Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История этнологических учений



К числу современных этнологических концепций следует отнести эволюционизм, диффузионизм, структурализм, американскую школу исторической этнологии, функционализм, культурный релятивизм и ряд других.

Эволюционизм формируется в середине XIX в. с утверждением в науке принципа развития, изменения. Завершением его применения стали появление и победа дарвиновской теории эволюции. Основателями эволюционизма стали: Герберт Спенсер (1820-1903), Джеймс Фрезер (1854-1941).

Диффузионизм появился в конце XIX в. Само понятия «диффузия» (от лат. распространение) было заимствовано из физики, где оно означает «растекание», «проникновение», а применительно к этнологии стало обозначать «распространение культурных явлений посредством контактов между народами через торговлю, переселение, завоевание». Основатель диффузионизма — Фридрих Ратцель (1844-1904).

Социологическая школа (конец XIX в.). Сторонники этой школы исходили из того, что человеческое общество не может быть сведено к простой сумме индивидов, что оно обладает самостоятельным статусом. Основатель школы — Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Функционализм (1920-е гг., Англия). Основатель — Рихард Турнвальд (1869-1954). Отличительная черта — рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных частей.

Американская школа исторической этнологии. Основатель — Франц Боас (1858-1942). Возникновение этого направления в этнологии было обусловлено кризисным состоянием этой науки. Идея Боаса состояла в том, чтобы заново начать накапливать этнографические данные, а затем на их основе делать обобщения. Целью этого направления науки является построение единой истории всех народов от ледниковой эпохи до современности.

Этнопсихологическая школа — в 1930-х гг. этнологи обратились к психологии. Принципиальное отличие состояло в изучении этнопроцессов в контексте таких категорий, как «культура» и «личность».

Структурализм. Основоположник — А. Радклифф-Браун (1881-1955). С помощью этого метода можно понять структурное устройство общества и существующие в нем межличностные отношения.

Культурный релятивизм (1940-1950-е гг. XX в.). Эта школа возникла как реакция на европейский этноцентризм. Главная идея — признание равноправия различных культур, созданных и создаваемых разными народами.

 

Предмет этнологии

Предмет исследования этнологии — сложный и неоднородный. До недавнего времени на предмет исследования влияла модель «примитивные народы» — народы, уровень культурного развития которых был значительно ниже, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология представляла собой науку, занимающуюся исследованием традиционных и примитивных обществ и их культур. С точки зрения цивилизованных европейцев, существовала огромная дистанция между ними и культурно отсталыми народами, которые были в некотором роде «живыми предками», заслуживающими изучения. Исходя из такого подхода примитивные народы и их культуры стали главным объектом формирующейся научной дисциплины. Об этом свидетельствуют труды основоположников этнологии XIX в. Л.Г. Моргана, Э. Тайлора и др.

В XX в. стали меняться и значительно расширяться представления о предмете науки. На рубеже столетия этнология становится университетской наукой, ее начинают преподавать как учебную дисциплину. В этнологию приходят ученые-теоретики. Были подвергнуты критике идеи разделения народов на «примитивные» и «цивилизованные». В связи с этим вместо термина «первобытные народы» ученые предложили другие термины. Так появились понятия «архаические культуры», «доиндустриальные общества», «традиционные общества», «бесписьменные культуры», «племенной союз» и т.д. Ученые пришли к мысли, что любой народ имеет право на самостоятельную жизнь и самобытную культуру. Ученые сочли неправомерным разделение народов на примитивные и культурные. Любая этническая группа является носителем той или иной степени культурности.

Во второй половине XX в. продолжала расширяться предметная область этнологии. Большое внимание этнологи стали уделять межэтническим, межнациональным отношениям. Одной из актуальных тем стал вопрос о природе и сущности нации, ее этнической и общегражданской составляющей.

В зависимости от подходов предметом этнологии считаются:

1) общие законы социального и культурного развития человека;

2) различные типы культур и пути их преобразования;

3) примитивные и традиционные общественные системы;

4) динамика культуры;

5) культура первобытных, традиционных и современных обществ.

В Западной Европе оформились экономическая, социальная, правовая, политическая, религиозная этнологии, а также этнопедагогика (исследует особенности воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).

 

Связь этнологии с другими науками

Объектом изучения этнологии являются этносы, их жизнедеятельность. Известно, что существование этносов связано с экономической, политической, культурной и другими сферами общественной жизни. Поскольку эти сферы изучаются другими науками, этнология непосредственно взаимодействует с соответствующими науками. В связи с этим появились отрасли научного знания, сочетающие этнологию и другие социально-гуманитарные науки. Прежде всего, это относится к этнографии, антропологии, культурологии, социологии, политологии, лингвистике, психологии.

Наиболее близкой и родственной к этнологии является этнография. Главный предмет этнографии — сходство и различие между народами, их этнический облик, присущая им специфика. В течение долгого времени этнография развивалась вместе с географией в неразделенной науке.

Этнография как народоведение во многом совпадает с этнологией. Поэтому часто понятия «этнография» и «этнология» употреблялись как синонимы. Однако, хотя эти науки и связаны между собой, между ними есть и различия. Этнография — описательная наука. Этнология — теоретическое народоведение. Этнографические материалы используются как эмпирическая база для теоретических обобщений и выводов этнологии.

Близкой к этнологии является антропология, но по своей предметной области этнология шире, чем антропология. Антропология была и остается наукой только о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас.

Этнология в своих исследованиях использует социологические и культурологические методы и концепции. На стыке этнологии и социологии возникла научная дисциплина этносоциология, изучающая социальные аспекты развития и функционирования этнических общностей и групп. Сфера взаимодействия этносов с политикой исследуется в рамках этнополитологии. Этнология широко связана и с психологией. Знание содержания и форм этнической психологии значительно обогащает наши представления о народах, их духовном мире, ментальности.

Наряду с отмеченными науками этнология взаимодействует и с некоторыми другими, образуя целый ряд междисциплинарных прикладных наук: палеоэтнологию, изучающую культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистику, рассматривающую проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этнонимику, изучающую происхождение и функционирование этнонимов — названий этнических общностей, и др.

 

Тема 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭТНОЛОГИИ

Методы этнологии

Метод — это способ, путь исследования. Методы этнологии:

1) изучение письменных источников (историй народов, написанных ими самими, описаний их культур) — один из самых важных методов этнологии. Наряду с историческими материалами интерес представляют доклады, отчеты географов, дипломатов, путешественников;

2) изучение устных преданий, которые выражают историческое сознание. Они исчезают быстрее, чем другие;

3) изучение археологических материалов, позволяющее довольно точно определить время исторических событий или возраст предметов культуры (термолюминесцентный метод устанавливает возраст керамических изделий);

4) сравнительное языкознание — сравнение определенных слов из разных языков с целью показать соотношение близких языков и степень их родства;

5) статистические методы — переписи населения. Систематизированная информация, позволяющая установить общую этническую картину и определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей;

6) полевые исследования — непосредственное изучение жизни народов. Метод основывается на длительном пребывании и вживании исследователя в изучаемую этническую среду. Причем срок работы должен быть не менее одного этнического года (1 год и 2-3 месяца — на адаптацию исследователя к новым условиям). С увеличением времени пребывания в изучаемом этносе плодотворность метода возрастает. Характерный пример — исследование Н.Н. Миклухо-Маклая (он жил несколько лет у папуасов Новой Гвинеи). Этот метод позволяет получить сведения как о материальной (чертежи, схемы, фотографии объектов материальной культуры: орудий труда, жилищ, утвари, одежды и т.д.), так и духовной культуре народов (традициях, обрядах, обычаях, ритуалах, фольклоре и т.д.);

7) наблюдение — экспедиция (временное проживание и составление фотолетописи), стационарное наблюдение (т.е. этнолог пытается какое-то время жить в среде изучаемого этноса);

8) сравнительно-исторический метод — используется для реконструкции современных явлений;

9) этническая картография — составление карт с особыми сведениями;

10) метод количественного анализа (анкетирование) — вопросы о бытовой и духовной культуре;

11) комплексный метод и др.

 

Основные понятия этнологии

Существуют общие для целого ряда наук понятия, которые одновременно являются базовыми для этнологии, — это понятия этноса, культуры, традиции, нации, национальности, ассимиляции и др.

Вокруг понимания этничности развернулась дискуссия. Согласно одной точке зрения этносы представляют собой биологические единицы — популяции. Сторонники другой позиции отстаивают представление об этносе как социальном явлении в широком смысле этого слова.

Наибольшее распространение получили представления об этносе как о социально-культурном явлении. Согласно данным представлениям этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (это язык, культура, этническое самосознание), но эти свойства формируются только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых. Следовательно, этнос — это особый исторически возникший тип социальной группы коллективного существования людей. Этнос — это то, что составляет индивидуальность, неповторимость народа, что отличает один народ от другого. Такая общность складывается и развивается естественно-историческим путем, она способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. Самое главное, что общность эта осознается самими людьми.

Традиция — это общественные явления, которые многократно повторяются, стали устойчивыми, общепринятыми, вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической общности (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).

Культура — совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей, все, что создано людьми.

Ассимиляция (от лат. assimilatio — подражание, уподобление) — частичная или полная утрата одной культуры в пользу другой.

Этническое сознание — осознание принадлежности к определенному этносу, важный признак этнической общности.

Этническая картина мира — особое представление о мироздании, характерное для членов того или иного этноса, которое воплощает ценности, присущие культуре данного народа. Со временем она меняется.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь