быть изучена посредством простого описания ее поверхностных свойств; нельзя оставлять без внимания холистский и систематический аспекты культуры. Несмотря на это, Шейн стремится сохранить позитивистскую «строгость», конструируя понятие культуры как объекта, независимого от социального контекста: «Мы не сможем построить полезный концепт, если мы не сможем найти согласие в том, как определить, „измерить“, исследовать и использовать его в реальном мире организации»[185]. Этот исследователь возвращается к интерпретативному подходу, когда делает предположение о том, что культура представляет собой более «глубокие» феномены, чем содержащие ее организационные символы — обряды, ритуалы, истории. Понятие глубокого уровня, которое вводит Э. Шейн, характеризует культуру как тотальность, охватывающую все аспекты повседневной жизни, повторяемую во времени и широко распространенную. Такое определение культуры созвучно антропологическим идеям. Свойство распространенности культуры подразумевает также согласованность между членами сообщества относительно следования тем или иным нормам. Используя такой показатель, как распространенность, исследователь имеет возможность выделить рассматриваемый феномен эмпирически. Культура оказывается принадлежностью социальной группы (которая рассматривается как нечто, имеющее границы и обладающее известной степенью единства). Культура «действует постоянно» в смысле ее неизменности и повторяемости, она «распространена» в смысле достигаемого с ее помощью консенсуса и отсутствия двусмысленности, неопределенности. В качестве метода исследования Шейн предлагает использование включенного наблюдения и групповых интервью с работниками, организованных подобно групповым занятиям по осознанию общих проблем (consciousness raising). Эти групповые интервью строятся вокруг тем, определяющих, по мнению автора, структуру организационной культуры. Б. Тернер предположил, что вопросам организационных консультантов о ценностях и нормах культуры должно предшествовать глубокое проникновение исследователей в ее внутреннюю природу. Исходным пунктом может стать изучение тех способов, какими конструируется система смыслов, общих для членов группы, поддерживающих основы «индустриальной субкультуры». Одним из свидетельств этому может стать процесс социализации новичков, когда новые члены коллектива усваивают культурные нормы и правила поведения, способы деятельности. Новый сотрудник оказывается под воздействием идеологиикак представлений о социальном мире и о том, что в нем происходит, как проекта правильного социального порядка, содержащего этические установки. Идеология в значительной мере может определять действия индивидов и поэтому играет важную роль в развитии организации. Идеологиявоздействует на культурный капитал индивида в организации, поскольку в скрытом виде содержится в механизмах воспроизводства культуры. Как новый человек в организации получает и закрепляет знание об организационной культуре? Для этого существуют сложившиеся социальные механизмы, такие, как мифы, ритуалы, язык, символы и контроль. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы