Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соревнование в выполнении заданий



Этот вид соревнования является одним из самых увлекательных. Такое соревнование способствует как повторению школьного материала, так и закреплению навыков, полученных в лагере. Задания могут включать следующие элементы: из области естествознания, географии, труда, военного дела, туризма и т. п.

Суть соревнования указана в самом названии - «Соревнование в выполнении заданий».

Задание: пройти по обозначенной трассе и в местах контрольных пунктов выполнять установленные задания.

СТАРТ.

Прыгать в мешке 20 метров.

Расшифровать аббревиатуру.

Определить названия этих птиц.

Каким деревьям принадлежат эти листья? Назовите эти созвездия.

Напишите названия 10 съедобных грибов.

Расположите животных по степени их интеллекта.

Из чего состоит спортивная форма?

Сложите камни с буквами в таком порядке, чтобы надпись имела смысл.

Прогулка с шариками, канатами, веревками, камушками

Шарикиада

Нужны мешочки с шариками.

1. Кто ближе.

На специально выбранном месте вбит в землю небольшой колышек. Ребята должны с определенного расстояния бросать шарики так, чтобы они упали как можно ближе к колышку. Трое ребят, наиболее удачно выполнивших задание, зарабатывают очки.

2. Кто точнее.

В песке вырыта лунка, у каждого по 5 шариков. Ребята должны с определенного расстояния забросить в лунку как можно больше шариков.

3. Сбей фигуры.

С определенного расстояния катить по земле шарики и постараться сбить расставленные фигуры. Кто их собьет используя при этом меньше шариков, тот и победитель.

4. Найти шарики.

На ограниченном пространстве разбросаны 25 шариков. Тот, кто за установленное время найдет больше всех шариков, тот и побеждает.

5. Запомни цвет шариков.

В один ряд раскладываются 15 шариков разного цвета. Ребята должны запомнить за 10 сек, как они располагаются, затем назвать цветовую последовательность.

6. Раздели шарики.

Один за другим как можно быстрее разделить кучку из 100 шариков по цвету.

Кричалки.

На зарядку:

1. На зарядку мы идём,

Весь отряд мы соберём.

Будем петь и танцевать,

Утро доброе встречать.

2. Чтобы день твой был в порядке,

Начинай его с зарядки!

3. День с зарядки начинаем,

Все движения мы знаем.

4. Все покрутим головой,

И руками, и ногой,

Сделаем наклоны в право,

Крикнем мы друг другу браво.

5. Что б вялым утром ты не был

Подружись с зарядкой.

Она поможет набрать сил,

И будешь ты в порядке.

 

В столовую:

1. Чашки, вилку, кружки, ложки,

Много жаренной картошки,

Много супа, макарон,

Мы бежим со всех сторон.

2. Раз, два – есть хотим,

Три, четыре – всё съедим.

Не дадут картошки,

Мы съедим все ложки,

Не дадут нам чайника,

Мы съедим начальника.

3. Мы проголодались страшно,

Что поесть уже не важно

Мы съедаем всё подряд,

Вот такой у нас отряд.

4. Будем кушать макароны –

Станем мы как чемпионы.

5. Мы голодные как звери,

Открывайте шире двери!

Нам еда полезна будет

Силы новые разбудит.

 

На стадион:

1.Мы спортсмены хоть куда,

Неразлучны никогда.

2.Будем прыгать и скакать,

Много бегать и играть.

3.Оп оп опачки на стадион идём,

Оп оп опачки всех друзей мы собирём.

4.Баскетбол и волейбол,

И в футболе гол, гол, гол.

5.Мы здоровые ребята

Любим бегать играть,

А еще на стадионе,

Любим мячик погонять.

 

На КТД:

1. На концерт мы все идём,

Очень весело поём,

Будем петь и веселится,

Настроением делиться.

2. Танцы, песни и стихи,

Лучшие друзья мои.

3. Талантов много на планете,

Об знают все на свете.

4. Мы творческие дети,

Мы лучше всех на свете.

5. Будем песни громко петь,

Все отряды заводить.

Варианты названий и девизов отрядов

Как корабль назовешь, так он и поплывет...

Название отряда и девиз должны:

- Соответствовать возрасту детей

- Быть содержательными

- Быть удобно произносимыми

- Не нарушать традиций лагеря, если они есть

- Отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления

Варианты названий для младших отрядов

«Лунатики» - Ходим ночью, ходим днем, никогда не устаем

«Черепашки» - Тише едешь, дальше будешь

«Винни-Пух» - Хоть ты лопни, хоть ты тресни, Винни-Пух на первом месте

«Утята» - Кря! Кря! Кря! Не крякай зря

«Апельсин» - Словно дольки апельсина мы дружны и неделимы

«Робинзон» - Не нужны нам няни, мы - островитяне

«Тигры», «Неунывайки», «38 попугаев», «Братцы кролики»

Варианты названий для средних отрядов

«Дружный» - Не ныть, не плакать по углам, беду и радость пополам

«Неугомон» - Скуку, лень из сердца вон, наш отряд - неугомон

«Алые паруса» - Ветер дует в паруса, юность верит в чудеса

«Кроссворд» - Если хочешь нас узнать, то попробуй разгадать

«Семейка» - Мы семейка просто класс - все в семье у нас атасс!!

«Баламуты», «Динамит»

Варианты названий для старших отрядов

«БЭМС» - Боевые, Энергичные, Молодые, Симпатичные

«СЛОН» - Самый лучший отряд наш

«Мы» - Когда мы едины, мы непобедимы

«Новое поколение» Не доволен – возражай! Возражаешь - Предлагай!

«Женский батальон» - Наши мужики всем мужикам мужики

«Скорая помощь», «Первая любовь», «Кумир».

Игры с залом

Игра «Круглое – квадратное»

Ведущий. Разделимся на 2 команды. 1-я команда называет все круглые предметы, которые есть в этом зале, 2-я – все квадратные. Кто больше назовет, тот самый наблюдательный.

Игра «Узелки»

Сейчас мы разделимся на команды. Правая половина зала – команда «Ловкие», левая – команда «Умелые».

У меня есть 2 веревочки. Каждая команда получает свою. Ваша задача – по сигналу передать веревочку от первого ряда до последнего и завязать на ней как можно больше узелков.

Тот, кто получит веревочку в последнем ряду, должен быстро-быстро подбежать ко мне. Команда, выполнившая задание первой, побеждает.

Игра «Конфета»

Ведущий. А это конкурс для сладкоежек. В этой корзинке – вкусные сладкие конфеты, но некоторые из них с сюрпризом. На счет «три» я устрою дождь из конфет. Вы должны постараться поймать конфетку. Того, кто, развернув фантик, найдет записку-сюрприз, прошу подняться на сцену.

Примечание. Для этого конкурса можно приготовить записки с веселыми заданиями: попрыгать вдоль сцены на одной ножке, скорчить смешную гримасу, правой рукой погладить себя по голове, левой – по животу и т.д.

На бумажках можно написать названия шуточных призов.

Игра «Космический полет»

Ведущий. А теперь мы превратимся в большой космический корабль и совершим увлекательное и опасное путешествие на другие планеты.

Ребята, которые сидят на последних креслах слева и справа, поднимите, пожалуйста, левую и правую руки – вы будете крыльями нашего корабля. Но прежде чем отправиться в полет, я расскажу вам об опасностях, которые встретятся на нашем пути.

Если я скомандую «Метеорит слева», вы дружно наклоняетесь вправо, чтобы избежать удара (соответственно «Метеорит справа» - наклон влево.)

Команда «Горючее» означает, что вы должны глубоко вдохнуть и задержать дыхание, чтобы не допустить утечки горючего.

«Невесомость» - взяться за руки, чтобы не улететь.

«Перегрузка» - наклониться вперед и т.д.

Итак, начинаю отсчет: 10, 9, 8 … 1, пуск!

Примечание. Команды нужно произносить четко, в быстром темпе, сопровождая «полет» описанием «космического пейзажа».

Игра «Волна»

Ведущий. Все вы помните игру «Море волнуется раз…». Давайте поиграем – изобразим волнующееся море. Каждый ряд – волна.

По команде «1-й ряд, волна» все, кто сидит на 1-м ряду, должны по очереди привстать и снова сесть, как будто прокатилась волна. Я буду называть номер ряда, а вы – «волноваться». Победителем станет тот ряд, чья волна получится самой плавной и быстрой.

Интеллектуальные игры

Ира «На что похоже? »

Еще Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развить свою фантазию, рассматривая пятна на стенах. «ты можешь там увидеть разные битвы, - утверждал он, - быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей».

Осмотрите комнату, на что похожи тени на потолке, линии пола, складки занавесей, причудливый узор обоев и т.д.

Так же смотрите на облака, плывущие по небу. А. П. Чехов увидел облако, похожее на рояль. В.В. Маяковский – облако в штанах, а что увидите вы?

Игра «Заглавие к рассказу»

Ведущий читает игрокам какой-либо рассказ (Чехова, Мопассана, Зощенко, Шукшина) или сообщение в газете. Надо подобрать к рассказу как можно больше различных названий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, то есть по сути верными, но несхватывающими главного, или образными, яркими, эмоциональными.

Побеждает игрок, придумавший наибольшее число наименований к рассказу или заметке в газете.

Игра развивает целостность восприятия, способность выражать смысл текста или какого-либо события одной фразы.

Играть можно с репродукциями картин художников. Внимательно рассмотрите картину. Продумайте ее содержание, что происходит, какое событие запечатлел художник, рассмотрите людей, их действия из которых складывается событие. Какое чувство вызывает в вас картина? И придумайте название, а потом сравните с авторским.

Игра «Придумай новое»

Придумайте новое название предметам:

- русский язык,

- история,

- музыка,

- литература,

- математика и т.д.

Новое название видам транспорта:

- автобус,

- трамвай,

- грузовая машина,

- такси,

- самолет и т.д.

Придумайте как можно больше способов применения какому-либо предмету, например, книга, стул, и т.д.

Игра «Говорящие вещи»

Ведущий объясняет игрокам задание: «Имея в своем распоряжении несколько предметов (не больше десяти), надо поставить их таким образом, чтобы всем зрителям стало ясно, во-первых, что представляет собой данное место, во-вторых, что здесь только что произошло или будет происходить. Пусть обо всем говорят вещи.

Например: на спинке стула висит платьице, портфель, пенал, учебники лежат на столе, стоит пышный букет цветов, валяется кукла, разбросаны тапочки и халат.

В воображении возникает картина – «Первое сентября».

По этому принципу игроки могут решать аналогичные задачи: «День свадьбы», «Только что увезли больного», «Увели арестованного», «Коллекционер».

Выигрывает тот, у кого самые «Говорящие» вещи, вызывают в воображении ясную картину происходящего или прошедшего.

Игра «Три предложения»

Ведущий зачитывает какой-либо короткий рассказ или газетную статью. Содержание рассказа надо пересказать тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче, и при этом точно передает содержание.

Это игра особенно полезна для тех, у кого мышление не отличается четкостью и высокой организованностью, цепляется за мелочи, не доходя до главного.

Игра «Из газет»

Ведущий дает каждому игроку по три газеты и ножницы. Определяет время игры. Надо из газетных заголовков составить маленький рассказ – заголовки вырезают из газет ножницами.

Побеждает игрок, выполнивший задание качественно и быстрее других.

Игра развивает способность творчески создавать целостные комбинации из разрозненных элементов.

Игра «Живая картина»

Каждый игрок, имея в своем распоряжении несколько человек, должен поставить с ними «живую картину», «стоп-кадр», расположив людей так, чтобы зрители поняли, какое событие произошло. Это своего рода фотография людей в какой-то момент жизни. Картины могут быть смешными и трагичными, главное, чтобы другие игроки поняли, что происходит. Например: «счастье», «совесть», «награда», «ревность», «любовь», «месть», «преступление» и т.д. Картина может выражать какую-либо поговорку.

Побеждает игрок, придумавший самую выразительную «живую картину».

Игра «Наскальные рисунки»

Ведущий раздает игрокам листы бумаги и карандаши. Объясняет задание: «»Вы – первобытные люди, вы не знаете алфавита и не умеете писать, однако вы можете выразить свои впечатления и переживания с помощью немудреного рисунка. Надо зарисовать то, что будет продиктовано». Затем ведущий перечисляет следующие понятия – тяжелая работа, темная ночь, печаль, радость, обед, смех, болезнь, страх, справедливость и т.д. Десять минут дается игрокам для отдыха. Затем они должны подписать каждый рисунок в соответствии с понятием, которое оно отражает.

Побеждает тот из игроков, чьи рисунки и подписи совпадают с теми, которые продиктовал ведущий.

Игра «Что ответил Великий? »

Знаменитые люди разных времен и разных народов оставили о себе память не только открытиями или достижениями в своей сфере, но и ярким остроумием.

Ведущий рассказывает какой-либо эпизод или забавную историю из жизни творческих личностей – музыкантов, философов, писателей, художников, артистов, ученых, изобретателей. Например:

«Александр Дюма – отец, автор «Трех мушкетеров» как-то вернулся с праздничного обеда домой, сын спросил его: «Ну, как там было, весело, интересно? »

Что ответил Дюма – отец сыну? Вот это и предстоит угадать, придумать или сочинить игрокам. Ответ может быть остроумным.

Побеждает игрок, проявивший юмор и высказавший нестандартное неожиданное умозаключение.

А Дюма-отец на вопросы сына ответил: «Очень, но если бы меня там не было, я бы умер со скуки».

Подвижные игры

Игра «Казаки разбойники»

Кто-то казаки, кто-то разбойники. Казаки убегают от разбойников, прячутся от них, оставляя знаки. (Чертежи мелом, записки). Казаки выигрывают только тогда, когда переловят всех (забашают).

Игра «Круговорот»

Играющие делятся на команды по 8-10 человек. Команда выстраивается в колонну друг за другом. По сигналу ведущего стоящий первым быстро поворачивается кругом, после чего второй берет его за пояс, и они кружатся вдвоем, затем втроем и так до конца. Игра заканчивается, когда вся команда повернется вокруг оси.

Игра «Пожарная команда»

Играют 10 и более человек. Стулья по числу игроков устанавливаются по кругу, спинками внутрь. Играющие прохаживаются вокруг этих стульев под звуки музыки. Как только музыка замолкает, игроки должны положить на стул, у которого остановились, предметы одежды. Игра продолжается. Когда каждый участник снимет 3 предмета (они оказываются на разных стульях), звучит сигнал тревоги: «Пожар! » Игроки должны быстро отыскать свои вещи и надеть их. Побеждает тот, кто сделает это быстрее.

Игра «Пленники»

Играют 10-30 человек. На площадке чертят два дома (на разных ее сторонах): один – для команды «А», другой – для команды «Б». За чертой каждого дома находятся места для пленных, середина площадки – нейтральная территория.

До начала игры обе команды располагаются за линиями своих домов. По сигналу ведущего несколько человек каждой команды, перебежав нейтральную территорию, встречаются в доме противника с целью захватить в плен играющих и привести их на свою сторону. При этом: 1. Пойманный не вырывается и не убегает обратно. 2. Пленный имеет право стоять около разграничительной черты с вытянутой вперед рукой. Так его и всех остальных быстрее выручат. Если одного пленного спасли, то остальные, держась за руки, выбегают вместе цепочкой и бегут к своему дому. Ловят их только на нейтральной территории. Если никто не пойман, играющие каждой команды возвращаются на свою территорию. По сигналу ведущего бегут следующие игроки и стараются захватить в плен противника либо выручить своих товарищей. Выигрывает команда, захватившая большее количество пленных.

Игра «Калабаза (народная перуанская игра)»

Играют 7 и более человек. На площадке обозначаются дома. Ими могут быть плоские камни или очерченные круги. Их должно быть на один меньше, чем играющих.

Все игроки стоят в середине площадки и восемь раз повторяют «Калабаза» («По домам»). После восьмого раза все бегут по «домам». Кому не достанется «дома», тот подходит к кому-нибудь из игроков и спрашивает: «Масло (картошка, мясо и т.д.) продается? » Тот отвечает: «Нет, продает тот, напротив», или называет имя другого игрока. Водящий идет, куда его послали, но и там получает подобный ответ. Пока он ходит от одного к другому, два домовладельца меняются домами. Задача водящего – занять временно пустующий дом. Если сделать это удается, то водящим становится тот, кто остался без дома.

Игра «Больная кошка»

Играют более пяти человек. Один игрок – это здоровая кошка, которая старается поймать всех остальных. Каждый игрок, которого запятнали, должен положить руку точно на то место, где его запятнали. Он становится больной кошкой и помогает здоровой при ловле. Больная кошка может пятнать только свободной рукой. Игрок, которого не запятнали, побеждает. Он становится «здоровой кошкой» на следующий круг.

История для детей

«Увильдинская легенда»

Там, где шумит голубая волна озера Увильды и ветер по соснам гуляет, свою бесконечную песню поет, родилась эта легенда. В те поры спал наш Урал, как могучий богатырь-великан. Не будили его гудки паровозов, не дымили заводские трубы, не сверкали огни больших городов, трактора на полях не гуляли. Тихо было в горах, безлюдно в степях, только воды рек и озер неумолчно шумели. Травы цвели, птицы в лесах гнезда вили. Мало было людей в те годы у нас на Урале. А кто и жил, тот свету не видел. Не было в те времена озера Увильды — большой чаши с хрустальной и чистой водой, только речка в логу между гор пробивалась. С косогоров бежали ручьи, но тут же в земле прятались… На берегу реки землянка стояла, в горе на отшибе. Жил в землянке рыбак-охотник старик Абдрахмат вместе с дочкой своей — красавицей Саймой. Полевым цветком Сайма росла. Рано утром она просыпалась. Студеной водой умывалась. Варила уху, диким медом лакомилась и за работу бралась. Верстах же в десяти от избы, на высокой скале у реки, каменный дворец возвышался. Белым мрамором был выложен он. В окнах слюда мерцала. Вокруг дворца стража стояла. От заката и до восхода дворец охраняла. Жил во дворце старый жестокий мурза — верный слуга хана — Карым. Большие богатства он имел, на много верст кругом его земли лежали. В горах рабы самоцветы искали. Верстах в тридцати от Карымова дворца дорога проходила. Новгородские гости шли по этой дороге. В теплые страны они свои товары продавали. Обратно разные ткани, шелка и вина везли. Не раз Карым с ватагой своих воинов и слуг на купцов нападал, все их богатства отбирал. Боялись люди Карыма, шайтаном его называли. Страх он на всех нагонял своим видом. На себя работать заставлял. Был он высокого роста, с маленькой головой и глазами удава. Без блеска, зеленые, они не мигали, а холодом обдавали. Никогда никого не жалел Карым. Не знало его змеиное сердце страданий людских, счастья матерей, радостей юности мятежной. И вот однажды Карым заскучал, надоели ему богатства и жены, кони и редкие вина… Узнал сам хан про Карымову грусть. Велел подарок ему снарядить, как говорят, для утешения и развлечения. Знал хан цену Карыму, верным псом служил Карым хану. Хитрый хан догадался, чем можно змею отогреть. Не золота и самоцветных камней надо было Карыму. Не табунов лошадей — степных скакунов самых проворных. Надо было Карыму в сердце огонь развести, чтоб забилось оно сильней. А что больше песни сердца людей согревает? Приказал хан мурзам своим выбрать из полоненных с вольных степей ковыльных морей певцов самых отменных. Пал ханский выбор на двух гусляров-певцов, Петро и Грицько, да на девушку Алену. Одной тяжелой цепью всех их связали и отправили во дворец к Карыму. Было это весной. Трава в полях зеленела, весеннее небо голубело. С гор бежали ручьи, птицы пели в лесах. Оттого пуще прежнего злился Карым, злобой кипел, тоской исходил. Как-то раз сидел Карым, как шайтан, окруженный стражей. Вдруг раскрылись дворцовые двери, вошел посланец самого хана. Оживился Карым. Ханский подарок велел принять. Сняли карымовы слуги цепи с полоненных. Тут же дали им гусли и заставили петь, хотя певцы от усталости с ног валились. На мягких подушках расселись жены Карыма, под балдахином из золотой парчи разлеглись ханские гости. Первым ударил по струнам Петро, запел за ним красавец Грицько, а за ним соловьём залилась Алена, хотя слеза у неё с песней мешалась. Доволен остался ханским подарком Карым. С большими дарами послов он отпустил, а потом часто стал слушать русскую песню, что широкой волной неслась по горам и лесам. Нелегко было жить полоненным в неволе. Тоска и злоба на Карыма им сердца жгла. Больше всех сохла Алена… Оттого, видать, нет-нет, да и прибежит к Сайме она. Верность в дружбе у Саймы почуяла девка. Научила Алена подругу про волю песни петь, недругов-визирей ненавидеть. Да что и говорить. Не девка Алена была, а сам жемчуг накатный иль алмаз голубой. Высокая, статная, с гордой осанкой и тяжелой русой косой. Не болтлива, степенна, а когда говорила, то будто слово каждое дарила. — Не по времени ты, Алена, на свет родилась. Тебе бы парнем быть, атаманом ватажным, на лихом коне скакать, с матушки-земли врагов гнать, — говорили ей не раз Петро и Грицько, а она им в шутку отвечала:

— Бой красен мужеством, а приятель — дружеством. Что бы я делала одна — без вашей подмоги?

Когда же Карым отпускал Петро и Грицько за ворота дворца на дальние горы поглядеть, вольным ветром освежить себя, приходили друзья к избе Абдрахмата. Садились возле реки и пели печальные песни. Пели они про чудесные бескрайние степи, про ясное солнце и дальний курган. Про любовь, как жар-птицу, что в сердца людей залетает и к свободе зовет. Один раз, когда все кругом уснуло, ночь пришла в леса и горы, замигала дальняя звезда, сидели все четверо у костра, пригорюнившись. Не пелось друзьям в ту ночь. Устали шибко на работе. В горах били руду, самоцветы искали, в студеной воде стояли. Не спалось в ту ночь и Карыму. Душно было кругом. Над горами где-то далеко небо молниями озарялось. Пошел Карым со стражей своей на берег реки, людской разговор услыхав… Подошел. Не успел Грицько ветку в костер бросить, как отблеск от огня заиграл на клинках карымовой стражи. От злости согнулся Карым. Змеей зашипел на полоненных. За то, что без спроса ушли они, да еще ночью, без карымовой воли. Приказал он всех четверых на цепь посадить в подземелье. Хотел он плетью Алену стегнуть, но вдруг плеть сама опустилась в руке Карыма. Замер на месте он, как бывает с удавом, если его кто заворожит. Не смог больше Карым плеть поднять, глаз отвести. Подошел он ближе и увидел перед собой Сайму. Ее черные кудри вокруг лица волной лежали, взгляд злобой горел. Распрямился Карым, крикнул слуг, но потерял он силу свою. Усмирила Сайма змею, но зато на себя большое накликала горе. С той поры лишился покоя вовсе Карым. Чаще стал он заставлять петь полоненных. А потом как- то раз в дальней горе напали на Сайму карымовы слуги. Билась, кричала она. Отца Абдрахмата звала. Да разве в горах дозовешься? Притащили слуги почти мертвой ее во дворец и женам Карыма отдали. Обрядили жены ее в белый атласный бешмет. В отороченную соболем шапку кудри спрятали. На ножки атласные сапожки надели, шею монистом драгоценным украсили и повели к Карыму. На пушистых коврах сидел Карым, ожидая Сайму. Вокруг него визири стояли. Ввели Сайму. Будто звезда с неба опустилась и, как говорят, девицей оборотилась. Вскочил с ковров Карым, кинулся к Сайме и только было хотел ее схватить, как раздался топот копыт. Не успели визири и Карым к окнам подойти — ханские гости входили в двери. Будто дождем смыло карымовых жен. Вышли и слуги. Подал Карыму посол грамоту хана. Начал он беседу с послами. А потом — не успели в небе звезды погаснуть и утренняя заря над горами подняться — загремели ворота и мост. Карым помчался в набеги. Только пыль улеглась на дороге после Карымова войска, как у ворот дворца вопль раздался.

Кричал старик Абдрахмат: — Отдайте мне мою Сайму. Верните рыбку мою. Будь проклят Карым-шайтан! Схватили визири старика, связали ему руки, в темницу бросили. А за ним и Алену. За то, что хотела заступиться за старика. День и ночь плакала Сайма. Не хотела с неволей мириться она. Видать, сумела Алена подруге в сердце такие силы вложить, что непокорность у Саймы в сердце огнем разгоралась. Не без причины народ легенду сложил, а дальше в ней так говорится. Как-то раз после работы возле балагана в лесу на елане собрались дружки Петро и Грицько. Разговор завели. Все знали, отчего скудался Грицько. А больше других об этом знали Ефим да Микола Замора, тоже полоненные. Сроду молчал Ефим — недаром Немтырем прозывался; зато его дружок Микола Замора без умолку говорил, его часто никто и не слушал. Давно это было, трудно сказать, с чего подошли, только известно одно, будто начал Микола Замора, а кончил Немтырь: «Доколе мы будем терпеть змея Карыма! ». И тут же порешили: выбрать Грицько атаманом. Полюбили люди его, поверили в его богатырскую силу. Добрые советы Грицько всем давал, на работе людям помогал, за рабов заступался. А главное — умел в чужом сердце самое светлое отыскать. Сроду не боялась Карымова стража полоненных, а как с Грицько встречалась — стороной обходила. За Карыма во дворце остался его брат — мурза Наган-Старый. Не знал Наган, что недалеко от дворца кузница появилась, а в ней клинки и сабли ковались. И вот пока люди про запас сабли, луки да стрелы готовили, время, как пряха, свою бесконечную нить плело. Весна уже давно ушла, миновало и лето, реже по ночам стали зарницы играть, небо темней и синей стало. Птицы в дальний путь собрались, желтый янтарь вершинки берез и осин разукрасил. Не успели последние грозы отгреметь, первые заморозки ударить, поднялась пыль столбом. Карым воротился из набега. Много земель он разорил, немало богатств всяких награбил, но самую большую драгоценность привез — жемчужину черную… Не зря ее хан Карыму дарил — говорит, черный цвет змею укрощает. Думал хан, что будет Карым глядеть на нее, злую тоску смирять… Только солнце за горы — велел Карым во дворце огни зажечь. Запылали огни факелов, закипели бараны в чанах, засверкало вино в древних чашах. Всех визирей приказал Карым собрать, жен привести в большой зал. Полоненных во дворе согнать. Шел пир своей чередой. Звон бубнов, крики толпы стены дворца сотрясали. Словно шаман с ведьмой свадьбу справлял. А Грицько о ту пору с воинами шел, у ворот уже бой завязался. Не успел тревожный сигнал часовых затихнуть в горах, как Грицько с друзьями стал дорогу к подземелью расчищать, чтобы Абдрахмата и Алену спасти. А в зале Карым пировал. Рев, гул толпы — воинов Грицько — принял Карым за ликование своих слуг в знак его возвращения. Хлопнул Карым в ладоши, согнулись перед ним два визиря: велел Карым Сайму привести. Ввели Сайму. А она была красивей Юлдус Туште — звезды, упавшей с неба. Схватил Карым золотую цепь, на которой черная жемчужина красовалась, кинулся к Сайме и приказал ей жемчуг на шею надеть. Тихонько Сайма жемчужину на ладонь положила, взглянула на нее, и большая слеза на глаз ей накатилась. Первая пала на грудь, а вторая — прямо на черную жемчужину. Застыли все. Смолкли крики кругом: в руке у Саймы жемчужина свой цвет менять стала, засияла, голубой волной отливая. Словно знала Сайма волшебную силу жемчужины черной: если она станет голубеть, то все родники в земле откроются — такая молва в народе жила. Подбежала Сайма к окну, растворила его и кинула Карымов подарок вниз, где речка журчала, с камнями играя. Кинула Сайма жемчуг и бросилась к двери, чтобы сбежать от Карыма… Враз будто черные стены дворца раздвинулись. Вольный ветер ворвался. Крик, гул, шум толпы… А вода в реке все прибывала, долину собой заполняя. Раздался снова гул. Раскололся дворец. В испуге кричали люди. Заметались в испуге гости. В зал же в это время ворвался Грицько с войском. Рядом с ним Алена бежала. Разгадал замысел полонян Карым, схватил кинжал, бросился за Саймой, но Алена закрыла подругу собой и тут же упала…А река уж горным потоком кипела, на берег кидалась. Наутро как в землю провалился Карымов дворец вместе с Карымом, его визирями и женами, только плеть одна на волне колыхалась. Не осталось в живых и никого из полонян. Всех унес горный поток за собой… И с тех пор там, где когда-то речка бежала, дворец Карыма стоял, — озеро с прозрачной, будто хрусталь, водой засияло. Народ — это озеро с той поры стал называть Увильды — Голубая жемчужина, а деревню, что возле озера родилась, и по сей день называют Сайма.

Литературный конкурс

Угадай автора

АХМАТОВА

Послушница обители Любви

Молитвенно перебирает четки.

Осенней ясностью в ней чувства четки.

Удел — до святости непоправим.

Он, Найденный, как сердцем ни зови,

Не будет с ней в своей гордыне кроткий

И гордый в кротости, уплывший в лодке

Рекой из собственной ее крови.

Уж вечер. Белая взлетает стая.

У белых стен скорбит она, простая.

Кровь капает, как розы, изо рта.

Уже осталось крови в ней немного,

Но ей не жаль ее во имя Бога;

Ведь розы крови — розы для креста...

БЕТХОВЕН

Невоплощаемую воплотив

В серебряно-лунящихся сонатах,

Ты, одинокий, в непомерных тратах

Души, предвечный отыскал мотив.

И потому всегда ты будешь жив,

Окаменев в вспененностях девятых,

Как памятник воистину крылатых,

Чей дух — неумысляемый порыв.

Создатель Эгмонта и Лсоноры,

Теперь тебя, свои покинув норы,

Готова славить даже Суета,

На светоч твой вперив слепые очи,

С тобой весь мир. В ответ па эту почесть —

Твоя презрительная глухота.

ЖЮЛЬ ВЕРН

Он предсказал подводные суда

И корабли, плывущие в эфире.

Он фантастичней всех фантастов в мире

И потому — вне нашего суда.

У грез беспроволочны провода,

Здесь интуиция доступна лире,

И это так, как дважды два —четыре,

Как всех стихий прекраснее — вода.

Цветок, пронизанный сияньем светов,

Для юношества он и для поэтов,

Крылатых друг и ползающих враг.

Он выше ваших дрязг, вражды и партий.

Его мечты на всей всемирной карте

Оставили свой животворный знак.

ЕСЕНИН

Он в жизнь вбегал рязанским простаком,

Голубоглазым, кудреватым, русым,

С задорным носом и веселым вкусом,

К усладам жизни солнышком влеком.

Но вскоре бунт швырнул свой грязный ком

В сиянье глаз. Отравленный укусом

Змей мятежа, злословил над Иисусом,

Сдружиться постарался с кабаком...

В кругу разбойников и проституток,

Томясь от богохульных прибауток,

Он понял, что кабак ему поган...

ГОРЬКИЙ

Талант смеялся... Бирюзовый штиль,

Сияющий прозрачностью зеркальной,

Сменялся в нем вспененностью сверкальной,

Морской травой и солью пахнул стиль.

Сласть слез соленых знала Изергиль,

И сладость волн соленых впита Мальвой.

Под каждой кофточкой, под каждой тальмой —

Цветов сердец зиждительная пыль.

Всю жизнь ничьих сокровищ не наследник,

Живописал высокий исповедник

Души, смотря на мир не свысока.

Прислушайтесь: в Сорренто, как на Капри,

Еще хрустальные сочатся капли

Ключистого таланта босяка.

ДОСТОЕВСКИЙ

Его улыбка — где он взял ее? —

Согрела всех мучительно-влюбленных,

Униженных, больных и оскорбленных,

Кошмарное земное бытие.

Угармонированное свое

В падучей сердце — радость обреченных,

Истерзанных и духом исступленных —

В целебное он превратил питье.

Все мукой опрокинутые лица,

Все руки, принужденные сложиться

В крест на груди, все чтущие закон,

Единый для живущих — Состраданье,

Все, чрез кого познали оправданье,

И — человек почти обожествлен.

КИПЛИНГ

Звериное... Зуб острый. Быстрый взгляд.

Решительность. Отчаянность. Отвага.

Борьба за жизнь — девиз кровавый флага.

Ползут. Грызутся. Скачут. И палят.

Идиллии он вовсе невпопад:

Уж слишком в нем кричат инстинкты мага.

Пестрит пантера в зарослях оврага.

Ревет медведь, озлясь на водопад.

Рисует он художников ли, юнг ли,

Зовет с собой в пустыни или джунгли,

Везде и всюду —дым, биенье, бег.

Забыть ли нам (о нет, мы не забудем! ),

Чем родственен звероподобным людям

Приявший душу зверя человек...

КОНАН ДОЙЛЬ

Кумир сопливого ученика,

Банкира, сыщика и хулигана,

Он чтим и на Камчатке, и в Лугано,

Плод с запахом навозным парника.

Помилуй Бог меня от дневника,

Где детективы в фабуле романа

О преступленьях повествуют рьяно,

В них видя нечто вроде пикника...

“Он учит хладнокровью, сметке, риску,

А потому хвала н слава сыску! ” —

Воскликнул бы любитель кровопийц,

Меня всегда мутило от которых...

Не ужас ли, что землю кроет ворох

Убийственных романов про убийц?

МАЯКОВСКИЙ

Саженным — в нем посаженным — стихам

Сбыт находя в бродяжьем околотке,

Где делает бездарь из них колодки,

В господском смысле он, конечно, хам.

Поет он гимны всем семи грехам,

Непревзойденный в митинговой глотке.

Историков о нем тоскуют плетки

Пройтись по всем стихозопотрохам...

В иных условиях и сам, пожалуй,

Он стал иным, детина этот шалый,

Кощунник, шут и пресненский апаш:

В нем слишком много удали и мощи,

Какой полны издревле наши рощи,

Уж слишком он весь русский, слишком наш!

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Не жутко ли, — среди губернских дур

И дураков, туземцев Пошехонья,

Застывших в вечной стадии просонья,

Живуч неумертвимый помпадур?

Неблагозвучьем звучен трубадур,

Чей голос, сотрясая беззаконье,

Вещал в стране бесплодье похоронье,

Чей смысл тяжел, язвителен и хмур.

Гниет, смердит от движущихся трупов

Неразрушимый вечно город Глупов —

Прорусенный, повсюдный, озорной.

Иудушки из каждой лезут щели.

Страну одолевают. Одолели.

И нет надежд. И где удел иной?

Свечки и огоньки

Формы вечерней свечи

1) Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.

2) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить " кирпичи" из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

3) Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

4) На этом вечере говорят: " Спасибо" одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.

5) " Прогноз погоды". Выразит словами или условными знаками состояние совей души.

6) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.

7) " Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отно


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.181 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь