Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Собор святого апостола Андрея Первозванного. В. О., 6-я линия, д. 11.



Здание, где находились квартира и нотариальная контора К.Ф. Рериха. В. О., Университетская наб., д. 25.

В конце 1860-х годов в этом доме (угол набережной реки Большой Невы, д. 25 и 6 линии, д. 1) поселился нотариус Петербургского Окружного суда Константин Фёдорович Рерих со своей супругой Марией Васильевной, урождённой Калашниковой. В 1869 году он заключил контракт на аренду помещения сроком на 10 лет и открыл по этому адресу свою нотариальную контору. Семья проживала в квартире №8, которая находилась на втором этаже, окна выходили на 6-ю линию и на набережную Большой Невы, на самом углу был расположен балкон, который не сохранился.

В доме на набережной, напротив Николаевского моста (ныне Благовещенский мост) и часовни Николая Чудотворца (не сохранилась) 9 октября 1874 года у супругов Рерихов родился сын Николай. Семья жила здесь до 1899 года. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего художника, время его учёбы в частной гимназии К.И. Мая, Академии художеств и Петербургском университете.

В 1994 году на доме по Университетской наб. была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме родился и жил с 1874 по 1899 год мыслитель-гуманист, художник Николай Рерих».

Собор святого апостола Андрея Первозванного. В. О., 6-я линия, д. 11.

Николая Рериха крестили 16 октября 1874 года в Андреевском соборе. Андреевский собор расположен на углу Большого проспекта и 6‑ й линии Васильевского острова. В 1731 году на этом месте была возведена деревянная церковь, которую в 1732 году освятили в честь святого апостола Андрея Первозванного. В 1744 году церковь получила статус собора, а в 1761 году собор сгорел от попадания в него молнии. В 1764-1780 годах по проекту архитектора А.Ф. Виста был построен новый каменный собор, который в 1797 году при императоре Павле I стал кавалерским, в связи с чем над входом был укреплен знак ордена святого Андрея Первозванного, поддерживаемый херувимами. В конце XIX века собор неоднократно посещал и проводил в нём службы отец Иоанн Кронштадтский.

 

Здание, где находилась первая квартира Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. Галерная ул., д. 44, кв. 5.

Вскоре после свадьбы, в конце 1901 года, семья Рерихов переехала с Васильевского острова на Галерную улицу в дом № 44, в квартиру под № 5 на 2-м этаже. Дом принадлежал вдове потомственного почётного гражданина П.И. Гулиной и её детям. «Каменный четырёхэтажный жилой дом по Галерной улице, с каменным пятиэтажным по левой границе жилым флигелем...».

К этому времени Н.К. Рерих уже занимал должность секретаря в Императорском Обществе поощрения художеств, и новое место жительства было ближе к его месту службы. В 1902 году 3 августа в д. Окуловка Новгородской губ. у Елены Ивановны и Николая Константиновича родился первенец - сын, которого родители назвали Юрием.

На Галерной, 44 семья жила до 1904 года. Современный адрес дома тот же.

Здание, где находилась вторая квартира Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. В. О., 4-я линия, д. 5.

В начале 1904 года семья Рерихов переехала обратно на Васильевский остров. В письме к М.К. Тенишевой от 25 марта Н.К. Рерих писал: «Эти дни все хлопотал с переездом и теперь могу сообщить мой новый адрес: Васильевский Остров, 4 линия, № 5, кв. 9».

Каменный четырехэтажный угловой доходный дом (№ 15 по Большому проспекту) был построен в 1878-1879 годах по проекту архитектора К.К. Рахау и принадлежал Л.Е. Кёнигу.

По этому адресу Рерихов часто посещал художник М.А. Врубель. «Незабываемо последнее посещение Врубеля, бывшее в 1905 году. <...> Помним, он пришел довольно поздно вечером, и за чаем была беседа о новых задуманных картинах. Жили мы в доме Кёнига на пятой линии Васильевского Острова, столовая выходила во двор...».

В 1904 году 10 октября у Елены Ивановны и Николая Константиновича родился второй сын, названный Святославом.

 

Место, где находился «участок с палисадом», домом и другими строениями, принадлежавший М.В. Рерих. В. О., 16-я линия, д. 15.

В мае 1880 года Константином Фёдоровичем Рерихом был приобретен участок «пустопорожней земли» с палисадом на имя Марии Васильевны Рерих. Участок находился на углу Большого проспекта и 16-й линии Васильевского острова. Осенью 1882 года М.В. Рерих продала его каретному мастеру А.И. Гейнрихсену, у которого к 1887 году на этом участке значился «деревянный двухэтажный лицевой дом, крытый только верхний этаж для жилья, нижний этаж для каретной мастерской...»; а в апреле 1888 года Мария Васильевна выкупила с публичных торгов тот же участок, выставленный за неплатёж по ссуде. В 1890 году её имущество заключалось «в дворовом участке земли мерою <...> в ч[исле] 666 3/4 кв. саж., в том числе заключается под полисадом 305 31/35 кв. саж., какова земля должна всегда, согласно Высочайшему повелению, оставаться под полисадом, огороженною приличным окрашенным масляною краскою решетчатым забором и никаким строением занимаема быть не должна. Двор сей под урегулирование не подходит на каковом участке имеется лицевой по 16 линии деревянный 2-х этажный дом и во дворе два деревянных сарая и каменная кузница. Дом в настоящее время ремонтируется капитальною внутреннюю отделкою, а кузница обращается в прачечную и дворницкую...» По описи с оценкою дома в 1891 году Марии Васильевне Рерих принадлежали лицевой деревянный дом в два этажа с каменною пристройкою для лестницы, деревянный одноэтажный надворный жилой флигель и каменные службы. Помещения дома, около 20 комнат, сдавались внаём. Их занимали: архитектор Л.Ф. Шперер, прусский подданный Ф. Циллесен и конторщик Ю.И. Нюстрем.

В 1899 году, после окончания контракта на аренду помещения в доме по Университетской набережной, 25, семья Рерихов переезжает в собственный дом на 16-ю линию Васильевского острова (угол Большого пр., 57 и 16-й линии, 15). Летом 1900 года умер К.Ф. Рерих. Мария Васильевна жила в этом доме с младшими сыновьями до 1912 года, а Николай Константинович Рерих – до 1901 года. Сразу после свадьбы (28 октября 1901 г.) художник с женой поселился в доме матери, однако вскоре молодые переехали на Галерную улицу.

Об этом доме остались воспоминания Святослава Николаевича Рериха. В письме к П.Ф. Беликову от 10 ноября 1969 года он писал: «Я хорошо помню дом-особняк бабушки Марии Васильевны, но не помню линии. Был обширный сад, через ограду виднелось большое здание какого-то училища. Дом был одноэтажный, поместительный. В столовой на стене висели чучела птиц, приготовленные Н.К. – трофеи его охот. Тоже несколько ранних его работ, какой-то воин, перевязывающий руку и др. Ещё жила охотничья собака Н.К. – Изварка - пойнтер белый с чёрными пятнами. Ей было много лет. Этот дом был позже продан, и бабушка приобрела квартиру, тоже на Васильевском острове в новом доме. Жила она с Борисом Константиновичем». Упомянутые деревянный дом и участок были проданы учителю Бориса Константиновича Рериха по Академии художеств академику архитектуры, профессору Леонтию Николаевичу Бенуа, который в 1913–1914 гг. построил на этом месте по собственному проекту большой доходный дом (ил. 7). Мария Васильевна с Борисом Константиновичем переехали на квартиру в доме 9 по Кадетской (ныне Съездовской) линии и прожили здесь, по крайней мере до 1917 г.

 

Российская Академия художеств. В. О., Университетская наб., д. 17.

1). Академия художеств была учреждена решением Сената в 1757 году по инициативе выдающихся деятелей России - учёного М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова; Устав и Привилегии утверждены в 1764 году при императрице Екатерине II. В 1764-1788 годах на участке между 3-й и 4-й линиями Васильевского острова, вдоль набережной реки Невы, было построено здание, предназначенное для «Академии трёх знатнейших художеств». Авторами проекта были профессора-архитекторы Ж.‑ Б. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов. В 1832-1834 годах перед главным входом в Академию архитектором К.А. Тоном сооружена каменная пристань с двумя сфинксами по сторонам. Во второй половине XIX – начале XX века по проектам архитекторов А.И. Резанова, Ф.И. Эппингера, Л.Н. Бенуа, В.А. Щуко была изменена отделка помещений в здании. Ныне в стенах Академии (Университетская наб., д. 17) находится Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Научная библиотека и Научно-исследовательский музей Академии художеств.

В 1893 году Н.К. Рерих поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Его преподавателями были: Н.А. Лаверецкий, И.П. Пожалостин, Г.Р. Залеман, П.П. Чистяков, Б.П. Виллевальде и др.

С 1895 года он занимался в пейзажной мастерской под руководством профессора А.И. Куинджи, который стал для Н.К. Рериха «учителем не только живописи, но и всей жизни». Мастерская находилась в помещении первого этажа здания Академии художеств, окна выходили на третью линию Васильевского острова.

В 1895 и 1896 годах Николай Рерих принимал участие в выставках ученических работ, а в 1897 году на конкурсной выставке в Академии получил звание художника. Позже, в 1899, 1900, 1902 годах, он участвовал в весенних академических выставках, а в 1909 году был удостоен звания академика Императорской Академии художеств.

Ранее, с 1855 по 1864 годы, в Академии художеств учился И.И. Шапошников, отец Е.И. Рерих. Занимался в мастерской профессора архитектуры, академика А.П. Брюллова. В 1859 году он был награждён малой серебряной медалью за «Проект Арсенала в саду при Императорском дворце», а в 1862 году – большой серебряной медалью за дипломную работу «Проект Кофейного дома в парке». В 1864 году получил аттестат от Академии художеств со званием «классного художника 3-ей степени» с правом производить проекты.

В 1904-1913 годах в Академии художеств учился младший брат Николая Рериха – Борис Рерих. Занимался в мастерской профессора архитектуры Л.Н. Бенуа. За дипломную работу «Проект железнодорожного вокзала для столицы» был удостоен звания архитектора-художника.

2). Церковь святой Екатерины. Двадцать восьмого октября 1901 года в церкви святой Екатерины при Императорской Академии художеств состоялось венчание Елены Ивановны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха. Церковь святой Екатерины находится на Васильевском острове, внутри здания Академии художеств, и расположена в анфиладе второго этажа северного корпуса. С середины 1760 по 1830 годы в здании действовала временная походная церковь, которую привезли военные из Пруссии. В 1832-1837 годах она была перестроена и заново отделана по проекту архитектора К.А. Тона. Живописные работы в храме выполнили выдающиеся русские художники, профессора Академии художеств, В.К. Шебуев, А.Е. Егоров, П.В. Васин и другие. Скульптурная отделка церкви исполнена известными скульпторами В.И. Демут-Малиновским, С.И. Гальбергом, Ф.П. Толстым. Церковная утварь была изготовлена за счёт императора Николая I. Освящение церкви состоялось 24 ноября 1837 года, и тогда же церковь получила своё название во имя святой вмц. Екатерины. Впоследствии многое было подарено храму его прихожанами, например: «белые, атласные с акварельной живописью пелены для образов подарила дочь нотариуса Лидия Константиновна Рерих».

До 1918 года церковь святой Екатерины сохранялась в неизменном виде со времени ее открытия. Лишь в 1860-е годы производился косметический ремонт и реставрация росписи плафона. В октябре 1919 года церковь была закрыта и стала частью музея Академии художеств. Весной 1929-го храм был ликвидирован, а помещение переделано под клуб. В 1991 году в церкви святой Екатерины были возобновлены богослужения и начата реставрация интерьера.

 

Бывший Первый кадетский корпус. В. О., Университетская наб., д. 15.

В 1909 г. состоялся «Салон», который проходил в помещениях музея и в «Меншиковских комнатах» в Первом кадетском корпусе, устроенный известным петербургским искусствоведом С.К. Маковским. Здесь Н.К. Рерих впервые представил свыше 50 полотен, включая программное произведение «сокровище Ангелов» (1904-1905) А.Н. Бенуа писал в газете «Речь», что выставка впервые показала петербургской публике истинные масштабы художника.

 

Большая Морская ул., д. 33.

Большая Морская ул., д. 35.

В 1905 г. Н.К. Рерих выполнил эскизы майоликовых украшений, предназначенных для здания по адресу Б. Морская ул., дом 35, в котором располагалось общество «Россия». Украшения были разнообразные – фриз, 9 вставок между окнами верхнего этажа и три вставки в виде треугольных фронтонов над окнами второго этажа. Декоративные панно для дома общества «Россия» были отражением увлечения Рериха древнерусским искусством и его традициями.

 

Некрополь мастеров искусств – бывшее Тихвинское кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, могилы Н.А. Римского-Корсакова и А.И. Куинджи. Набережная р. Монастырки, д. 1 / Лавровский пер., д. 2А / Невский пр., д. 179.

Здание, где находились квартира и нотариальная контора К.Ф. Рериха. В. О., Университетская наб., д. 25.

В конце 1860-х годов в этом доме (угол набережной реки Большой Невы, д. 25 и 6 линии, д. 1) поселился нотариус Петербургского Окружного суда Константин Фёдорович Рерих со своей супругой Марией Васильевной, урождённой Калашниковой. В 1869 году он заключил контракт на аренду помещения сроком на 10 лет и открыл по этому адресу свою нотариальную контору. Семья проживала в квартире №8, которая находилась на втором этаже, окна выходили на 6-ю линию и на набережную Большой Невы, на самом углу был расположен балкон, который не сохранился.

В доме на набережной, напротив Николаевского моста (ныне Благовещенский мост) и часовни Николая Чудотворца (не сохранилась) 9 октября 1874 года у супругов Рерихов родился сын Николай. Семья жила здесь до 1899 года. Здесь прошли детские и юношеские годы будущего художника, время его учёбы в частной гимназии К.И. Мая, Академии художеств и Петербургском университете.

В 1994 году на доме по Университетской наб. была установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме родился и жил с 1874 по 1899 год мыслитель-гуманист, художник Николай Рерих».

Собор святого апостола Андрея Первозванного. В. О., 6-я линия, д. 11.

Николая Рериха крестили 16 октября 1874 года в Андреевском соборе. Андреевский собор расположен на углу Большого проспекта и 6‑ й линии Васильевского острова. В 1731 году на этом месте была возведена деревянная церковь, которую в 1732 году освятили в честь святого апостола Андрея Первозванного. В 1744 году церковь получила статус собора, а в 1761 году собор сгорел от попадания в него молнии. В 1764-1780 годах по проекту архитектора А.Ф. Виста был построен новый каменный собор, который в 1797 году при императоре Павле I стал кавалерским, в связи с чем над входом был укреплен знак ордена святого Андрея Первозванного, поддерживаемый херувимами. В конце XIX века собор неоднократно посещал и проводил в нём службы отец Иоанн Кронштадтский.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь