Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть 1. Основные направления в развитии российской психологии



Рассмотрим основные подходы и теории отечественной психологии второй половины XIX – начала XX века

 

Иван Михайлович Сеченов (1829 – 1905)

Сеченов был не только значительным ученым, но и яркой личностью, находился в центре не только научных, но и социальных дискуссий и повлиял на мировоззрение целого поколения.

Результаты своих экспериментов и выводы Сеченов обобщил в работе «Рефлексы головного мозга» (1863). В работе Сеченов отрицал существование нематериальной души, доказывая, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. Любой рефлекс проходит через рефлекторную дугу. Удалось определить, что рефлекторная дуга может замыкаться в спинном мозге, минуя головной. Он брал для исследования обезглавленных лягушек и замечал, что они отдергивают лапку, если ее ущипнуть, а также пытаются смахнуть с брюшка клочок бумаги, смоченный кислотой.

Другая серия экспериментов показала, что сильное раздражение зрительных бугров в головном мозге лягушки вызывает угасание рефлекса лапки. Это явление было названо сеченовским торможением (центральное торможение). Это доказывало, что нервная деятельность есть не что иное, как два постоянно взаимодействующих процесса – возбуждение и торможение. Таким образом, категория рефлекса была преобразована. Кроме того, было введено понятие о центрах хранения информации, предуведомления и усиления сигнала, которое объясняло сложное поведение.

Центральное торможение объясняло также способность человека во имя высших нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически на них реагировать. Сеченов как бы «угадал» общественные ожидания, которые совпали с его собственными научными интересами. Он отвечал на главные вопросы – что такое человек, как объясняется формирование его нравственности с позиций естественной науки. Это доказывало несомненную практическую пользу психологии, делало ее реальным инструментом, помогающим воспитывать и обучать человека.

Известность Сеченова росла также из-за распространения слухов о том, что он прототип Кирсанова в романе Чернышевского «Что делать? ». Поэтому его считали новым человеком, которому нужно подражать. Но ученый избегал популярности, особенно если к ней примешивалась политическая нота.

После публикации «Рефлексов головного мозга» прогрессивные естественнонаучные взгляды автора, подкрепленные описанием физиологических опытов, насторожили цензуру. По решению цензурного комитета книга «подлежала судебному преследованию и уничтожению как крайне опасная по своему влиянию на людей». Но до суда дело не дошло, Сеченов к тому времени был уже достаточно крупной фигурой в научном мире, и царское правительство решило обойтись без лишнего шума.

Наряду с изучением физиологии нервной системы Сеченов проводил опыты по исследованию дыхательной функции крови. К этому его подтолкнул трагический случай, произошедший с тремя французскими аэронавтами, совершавшими полет на воздушном шаре. Двое из них погибли, и ученый смог установить, что смерть наступила из-за нехватки кислорода, поскольку воздух в верхних слоях атмосферы сильно разрежен. Так в 1879 году на съезде естествоиспытателей докладом Сеченова о нарушениях, возникающих в организме при критически пониженном атмосферном давлении, были заложены практические основы медицины экстремальных ситуаций.

В 70 – 90-е годы появились новые работы Сеченова о свободе и несвободе воли. Этому способствовало то, что Сеченов участвовал в работе суда в качестве присяжного заседателя и дружил со многими известными судебными деятелями. Он развивал идею о том, что человек не нуждается для поддержания своей нравственности в каком-то дополнительном источнике, кроме своего разума и своей совести, и воспитанный определенным образом человек не может жить приятно, не живя разумно и нравственно. Он показывал, что желания и интересы воспитываются и развиваются в зависимости от той среды, в которой человек растет. Поэтому общество должно заботиться о просвещении своих граждан и о воспитании детей.

Уже в преклонном возрасте Сеченов проводил опыты на самом себе, изучая физиологические особенности организма при нагрузках и в покое. По несколько часов без перерыва он поднимал рукой груз, исследуя утомляемость руки.

 

«Рефлексы головного мозга» (1863)

«Элементы мысли» (1878)

Однако популярность взглядов Сеченова не отменяла попыток ученых построить новую позитивную психологию, оставаясь в русле гуманитарных наук, прежде всего философии. Наиболее значимый вклад в развитие такой психологии сделал К.Д.Кавелин.

Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885)

Основной темой его научных исследований была проблема нравственности в разных ее аспектах. В концепции Кавелина зарождаются контуры отечественной психологии личности, т.к. на первый план он выдвигает идею самоценности личности, ее свободы и независимости от давления общества. В связи с этим важнейшими чертами философии, психологии и правоведения являются, с его очки зрения, антропологизм (центрированность на человеке) и этическая направленность.

Большое внимание он уделял проблемам искусства и культуры. Роль искусства он видел в том, что оно может воздействовать на эмоциональную сферу людей и формировать определенное отношение к нравственным нормам.

Кавелин был в первых рядах ученых, которые говорили о необходимости осознания нашей ментальности и о том, что все реформы должны ее учитывать, сообразуясь с психическими качествами русского народа. Кавелин подчеркивал, что свойства национальной психики проявляются и в науке и в религии (это согласуется с идеями Вундта).

Все это привело его к концепции о том, что суть цивилизации – в умственном и нравственном развитии отдельной личности. Таким образом, личность, а не коллектив представляет собой основу общественного развития. Личность является результатом не только физиологии, но и истории и культуры.

Эти взгляды послужили причиной полемики Кавелина с Сеченовым. Позиция Кавелина была развита философами 90-х годов: Лопатин, Лосский, Бердяев. Тем не менее, в 60 – 70-е годы общество безоговорочно приняло программу Сеченова, положив начало построению психологии как науки о поведении, существенно отличавшейся от других психологических направлений.

 

«Мысли и заметки по русской истории» (1866)

«Задачи этики» (1887)

 

Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891)

 

А. А. Потебня – одна из самых интересных фигур в гуманитарной науке этого периода. Его по праву можно считать одним из первых ученых, заложивших такую характерную особенность отечественной психологии, как историко-генетическая ориентация в анализе психического и этического развития человека. В дальнейшем это нашло отражение в теориях Шпета, Басова, Выготского и др.

Потебня писал, что основной вопрос самопознания: «Что я такое? » для современного человека сводится к вопросу историческому: «Как я, один из многих, стал таким? ». При этом в осознании себя частью данного народа главную роль играет язык, т.к. говорить, значит связать свою мысль с мышлением своего племени или народа.

Потебня исследовал процесс развития речи. Он имеет две стороны – понимание речи другого и создание собственной речи. Противоречивость психологического развития человека состоит в том, что мышление развивается изнутри, но знания и опыт приходят к человеку извне. Т.е. язык есть творчество, но мы перенимаем обычно уже готовый язык, а не изобретаем его каждый раз заново.

 

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871)

Ушинский –основоположник русской педагогической науки. Ближайший его соратник Л. Н. Модзалевский справедливо писал: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».

 

«Психология – наука, необходимая для определения целей воспитания, разработки методов оценки результатов обучения».

Основной труд – «Человек как предмет воспитания». В этой работе Ушинский рассматривает вопрос изучения психики человека, являющегося предметом педагогического воздействия. Ушинский установил иерархию наук, определяющих педагогический процесс. «Педагогика может разработать план воспитания целостной личности, только опираясь на весь комплекс антропологических наук, но в первую очередь на психологию». Центральной психологической и педагогической проблемой Ушинский считал развитие мышления, от которого зависит результат обучения. Особое значение Ушинский придавал сознательному овладению родным языком. Он считал, что судить о степени развития речи ребенка надо не по количеству произносимых слов, а по сознательному их употреблению. Речь и мышление неразрывно связаны и составляют единое целое. Ушинский выдвинул целостную психологическую концепцию человека.

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900)

По праву считается одной из центральных фигур в духовной жизни России того времени.

Как все богато одаренные люди, Соловьев не укладывался в определенные рамки. Он не оставил законченной научной системы, а скорее только ее план. Но его искания во многом сделали проблему нравственности, формирования личности человека, проблему воли центральными для психологии того времени. Хотя Соловьев был убежденным приверженцем христианской философии, его воззрения лишены догматизма, который характерен для его последователей.

В философии Соловьева рационалистические элементы сознательно соединялись с мистическими. Свою философию он назвал мистицизмом, т.е. таким воззрением, которое признает недостаточность эмпиризма и рационализма и требует дополнения их другими источниками знаний. Эти «иные источники» есть вера, свидетельствующая о существовании трансцендентального мира, к которому неприменимы признаки, заимствованные из мира явлений. Соловьев считал, что трансцендентальный мир, или всеединое целое, или Бог имеет непосредственное отношение к человеку, который занимает срединное положение между безусловным началом, или всеединым целым, и преходящим миром явлений. Эта концепция возлагает на человека важную и сложную задачу, т.к. через него идет путь повышения и развития бытия, одухотворение мертвой материи. При этом прогресс человеческого духа совершается, главным образом, по одному пути – по пути личного нравственного совершенствования, ради которого свободная воля должна делать постоянные усилия.

На трудах Соловьева воспитывались молодые умы: Л. С. Выготский, Д. Н. Узнадзе, Б. М. Теплов и др. М. Г. Ярошевский написал об этом: «Конкретные научные достижения этих лидеров русской психологии стали возможны благодаря синтетическому стилю их мысли, соединявшему философию, науку, искусство, социальную практику. Этот стиль рождался в тот причудливый предреволюционный век, которому дали загадочное имя «серебряный». Идейным вдохновителем века был В.Соловьев. И прежде чем оказаться в начальных классах марксизма-ленинизма, Узнадзе, Выготский, Теплов прошли ту высшую философскую школу, главным профессором которой был В.Соловьев. Без преувеличения можно сказать, что они были трагическими детьми «серебряного века».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь