Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изменение социальной практики в эпоху буржуазно-демократических революций



XVIII век – глобальных буржуазно-демократических преобразований, в том числе и в парадигме помощи ©, основанной на:

§ переходе вопросов социального обеспечения из-под ведения церкви в сферу государственного управления;

§ новом представлении о роли неимущего в обществе, борьба с «профессиональным нищенством» и беднотой;

§ появление лиц, для которых оказание помощи становится профессиональной обязанностью (становление социальной работы).

Борьба с нищенством и бродяжничеством осуществляется несколькими путями:

§ изоляции через исправительные работные дома (Англия), госпитали для мужчин, женщин, детей (Франция);

§ духовное воспитание детей бедноты с одновременным обучением их счету и письму («бесплатные школы для бедных»)

§ формирование на государственном уровне моделей пенитенциарной © работы: фламандская, основанная на принципе трудового перевоспитания («хочешь жить – трудись»); английская – изоляция от общества; американская – труд + изоляция + перевоспитания на основе тщательного изучения личности заключенного.

Меняется отношение к процессу помощи. Благодаря распространению психологических и социологических идей, в обществе происходит смещение акцентов с материальных, на обучение нуждающихся самим решать свои проблемы.

Активизация деятельности государственной социально законодательной политики приходится на конец XVIII – начало XIX вв., когда происходит укоренение принципов капиталистического образа жизни. Масштабы и методы эксплуатации детей, женщин, жилищные и экономические условия рабочего класса – все это стало предметом рассмотрения специальных государственных комиссий по изменению социального положения трудящихся.

Практика государственной помощи приобретает законченный вид, в законодательстве большинства европейских стран и США фиксируются вопросы, регламентирующие существование крайне нуждающихся: законы об улучшении санитарно-гигиенических условий труда; запрет ночной работы подростков; закон о системе отслеживания за рождаемостью и смертностью; законы о страховании и др.

К середине XIX в. формируется «карцерная» система благотворительности, строящаяся на принципах специализации типов учреждений призрения в соответствии с категорий клиентов помощи и комплексном решении задач – защита, исправление, обучение, профессиональное образование, воспитание. Это предполагало наличие специалистов различного профиля Þ актуальность кадрового обеспечения социальной сферы Þ дальнейшая разработка теории и практики социальной работы © и социальной педагогики ©.

 

 

Лекция № 6

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ КОНЕЦ XIX в. – НАЧАЛО XIX вв.

ПАУЛЬ НАТОРП

Терминология вопроса: социальная педагогика, семейное воспитание, воля, социализация, детские/молодежные организации, опытно-ориентированое образование, саморазвитие, саморегуляция, самовоспитание, сотрудничество, педагогическая поддержка, свобода, коллектив, развитие, физические воспитание, эстетическое воспитание, среда.

Идеи социального воспитания деятелей Западной Европы XIX века

На протяжении всего XIX в. в странах Западной Европы происходил процесс закрепления государственного руководства образованием.

Особый вклад в развитие идей социального воспитания внесли представители «немецкой классической философии».

Э. Кант подчеркивал социальную необходимость воспитания как способа выделения ребенка из животно-дикого состояния Þ основная задача воспитания – воспитание социальной дисциплины, привитие навыков, приобщение к культуре, моральное воспитание.

Г. Гегель: «Человек есть то, чем он должен быть, только благодаря воспитанию». Воспитание и образование он считал способом социализации человека, становление его как личности. Семья и государство, в том числе и школа, по его мнению, как государственный образовательный институт, являются социальными формами воплощения всеобщей нравственности, и именно они берут на себя обязанности по воспитанию ребенка. Вместе с тем, он допускал участие в воспитании и образовании такого социального института, как церковь.

И.Г. Песталоцци – один из первых теоретиков и практиков социальной педагогики ©. Воспитательную деятельность в детских учреждениях рассматривал как социально-педагогическую систему, имеющую комплексный, целостный характер. Настаивал на обязательном изучении прежней социальной ситуации развития детей, при этом рекомендовал искать и опираться на их положительные качества и таланты Общественное воспитание должно строить по аналогии с домашним. Настаивал на поло-ролевой социализации воспитанников через различные виды самообслуживающего и общественно-полезного труда. Высоко ценил роль педагога в формировании личности ребенка, предъявляя к нему систему требований (развитость необходимых знаний, умений и навыков, нравственных качеств.

Таким образом, Песталоцци впервые создал (в теории) и применил (на практике) систему социально-педагогической деятельности в детских учреждениях.

А.В. Дистервег важнейшими принципами воспитания считал природосообразность © (учет внутренних и внешних условий, времени), культуросообразность © (учет уровня культуры и воспитательного идеала общества), самодеятельность, диалога культур. Он впервые вводит термин «социальная педагогика» для обозначения педагогической деятельности с обездоленными и беспризорными детьми, (пока не науки! ) и является инициатором создания профессиональных объединений и союзов, выполнявших социально-педагогические функции.

Определяющую роль среды © и воспитания © в развитии ребенка признавали также социалисты-утописты (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн), последовательно проводившие мысль о связи общественного воспитания с состоянием экономического развития государства; значимости нравственного воспитания личности через коллектив; © гармония умственного, эстетического © и физического воспитания © и развития ©.

К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологи построения бесклассового, социально равного общества рассматриваливоспитание и образование в связи с необходимостью классовой борьбы. Считали, что человек является не только продуктом воспитания, среды и обстоятельств, но и продуктом всех общественных отношений Þ мысль о единстве преобразования общества и гармоничном развитии и воспитании нового человека.

 

Оформление социальной педагогики как науки

«Самоценность личности развивается, прежде всего, в скромной преданности… общественному делу».

П. Наторп

К концу XIX в. – началу XX века социальным проблемам воспитания становится тесно в рамках традиционной педагогики. Они начинают исследоваться в рамках различных наук о человеке Þ «проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания» (В.И.Вернадский) Þ социальная педагогика окончательно формируется как самостоятельная наука. Это связано, в первую очередь, с Паулем Наторпом (1854 – 1924) немецким философом и педагогом и его трудом «Социальная педагогика», в котором он дает определение социальной педагогике как «воспитанию в обществе, через общество и для общества», систематизирует основные понятия и категории социальной педагогики. Главной задачей социальной педагогики провозгласил – «приведение индивида к воссоединению с обществом».

Наторп считал, что человек, и общество в целом развиваются по одним и тем же законам, что подчеркивало общественное, социальное содержание воспитания, (решающим условием воспитания является общество, а решающим условием жизнедеятельности общества является воспитание).

Выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения народа, выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, которые занимались бы реализацией этой деятельности, которую он назвал социальной.

Главным фактором прогресса является «прогресс сознания» отдельных людей и всей «общности» в целом, что невозможно без воспитания воли © – это и должно стать основной задачей педагога.

Наторп выделял несколько стадий развития воли человека и соответственно им стадии социального воспитания человека:

§ развитие влечения совпадало с периодом домашнего/семейного воспитания, которое он считал первой ступенью общественного воспитания;

§ развитие воли осуществлялось школьным воспитанием; когда происходит воздействие на волю человека, осуществляется ее регулировка посредством определенных школьных порядков (сдерживание негативных и развитие позитивных волевых устремлений индивида) Причем эта стадия (школьное воспитание), должна быть многоступенчатой и доступной для всех учеников.

§ развитие разумной воли – в рамках свободного самовоспитания.

Наторп рассматривает законы социального развития, представляет теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания». Свободное самовоспитание он рассматривал не как область уединенного самосовершенствования, а именно совершенствование своего внутреннего мира в тесной связи с обществом и для общества. Поэтому люди, получившие такое воспитание и «самовоспитание в духе общности», обязательно станут оплотом мира и демократии в обществе, предупредят и устранять все возможное для социальных конфликтов и революций. Ведь если общество бережно относится к каждому человеческому существу, пестует его свободное развитие, то и человек также высоко и разумно относится к обществу.

Вся социальная педагогика Наторпа пронизана идеей гуманизма © и альтруизма ©, на которых строится вся система отношений ребенка в семье, в обществе, формирование дисциплины и «духа гражданственности» в школьном общении.

Таким образом, социальная педагогика сформировалась как наиболее прогрессивная и одновременно самостоятельная отрасль педагогики, изучающая социальное воспитание всех возрастных и социальных категорий людей, давшая толчок к появлению и развитию различным прогрессивным социально-педагогическим идеям и течениям XX века.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь