Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История и философия науки Никитин В.Е.



История и философия науки Никитин В.Е.

 

17 ноября 2017 чт

Общие проблемы философии науки

Речь идёт о эволюции и методологии науки в целом.

Учебник Стёпина Философия науки

 

Основные этапы развития рационального познания.

 

Различные определения науки

- определение должно соответствовать контексту в котором оно употребляется, от сюда такое кол-во определений.

 

1 наука рассматривается и определяется как некая система знаний о мире (объективной действительности) Рене Декарт

2 наука как деятельность по про-ву знаний

3 наука как социальный институт начало

 

Становление рационального познания в античной культуре.

Протонаука, архаика

Возникает в античные времена в связи с развитием рационального мышления

 

Рацио – разум. Отсюда рациональность (научная) – это разумность, или характеристика знания с точки зрения его соответствия общим принципам разума и прежде всего законам логики.

Таким образом вопрос рациональности упирается в вопрос, что такое разум.

Со времён античности – Нус (ум) Аристотеля

Европейское понятие рациональности в эпоху Нового Времени- как само ценность, противопоставляемая – иррациональному (нелогичному, неразумному)

 

Рационализм ( как понятие связанное с разумом)

- в широком значении – это некая установка сознания, и основанное на ней мировоззрение, согласно которому наш мир и отражающее(познающее) его мышление строго упорядочены, т.е подчиняются неким общим законам. И в постижении этих законов и заключается сущность человеческого познания. И в качесте основателя рационального мышления – Сократ.

 

- в узком значении – рационализм – это гносеологическая концепция, которая сформур противоположная эмпиризму, в котором утверждалось, что именно разум, а не человеческий опыт, является основ человеческого познания.

 

Онтологические основания рационализма

 

- учение Платона, в котором разделяются мир вещей и мир идей. Причём действительно подлинным является мир Идей – как неизменчивый. Материальный мир стремиться к хаосу, поэтому нужны усилия Демиурга, который возвращает мир к разуму периодически. (пример – красота – как идея, которую можно обнаруживать в различных вещах, но нигде не существующей в виде вещи)

- Гегель – основой всего сущего является мировой разум, но не в виде мифологического существа, а это нечто разлитое, присутствующее во всём мире. И проявляет себя в объективных закономерностях этого мира.

 

Иррационалисты

- Ницше

- Шопенгауэр – в основе всего существующего – мировая воля.

 

 

Из наиболее авторитетных работ, посвящённых истории рационализма

Гастон Башляр – Новый рационализм

-рациональность в человеческом существовании должна связываться не только с разумность или логичностью, последовательностью нашего мышления, но с его критичностью и творческой ориентацией.

- есть мышление (по Башляру) пассивное (мышление как отражение действительности), и активное (возобновляемое мышление). Мы не можем сегодня основаться на вчерашнем, если мы рационалисты – т.е предполагает некое творческое начало в мышлении. Я по-настоящему занимаюсь мышлением, когда я бодрствую.

Хайдеггер – Что зовётся мышлением? Есть способность мышления просто повторять заученное, но это нельзя ещё назвать собственно мышлением. Собственное мышление начинается там, где мы начинаем искать доказательство собственной теоремы, которого ещё не знает человечество. В современной массовой культуре происходит забалтывание великих истин, когда современному человеку предлагаются уже готовые варианты ответов.

Гусерель (феноменология) – современная культура может погибнуть от отсутствия рациональности. Наука делает человека одиноким.

 

Пиана Павловна Гайденко – Научная рациональность и философский разум.

 

 

Основы античного (и в последствии европейского рационализма)

 

Для это эго обратимся для начала к мифам.

 

Миф – это форма целостного массового переживания и истолкования действительности, посредством чувственно наглядных образов, отождествляемых с подлинными явлениями реальности.

Т.е. некая форма переживания действительности, которая находила себе выражения прежде всего в устной форме – рассказе,

Откуда следует то, что стоит различать мифологию изначальную, и современную мифологию. Мифология приобрела новую форму и содержания. Ибо изначальная мифология была единственной формой культуры, и единственной формой познания мира. Современная же мифология существует в неких лакунах, пространствах между религией, наукой, политикой… и, понятное дело, воспроизводиться СМИ.

 

Относительно же изначальной мифологии, то она существовала в двух формах

- устный рассказ, постоянно интерпретируемый при личностной коммуникации.

- и ритуал – порядок действий, подчинённый определённому мифологическому сюжету, и приобщающий к ситуациям и смыслам мифа. Приобщение к тому событию, которое произошло в истории однажды, а воспроизводиться периодически, с целью.

 

 

Из литературы Лосев Алексей Фёдорович Диалектика Мифа

Тейлор Первобытная культура

Вулдт Вильгельм Мифы Религия + Учебник по философии

 

 

Структура мифологического мышления(сознания)

 

- мифологическое знание - знание не рациональное, основанное на непосредственном эмоционально- чувственном переживании действительности, каковое в свою очередь базируется на рассказе и ритуале. Знание- переживание.

- мифологический вымысел – это не искажение действительности, а по существу некое одухотворение мира, при котором природа наделяется свойствами и состояниями человеческой души. Когда происходит вынесение свойств души человека и наделение этим свойствами неких вымышленных персонажей.

- мифологическая вера – как убеждённость в том, что мифологические образы и сюжеты есть сама действительность. В изначальной мифологии – реальность и миф полностью совпадают. Нет совершенно никакого разделения между явлениями действительности и их

 

Основные особенности мифологического мышления

1) Целостность. Мифология как система мифов даёт комплексное представление о действительности. И в этом плане самодостаточна.

2) Природооцентричность. Т.е. сюжеты и персонажи мифов тесно связаны или навеяны природными явлениями. Одухотворённая природа – и есть дом человека, в котором он живёт. Дя античного и средневекового человека был домом, вполне уютным и удобным. В нём были хозяин, при котором человек чувствовал себя если не всегда и комфортно, но вполне определённо. Человек современности – бездомный, в силу принципиальной незавершённости научной картины мира.

3) Цикличность. Миф есть некий воспроизводящийся и постоянно повторяющийся спектакль. И регулярность ритуалов лишь подчёркивает, усиливает эту цикличность.

4) Беспроблмность – в нём нет вопрос, требующие, какого – либо рационального решения, или доказательства. Через миф мир дан человеку непосредственно и очевидно. В мифологии мышление и бытие – тождественны, неразделимы. Поэтому мифы, в научном представлении – ничего не разъясняют. Мир для дикаря очевиден.

 

Миф как некая система, формирующая человека, согласно определённым ценностям и образцам.

Миф, не смотря на всю свою иррациональность, в некотором роде уже был системой, упорядочивающей мир.

В античной мифологии – боги не всемогущи. Над всем – Мойра.

 

Изначальное мифологическое мышление – самодостаточно, и оно способно перерабатывать любые внешние явления. Вопрос тогда - каким же образом произошёл переход от иррационального к рациональному, от мифологического мышления к научному мышлению?

 

Понятие науки у Аристотеля

- первый энциклопедист в истории науки, и первый называтель. Если у Платона отсутствуют четко обозначенные понятия ( Идея, просто по своей сущности – не вполне поддаётся оформлению). У Аристотеля – строгость формулировки, и четко оговоренная терминология.

По Аристотелю существует три сферы человеческого познания

- Опыт – как знание единичного, знание факта

- Искусство – знание общего, некой теоретической концепции,

- Наука- высшая форма познания, синтез опыта и искусства – единичного и общего

 

Имеющий опыт знает –Что, но не знает –Почему? Владеющий искусством – знает – Почему(причину).

 

Отсюда основная задача науки –открытия в форме фактов, и объяснения, в виде поиска причин вещей.

Объяснить явление – это значит указать его причину.

Основных причин 4 вида

- материальные – действующие на уровне физической материи

- формальные

- действующие

- целевые

 

Причиной дома являются

- материал – кирпич, формальная причина – проект, действующая – рабочие, целевая – то, для чего это делалось.

 

Первая в истории классификацию наук

- теоретические науки – первая философия(метафизика)

-практические науки – этика (как наука о человеческих отношениях), политика, медицина, математика

- продуктивные – знания находящие своё воплощение в ремёслах

- логика- знание универсальных правил мышления (трактат Органон (руководство к действию))

 

 

Эмпиризм

Бэкон

Локк,

Юм

 

Рационализм

Декарта

 

15 дек 2017 четв

Позитивизм

— философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

- взгляд на науку как основную ценность цивилизации. Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

 

Классический позитивизм

 

Огюст Конт – политехническая школа в Париже, исключительные способности в математике и философии, исключён за вольнодумство. Секретарь, библиотекарь, ученик Сен-Симона.

 

Курс позитивной философии в 6 т – публикация работ 12 лет с 1830 – 1842гг, компиляция работ Сен Симона

Дух позитивной философии

Система позитивной политики 1851- 1854 4 тома Политическое и социальное преобразование народов ставится здесь в зависимость от новой религии человечества, первосвященником которой объявляет себя сам Конт.

 

Джон Стюарт Миль

Основы политической экономии 1848

Система логики силлогистической и индуктивной 1859

О свободе 1859

Огюст Конт и позитивизм

Обзор философии сэра Уильяма Гамильтона

Размышления о представительском правлении 1861

 

Индуктивные рассуждения являются основой научных рассуждений.

Все общие положения выводятся из человеческого опыта.

Дедуктивные рассуждения не привносят ничего нового. (Все люди смертны. Сократ человек. Сократ смертен).

В основе нашей уверенности в истинах, полученных из опыта, лежит принцип единообразия в устройстве природы. (если у нас есть факты из определённого рад событий, то мы имеем возможность предполагать, что остальные

 

У Уэвелл Но откуда нам становиться известным принцип единообразия природы – из опыта.

При том что сами рассуждения по индукции не сводятся к простому суммированию фактов. Потому что в процессе собирания этих фактов в научном мышлении возникают новые понятия и смыслы, которые не могут содержаться к исходных данных. Эти идеи появляются при попытке осмыслить собранные факты.

 

О религии – наличие порядка в мире говорит о существовании Автора. Но присутствие хаоса и зла в мире говорит о том, что Автор не настолько уж всесилен.

 

 

Герберт Спенсер

– попытка реализации замысла позитивистов – построение некой общей научной картины мира.

- во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип невмешательства (laissez faire) и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени.

 

Система синтетической философии

1862-18932- 10 томов – основные начала, Основания этики, биологии…

 

Термин эволюция вводит – как движения Вселенной от хаоса к порядку, гармонии. В живой природе эволюция идёт за счёт приспособления организмов к среде. Развитие человеческих обществ в истории идёт по той же схеме. Т.е. основная цель любого человека и об-ва в целом– это выживание при неблагоприятных обстоятельствах внешней среды. Средством же приспособления человека к среде являются моральные нормы.

Отсюда мораль – результат эволюции и выводиться из человеческого опыта.

 

Относительно религии – не смотря на все успехи наук – истоки и причины мироздания находятся в глубокой тьме для нас. Научное познание – весьма ограничено и никогда не разрешит все тайны бытия, поэтому почва для религии останется. Если задача религии в том, чтобы быть хранительницей тайны абсолюта, то задача науки – в расширении горизонтов познания человека.

 

Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.

Важнейший принцип его социологии — уподобление общества организму (органицизм)

Эрнст Мах

Анализ ощущений и отношение физического к психическому 1886

Познание и заблуждение 1905

 

Основные положения учения

- традиционно антиметафизическая ориентация, интерес к науке психологии, в которой Мах ищет ответы на фундаментальные вопросы, ответ на вопрос – что опыт даёт нам истинное представление о реальности.

При этом в работах Маха присутствует положительное отношение к трансцедентальной философии Канта.

- наука – как способ экономии мышления. В том смысле, что наука устанавливая теоретические законы, избавляет человеческий ум от постоянного возвращения к опыту. С помощью научной теории мы можем не только описывать и объяснять происходящее но и предсказывать бедующее.

- познание есть ни что иное как способ адаптации человека к миру. Наука есть концептуальная(теоретическая) адаптация к опыту. Движущей силой её является возникновение проблем, как разногласия между мыслью и фактом.

 

В основе всех явлений, по Маху, лежат факты чувственного ми­ра, ощущения. Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущения образуют тела. В работе " Механика" Мах пишет, что ощущения - это не символы вещей, скорее " вещь" есть мысленный символ для комплекса ощущений, обладающего относительной устойчи­востью; не вещи /тела/, а цвета, звуки, давление, пространство, время /то, что мы обычно называем ощущениями/ суть настоящие эле­менты мира. С точки зрения. Маха, атом, молекула, масса и т.п. - все это не объективные реальности, а лишь символы для экономного описания ощущений. Научные понятия, формулы, законы и объяснения лишены объективного содержания. Мах утверждает, например, что " в природе нет причины и нет следствия", ибо " причина и следствие суть создание нашего мышления". Точно также и законы природы по­рождаются нашей психологической потребностью и не выражают никаких объективных связей между вещами; законы природы - это продукты че­ловеческого духа, не имеющие смысла помимо человека

Рихард Авенариус 1843 -1896 –

Философия, как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил 1876

Критика чистого опыта 1890

Человеческое понятие о мире 1909

 

-познание есть явление, имеющее не столько социальные, сколько биологические корни.

- жизнь - это отношение индивида к другим индивидам и элементам окружающей среды. Поэтому жизнь есть взаимодействие индивида со средой, в процессе которого происходит обмен энергиями. Основной принцип жизни – сохранение баланса между приобретаемой и расходуемой энергиями – принцип наименьшей траты сил. Любой организм стремиться пребывать в энергетической гармонии со средой. По этому когда среда изменяется – мы испытываем стресс, и необходимость приспосабливаться. И первый стресс для любого человека – это катастрофа рождения в открытый мир.

- познание – есть форма адаптации организма к среде.

- жизнь есть единство организма и среды. Единство познаваемого и познающего, субъекта и объекта. Отсюда как нет субъекта без объекта, так и не существует объекта без субъекта.

- отсюда опыт – это взаимодействие познаваемого и познающего.

- факт – ни принадлежит ни субъекту, ни объекту, а есть нечто присутствующее в опыте. Факт не есть объект сам по себе. Некая третья реальность.

В опыте физическое и психическое тесно связаны. Разделение на субъект и объект – условно. Они неразрывное едины, без которого невозможен опыт.

Но в процессе познания субъект выделяет познающее сохранение, себя и познаваемый м, объективный мир. Но это некое насилие над реальным положением вещей – Интроекция.

Тело и среда, субъект и объект тесно взаимосвязано и эта взаимосвязь является опытом.

 

Таким образом следует различать действительность самою по себе и действительность как она дана в нашем опыте, нашем восприятии.

 

Никакого отрицания объективного мира нет, но в познании он дан нам как некое явление, и проявляет себя в нашем сознании.

 

Эмпириокритики исходит из реально существующей, не зависящей нашего сознания природы, и объективно существующего субъекта.

Но окружающие нас тела далеки от того, чтобы быть таковыми каков они нам представляются.

Мы видим тела лишь в присутствии тела обладающего светом, как отражение этого света.

Так и мы видим мир в собственном освещении, в свете нашего разума.

Но я слышу колокол только если колеблется его язык, я слышу, ощущаю и познаю только потому что есть что ощущать и познавать. Объективная реальность существует вне сознания, хотя дана нам субъективно, в нашем сознании.

 

Неопозитивизм. (Логический позитивизм)

 

- является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого

 

Идейным ядром логического позитивизма (неопозитивизма) стала группа философов и учёных, сформированная и организованная профессором Морицом Шликом при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922 году, которая получила название « Венский кружок ». Члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны.

в 1929 году на конференции по эпистемологии точных наук в Праге Нейрат от имени кружка выступил с манифестом «Научное понимание мира. Венский кружок»

Верификационизм - Одной из идей, поддерживающейся большинством членов кружка, было высказывание Э. Маха о том, что «суждения которые не могут быть ни проверены, ни опровергнуты, не имеют отношения к науке»

 

 

19 янв 2017

 

Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (1889- 1951, ) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из крупнейших философов XX века.

В 1911 году Витгенштейн отправился в Кембридж, где стал учеником, помощником и другом Рассела. В 1913 году он вернулся в Австрию и в 1914 году после начала Первой мировой войны добровольцем отправился на фронт. В 1917 году Витгенштейн оказался в плену. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал свой знаменитый «Логико-философский трактат»

Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира

Философию Витгенштейна делят на «раннюю», представленную «Трактатом», и «позднюю», изложенную в «Философских исследованиях», а также в «Голубой» и «Коричневой книгах» (публикация - в 1958).

Базовыми структурами языка являются не «элементарные предложения» (предложения содержащие только одно высказывание или суждение) а языковые практики (языковые игры)

 

Основное понятие лингвистической философии – это языковая игра (некая лингвистическая практика)

- целое, состоящие из языка и действий в которые он вплетён. Некий синтез языка и человеческой деятельности, поскольку эти тесно связаны

 

Таким образом языковая игра -это единство мыслей, слова, действий и условий, и в конечном счёте – форма человеческого существования. поскольку человек есть существо мыслящее, гооврящще, называющее вещи. Поэтому человек постоянно существует не только в природной но и в лингвистической среде.

 

Каждая наука есть определённая языковая игра – у которой свой словарь, терминология, и сходные понятие

 

И эти правила языковой среду формируются практикой человеческой жизни.

И эти правила задают как логику действий, так и логику языковой коммуникации

 

Владеть наукой – это прежде всего владеть её языком, её правилами игры.

 

Далее он разводит прочие науки и философию. Если науки в целом – это языковая игра с реальность, с неким фрагментом окружающего мира, то философия – это тоже языковая игра, но игра с самим языком, как единственной реальностью для философии. Поэтому единственно правильной является та философия, которая заниматься самим языком.

Т.е. реальность – распределена между различными науками (даже сфера мышления человека – это скорее предмет психологии), а предметом самой философии является. Метафизические концепции формируются на основе то, что чисто языковым конструкциям присваивается определённый статус существования. (типа как у Платона – когда идея не только присутствует в нашем мышлении, но и реально существует).

Отсюда основные проблемы метафизики начиная с Платона – это псевдопроблемы возникшие из произвольного пользования языком.

 

Уинстон (? ) – Метафизика и психоанализ. Метафизика – это некое выплёскивание определённых комплексов бессознательного. Философия как определённое состояние психики, болезненное. Некий результат отравления мышления.

 

Отсюда философия- это строгий анализ языка, с целью прояснения смысла сказанного и с целью разграничения того, что может быть высказано в реальности и того, что не может быть высказано в принципе. И по отношению к тому что не может быть адекватно выраженно в языке – стоит молчать.

А с другой стороны постоянная попытка вырваться за пределы того, что может быть высказано. Попытка вырваться к реальности как таковой.

 

 

Всё моё стремление, и всех людей, кто когда либо пытался или говорить, было стремлением вырваться за границы языка. Но этот побег сквзь стены нашей клетки – совершенно безнадёжен.

 

 

Вывод -Основной вклад неопозитивизма можно свети к двум тезисам

Первое – это анализ языка, на котором говорят люди и на котором говорят различные науки. Первые привлекли внимание не к предмету науки, а способам, котором наука осваивает предмет.

Второе – анализ вопроса- о взаимосвязи, отношениях теоретического и эмпирического уровня в познании, того как связаны теория и опыт.

 

 

Постпозтивизм

 

Сэр Карл Раймунд Поппер (нем. Karl Raimund Popper; 28 июля 1902 — 17 сентября 1994) — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия.

Карл Раймунд Поппер родился 28 июля 1902 года в Вене в семье юриста. Родители были еврейского происхождения, но приняли лютеранство.

В 1918 году он поступил в университет Вены, где изучал математику и теоретическую физику, при этом продолжая интересоваться философией самостоятельно.

В 1925 году, по окончании университета, Поппер получил диплом преподавателя математики и физики в гимназии. После чего преподавал математику и естественные науки в средней школе. В 1928 году Поппер защитил докторскую диссертацию по философии на тему методологии когнитивной психологии

Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания и стал основоположником критического реализма. В своих трудах Поппер опирался на концепцию истины Альфреда Тарского. Он считал, что истина объективна, а знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться (принцип фаллибилизма).

В январе 1946 года переехал в Лондон, где с 1946 года до середины 1970-х был профессором логики и деканом факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политических наук. В 1985 – предложили возглавить институт философии науки в Вене.

 

Основные темы исследований

- логика научного познания – научный метод

- логика социальной жизни – социальная философия

 

Концепция трёх миров

- человек познавая присутствует одновременно в трём мирах

- внешний – окружающий человека материальный, природный и социальный мир – объективный мир

- мир индивидуального человеческого сознания- субъективный

И классическая ошибка – сведение объективной реальности к отражению в субъективной восприятии человека (классическая теория познания). Отсюда проблема понимания истины – как соответствие знания объекту. Но по мнению Поппера проблема в том, что нами не учитывается при анализе человеческого сознания, то, о чём ещё догадывался Платон, говоря об объективном существовании идей – кроме этих двух миров, существует ещё и третий

-мир информации (мир знаний). В отличии от Платоновского мира идей, обитателями это мира является различные идеи в форме

Все эти элементы были порождены в мире субъективного восприятия. Но с того момента как они становятся достоянием общества, они начинают обретать самостоятельное существование.

Мысль записанная- объективируется, и уже не принадлежит только миру субъекта.

И всё это множество идей не может обозреваться, представляться и видеться, только одним индивидуальным сознанием.

Причём между самими объектами есть некие отношения, потенциально бесконечным количеством контактов и отношений с другими идеями.

Таким образом этот третий мир является определяющим не только в индивидуальной деятельности человека, но и в самой научной жизни.

Образование, воспитание – есть приобщение человека к понятиям и ценностям мира идей. И каждое индивидуальное сознание с этим миром идей связано и в этом секторе присутствует. И в конечном счёте познание мира природного есть не непосредственный контакт мира субъекта и объекта, а это процесс, который начинается в мире идей. Где у субъекта складывается некий комплекс идей и представлений сквозь призму которых он познаёт мир природный. В этом мире плетутся тонкие сети, которые потом забрасываем в мир природных вещей. И характер нашего знания зависит от того, каковы эти сети. Таким образом определяющим в процессе познания является существование мира идей, состоящего из бесконечного количества элементов, и ещё более бесконечного количества комбинаций его.

Мы всегда смотрим на мир природы сквозь мир идей.

И характер этих фактов, интерпретация зависят от того какую позицию мы занимаем в мире идей.

 

В гносеологическом аспекте Поппер придерживался реализма. В своих поздних работах он выдвинул гипотезу трёх миров:

  1. мир физических объектов и состояний
  2. мир психических и ментальных состояний сознания
  3. мир объективного знания (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие независящие от субъективного восприятия объекты).

Мир физических объектов взаимодействует с миром психических состояний, а тот порождает мир объективного знания, который не зависим от своих создателей. Таким образом, знание по Попперу не зависит от познающего субъекта

Следствием из этого

- не фактами определяется существование идей,

То, что мы называем независимыми фактами объективного мира, всегда зависят от наших теорий. Факты всегда «теоретически нагружены».

 

Предположения – это теории которые формируются из элементов третьего мира- «сети»

Опровержения – факты, которое мы вылавливаем, и зависящие от структуры наших сетей.

 

Поэтому отношения теории и факта – это не отношения по свойству истинности- ложности, а отношения по свойству – совместимости или несовместимости. Когда теория и опыт совместимы – то мы говорим об истинности теории.

 

Началом научного исследования являются не факты, а Проблема.

С целью её разрешения – мы выдвигаем различные гипотезы (пути её решения).

При этом мы предполагаем определённую методологию, посредством которой можно это опровергнуть.

(причём для Поппера не существует различия между Теорией и Гипотезой – это всё теории)

Затем мы прибегаем к некоему опыту.

 

Прогресс науки состоит не столько в установлении истинности факта, сколько в возрастании глубины и сложности проблем, а также в новизне интерпретации нашего опытного знания о мире.

Например -1 факт падения тел в теории Аристотеля, Ньютона и Эйнштейна - 3 интерпретации.

 

Образно - бадья - как символ простого накопления знаний.

И прожектор -научное познание подобно прожектору высвечивает определённый круг вещей, а луч прожектора - это система методов и научных принципов.

 

Поэтому теория всегда первична по отношению к опыту.

Мы видим вещи сквозь призму наших теорий.

И научный факт - это не простое явление объективной действительности, а интерпретация сквозь призму существующих теоретических положений

И соответственно - не существует чистых фактов и чистого наблюдений. Никакой чистой реальности.

 

Основным методом развития научного знания являются не индуктивные, а гипотетико-дедуктивный.

Когда вначале выдвигаются некие гипотезы, делаются определённые предположения.

 

Наука, человеческая и индивидуальная история - всегда метод проб и ошибок.

Т.е. история в целом не имеет никакой логики, и заранее определённого смысла.

Наука и её открытия являются определяющими факторами исторического процесса. А так как мы не знаем, что может быть открыто, то и предсказать бедующее человечества - не научно.

 

В постпозитивизме принято выделять два течения-

Интернализм - Локатос, Поппер.

- в основе описания и объяснения развития научного знания лежит выявление внутренней логики развития научных идей. Т.е. логика развития науки не всегда совпадет с историей развития научных идей.

Например - есть история и есть логика доказательства научной теоремы- это разные вещи.

Отсюда - объяснить научное познание - это выявить логику научного процесса.

 

Экстернализм - Социально - психологическое направление- Томас Кун, Пол Фейераден, Стефан Тулмин,

-развитие научного познания не объяснимо исходя из его логики, и в развитии науки существенную роль играют внешние по отношении к ней факторы - социальные и психологические. Развитие науки во многом трудно объяснимо как без понимания личности исследователя, так и вне истории человеческой культуры.

 

И́ мре Ла́ катос ( Аврум Липшиц; 1922 - 1974) — английский философ венгерского происхождения, один из представителей постпозитивизма и критического рационализма.

Лакатос— автор теории и методологии научно-исследовательских программ, в рамках которых, вслед за Карлом Поппером, развил принцип фальсификации до степени, названной им утончённым фальсификационизмом. Теория Лакатоса направлена на изучение движущих факторов развития науки, она продолжает и вместе с тем оспаривает методологическую концепцию Поппера, полемизирует с теорией Томаса Куна.

  • Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. Пер. И. Н. Веселовского.— М.: Наука, 1967. (Теорема Декарта -Эйлера -Коши- О соотношении между числом вершин, рёбер и граней произвольного многогранника.)
  • Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.— М.: Медиум, 1995.
  • Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции // Прил. к кн.: Кун Т. Структура научных революций.— М.: АСТ, 2001.

Работы

Коперниканская революция

Структура научных революций 1962

Теория чёрного тела и квантовая прерывность 1972

 

Парадигма

- как некий образец.

-это не просто научная теория, ближе к понятию Научно-исследовательской программе Лакатоса.

- как совокупность общих научных принципов, методологий и теоретических знаний, которые признаются верными на данном этапе развития науки и разделяются научным сообществом.

В науке всегда присутствует некое соглашательство, некий консенсус.

 

В процессе научного познания мы можем выделить два основных этапа

Нормальная наука - Определённый набор принципов и правил игры, в рамках которой функционирует научное сообщество. Решение научных задач - как неких головоломок.

каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории;

Экстраординарная наука - Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ;

Научная революция - формирование новых парадигм.

 

Примером

- представление о свете -

- согласно Ньютону - корпускулярная теория - поток частиц. Понятие давление светового потока

- по Юнгу - Френелю - волновая теория - объясняет явления интерференции, дифракции.

- согласно 3-ей научной парадигме - Планк - поток фотонов- корпускулярно-волновая теория.

 

Наличие парадигмы - является критерием научности знания

Научное знание - это знание в рамках той или иной парадигмы.

Основой существования научного мировоззрения является вера в научную парадигму.

 

Черты нормальной науки

- существование единого взгляда на предметную область, согласно которому происходит выбор проблем. (есть актуальные научные проблемы, а есть неактуальные).

- научная деятельность в пределах парадигмы направлена не просто на поиск истины, но и в значительной степени на наведение порядка в своей области. (в плане соответствия своей парадигмы).

-нормальная наука не ставит своей целью обнаружение фактов, которые бы противоречили её парадигме.

- научное открытие на этом фоне - это аномалия, явление не нормальное. В науке, как и в эксперименте с игральными картами сопровождаются с определёнными трудностями.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.153 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь