Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные современные направления исследований социально-экономических и политических процессов.



В социологии имеются различные методологические подходы к анализу социальных изменений. Мы остановимся на основных из них: I) эволюционные теории; II) теории циклического разви­тия; III) теории революционных социальных изменений.

Эволюционные теории социальных изменений. Эти теории можно разделить на четыре вида: 1) классический эволюционизм; 2) неоэволюционизм; 3) теория модернизации; 4) теория постинду­стриального общества.

Неоэволюционизм. Это направление возникло в середине XX в. Его представители рассматривали социальные изменения в соответствии с принципами эволюционной теории. Но вместе с тем они пытались преодолеть недостатки классического эволю­ционизма. Наиболее заметное выражение неоэволюционизм по­лучил в работах представителя структурного функционализма Т. Парсонса. В своей критике прежнего эволюционизма он утверж­дал, что эволюция не является однолинейной, а идет одновремен­но во многих направлениях и включает в себя целый ряд стадий в общем эволюционном процессе от первобытного к современному обществу. Заключительная стадия социальной эволюции — развитой индустриализм, который является «концом» эволюционного процесса. В этой связи у Парсонса наблюдается тенденция рассма­тривать собственное общество (США) в качестве самого современ­ного и прогрессивного, ибо оно в большей степени, чем все другие, способно, по его мнению, к адаптации, которая и является одним из основных механизмов социальной эволюции. Всего же он вы­деляет четыре таких механизма эволюции:

1)дифференциация — усложнение социальной структуры;

2)адаптация — новый способ соотнесения социальной систе­мы с окружающей средой при использовании ее ресурсов. В обще­стве в целом функции адаптации выполняет экономика, в том чис­ле новая техника;

3)увеличение объема членства в обществе (инклюзия);

4)обобщение ценностей. В современном изменяющемся обще­стве ценности и нормы все в большей степени становятся всеоб­щими, все больше утверждаются представления об универсальных правах, идеалах и ценностях независимых от типа социальной си­стемы (например, декларация ООН о правах человека).

Еще одним важным моментом теории Парсонса является утверждение, что социальные системы всегда тяготеют к равнове­сию, даже в том случае, если они не могут достичь его в действитель­ности. Поэтому социальное изменение — это движение от одного состояния равновесия социальной системы к другому. Этот момент вызвал критические замечания оппонентов Парсонса за то, что он не уделяет должного внимания месту и роли конфликта в социаль­ном изменении.

Таковы основные социологические теории эволюционизма. Свое продолжение это направление в объяснении социальных из­менений находит в таких концепциях, как теория модернизации и теория постиндустриального общества.

Теория модернизации. Как модель социального изменения эта концепция становится широко известной в 1950-1960-е годы. Данная теория, предложенная американскими социологами, вы­ступила той парадигмой (моделью), которая объясняла глобаль­ный процесс развития, в ходе которого традиционные (аграрные) общества достигают состояния современного общества (общества модерна).

Теория модернизации возникла как попытка дать ответ на во­прос о путях развития обществ «третьего мира», то есть бывших колониальных стран (главным образом Азии, Африки и Латинской Америки), которые обрели свою свободу и независимость во второй половине XX в.. Можно выделить следующие основные прин­ципы этой теории:

—резкое противопоставление современного общества тради­ционному обществу. При этом под традиционным обществом име­ется в виду преимущественно сельское, аграрное, относительно статичное общество. Под современным обществом имеется в виду изменяющееся, индустриальное, урбанизированное общество, в ко­тором произошла модернизация, начало которой было положено в XVIII в. в Европе промышленной революцией;

—переход от традиционного к индустриальному обществу происходит эволюционным путем, а сами социальные изменения носят однолинейный характер;

—основными факторами и механизмами модернизации явля­ются дифференциация структур и функций социальной системы при одновременной интеграции ее элементов; преодоление и заме­на традиционных ценностей на ценности, способствующие соци­альному развитию и прогрессу.

В общем социологическом плане модернизацию можно опреде­лить как регулируемый и целенаправленный процесс, в ходе ко­торого традиционное общество достигает состояния такого обще­ства, которое признается современным, т. е. состояние модерна. В целостном процессе модернизации приверженцы этой теории выделяют такие его аспекты, как экономическая, политическая, со­циальная и культурная модернизация.

Теория модернизации, как отмечалось, тесно связана с концеп­цией эволюционизма. Но в классическом эволюционизме развитие рассматривается как спонтанное, имманентное осуществление вну­тренних тенденций и законов общественного развития. В отличие от этого в концепции модернизации развитие рассматривается ско­рее как социальное изменение, задуманное и направляемое извне. Модели современного общества, его образцы и ценности, по мне­нию авторов теории, находят свое воплощение в обществах Запад­ной Европы и США, и ценности именно этих стран рекомендова­ны к распространению на весь мир. Критики теории не случайно утверждают, что эта концепция социальных изменений навязывает западную модель развития и отвергает возможность новых форм общества.

Теория постиндустриального общества. Разделяя основные положения эволюционизма, эта теория пытается создать образ бу­дущего посредством экстраполяции имеющихся тенденций соци­ального развития. Она стремится обрисовать ту социальную картину, которая осуществится после реализации всего потенциала индустриального общества.

Теория постиндустриального общества возникла в конце XX столетия. Ее представители Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, А. Ту­рен, О. Тоффлер, Дж. Нисбит и др. исходят из методологической установкитехнологического детерминизма. Согласно этой кон­цепции решающая роль в социальных изменениях принадлежит технологическим изменениям, которые происходят в процес­се технологических революций: 1) промышленная революция XVIII-XIX в.; 2) научно-техническая революция 1950-1960-х годов; 3) информационно-компьютерная революция конца XX в. В соответствии с этим Д. Белл выделяет три стадии исторического процесса: 1) доиндустриальное общество; 2) индустриальное обще­ство; 3) постиндустриальное общество.

В работе «Пришествие постиндустриального общества» Белл пишет, что на смену индустриальному обществу пришло постин­дустриальное общество, которое характеризуется следующими основными чертами:

—общество все более становится информационным, основан­ным на знании и производстве нового знания. Здесь теоретическое знание становится «осевым принципом» общества и является глав­ным источником инноваций, формирования политики и социаль­ных изменений вообще;

—в экономической сфере деятельности на первый план вместо производства товаров выступает производство услуг;

—изменяется классовая структура общества. Утверждение нового «осевого принципа» приводит к преобладанию профессио­налов и технических специалистов, которые составляют новый ин­теллектуальный класс;

—основное воздействие на принятие решений во всех сферах общественной жизни (экономической, политической и социаль­ной) оказывают новый интеллектуальный класс и новые интеллек­туальные технологии.

Другие представители теории постиндустриального общества, развивая и конкретизируя названные положения, пишут также о та­ких тенденциях и чертах этого общества, как растущая власть менед­жеров, превращение теоретического знания в непосредственную си­лу; «революция менеджеров», глобализация, компьютеризация и т. д

Следует отметить, что концепция постиндустриального обще­ства хотя и получила широкое распространение, однако ее основные черты пока еще далеки от воплощения на практике даже в развитых странах. Современные общества все еще далеки от реализации та­ких важных идей постиндустриального общества, как «общество досуга», «общество всеобщего изобилия» и т. д., т. е. не преодолели стадию индустриализма.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 673; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь