Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ)»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ)»

Экономический факультет

 

 

Утверждаю

__________________________

«____»_______________2013 г.

Протокол № _______

Краткий конспект лекций

по дисциплине «Исламская экономика и финансы»

Рекомендуется для направления

080100.62 «Экономика»

 

Казань – 2013

ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ

для студентов очной формы обучения

№ п/п Наименование разделов и тем Лек.
Мировоззренческие и регулятивные основы исламской экономики
Регулятивные нормы исламского права в финансовых отношениях
Методы финансирования в практике исламских финансовых институтов
Основные виды и функции исламских финансовых институтов
Оценка исламских финансовых активов
  Всего:

Тема 1. Мировоззренческие и регулятивные основы исламской экономики (2 часа)

 

В современном мире существует множество точек зрения, относительно того, каким образом должна развиваться экономика и какой характер должна иметь экономическая система для того, чтобы наилучшим образом обеспечивать благосостояние людей и баланс интересов между системой и окружающей средой. В прошедшем столетии мир лицезрел фактическое противоборство двух типов систем: капиталистической (рыночной) экономики и социалистической (административно-командной) экономики; так же утвердилась смешанная система, при которой и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. Так же среди исследователей существует подход, согласно которому экономические системы классифицируют исходя из той социально-культурной среды, посредством которой они формируются. Наиболее яркими типами в этом отношении являются понимание западного капитализма как результата воплощения протестантской этики, а так же современной азиатской экономики (прежде всего китайской) как результат конфуцианской самодисциплины.

В последнее время также получает распространение такое понятие, как исламская экономика или исламская экономическая модель. Для того, чтобы дать разъяснение этому понятию необходимо в первую очередь рассмотреть позицию исламской религии к экономическим отношениям в целом.

С точки зрения Ислама, смысл человеческой жизни не сводится лишь к приобретению и потреблению материальных благ. Основная цель человеческой жизни – стремление к довольству Аллаха, которое достигается посредством поклонения. При этом понятие поклонения (аль-‘ибада) в Исламе не ограничивается лишь обрядовой практикой, однако абсолютно любое действие человека, которое совершается с искренним намерением и в соответствии со священным руководством, является поклонением.

К примеру, в одном из хадисов говорится, что даже любовь мужа к своей жене является формой милостыни (садака):

«Поистинe, милостоней (садака) для вас становится каждое прославление (Аллаха), и каждое возвеличивание (Аллаха), и каждое восхваление (Аллаха), и каждое произнесение слов " Нет бога, кроме Аллаха", и побуждение к одобряемому, и удержание от порицаемого, и даже уединение каждого из вас со своей женой является милостыней (садака)» (сборник хадисов имама Муслима).

И такая важная часть человеческой жизни как экономическая деятельность, в этом отношении, не является исключением. Во множестве аятов Корана и хадисов Пророка можно встретить побуждение к экономической активности и указание на достоинство экономической деятельности:

«Когда же молитва завершится, то расходитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 62: 10).

«Если человек вышел трудиться, чтобы обеспечить своих маленьких детей, то он — на пути Аллаха. Если человек вышел, чтобы прокормить своих старых родителей, он на пути Аллаха. Если человек вышел, чтобы обеспечить себя и этим самым сохранить себя от запретного, то он на пути Аллаха» (сборник хадисов имама ат-Табари).

«Никто и никогда не ел ничего лучше той еды, на которую он заработал трудом рук своих» (сборник хадисов имама Бухари).

Таким образом, с точки зрения Ислама, экономические отношения не рассматриваются как некое «не Богоугодное дело» или дело, недостойное для религиозного человека, подобно тому, как это присуще некоторым другим религиям и философским учениям. Однако экономическая активность – это всего лишь средство, а не конечная цель человеческой жизни, о чём сказано:

«Его (Аллаха) славят в них (мечетях) по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха» (Коран, 24: 37).

Все материальные блага, которыми пользуется человек, – это дар Аллаха, и доктринально именно Аллах является их истинным собственником. Об этом говорится в Коране:

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле» (Коран, 2: 284).

 

Человек же, по сути, является распорядителем этих благ, о чём сказано:

«Веруйте в Аллаха и Его Посланника и расходуйте из того, что Он дал вам в распоряжение» (Коран, 57: 7)

Исходя из этого подразумевается, что люди должны распоряжаться материальными благами только так, как этого желает Тот, кто их даровал. Поэтому экономическая, как и любая другая, деятельность, должна осуществляться на основе справедливости и во благо всех людей, о чём сказано:

«Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя» (Коран, 28-77)

«О рабы Мои, поистине, Я(Аллах) запретил несправедливость Себе и сделал её запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга! » (хадис кудси, приводится в сборнике хадисов имама Муслима).

Однако для того, чтобы придерживаться справедливости и делать добро, в первую очередь, необходимо понимать, что это означает в том или ином случае или ситуации. То, что может казаться справедливым и хорошим одному, может показаться несправедливым и плохим другому; то, что считается справедливым и хорошим в одном обществе или его части, может считаться несправедливым и плохим в другом обществе или его части; то, что выглядело справедливым и хорошим в одну эпоху, кажется несправедливым и плохим в другую, и наоборот. С точки зрения же Ислама, понятие справедливости для людей определяется прежде всего Тем, Кто их создал. Поэтому в экономических отношениях, так же, как и во всей своей жизни в целом, мусульмане должны строго придерживаться священного руководства, известного как шариат (исламское право), в рамках которого даётся разъяснение, что является вредоносным и несправедливым – и это становится запрещённым, а что является полезным и справедливым – и это становится разрешённым. И, как правило, исламская экономика рассматривается преимущественно в контексте правовых положений Ислама применительно к экономическим отношениям. В этом отношении хотелось бы отметить, что с самого момента зарождения Ислама, регулированию экономических отношений уделялось немалое внимание.

Так, например, в сборнике изречений Пророка «Достижение цели в уяснении основ» ибн Хаджара аль-`Аскаляни систематизировано около полутора тысячи хадисов по основным вопросам религии – из которых около двухсот посвящены исключительно торговым отношениям. Пророк уделял большое внимание регулированию экономических отношений мусульманской общины, и его сподвижники и последователи поступали таким же образом. В целом в исламской цивилизации на ранних этапах её развития экономической мысли уделялось значительное внимание: изначально - в форме комментариев и толкований аятов Корана и хадисов Пророка, касающихся экономических отношений, а уже во втором веке по мусульманскому летоисчислению стали появляться труды, рассматривающие экономические отношения аналитически. Одним из первых таких произведений была книга «Китаб аль-Харадж» величайшего учёного Абу-Юсуфа (113-182 г.х), которая была составлена как послание халифу Харуну ар-Рашиду и посвящена вопросам государственного регулирования экономики и налогообложения. В последующее время многие исламские учёные (ибн Теймия, ибн Халдун, аль-Газали) уделяли большое внимание вопросам экономики в своих трудах.

Кроме того, помимо соблюдения формально-правовых положений Ислама, полноценная реализация исламской экономики требует следования «духу» Ислама, что выражается в соблюдении норм этики (ахляк) в экономических отношениях. Ключевой установкой в этом смысле является уже упомянутый аят:

«Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя» (Коран, 28-77).

Так же в хадисах приводится:

«Желай людям того же, чего желаешь себе - будешь мусульманином» (сборник хадисов имама ат-Тирмизи).

«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них» (сборник хадисов имама ат-Табарани).

Таким образом, человек должен стремиться быть полезным и делать добро людям, желая для них того же, чего он желает себе. В контексте экономики это может иметь множество проявлений, однако, прежде всего, необходимо исходить из того, что человек, стремясь к достатку и материальному благополучию для самого себя, так же должен желать, чтобы окружающее его общество жило в достатке и материальном благополучии, для чего он должен прилагать усилия и расходовать своё имущество.

Исходя из всего вышесказанного, современные учёные, в совокупности, дают следующее определение термину исламская экономика:

Исламская экономика – это наука о хозяйстве, управлении, отношениях между людьми, а так же людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров, благ и услуг, которые должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами (шариат) и нормами этики (ахляк) исламской религии, а так же на основе исламского вероубеждения (акыйда).

При этом, необходимо понимать, что понятия «исламская экономика» и «экономика исламских стран», как правило не тождественны, так как в исламских странах действуют, в основном, экономические системы построенные в противоречии с правовыми нормами исламской религии.

Говоря о принципах регулирования исламских финансовых институтов, несомненно, подразумевается, что эти принципы имеют в качестве источника исламское право. Исламское право, будучи частным правом, отличается от всех других правовых систем его отношением к существующей политической власти. Закон во всех других системах признается таковым только тогда, когда он установлен политической властью, то есть, он всегда является продуктом органов политической власти и государственного аппарата. Напротив, в исламском праве государство и политическая власть сами являются продуктом закона, причем не только в историческом плане, но и чисто в теоретическом.

Если в классическом варианте право – это установленные или санкционированные государством нормы, регулирующие общественные отношения, то наиболее важной характеристикой исламского права является тот факт, что это негосударственный закон – в том смысле, что силу и действенность он получает не от светских властей и не от государства. Основная сила закона (права) обеспечивается фундаментальными принципами, провозглашенными исламскими религиозными источниками.

Разработка и дальнейшее введение в действие закона осуществлялись в исламе независимыми правоведами без какого-либо вмешательства или влияния правительства. В каждых отдельных случаях правовед толковал закон, отыскивая или вырабатывая положения применительно к конкретной ситуации и к конкретной проблеме, тем самым не только решая проблему, но и расширяя закон. Без сомнения, различные заинтересованные стороны всегда пытались и будут пытаться взять под контроль этот процесс в пользу своих интересов.

Так как исламское право имеет религиозную основу, в качестве его источников в основном выступают религиозные тексты. Источники исламского права условно подразделяются на две части – это основные и производные источники. Основными источниками являются:

1. Коран — священная книга ислама, откровение ниспосланное Пророку;

2. Сунны — изречения и действия Пророка;

3. Кыяс – практика сподвижников Пророка (их изречения по аналогии);

4. Иджма — единодушное мнение мусульманских учёных богословов в одно из столетий после кончины Пророка (относительно правовой нормы по какому-либо практическому вопросу).

Является очевидным, что основываясь лишь на данных источниках, происхождение которых датируется седьмым веком нашей эры (за исключением «иджма»), невозможно найти прямого ответа на многочисленные ситуации, требующие правового регулирования, тем более если речь идёт о современных финансовых отношениях. Поэтому исламскими правоведами на базе этих основных источников были выведены так называемые производные источники, посредством которых могут формулироваться положения по различным новым правовым вопросам, не имеющим прямого разъяснения в основных источниках.

 

Среди производных источников выделяются следующие:

  • Аль-Истихсâ н – терминологически означает «направление, взятое учёным, в силу какой-либо причины, от необходимости явной аналогии к необходимости скрытой аналогии или к исключению, в силу какой-либо причины, из общего правила какого-либо частного вопроса». Как правило, это означает “отступление от одной аналогии к другой, более сильной”. То есть, если для вынесения суждения по какому-либо вопросу правовед сталкивается с возможностью использования нескольких вариантов аналогий, ему необходимо выбрать наиболее подходящую из них.
  • Аль-Истиcхсâ б – терминологически означает «понятие, бесспорное в прошлом, в последствии не претерпевшее изменения и к настоящему времени оставшееся таким же». Для понимания сущности этого термина можно привести следующие примеры: человек считается пропавшим без вести, до тех пор пока не будет установлена его смерть. Точно так же брак супругов считается действительным до поступления опровергающего сведения.
  • Аль-масалих аль-мурсаля – терминологически означает «средства достижения полезного или устранения вредного». Смысл итого принципа заключается в разделении законодательных средств на уровни в зависимости от степени их значимости. Как правило, используется с тем чтобы при вынесении правового решения по вопросу, который подпадает под действие различных законодательных правил предпочтение отдавалось наиболее значимой из них.
  • Аль-‘урф уа аль-адат – местное право, традиции и привычка; используются исламскими правоведами как синонимы и терминологически определяются как «нечто одобряемое разумом и исламским законодательством, не отрицаемое здравомыслящими людьми». Местное право может подразделяться на две категории: действительное и недействительное. Современным примером действительного местного права могут служить права на интеллектуальную собственность, действительность которых, однако, признаётся не всеми исламскими правоведами. Однако, если человек живёт в государстве, где право на интеллектуальную собственность закреплено местным законодательством, то, по мнению исламских правоведов, мусульманин должен руководствоваться местным правом. В качестве примера недействительного местного права, можно использовать разрешённость с точки зрения местного законодательства ссудно-процентных отношений. В этом случает мусульманин не может руководствоваться местным законодательством и должен будет руководствоваться нормами, извлечёнными из основных источников исламского права (Коран, Сунна), которые запрещают ростовщичество.
  • аз-Зарâ йи’ – терминологически означает «вещи, служащие средством, приводящим к разрешенному или запрещённому». Согласно этому принципу вещи приводящие к запрещённому являются запрещёнными, а вещи приводящие к разрешенному являются разрешенными. Или же действия, которые необходимы для выполнения обязательных предписаний, так же становятся обязательными и т.п. в зависимости от категорий. Примером может служить запрет на торговлю алкоголем, так как это приведёт к тому, что люди будут его употреблять, что запрещено исламом.

Хотелось бы отметить, что использование всех перечисленных источников в исламском праве не придумано правоведами самостоятельно, а имеет основу в священных текстах. Каждый из производных источников был сформулирован посредством анализа и систематизации различных юридических норм, берущих начало от основных норм, и таким образом, из частных норм выводились общие правила.

В данном разъяснении источников исламского права нами не ставилась задача добиться их глубокого понимания посредством которого можно было бы выносить самостоятельные юридические решения в исламском праве. Нами дано самое общее представление о них, которое кроме того не может считаться бесспорным, так как внутри исламского правоведения существуют различные школы, которые имеют разницу во взглядах как на отдельные правовые нормы, так и на правовые принципы и источники в целом. Данное разъяснение изложено лишь с целью формирования представления о том, каким образом исламские правоведы формулируют правовые нормы по вопросам, получившим актуальность лишь в условиях современных отношений.

Относительно вопросов финансовых отношений используются правовые нормы выведенные как на базе основных, так и производных источников. Давая разъяснение наиболее значимых из них, приводятся источники, посредством которых выведены данные правовые нормы.

 

Литература:

1. Авдиев И.М. Актуальные проблемы ислама в экономике. Пособие для вузов – М.: ЮНИТИ, 1999. – 235с.

2. Атар Ф. Наука об основах юриспруденции. Перевод с турецкого. М.: «Издательская группа «САД», 2005.

3. Баишев Ж. Общие принципы исламского права, теория доказательств и система наказания. – Алматы: Жети жаргы, 1996.

4. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М.: ИД Марджани, 2009. – 337с.

 

5. Даваба А.М. Каким должен быть деловой человек исповедующий Ислам. М.: Умма, 2008 – 125с.

 

 

6. Журавлев Ю.А. Концептуальные принципы исламской экономики. Исламские финансы в современном мире: экономические и юридические аспекты /Под ред. Р. Беккина. - М.: Андалус, 2004. – 283 с.

 

7. Киндрук Л.Ф., Кузнецова И.А., Зборина И.М. Экономическая теория. Основы микроэкономики: Издательство: Мисанта. М.- -2006. – 111с.

 

 

8. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса, М., «Умма», 2004. – 112с.

 

9. Сюкияйнен Л.Р. Об изучении правовых основ исламской экономики // Финансовое право, № 3, 2006. С. 37-39.

10. Сюкияйнен Л.Р. Правовые основы исламского финансирования: взаимодействие исламской и европейской правовых культур. Материалы межд. Конф. «Исламское финансирование: развитие в России». – М., Исламская книга, 2010, С. 31-32.

11. Addas, Waleed A.J. Methodology of Economics: Secular Versus Islamic / International Islamic University Malaysia, 2008. – 148с.

 

12. Chapra U. Islam and the Economic Challenge. The Islamic Foundation and The International Institute of Islamic Thought, 1995 — с. 431

 

 

13. Razak M.T., Laut J.R. Islamic Economic and Finance: Theory and Ethics Kuala-Lumpur: International Centre for Education in Islamic Finance, 2006.

– c. 365

 

14. Zaman H. Economic Functions of an Islamic State. Leicester: The Islamic Foundation (United Kingdom), 1991 – c. 421.

 

Паевые инвестиционные фонды

Паевой инвестиционный фонд является имущественным комплексом основанным на управлении имуществом фонда специализированной управляющей компанией с целью увеличения стоимости имущества фонда посредством инвестирования в ценные бумаги. Таким образом, подобный фонд формируется из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв, выражающих долю в имуществе фонда.

Цель создания паевого инвестиционного фонда — получение прибыли на объединённые в фонд активы и распределение полученной прибыли между инвесторами (пайщиками) пропорционально количеству паёв. Ключевой особенностью исламского паевого инвестиционного фонда является то, что у него существуют определённые ограничения по объектам инвестирования. Безусловно, такой фонд не может инвестировать в долговые инструменты с фиксированной доходностью (облигации), так как это подпадает под запрет на ростовщичество. Кроме того, запрещается осуществлять вложения и в многие виды производных финансовых инструментов, такие как форварды, опционы, свопы, что было подробно разъяснено в предыдущих темах данного курса.

В качестве альтернативы исламские инвестиционные фонды вкладывают свои средства в так называемые исламские инвестиционные сертификаты «сукук», которые предоставляют право их держателям на получение доли в прибыли от какого-либо инвестиционного проекта или использования базового актива. Самыми популярными в этом отношении видами исламских инвестиционных сертификатов являются «сукук аль-иджара», которые удостоверяют право на сдаваемый в аренду базовый актив и получение части арендных платежей, так как по своей сути они являются наименее рисковыми среди всех остальных видов ценных бумаг с нефиксированной доходностью.

Другим объектом вложения исламских паевых инвестиционных фондов являются акции компаний. Однако в отношении акций так же присутствуют определённые ограничения, к примеру однозначно запрещено инвестировать в акции компаний, чей бизнес основывается на запрещённой исламом деятельности, как например компании алкогольной и табачной индустрии. Однако помимо этого существует так же и ограничение по финансированию компаний, чья финансовая модель включает в себя использование запрещённого финансирования, как например заёмные процентные средства, или же ликвидность размещённая в процентных инструментах (облигациях или депозитах традиционных банков). Степень применения этого ограничения в условиях современности является предметом разногласия между исламскими правоведами: практически все правоведы сходятся во мнении что в основе запрещено инвестировать в компании, чья деятельность имеет подобные запрещённые элементы, однако исходя из того, что современная конъюнктура экономики такова, что таких компаний подавляющее большинство, некоторые правоведы дозволили инвестировать в них, с соблюдением ряда определённых условий.

В этом отношении показателен пример рассмотрения данного вопроса крупнейшим международным органом по вопросам исламского права - Исламской Академией Правоведения при Организации Исламская Конференция. Первой рекомендацией, которая дала Академия по данному вопросу в декабре 1990 года на основании запроса Исламского Банка Развития заключалась в том, что Исламский Банк Развития не должен осуществлять вхождение в капитал какой бы то ни было компании, которая участвует в ростовщичестве, даже если её основная деятельность дозволенна с точки зрения Ислама. Впоследствии, однако, на основании пересмотра данного вопроса с точки зрения конъюнктуры современной экономики, в ноябре 1991 года была издана новая рекомендация, которая, хоть и упоминала что в основе вхождение в капитал в подобных компаний является запрещённым, дозволила в качестве временного разрешения осуществлять его с намерением посредством участия в управлении исправить не соответствующую исламскому праву практику компании, при условии что у инвестора будет подобная возможность. В ходе дальнейшего пересмотра в 1993 году была издана третья рекомендация, которая оставила в качестве условия лишь намерение исправить практику компании «как только это будет возможно».

Нормы относительно того, какой может быть степень использования запрещённого ссудно-процентного финансирования в финансовой структуре компании, так же являются предметом для разногласий среди правоведов, поэтому мы приведём некоторые положения изданные на этот счёт наиболее значимого на международном уровне органа - Организации по Учёту и Аудиту в Исламских Финансовых Институтах (AAOIFI). В соответствии с изданным данной организацией стандартом №21 «Ценные бумаги (акции и сертификаты)» Организации по Учёту и Аудиту в Исламских Финансовых Институтах (AAOIFI) доля заёмного процентного капитала не должна превышать одну треть (30%) в общей сумме инвестированного капитала предприятия, а размер дохода от запрещённых видов деятельности (процентного дохода) не должен превышать 5%.

Фонды прямых инвестиций

Одним из наиболее перспективных, с точки зрения потенциала развития, видом исламских финансовых институтов являются исламские фонды прямых инвестиций. Объясняется это в первую очередь тем, что операционная модель фонда прямых инвестиций создана для осуществления долевого финансирования, которое, как уже упоминалось ранее, считается наиболее соответствующим духу исламских принципов в экономике. Размер активов находящихся под управлением исламских фондов прямых инвестиций составляет 7, 287 миллиарда долларов, при том что потенциал оценивается приблизительно в 10 раз больше.

Фонд прямых инвестиций – это финансовый институт осуществляющий вложение денежных средств на условиях участия в управлении предприятием, в которое вкладываются деньги, с целью получения дохода от участия в его деятельности. Фонды, которые занимаются прямыми инвестициями, вкладывают свои средства в активы компании или направляют их на приобретение контрольного пакета акций. Как правило, средства фонда прямых инвестиций формируются за счёт средств подписчиков, которые имеют обязательства перечислять заранее согласованные суммы денег в случае одобрения фондом тех или иных сделок. Как правило вложения в фонды прямых инвестиций предполагают долгосрочный характер, и как правило составляют составляют от трёх до восьми лет. Поэтому, основными подписчиками фондов прямых инвестиций выступают такие типы институциональных инвесторов как пенсионные и страховые компании, суверенный фонды, а так же крупные частные инвесторы.

В терминологии существуют незначительные разночтения, относительно значения основных понятий. В Европе прямое и венчурное инвестирование синонимичны, и под ними понимается финансирование предприятия на любом этапе развития предприятия. В Северной Америке же принято разграничивать эти два понятия и венчурное инвестирование рассматривается как разновидность прямого инвестирования, которое осуществляется на ранних этапах развития предприятия. Термин же прямое инвестирование применяется в основном в отношении финансирования уже действующих предприятий. В рамках курса мы будем придерживаться северо-американского определения прямого инвестирования.

Работа фонда прямых инвестиций в общих чертах состоит в том, чтобы отобрать инвестиционный проект с максимальной степенью инвестиционной привлекательности, вложить в него средства и реализовать его, а затем вывести капитал из проекта с получением прибыли. Выход фонда из проекта как правило осуществляется тремя основными путями:

1. Продажа своей доли управляющим финансируемой компании (как правила осуществляется поэтапно). Для исламского фонда прямых инвестиций существенным условием является то, что он не может обязать предпринимателя осуществлять выкуп по заранее определённой стоимости — цена выкупаемой доли должна определяться непосредственно на момент совершения выкупа, что может осуществляться в соответствии с заранее определённой методикой;

2. Продажа своей доли посредством размещения на фондовом рынке;

3. Продажа своей доли крупному инвестору (другому фонду, финансовой группе или корпорации желающей расширить свой бизнес).

Как правило, фонд прямых инвестиций вкладывает свои средства сразу в несколько инвестиционных проектов — срок которых может ранжироваться от трёх до восьми лет. Вкладывая в предприятие крупные финансовые средства, фонд прямых инвестиций контролирует ход реализации инвестиционного проекта для достижения его плановой прибыльности, обеспечивая свое представительство в управляющих органах компании. При необходимости фонд может выступить инициатором кадровых изменений на предприятии, усовершенствования его управления или технологического вооружения. Фонды прямых инвестиций предоставляют бизнесу большие размеры долгосрочного финансирования, содействуя при этом его развитию.

Так же как и паевые инвестиционные фонды, исламские фонды прямых инвестиций имеют аналогичные ограничения по объектам инвестирования исходя из их финансовой структуры и характера бизнеса, что уже было рассмотрено выше в пункте об исламских паевых инвестиционных фондах.

Пример применения модели оценки долгосрочных активов

Попытаемся вычислить норму доходности для условного концерна Стирол. Безрисковая доходность основана на ставках трехлетних государственных облигаций (согласно данным Центробанка) и равна, допустим, 7, 9%. Среднерисковая доходность индекса акций ММВБ за последний год составила 18, 43% (согласно данным РБК). β для Стирола равна 0, 48. Итого, модель оценки долгосрочных активов поможет нам рассчитать справедливую норму доходности акции Стирола с помощью таких следующих данных:

а) Д б/р — безрисковый доход = 7, 9%

б) Д с/р — доходность индекс ПФТС = 18, 43%

в) β i — специальный коэффициент бета = 0, 48

Решение:

Кi = Кб/р + (Кc– Кб/р) · β i = 7, 9 + (18, 43 – 7, 9) 0, 48 = 7, 9 + 5, 05 = 12, 95 (%)
Получается, что справедливая норма доходности акции Стирола должна составить 12, 95%, из которых 7, 9% — это безрисковый доход, а 5, 05% — компенсация риска. Но допустим, что акция Стирола принесла своим акционерам 57, 84%, что указывает на то, что акция Стирола очень привлекательна, с точки зрения отношения прибыли к риску. Вопрос лишь в том, насколько этот доход оправдан с точки зрения доходности реального капитала Стирола и насколько этот финансовый инструмент подходит требованиям исламского права по исламским финансовым инструментам.

В этом случае, необходимо разобрать эти подходы к исламским финансам более конкретно на примере рынка ценных бумаг, где наглядно представлены многие исламские финансовые правовые запреты. Начнём с того, что к основным критериям исламских финансовых инструментов можно отнести следующие:

- нехарамные вложения (отсутствие рибы, гарара и майсира);

- нерискованные вложения (лучше, если меньше доход – но надёжнее);

- социально-значимые вложения (если это нужно для людей – то может иметь место в исламских финансах).

Таким образом, основные правила исламских финансов пересекаются с экономической теорией капитала (денег) без процентов и инфляции, которая была разработана в сер. ХIХ века немецким экономистом С.Гезелем. Из этой теории исламскими экономистами была взята идея ограничения культа денег. Дополненная традиционной теорией финансов на основе разумной выгоды от инвестиций, теория исламских финансов в общих чертах стала походить на теорию предельной полезности (дохода) и предельной отдачи (риска). Если мы возьмём известные наши обозначения, то получим (Рис. 3):

К где:

К – доходность;

β – риски.

 

β

Рис. 3. Кривая доходности / рисков инвестиций

Как видно на графике, динамика кривой коррелируется с хорошо известной кривой общей / предельной полезности: по мере роста общего дохода, предельная доходность снижается – из-за роста рисков инвестиций.

На основе этой динамики были составлены пределы зон рисков на основе условных числовых параметров, которые дают ориентиры для авантюрных инвесторов – в том числе, на финансовых (фондовых) рынках (Табл. 3):

Таблица 3

Степень риска Зона риска
β = 0 Безрисковая
0 < β < = 0, 5 Низкий риск
0, 5 < β < 1, 0 Риск ниже среднего
β = 1, 0 Средний риск
1, 0 < β < = 1, 5 Риск выше среднего
1, 5 < β < = 2, 0 Высокий риск
2, 0 < β < = 2, 5 Напряжённый риск
2, 5 < β < … Катастрофический риск

Пределы финансовых рисков на основе оценок модели САРМ

Остаётся разобрать эти построения на примере условного рынка ценных бумаг (финансовых инструментов) и простых расчётов доходности / риска. Допустим, что мы имеем определённый фондовый рынок финансовых инструментов привлекательных по своей доходности для наших инвестиций. Туда входят:

1. АО Золото – 17% (государственный контроль)

2. АО Металл – 15% (коммерческий бизнес)

3. АО Банк – 13% (коммерческий бизнес)

4. АО Нефть – 12% (коммерческий бизнес)

5. АО Газ – 11% (государственный контроль)

6. АО Железные дороги – 10% (государственный контроль)

7. ГКО Облигация – 7% (государственная собственность)

1. Решаем условную задачу: определить степень риска «β »у АО Металл.

Для решения этой задачи берём первую нашу формулу:

β i = К i – К б/р / К с/р – К б/р = ( 15 – 7) / ( 12, 1 – 7) =8 / 5, 1 = 1, 56.

Округляем полученный ответ до 1, 6 и по таблице определяем степень риска от инвестиций в финансовые активы АО Металл – «высокий риск». Но даже, если степень риска была бы и приемлемой по нормам исламской экономики (не выше среднего), мы и тогда не смогли бы взять финансовые инструменты АО Металл для своих инвестиций – коммерческий бизнес (харамный по нормам шариата).

2. Хорошо, теперь решим обратную задачу. Дано: β = 1, 1. Определить

доходность «К» финансовых инструментов при такой степени риска активов?

Для решения этой задачи берём вторую нашу формулу:

К i = К б/р + (К c– К б/р) · β i = 7 + (12, 1 – 7)· 1, 1 = 7 + 5, 1 · 1, 1 = 7 + 5, 61 =

= 12, 61. Это округлённо будет равняться доходности в 13%.

Но: доходность в 13% имеют финансовые инструменты АО Банк – это харам. Откуда необходимо применить метод сочетания двух инструментов – выше и ниже по доходности относительно нашей, но неподходящей нам по нормам шариата. Кстати, то же самое происходит, когда в списке нет доходности, равной той, что мы получили по формуле. Берём доходности финансовых инструментов выше и ниже АО Банк. В первом случае это будет АО Металл (харам – коммерция), а во втором – АО Нефть (харам – коммерция). Дальше в нашем списке, соответственно, следуют: АО Золото (халяль – госконтроль) и АО Газ (халяль – госконтроль).

Методика формирования портфеля ценных бумаг из двух финансовых инструментов включает в себя две простые рекомендации:

а) никогда не держать свои инвестиции в одной корзине финансовых активов – держать свои инвестиции в диверсифицированной корзине ценных бумаг (т.е. делить свои инвестиции на несколько финансовых инструментов);

б) никогда не продавать свои финансовые активы – когда все продают, никогда не покупать финансовые активы – когда все покупают (т.е. держать свои инвестиционные решения вне ажиотажного спроса и предложения).

Но как определить доли выбранных финансовых инструментов в своём портфеле финансовых активов? Портфель из двух финансовых инструментов формируется путём решения следующей системы двух уравнений:

a1 К1 + а2 К2 = К i

а1 + а2 = 1 (3)

где:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь