Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема «Описание объектов и классов на языке



Программирования Турбо Паскаль»

Учащиеся должны знать:

• синтаксис описания объекта на языке Турбо Паскаль;

• синтаксис описания части реализации и разделов интерфейсной части класса на языке Турбо Паскаль;

• в чем состоит инкапсуляция и какова ее связь с ограничением доступа;

• что означает утверждение: поля и методы одного класса находятся в одной области видимости;

• в чем состоит отличие между описанием, использованием методов класса и подпрограмм.

Учащиеся должны уметь:

• описать класс и объект данного класса на языке Турбо Паскаль;

• выделять механизм работы программы в виде взаимодействия определенных в ней объектов;

• использовать различные способы доступа к полям и методам объекта.

Тема «Наследование. Иерархия классов»

Учащиеся должны знать:

• что означает понятие «иерархия классов в виде дерева»;

• что такое наследование, основные принципы наследования и понимать его преимущества;

• возможные варианты переопределения методов класса-предка;

• примеры некорректного наследования (переопределения структуры).

Учащиеся должны уметь:

• переопределять структуру класса-предка, используя все возможные варианты.

Тема «Наследование и полиморфизм»

Учащиеся должны знать:

• основные типы методов, их способ описания на языке Турбо Паскаль;

• какие ограничения и возможности появляются с использованием разных типов методов при описании класса;

• что означает раннее и позднее связывание методов и как это соотносится с введением в описание класса различных типов методов;

• синтаксис описания, конструктор и деструктор класса на языке Турбо Паскаль и для чего они предназначены;

• что такое полиморфизм;

• что такое таблица виртуальных методов (ТВМ) и каким образом она создается и используется;

• синтаксис и назначение функций TypeOf и SizeOf;

• возможные варианты совместимости объектных типов.

Учащиеся должны уметь:

• корректно заменять имеющиеся в программе виртуальные методы на статистические и наоборот при полиморфизме методов в иерархии классов.

Тема «Внутреннее представление данных»

Учащиеся должны знать:

• основные области памяти, занимаемые выполняемым кодом программы;

• как соотносятся между собой виртуальные и динамические методы;

• способ описания динамических методов на языке Турбо Паскаль;

• что такое таблица динамических методов (ТДМ);

• как создается и используется ТДМ.

Учащиеся должны уметь:

• показать на конкретном примере недостатки в использовании виртуальных методов.

Учащиеся должны быть ознакомлены:

* I «со способом представления объектного типа (класса) и эк-ремпляра (объекта) в памяти;

• со способом организации и представления ТВМ в памяти;

• со способом организации и представления ТДМ в памяти.

Тема «Основные понятия

Объектно-ориентированного программирования»

Учащиеся должны знать:

• что такое объект;

• что такое класс;

• как описывается класс;

• как описать объект;

• назначение полей класса;

• назначение методов;

• в чем состоит идея визуализации объекта;

• что представляют собой компоненты в Delphi;

• в чем состоят принципы инкапсуляции, наследования и полиморфизма;

• об иерархии объектов;

• способы обращения к полям внутри метода и другим методам;

• о динамическом характере объектов;

• как использовать объект в программе.

Тема «Идеология программирования под Windows»

Учащиеся должны знать:

• что представляют собой DOS-приложение и Windows-приложение, в чем их принципиальные отличия;

• что такое событие и какие они бывают;

• что такое отклик на событие;

• что представляет собой обработчик события;

• как работает Windows-приложение;

• что такое визуальное проектирование;

• основные принципы программирования в среде Windows.

Тема «Визуальная среда программирования Delphi.

Инструментарий Delphi. Основные категории

Delphi: свойства, события, методы»

Учащиеся должны знать:

• назначение основных окон Delphi,

• назначение основных команд меню,

• инспектор объектов, его страницы свойств и событий;

• способы изменений свойств, в чем их отличие.

Учащиеся должны уметь:

• изменять свойства тремя способами,

• написать простейший обработчик события.

Тема «Структура приложения в Delphi. Проект.

Разработка сценария проекта. Файлы проекта. Описание файлов»

Учащиеся должны знать:

• что входит в процедуру разработки сценария Delphi-приложений;

• какие основные типы файлов входят в Delphi-приложение (проект) и их назначение.

Учащиеся должны уметь:

• разрабатывать сценарии простых приложений;

• создавать папки для проектов и понимать назначение хранящихся в них файлов;

• устанавливать значения свойств компонентов с помощью инспектора объектов;

• описывать методы обработки событий в файле программных модулей.

Учащиеся должны быть ознакомлены:

• с назначением файлов ресурсов, опций, настроек.

Тема «Управление компонентами при проектировании.

Форма, ее свойства, события, методы»

Учащиеся должны знать:

• способы работы с компонентами в Delphi;

• что представляет собой форма в Delphi;

• основные свойства формы;

• основные события формы.

Учащиеся должны уметь:

• помещать компоненты на форму (различными способами);

• выделять компоненты;

• копировать компоненты;

• изменять свойства компонентов визуально, с помощью инспектора объектов и программно;

• получать помощь (обращаться к справочнику) по работе с компонентами;

• задавать размеры и положение формы на экране;

• изменять заголовок и создавать значок формы.

Тема «Разработка и реализация простого приложения»

Учащиеся должны уметь:

• четко формулировать задачу и оценивать возможность ее решения средствами Delphi;

• изображать на бумаге будущий кадр;

• писать простейшие сценарии;

• разрабатывать простую форму, задавая шрифты, цвета, раз-Меры, расположение на экране;

• задавать стиль формы;

• описывать обработку несложных событий.

Тема «Разработка проекта»

Учащиеся должны уметь (дополнительно к полученным ранее умениям):

• пользоваться и создавать меню, переключатели, диалоговые окна;

• создавать и подключать вспомогательные формы.

Тема «Графические возможности Delphi»

Учащиеся должны знать:

• какие графические возможности предоставляет Delphi.

Учащиеся должны уметь:

• размещать на форме готовую картинку;

• создавать свою картинку, используя Image Editor;

• изображать простые геометрические фигуры; использовать штриховку и закраску;

• формировать изображения программным способом.

 

 

15.6. Тематическое планирование курсов

Объектно-ориентированного

Программирования

 

Таблица 15.2

Тематический план курса «Основы объектно-ориентированного

программирования» (А. Б. Кузнецов)

 

Тема учебного занятия Кол-во часов  
1. Основные сведения о технологии проектирования программ  
2. Декомпозиция  
3. Практика  
4. Уточнение элементов предметной области в виде классов и объектов  
5. Разработка механизмов взаимодействия классов и объектов  
6. Практика  
7. КИТ проектирования программ (контрольная работа)  
8. Структура интерфейсной части описания класса на языке программирования Турбо Паскаль. Инкапсуляция  
9. Описание взаимодействия объектов. Доступ к полям и методам класса  
10. Практика
11. Наследование. Иерархия классов
12. Практика
13. Наследование и полиморфизм
14. Практика
15. Внутреннее представление
16. Объектно-ориентированная технология проектирования программ
17. Наследование и полиморфизм (контрольная работа)
18. Резерв
Всего:

 

Таблица 15.3

Тематический план курса «Основы программирования на Delphi»

(И. П. Половина)

 

Тема учебного занятия Кол-во часов
1. Основные понятия объектно-ориентированного программирования
2. Идеология программирования под Windows
3. Визуальная среда программирования Delphi. Инструментарий Delphi. Основные категории Delphi: свойства, события, методы
3. Структура приложения в Delphi. Проект. Разработка сценария проекта. Файлы проекта. Описание файлов
4. Управление компонентами при проектировании.Форма, ее свойства, события, методы
5. Разработка и реализация простого приложения
6. Разработка проекта
7. Графические возможности Delphi
Всего:

Методика обучения логическому

Программированию

 

Логическое программирование в качестве объекта изучения пришло в нашу школу гораздо раньше объектного. В период с 1987 по 1995 г. С.Г.Григорьевым, Е.А.Ерохиной, В.А.Кайминьгм, Н.Д.Угриновичем, А. Г. Щеголевым и другими авторами были разработаны многочисленные методические материалы по логическому программированию. Тем не менее специального пособия по организации курса логического программирования, продолжающего базовый курс информатики, пока не существует.

Поскольку иных реально доступных языков, кроме Пролога, для реализации логического программирования не существует, то этот же курс можно назвать (как часто и делают) «Язык программирования Пролог».

Способ изучения Пролога в форме профильного курса в определенной мере зависит от того, были ли прежде учащиеся знакомы с элементами Пролога в ходе изучения базового курса. Если ответ положителен, то учащиеся знакомы в общих чертах с элементами логики и схемой Пролог-программы, понятием базы знаний. В любом случае профильный курс должен содержать большую часть тем, составляющих язык Пролог, но методика их изучения должна учитывать вышесказанное обстоятельство. Как и при изучении любого языка программирования, будет правильным регулировать уровень изложения уровнем разбираемых задач.

Системы программирования, с которыми приходится работать имея дело с Прологом, могут значительно отличаться друг от друга. В этом плане выделяется Турбо Пролог, идеологические расхождения которого со стандартом языка особенно заметны. Для обучения можно рекомендовать Arity-Prolog. В любом случае изложение материала рекомендуется вести в рамках стандарта, подчеркивая особенности и различия конкретной системы программирования.

При планировании курса учитель должен исходить из отпущенных на него часов. Возможно несколько вариантов: ознакомительный 34-часовой курс, более полный 68-часовой или еще больший, носящий характер интегрированного курса (например, с классической логикой и/или математической логикой). Ниже представлены варианты такого планирования.

Далее следуют рекомендации по изучению отдельных тем (в той последовательности, в которой обычно изучают Пролог, хотя некоторые темы и допускают перестановку).

Тема «Введение в Пролог»

 

В этой теме уместно (в лекционной форме) напомнить учащимся основные принципы обработки данных в информатике. Еще раз прозвучит и будет подкреплена аргументами мысль о том, что операторная часть языков программирования, составляющая основу Паскаля, Бейсика и других языков хоть и важна, но не менее важно представление данных, подвергаемых обработке — входных, выходных и вспомогательных, используемых внутри программ. Невозможно эффективно обрабатывать информацию, не располагая разветвленными структурами данных; эффективность решения задачи во многом связана не только с операторной частью программы, но и с тем, насколько умело структурированы данные.

Тем не менее классические языки программирования требуют от программиста полностью описать, в виде цепочки операторов, порядок обработки информации. Однако это не единственный путь; уже давно реализуются попытки поручить воспроизводство логических рассуждений системной программе (т.е. с внешней стороны, самому компьютеру), а за человеком оставить лишь формулировку задания. Подведите учащихся к мысли: главная особенность языка Пролог состоит в том, что он является не столько языком для записи алгоритмов, сколько языком для описания данных и логики их обработки.

Материалы для этой темы можно найти в предисловии к большинству учебников по Прологу, а также в журнальных статьях, указанных в списке литературы. Если учащиеся уже изучали элементарное введение в Пролог в базовом курсе, то беседа эта может быть сведена к напоминанию основных принципиальных позиций и показу нескольких программ на Прологе. Если нет, то после общего разговора приводим элементарные программы на Прологе, не упоминая ни о каких формальных правилах их построения. Такие программы включают два-три факта и один вопрос, ответ на который, с точки зрения учащихся, очевиден. При этом подчеркните: очевидность ответа для человека означает, что его мозг выполнил некую (пусть и очень простую) программу. Если решать задачу на Паскале, то эту программу придется написать человеку, если же решать ее на Прологе, то сопровождающая его системная программа эту прикладную программу напишет сама. Как она это сделает — вопрос «на потом».

Еще одна важная мысль, которая прозвучит в этой теме, такова: чтобы система могла сама делать логические выводы, исходная информация должна быть чем-то большим, чем совокупность Данных. Эта информация включает связи между входящими в нее элементами. Такая информация — уже не просто данные, а элементарные знания. В связи с этим необходимо ввести элементарные представления о базе знаний, отталкиваясь от противопоставления с хорошо известным учащимся понятием базы данных. База знаний включает информацию о связях между объектами и состоит из фактов и правил, в то время как база данных ограничивается только фактами. Примеры элементарных баз знаний легко найти в Указанных в списке литературы пособиях.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь